Впечатления от Arknights Endfield. Это симулятор фабрики в гача-обертке
Первые мысли после второго бета-теста.
Arknights: Endfield – новый ролевой экшен с полутокрытым миром и системой гачи, напоминающий по геймплею Genshin Impact. Но тут чуть более сложная боевая система, а значительная часть геймплея посвящена строительству базы и добыванию ресурсов.
По второй закрытой бете уже можно представить, какой будет игра. Она хороша во многих аспектах, но у нее есть серьезные недостатки. Рассказываю, какой она получилась.
🎮 Наш телеграм про игры и кино. Важные новости, премьеры, инсайды и розыгрыши – каждый день
Игра посвящена строительству. Этим игрок будет заниматься месяцами и годами
Главный герой или героиня Эндминистратор просыпается с амнезией после долгого сна. Оказывается, что Эндмин управляет корпорацией Endfield, которая застраивает новоосвоенные планеты. Пока главный герой был в отключке, его подчиненные начали осваивать Талос II – сателлит огромной планеты Талос. И раз подоспели свободные руки, заведующая всем девушка-сова Перлика отправляет Эндмина строить завод по обработке ресурсов. А заодно спасать мир, потому что, ну, мир нуждается в спасении.

Я не особо люблю игры, в которых весь геймплей завязан на строительстве – как Satisfactory или Factorio. К счастью, в Endfield строительство занимает примерно половину времени, а остальное можно потратить на бои и сюжет (неплохой, если пережить ленивое вступление).
В Endfield строительство базы необходимо для прохождения, игнорировать эту часть игры нельзя. На базе добываются ресурсы для снаряжения оперативников, без которых они не смогут выживать в бою и наносить урон. А еще база позволяет зарабатывать валюту для покупки материалов для прокачки оперативников и оружия.
📌 7 игр, где финал заставляет пересмотреть весь сюжет

Но главный недостаток – на ежедневный фарм уходит куча времени. Карта усыпана точками сбора, часть ресурсов собирается автоматически и идет на склад, но некоторые нужно фармить вручную. Поэтому по всей карте нужно расставить электровышки, провести от них электричество в отдаленные места, поставить пилоны для быстрого скольжения… И это обязательно, ведь если бегать пешком, то будет уходить еще больше времени. Я знаю, что на это можно забить – но какой тогда смысл в игре, где все строится на фарме?
Второй недостаток раздражает гораздо сильнее – количество окошек обучения. Спасибо, я знаю, что карта открывается на «M». Я знаю, что крестик закроет окошко. Я уже прошла три раза обучение по строительству, можно мне на четвертый сделать несложную линию производства самой?

Нет, разработчики Endfield считают, что в их игру будут играть трехлетние дети, поэтому десять раз покажут обучение. Многие ругают Genshin Impact за то, что их загадки со всех сторон подсвечиваются подсказками, а камера в диалоге делает акцент на предмете для решения. Но по сравнению с Endfield в «Геншине» все нормально.
Я искренне надеюсь, что к релизу такое навязчивое обучение уберут из игры.
Боевая система требовательна к скиллу. Закликать не получится
Боевая система в Endfield отличается от привычной в гачах, где играешь за одного персонажа и переключаешься на других членов команды. Все четверо находятся на поле одновременно и все (зачастую) атакуют обычными атаками. Есть три очка навыков – они и позволяют использовать эти навыки. Очки восстанавливаются со временем, но можно ускорить процесс идеальным уклонением или специальными персонажами.
У врагов есть шкала оглушения, которая заполняется последним ударом серии. Поэтому так важно не переключаться между персонажами каждую секунду – навыки все равно можно использовать без переключения, как и ульты.

Персонажи разделены по стихиям, но особого влияния реакций я не заметила – возможно, это острее ощущается в эндгейме. Моя команда состоит из саппорта физического урона, саппорта очков навыков (тоже физического), физической дамагерши и хилера другой стихии. Если ударить врага физическим уроном и дождаться, пока второй герой в комбинации еще раз ударит физическим уроном, то можно получить различные эффекты оглушения и другие дебаффы. Так же и с остальными стихиями. На ранних и средних этапах, мне кажется, выгоднее собирать моностихийные команды.
Для игры с тонной объяснялок и подсказок боевая система довольно требовательная к скиллу и таймингам. Всего три очка навыка заставляют думать, как распоряжаться ресурсами. А без идеального уклонения с узким окошком для реакции команда будет сидеть без навыков десятилетиями. Хоть какой-то интересный челлендж.
Игру нельзя пройти как «Геншин», собирая в команду кого попало. В Endfield приходится немного думать.
📌 7 жутких монстров, которым хватило одной сцены
Энергия и прочие активности присутствуют. Но можно заходить не каждый день
Во всех играх такого типа у игрока есть энергия, которая постепенно заполняется. В Endfield она называется психикой (место для вашей шутки про дурку). С повышением ранга игрока растет и ее количество. Поэтому сложно оценить, сколько потребуется на полное восстановление: в начале игры – полдня, потом – до нескольких дней.
Это позволяет не заходить в игру каждый день, если вы не любите дейлики и прочее.

Если в «Геншине» есть густая смола, которая лежит себе до момента, пока не понадобится, то в Endfield в награду дают экстренные протекторы психики, которые могут храниться до 10 дней. Обычные сиропы психики довольно редки, но они не пропадают из инвентаря. Оба предмета восстанавливают по 40 очков психики – ровно на один фарм.
И хоть игра позволяет заходить не ежедневно, заходить все же придется – если хотите без доната получить персонажа из временного баннера. Потому что система гачи довольно жесткая, и я надеюсь, что ее поменяют к релизу.
Гача-система нуждается в переработке
Гача в Endfield гораздо хуже, чем во многих других играх. На это есть несколько причин.
Во-первых, в Endfield помимо обычных круток есть временные. Они исчезают, когда баннер заканчивается. И перенести их на следующий патч нельзя – поэтому либо копить 120 круток (до гаранта), либо донатить, если не хватило.
Во-вторых, можно проиграть на временном баннере два раза, прежде чем получить гарант на ивентового героя. Было сложно придумать систему хуже, чем оружейный баннер «Геншина», но у Endfield получилось – и это в сочетании с временными крутками.

В-третьих, оружейный баннер тоже не подсчитывает историю. За 80 круток выпадает гарантированная сигна персонажа, а также могут выпасть другие шестизвездочные стандартные оружия. Но крутки оружейного баннера покупаются только за валюту, которую дают за каждую крутку в ивентовом баннере. Поэтому для оружия тоже нужно или копить, или донатить. Или рассчитывать на удачу.
В меню баннера легко запутаться из-за пяти разных слотов для хранения круток. Как мне подсказали ветераны Arknights, одну валюту вообще нельзя тратить на крутки – в игре ее количество ограничено, и лучше купить на нее боевой пропуск. Боевых пропусков, кстати, в игре три.
Итак, слева направо:
Специальное разрешение на наем – ивентовая крутка.
Специальное разрешение на наем на этом баннере – временная ивентовая крутка.
Разрешение х10 – 10 круток.
Обмена ориджеметрия на ороберил – та самая валюта, которую нельзя тратить.
Ороберил – основная валюта для круток.

Создание временных круток – довольно грязный ход, прямо подталкивающий к донату, даже если персонаж не особо нужен. Сгорающие гаранты – из той же оперы. Даже дикие игры из мобильной рекламы, в которых девушки одеты в полоску трусов и полоску бюстгальтера, не так нагло обращаются с игроками. Но это бета, все еще может измениться, на что я и надеюсь.
Строительство базы
Как уже было сказано выше, строительство базы в Endfield напоминает Satisfactory или Factorio. В меню развития можно открыть разнообразные дополнительные сооружения: модули переработки, модули упаковки, модули очистки и так далее. Также можно поиграть в tower defense, сделав на своей базе охранные вышки и турели. А еще можно строить что-то вроде теплиц для выращивания растений и создавать из них циклы производства лекарств.

Есть игроки, которые кайфуют от длинных автоматизированных цепочек многоступенчатого крафта. Я к таким не отношусь. Но могу представить, как обрадуются люди, которым как раз не хватало строительства в других гачах – обычно в них такие режимы крайне скудные.
Для каждой цепочки есть отдельная обучалка по производству – как тестовый забег для персонажей, только для модулей. Если хватит терпения десятки раз скипать обучение, то вы обзаведетесь автоматизацией для добычи чего угодно.
Причем одной базой дело не ограничивается. При прохождении все равно придется растягивать электричество на все концы карты, чтобы разместить добывающие установки. И базу можно построить везде, если у вас хватит электричества. Все упирается в его маленький лимит на старте игры, и приходится вручную отключать какую-то часть вышек, чтобы вписаться. Дальше становится чуточку попроще, и уже не нужно жадничать с протягиванием электричества в отдаленный район для решения загадок.
Общее впечатление
Arknights Endfield понравится тем, кто устал от дейликов в других играх. Да, она требует уделять ей много времени в начале игры, причем ежедневно. Но чем дальше играешь, тем проще с новыми постройками для автоматизации и прочего.

К сожалению, игра совершенно не для меня – многие процессы настолько медитативные, что становится скучно. Но я могу представить, как обрадуются любители разнообразного крафта и симуляторов фабрик – среди гач такой детальной проработки процессов давно не было.
Несмотря на все недостатки, общее впечатление осталось позитивным. Как минимум из-за отличной оптимизации. Думаю, даже на старых ПК и телефонах не возникнет проблем с плавностью геймплея. Ни в катсценах, ни в открытом мире у меня fps не падал ниже 60 (кстати, 120 тут нет), а это большое достижение, если сравнивать с Where Winds Meet, Duet Night Abyss и другими свежими гачами.
* * *
Всю ночь играл в «Зайчика». 5-й эпизод – величие!
Roblox забанен в России! Роскомнадзор подтвердил полную блокировку игры
Все победители The Game Awards: от худшего к лучшему. «Ведьмак 3» даже не в тройке















