8 мин.

Ретрофутуризм, советпанк и российская хтонь. Hail to the Rainbow – инди года для думеров

Ее сделал практически один человек!

27 ноября в Steam вышла Hail to the Rainbow – игра от Сергея Носкова, известного в кругах почитателей инди разработчика-одиночки. Его новый проект-долгострой посвящен темному будущему, в котором ребенок-подросток отправляется в путешествие по разрушенной после войны с роботами стране. Игра получила 90% восторженных отзывов и побила прошлые рекорды онлайна у создателя.

Рассказываем, каким получился Hail to the Rainbow – нежданный инди-бриллиант уходящего 2025 года.

📌 Xbox 360 – 20 лет! Ностальгируем по лучшей консольной эпохе

Главное о Hail to the Rainbow

  • Жанр: приключение, экшен, симулятор ходьбы

  • Разработчик: Сергей Носков

  • Дата выхода: 27 ноября 2025 года

  • На что похоже: Soma, Half-Life 2, Metro 2033

  • Где играть: ПК, PlayStation 5 (позже)

  • О чем игра: мальчик отправляется на поиски отца по России будущего, разрушенной войной с роботами.

Игру разрабатывал около 6 лет Сергей Носков – автор, который больше 10 лет известен на независимой стороне индустрии меланхоличными адвенчурами: 35MM и The Light. И хоть в этот раз Носков обратился за сторонней помощью к аниматорам, он все же остался ведущим соло-разработчиком и куратором проекта.

Создатель оправдал каждую минуту потраченного единолично времени. Hail to the Rainbow – это показательное инди, к качеству которого многие крупные студии со штатом сотрудников должны стремиться. Оно наполнено любовью к деталями, разными интересными механиками и проработанным сеттингом с атмосферной историей.

Механический мир победил – про что игра?

Альтернативная Россия 2020-х, держава пала после войны со взбунтовавшимися роботами.

До этого партия лидеров «Радуга» совершила серию технологических прорывов, которые впоследствии привели к массовому внедрению Механиков – ботов-рабочих. Они стали не только учителями, машинистами и представителями закона, но и полноценно обслуживали целые отрасли государства. Пока не вступили по неизвестной причине в глобальный конфликт с людьми – с незавидной судьбой для вторых.

Теперь на руинах советского киберпанка глухонемой мальчик Игнат в одиночку выживает за городом в небольшом бункере. Для распознавания речи он использует имплант в голове – систему индивидуального интерфейса. Однажды зимним вечером юноша получает загадочное сообщение на свой ретро-компьютер. Герой считает, что с ним связался пропавший отец-инженер, хоть он уже не помнит его лица.

И тогда Игнат отправляется на поиски родителя по останкам цивилизации.

Атмосферный советпанк в стиле Atomic Heart

Мир Hail to the Rainbow опирается на советпанк – художественное видение фантастами технологического прогресса эпохи СССР. Представьте киберпанк из «Бегущего по лезвию» (на чей сиквел в игре есть диалог-рефрен с тем самым «Связаны, связаны»), но на окраине условной Свердловской области с коммунизмом и ретрофутуризмом – это и есть Hail to the Rainbow.

Тренд на этот сеттинг в современной поп-культуре некогда оживил шведский художник Саймон Столенхаг. В начале 2010-х он опубликовал цикл артов со ржавыми роботами и машинами на заснеженных сельских ландшафтах.

Его творчество вдохновило не только Носкова (по его же признанию), но и ряд других креаторов-соотечественников – благодаря им мы увидели как «Кибердеревню», так и Atomic Heart. Дорогущий блокбастер «Электрический штат» на Netflix, к слову, тоже является экранизацией графического романа Столенхага.

За саундтрек отвечает Nobody’s Nail Machine – электронный индастриал-музыкант из Санкт-Петербурга, с которым Носков уже сотрудничал при работе над платформером 7th Sector. Его темный эмбиент с гулкими басами, акустическими переборами и винтажными синтами задает тональность большинству сегментов игры.

С таким звуком, напоминающим музыку Павла Додонова из «Жить», погружение становится вязким; оно будто застилает тоской и думерским вайбом. Вкупе с пепельным небом над головой одинокого протагониста, кропотливо воссозданными интерьерами 80-х и бруталистскими панельками – это мощная аудиовизуальная картина и работа над арт-дизайном.

Вдобавок хроматическая аберрация, резкость изображения и VHS-глитчи не только играют на стилистике, но и вплетены в нарратив. Аугментация Игната с интерфейсом выводится прямо через глаз героя, что создает игроку HUD и тот самый аналоговый фильтр.

На что похожа Hail to the Rainbow?

Геймплейно Hail to the Rainbow является адвенчурой от первого лица с элементами исследовательской ходьбы, шутера и хоррора.

Среди грамотно воспроизведенных референсов ярче всего угадываются: Soma нарративной тяжестью, франшиза Metro холодной атмосферой, Half-Life 2 структурой миссий (даже монтировка со звуком заставки Valve в качестве пасхалки имеется), Alien: Isolation эпизодами с прятками и ретро-аппаратурой, Pacific Drive углубленным вождением, Resident Evil Village забегом вдоль жуткой заброшенной деревушки, и, конечно же, Atomic Heart общей стилистикой.

Но с последним автор не согласен – все же Hail to the Rainbow разрабатывался задолго до релиза детища Mundfish. Здесь скорее сказывается точечное улавливание тропов советпанка, которое у Atomic Heart вышло скомпоновать быстрее. И, справедливости ради, местами поверхностнее.

Постапокалипсис по-русски

По ходу путешествия Игнату доступен инвентарь со вспомогательными инструментами – ими он может вскрывать люки, замки и пользоваться оборудованием местных музеев, подъездов или предприятий. Также в арсенале у парня имеется обзорный дрон, который тот может запускать для разведки и поиска ресурсов. Герой быстро замерзает на открытой местности, поэтому восполнять здоровье придется даже независимо от стычек с Механиками.

Для этого (и не только) по разнообразным локациям разбросаны перекус, детали для апгрейда, хилки-инъекторы, патроны к помповому ружью и заряды конденсатора.

Последний Игнат носит в качестве портативного аккумулятора – агрегат позволяет пользоваться множеством терминалов и планшетов, которые раскрывают подробнее лор и предлагают небольшой набор мини-игр. Но лишь на ограниченное количество времени, поскольку заряд, в общем-то, не вечный.

Все взаимодействие с окружением и экипировкой тактильное – мальчик ручками вертит каждую встреченную головоломку или предмет на верстаке, что благосклонно влияет на иммерсивность и погружение.

Если покопаться усерднее по углам постсоветского убранства, то можно сыскать не только сейфы-секретики (код от одного из них вообще зашифрован в стереограмме, помните такие?), но и кассеты для магнитолы в Ниве главного героя. На ней он преодолевает расстояние по зимним пустошам России добротную часть хронометража с остановками на множестве точек интереса – с оммажами к ереванскому «Каскаду» и зданию РАН. По пути мальчика также встречают атрибуты эпохи: робот-курьер в форме Колобка, шоколадный Дед Мороз, босс в виде Железного Дровосека из «Волшебника Изумрудного города» и т.п.

С постпанком и ретровейвом из динамиков любая дорога выйдет приятнее. Особенно если она так гармонично ложится на знакомые пейзажи за окном.

Трудно быть человеком – стоит играть?

Словно лирический персонаж рэпера Хаски из текста тоскливой «Панельки», в Hail to the Rainbow Игнат так же все едет по России, но никак не доедет до ее конца. Все ради поисков отца. И в этих узнаваемых образах, каждой проработанной мелочи и стильном атмосферном сеттинге кроется истинная сила игры.

Окунуться в которую стоит далеко не только любителям постсоветской хтони (хоть тут без перегибов) или умного сайфая в духе братьев Стругацких, но и попросту фанатам ламповых медитативных приключений на пару вечеров.

Hail to the Rainbow – инди редкого на крепкость и серьезность пошива от такого же редкого на релизы разработчика-одиночки. Не пропускайте этот маленький бриллиант.

* * *