«До пяти крупных турниров в год». Как киберспорт в Беларуси будет собирать стадионы

StarLadder «Минск-Арену» уже собрал, но это только начало.

Киберспорт – один из значимых современных трендов. Пока все спорят, можно или нельзя считать профессиональное участие в компьютерных играх спортом, многие страны признали их полноценной дисциплиной. Например, в России киберспорт имеет такой же статус, как и футбол с хоккеем.

Белорусы узнали, что киберспортивные турниры могут собирать стадионы, в прошлом году. На «Минск-Арене» прошло мероприятие StarLadder i-League Starseries – большой турнир по Dota 2 и CS:GO. Он собрал аншлаг, и это выглядело по-настоящему круто.

70 фотографий из «Минск-Арены», которые показывают развитие киберспорта в СНГ

Однако видом спорта это направление в Беларуси пока не признано. Впрочем, полгода назад, в декабре 2016-го, в стране появилась национальная федерация киберспорта. Ее создателем и председателем является Денис Богуш.

Богуш связан с компьютерными играми с начала 2000-х. В 2001 году он открыл один из первых в столице компьютерных клубов – «Тарантул». Затем на базе клуба появилось несколько киберспортивных команд, которые за его счет участвовали в различных международных турнирах. Также Богуш является одним из создателей киберспортивного портала . С 2007 года он с коллегами начал проводить турниры по киберспорту: в частности, они ездили по разным регионам Беларуси и знакомили людей с новой для наших широт дисциплиной. Затем Богуш стал учредителем ивент-агентства «Пляцоўка», которое, в том числе, занимается организацией киберспортивных турниров (кстати, именно оно стало соорганизатором StarLadder в Минске). Однако Федерация киберспорта Беларуси появилась лишь в конце 2016 года. Почему так поздно и какие вообще перспективы киберспорта в стране – на эти вопросы ответил сам Денис Богуш.

– Мы четыре раза хотели создать федерацию, даже собирали нужное количество людей, но что-то нас останавливало. Но в 2016 году создать федерацию решили окончательно. У нас очень богатый опыт в киберспорте. А учитывая его популярность, мы поняли, что создать федерацию может кто-нибудь с куда меньшим опытом. На мой взгляд, это отрицательно сказалось бы на индустрии. Да и мы решительно захотели вывести киберспорт на другой уровень.

- Киберспорт пока не признан Министерством спорта. Как у вас идет диалог по этому поводу?

– Диалога пока нет. Идти в Министерство спорта следует не с пустыми руками. Вообще, мы развиваем это направление с 2001 года, но федерация была зарегистрирована лишь в конце минувшего года. Мы, будучи коммерческой структурой, провели немало мероприятий. Но сейчас мы хотим показать, что мы как федерация киберспорта можем сделать. Мы в этом году планируем несколько мероприятий в Беларуси. В течение второго полугодия пройдет турнир среди студентов. Будем выезжать в регионы, проводить там отборочные соревнования, а лучшие сразятся в финале в Минске. Также организуем республиканский чемпионат, который пройдет параллельно с первенствами Азербайджана и Татарстана. Победителей белорусских соревнований отправим в Казань на финал, который пройдет в «Татнефть-Арене» с 3 по 5 ноября. Организаторами финальной части будет именно наша федерация: считаю, что организовать турнир  не в Беларуси – это очень важный для нас опыт.

Все наши достижения за текущий год мы продемонстрируем Министерству спорта. Приходить с голыми руками и что-то на словах рассказывать – не в наших правилах. Да и не хочется, чтобы киберспорт тянули в реестр видов спорта за уши – на основании статистики в зарубежных странах.

- Но подождите. В Беларуси проходил StarLadder, собравший «Минск-Арену». Этого недостаточно?

– Да, проходил, а наше ивент-агентство «Пляцоўка» было его соорганизатором. Мы продали 12 тысяч билетов, загрузили гостиницу «Виктория-Олимп». Но организацией занималась не Белорусская федерация киберспорта (которой тогда не существовало), а наша коммерческая компания. Мы вообще провели очень много мероприятий. Но сейчас мы пишем историю с чистого листа: таковы требования со стороны той же Международной федерации киберспорта (IeSF), в которую мы стремимся вступить. У них четкая позиция: нужно показать, что мы сделали именно как Белорусская федерация киберспорта. С Министерством спорта ситуация аналогичная.

На StarLadder в Минск приехало немало зарубежных болельщиков.

- Чем поможет киберспорту включение в реестр?

– Официальным статусом. Сегодня киберспорт – это огромное движение. Несмотря на высокий интерес, на постсоветском пространстве часто не видят в нем потенциала. Притом что уже сегодня киберспортивные турниры притягивают в страну туристов, инвестиции, помогают заполнять гостиницы. Нам будет легче действовать с признанием со стороны государства. Без него привлекать в страну крупные международные турниры тяжелее. Одно дело действовать от имени зарегистрированной только в Минюсте федерации, а другое – от такой структуры как Министерство спорта.

Признание Министерством спорта откроет перед нами новые возможности. Организуя Starladder, мы арендовали «Минск-Арену» на общих основаниях. Если мы станем в один ряд с другими спортивными федерациями, то получим льготные условия для аренды сооружений. Благодаря этому появится возможность привозить в страну больше статусных турниров.

Сегодня сложилась интересная ситуация: белорусы временами отправляются смотреть киберспорт заграницу. Например, недавно болельщики ездили в польский Катовице. Сегодня киберспортом интересуется много молодежи, которую можно организовать в огромное фанатское движение. Так, кстати, сделали в Польше. Если к киберспорту есть интерес публики, то ему нужно соответствовать: стимулировать организацию в стране крупных турниров и давать возможность белорусам, никуда не выезжая, следить за ними.

Так проходят турниры по киберспорту в Катовице

- Спрошу прямо: вас интересует перспектива финансирования со стороны государства?

– Нет, мы на нее даже не рассчитываем. Повторюсь, мы давно занимаемся организацией киберспортивных турниров. Мы четко понимаем, что мы делаем, как привлечь аудиторию и как монетизировать ее. Конечно, мы можем сотрудничать с государственными компаниями, если у них будет интерес (а он, кстати, есть).

Часто клубы и федерации по видам спорта финансируются за счет средств государства? Для меня это очень сложная схема для восприятия. Нужно ориентироваться на свои возможности и зарабатывать, как это делают во всем мире.

- Я правильно понимаю, что киберспорт, возможно, единственный вид спорта в Беларуси, который может существовать без господдержки?

– Я не знаю уровень вливания средств со стороны государства в другие виды спорта. Но могу смело заявить: киберспорт может спокойно существовать без финансовой поддержки государства. Нам просто нужно признание. А не признавать киберспорт в современных условиях нельзя: он популярен во всем мире, а оборот индустрии оценивается в 90 миллиардов долларов.

Государству нужно открыть глаза, понять, что на дворе XXI век и поспособствовать выходу белорусского киберспорта на новый уровень. В Беларуси киберспорт популярен. Тем не менее, большинство соревнований проходят то ли в барах, то ли в подвалах. Нужно выводить наш вид спорта на новый уровень.

Турнир по киберспорту в «Фан-доме» хоккейного «Динамо»

- Как считаете, киберспорт – самый популярный вид спорта в стране?

– Тяжело сказать: детальных цифр пока нет. Рассчитываем получить их к Новому году, когда завершится республиканский чемпионат и студенческое первенство. Мы недавно подписали соглашение о сотрудничестве с АБФФ и хоккейным «Динамо». И у нас, и у них огромная аудитория. Сергей Сафарьян на пресс-конференции сказал о том, что футбол – самый популярный вид спорта в мире, но аудитория киберспорта постепенно приближается к футбольной. Мы сотрудничаем, потому что понимаем, что спортивные болельщики и наша аудитория могут дополнять друг друга. Мы с удовольствием познакомим белорусскую молодежь со всеми спортивными клубами страны. Например, мы провели мероприятие в «Фан-доме» хоккейного «Динамо». Приглашенные туда киберспортсмены познакомились с динамовской атмосферой и наверняка придут на матчи «зубров» в КХЛ.

- То есть о конкуренции речи не идет?

– Нет. Кстати, после этого мероприятия некоторые наши подписчики подписались на страницу «Динамо» «Вконтакте». И наоборот. Так что это не конкуренция, а синергия.

- У «Динамо» больше 80 тысяч подписчиков «Вконтакте». А у вас?

– Пока около трех тысяч. Поясню, почему так мало. Во-первых, сообщество было создано не так давно. Во-вторых, многие увлекающиеся видеоиграми белорусы не знают о нашем существовании. Одна из наших задач – рассказать им о том, что появилась национальная федерация, во главе которой находятся люди, знающие, как развивать киберспорт.

Первый зампред АБФФ Сергей Сафарьян, председатель Федерации киберспорта Беларуси Денис Богуш и заместитель генерального директора по экономическим вопросам ХК «Динамо-Минск» Дмитрий Нагайченко подписывают соглашение о сотрудничестве.

- Не допускаете мысль, что та же АБФФ пошла на сотрудничество с вами, потому что боится потерять болельщиков и молодых спортсменов за компьютерами?

– Знаете, киберспорт не отличается от традиционного спорта. Когда ребенок приходит в секцию, профессиональный тренер может спустя несколько часов рассказать о его перспективах. У нас все точно так же. Если кто-то думает, что для того, чтобы стать крутым киберспортсменом, нужно проводить за монитором 12 часов в сутки, это не так. Поверьте, сотрудники офисов проводят за монитором больше, чем киберспортсмен перед важным турниром. Нам достаточно пару часов посмотреть на игру ребенка, чтобы понять его перспективы в киберспорте. Мы честно говорим: «Если у тебя не получается с джойстиком, бери мяч и иди на стадион». Но если у ребенка получается хорошо управлять джойстиком, то почему бы ему не развиваться в этом направлении?

- Как вы будете сотрудничать с футболом?

– Хотим организовывать на матчах высшей лиги и национальной сборной киберспортивную зону по футболу. К сожалению, к матчу с Болгарией не успели. В планах – проводить мини-турниры во время матчей. С одной стороны, зрители перед игрой и в перерыве смогут увлекательно проводить время. С другой, мы можем найти перспективного киберфутболиста, который впоследствии может пополнить киберспортивную команду своего клуба.

В Австрии перед матчами «Ред Булла» уже давно играют в PlayStation

Такие команды в Беларуси есть у брестского «Динамо» и БАТЭ. А в России – уже у каждого клуба РФПЛ. В мире это работает так: клуб подписывает популярных киберспортсменов, обеспечивает их стабильным доходом и с их помощью увеличивает свою аудиторию. Возьмем такой пример. Брестский подросток болеет за киберфутболиста. Последний начинает выступать под знаменами «Динамо». Этому болельщику станет интересно, что это за клуб. И впоследствии он придет на стадион болеть за брестчан. В перспективе такая синергия может привести к аншлагам на стадионах.

С АБФФ мы также планируем организовать чемпионат страны по киберфутболу. Такая же перспектива взаимодействия и с хоккейным «Динамо». Эти намерения прописаны в заключенном соглашении о сотрудничестве. Скоро выйдут FIFA’18 и NHL’18, и мы будем анонсировать эти мероприятия.

- Во что играют белорусы?

– Dota 2, CS:GO и «Танки». League of Legends? Это самая популярная и денежная дисциплина в мире, но не в нашем регионе. Она популярна в Китае и США. У нас наиболее популярна Dota 2, но CS:GO наступает на пятки.

- Вы говорили, что киберспорту не нужна господдержка. Тогда на чем индустрия зарабатывает?

– Основная статья доходов – спонсорство. Киберспортивные турниры в основном смотрят онлайн. Партнеры платят за возможность продвижения среди этой аудитории. В некоторых случаях трансляции продаются. Кстати, мы надеемся добиться трансляций киберспортивных турниров на белорусском телевидении. Сегодня у нас есть свое оборудование, с помощью которого мы создаем трансляции. Временами они обходят по популярности трансляции киберспорта на «Матч-ТВ». Продажа билетов? Это не основной доход. Главное для организаторов – загрузить арену, чтобы была отличная привлекательная картинка.

- Аудитория крупных турниров, насколько я понимаю, не сосредоточена в одной стране.

– У киберспорта сегодня нет географии, поэтому он в меньшей степени зависит от экономической ситуации в стране. Крупные турниры можно организовать в любом месте, где есть благоприятная инфраструктура. Да, мы не можем сделать в Минске дорогие билеты, но это не основной доход организаторов. Монетизация идет через рекламу в интернете.

- Как часто можно проводить в Минске турниры, которые позволят загружать «Минск-Арену»?

– Только сторонние организаторы могут привозить в Беларусь от трех до пяти турниров в год. Но и «Минск-Арене» нужно быть готовой принимать зрителей три полных дня по 12 часов. Также мы можем организовывать несколько значимых мероприятий сами, привлекая звезд извне.

- Вы проводили мероприятие в «Фан-доме» минского «Динамо». Это был мелкий турнир, но его посмотрели 170 тысяч человек. Восемь матчей каждого тура высшей лиги смотрят 50 – 70 тысяч интернет-пользоваталей. Как вам удалось достичь таких цифр?

– Мы создали хорошую трансляцию, привлекли реальных звезд. В приставку играли футболист Никита Корзун и хоккеист Дмитрий Коробов. Социальная сеть «Вконтакте» стала нашим партнером и доставила информацию о стриме интересующимся киберспортом пользователям. Люди не просто подключались к трансляциям, но и смотрели их довольно долго. Секрет этого локального успеха – в качестве и привлекательности контента.

- Как в Беларуси вообще относятся к киберспорту? В России, например, реагируют неоднозначно: тот же Василий Уткин сравнил его с онанизмом.

– Он, кстати, недавно изменил свое мнение. Мне кажется, в тот момент он своим высказыванием привлекал к себе внимание. В России огромные ресурсы вкладываются в киберспортивное направление. Не нужно забывать, что Уткин на высоком уровне может комментировать матчи по виртуальному футболу. Так что в таких громких словах наверняка был замысел.

Говоря о восприятии киберспорта в Беларуси… Я еще в 2000-х встречался с потенциальными партнерами, которые могли бы помочь его развитию. Пытался объяснять людям, какие перспективы есть у этого направления. Но большинство в лучшем случае отвечали «нет», а в худшем крутили пальцем у виска. Наверное, это проблема бизнеса, если менеджмент не видит мировых трендов и не может найти точек соприкосновения. Причем непонимание было и со стороны бизнеса, и со стороны государственных органов. Но были и приятные исключения. Например, с агентством ВАЯР мы в 2007 году запустили отличную кампанию по повышению патриотизма через компьютерные игры. Вариантов сотрудничества с различными отраслями может быть много: большая часть игр построена на основе реальности.

Но в последние годы с непониманием уже не сталкиваюсь.  Приходилось даже слышать извинения от тех людей, которые резко реагировали на наши предложения. Теперь все понимают, что киберспорт – это действительно перспективно, и за ним – будущее.

Фото: starladder_com, , официальный сайт минского «Динамо», из личного архива Дениса Богуша, автора

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Киберспорт в Беларуси
+6
1 комментарий
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Вы про арену еще 10 лет будете вспоминать? Да и беларуская фкс не имеет к айлиг никакого отношения, нужна была только дешевая арена, в Беларуси ее нашли. Киберспорта в Беларуси нет и не будет. Ну максы местные танки "картофельные".
0
0
0
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий

Новости