Все победители The Game Awards: от худшего к лучшему. «Ведьмак 3» даже не в тройке
А Astro Bot в десятке!
The Game Awards за прошедшие годы превратился в своеобразный барометр игровой индустрии. Именно на итоговой церемонии мы определяем, кто был успешен, кто провалился, что нас ждет дальше, но главное – выбираем «лучшую игру». Ту, что со временем будет восприниматься как отражение года: его амбиций, чаяний, трендов и надежд.
Мы расставили всех победителей TGA от худшего к лучшему, оценивая не только качество самих игр, но и их влияние на индустрию, культурную значимость и смелость идей. И начинаем мы с самого спорного лауреата.
Clair Obscur: Expedition 33 не достойна звания «Игра года», хоть я ее и люблю
11 место. Dragon Age: Inquisition

Год: 2014
Жанр: RPG
Разработчик: BioWare
Конкуренты на The Game Awards: Bayonetta 2, Dark Souls II, Hearthstone: Heroes of Warcraft, Middle-earth: Shadow of Mordor.
Последняя игра «той самой» BioWare создавалась в творческом аду – исход ключевых разработчиков (в том числе основателей студии Грега Зещука и Рея Музики), мучительный переезд на движок Frostbite, истеричные «письма счастья» от ЕА, постоянная смена концепций и ставка на предыдущее поколение консолей.
Все это не могло не сказаться на игре: геймеры как будто бы получили две Dragon Age. Первая – мрачная, эпическая ролевая игра с захватывающей историей, по-биоваровски харизматичными напарниками, глубокой боевой системой и одним из лучших клиффхэнгеров в истории видеоигр. Inquisition стоит пройти хотя бы ради сцены после титров, от которой ваша челюсть пробьет потолок соседей снизу.
Вторая – десятки часов однообразных активностей, сайд-квестов в формате «принеси десять X» и прочих форм игросервисного удовольствия, которые скорее напоминают рабский труд.
Благодаря своим сильным сторонам Inquisition победила на первой The Game Awards и продалась для ролевой игры внушительным тиражом в 12 млн копий. Однако из-за минусов проект оказался на последнем месте нашего топа.
10 место. Astro Bot

Год: 2024
Жанр: платформер
Разработчик: Team Asobi
Конкуренты на The Game Awards: Balatro, Black Myth: Wukong, Elden Ring: Shadow of the Erdtree, Final Fantasy VII Rebirth, Metaphor: ReFantazio.
Триумф Astro Bot на TGA 2024 породил локальный мем – «что-то для дошкольников стало игрой года, а значит, на TGA все куплено, либо голосуют одни идиоты». Однако достаточно хотя бы раз запустить проект Team Asobi и не быть при этом адептом секты «фу, агуша-гейминг», чтобы убедиться: Astro Bot – потрясающая игра. Просто потому, что в ней весело нажимать кнопки на протяжении двух десятков часов. А разве не это главное в видеоиграх?
Team Asobi создала механически идеальный 3D-платформер, нарисовала несколько десятков красивейших уровней и наполнила каждый таким количеством уникальных механик, что хватило бы на пару современных частей Assassin’s Creed. Наконец, создатели превратили взаимодействие с DualSense в полноценный аттракцион: геймпад постоянно вибрирует, шипит, урчит, звенит и передает текстуры поверхности, скорость передвижения, силу ударов и прочее. Astro Bot – еще и безупречное попадание в ностальгию фанатов PlayStation, лучший фан-сервис для тех, кто давно с компанией, ее консолями и играми.
Впрочем, в любой другой год всего этого в Astro Bot было бы недостаточно для победы: уж слишком сильно пренебрежение массовой аудитории к подобным проектам (иначе почти каждый платформер Nintendo удостаивался бы статуэтки). В 2024 году помогли два фактора – отсутствие явных фаворитов и 30-летие первой PlayStation.
9 место. It Takes Two

Год: 2021
Жанр: кооперативная приключенческая игра
Разработчик: Hazelight Studios
Конкуренты на The Game Awards: Deathloop, Metroid Dread, Psychonauts 2, Ratchet & Clank: Rift Apart, Resident Evil Village.
В 2017 году основатель Hazelight Studios Юсеф Фарес в конце своей эмоциональной речи прокричал со сцены TGA «К черту Оскар». И в этой фразе – вся суть его философии и творческого видения.
Игры Hazelight Studios неформатные, безумные, хаотичные, раскованные и рискованные, а It Takes Two – высшая ступень эволюции такого подхода к гейм-дизайну. Игра на двоих с раздельным экраном, выпущенная в эпоху доминирования батл-роялей и кооперативных шутеров. Мультяшный платформер с постановкой и кат-сценами уровня голливудских блокбастеров. Сказка, посвященная бытовой семейной драме со сценами, после которых хочется позвонить психологу: «Мне так плохо, я только что пытал плюшевую слониху».
В It Takes Two каждые полчаса меняются механики, жанры, правила взаимодействия и даже физика. Ты то управляешь насекомыми, то гоняешь в настольные мини-игры, то играешь в музыкальную ритм-секцию, то внезапно оказываешься в шутере от третьего лица.
Отдельное достижение – то, как в It Takes Two гармонично сочетаются история и игровой процесс. Это игра про мужа и жену, которые должны заново научиться слышать и доверять друг другу. Игра, которую можно пройти только общаясь и действуя сообща.
It Takes Two абсолютно заслуженно взяла TGA 2021, обойдя куда более громкие проекты, и стала главным кооперативом поколения. В нашем топе она «всего лишь» на 9 месте не потому, что хуже конкурентов, а потому что те попросту масштабнее, влиятельнее и известнее.
Обзор It Takes Two – удивительно изобретательной и большой кооперативной игры
8 место. Sekiro: Shadows Die Twice

Год: 2019
Жанр: приключенческий экшен
Разработчик: FromSoftware
Конкуренты на The Game Awards: Control, Death Stranding, Resident Evil 2, Super Smash Bros. Ultimate, The Outer Worlds.
«Реал-тайм Clair Obscur: Expedition 33» – самая экспериментальная и японская игра в портфолио Хидэтаки Миядзаки. Медитативный боевой балет, одержимый ритмом и звуком «тинн!», обозначающим идеальное парирование. Здесь не удастся спрятаться за щитом, прокачать полоску здоровья на весь экран, собрать ультимативный билд или «читерить» за счет фантомов и магии. Sekiro – апофеоз чистого мастерства: учи паттерны и тайминги, развивай рефлексы или пиши комментарии про духоту, мазохистов и бесконечные болота, но знай, что все эти претензии не по адресу. Потому что Sekiro при всем пафосе самурайской драмы о долге и верности еще и очень веселая игра, постоянно ломающая ожидания и издевающаяся над геймерами в лучших традициях FromSoftware. Всем убитым безголовой Обезьяной-стражем посвящается.
Атмосфера позднего сэнгоку с легким мистическим флером, музыка, в которой сочетаются традиционные японские мотивы и эпик темного фэнтези, локации, вдохновленные классическими гравюрами, и фирменный дизайн врагов делают Sekiro одной из самых стильных и запоминающихся игр FromSoftware.
Пусть Sekiro и не изменила игровую индустрию, как это сделала та же Dark Souls, ее влияние заметно в множестве больших проектов – от Black Myth: Wukong и Sifu до Fallen Order и Clair Obscur.
7 место. Overwatch

Год: 2016
Жанр: кооперативный шутер
Разработчик: Blizzard Entertainment
Конкуренты на The Game Awards: Doom, Inside, Titanfall 2, Uncharted 4: A Thief’s End
О грандиозности Overwatch говорит хотя бы тот факт, что после его релиза все – от инди-студий до игровых гигантов – наперебой начали делать собственные геройские шутеры. Истинное величие Overwatch в том, что никому из подражателей не удалось превзойти «неповторимый оригинал», даже самой Blizzard. Overwatch 2 может похвастаться разве что преимущественно отрицательными отзывами в Steam и монетизацией, модель которой будто бы подсмотрели в советском мультфильме «Чиполлино»: «После того, как был введен налог на воздух, вы стали меньше дышать!».
Секрет Overwatch, конечно же, не в оригинальности идеи – основы жанра геройского шутера заложил Team Fortress 2, а Battleborn анонсировали почти на полгода раньше. Все дело в простоте, исполнении и персонажах. Overwatch был синонимом доступности и удовольствия: плавность передвижения и импакт от стрельбы, читаемость окружения и способностей, баланс между хаосом аркадного шутера и командным взаимодействием. Но главным ингредиентом были персонажи. Blizzard создала пантеон героев, которые узнаваемы далеко за пределами фанатского комьюнити – мемы, фан-арты, косплей и петабайты NSFW-контента.
Так низко Overwatch в топе, в первую очередь потому, что это единственная игра-победитель The Game Awards, в которую больше нельзя сыграть.
Итоги года от Pornhub: чаще всего ищут Харли Квинн, Fortnite и «Звездные войны»!
6 место. God of War

Год: 2018
Жанр: приключенческий экшен
Разработчик: Santa Monica Studio
Конкуренты на The Game Awards: Assassin’s Creed Odyssey, Celeste, Marvel’s Spider-Man, Monster Hunter: World, Red Dead Redemption 2
God of War 2018 года – редкий пример, когда перезапуск легендарной серии превращается не в попытку реанимации старого бренда, а во что-то уникальное. Santa Monica Studio совершила почти невозможное: взяла хаос классических игр про Кратоса и превратила в практически медитативное путешествие отца с сыном к самой высокой горе в округе. В оригинальной трилогии спартанец мстил, кричал, разрывал богов на части, освобождал титанов, штурмовал Олимп, падал в ад, затем вставал и по новой. А в продолжении его ждали куда более трудные испытания – принятие травм прошлого и выстраивание отношений с близкими.
При этом Santa Monica не забыла, что игроки пришли не только за психологией. God of War остался мощным мясным слэшером с кинематографической постановкой боев, красивейшими локациями, бестиарием хтонических чудовищ и высоким требованием к скилу.
God of War стал золотым стандартом для всех последующих приключенческих экшенов, доказал, что эмоциональная глубина может прекрасно уживаться с динамичным геймплеем, что зрелищность не отменяет продуманности механик, а кинематографичность не превращает игру в аттракцион, оставляя управление в руках игрока.
5 место. «Ведьмак 3: Дикая Охота»

Год: 2015
Жанр: экшен-RPG
Разработчик: CD Projekt RED
Конкуренты на The Game Awards: Bloodborne, Fallout 4, Metal Gear Solid V: The Phantom Pain, Super Mario Maker
Любимая игра поколения. Вряд ли кранчавшие на протяжении нескольких лет разработчики из CD Projekt RED осознавали, что создают аналог «Побега из Шоушенка» – игру, которая понравится почти всем. За прошедшие 10 лет «Ведьмак 3» оброс таким количеством мифов, что реальность уже сложно отделить от фольклора. Верно лишь одно: у каждого свой «Ведьмак 3». Для одних – это квест с бароном, для других – выбор между Трисс и Йеннифер, для третьих – бесконечные вопросы на Скелигге, охота на чудовищ, гвинт, песня Присциллы или «Ламберт, Ламберт, вредный…» и так до бесконечности.
«Ведьмак 3» стал частью нашего личного опыта, языка, образцом, с которым мы сравниваем другие игры. Поэтому любое ездовое животное – Плотва, любая боевка хуже или лучше, чем в «Ведьмаке» (квесты автоматически хуже), любой запавший в душу сюжетный выбор – как между Трисс и Йеннифер. Самое удивительное, что «Дикая Охота» во многом сформировала вкус целого поколения геймеров, являясь при этом далекой от идеала и отполированности игрой. Помимо обилия багов, на старте у проекта CD Projekt RED было множество проблем: от захламленности мира однообразными активностями до оказуаливания боевой системы в пользу зрелищности и откровенно слабой третьей главы.
Но если бы решали игроки, «Ведьмак 3» победил бы даже в голосовании за лучшее аниме 2025 года.
4 место. Elden Ring

Год: 2022
Жанр: экшен-RPG
Разработчик: FromSoftware
Конкуренты на The Game Awards: A Plague Tale: Requiem, God of War: Ragnarök, Horizon Forbidden West, Stray, Xenoblade Chronicles 3
История, как известно, повторяется дважды: первый раз – в виде трагедии, второй – в виде фарса. Хидэтака Миядзаки создал жанр соулс наперекор всем модным на тот момент тенденциям. А спустя 13 лет после Demon’s Souls выпустил игру, собравшую бинго из всего самого популярного: экшен-RPG в открытом мире, фэнтезийный сеттинг с элементами постапокалипсиса и Джордж Мартин. При этом нельзя сказать, что Миядзаки хоть на сантиметр отступил от своих геймдизайнерских принципов. Просто костры, души и прочее к 2022 году сами стали мейнстримом.
FromSoftware долго шли к этой вершине: оттачивали механики, экспериментировали с дизайном миров, пробовали разные сеттинги – и, в конце концов, выпустили игру, которая ощущается одновременно и финалом эпохи соулсов, и началом чего-то нового. Elden Ring – пожалуй, самая амбициозная и наполненная контентом игра современности. Это масштабное произведение, в котором каждая система работает не сама по себе, а в рамках единого, продуманного до мелочей дизайна: сложные, но честные бои; эпичные боссы и огромные монстры; богатая, насыщенная мифология, написанная Джорджем Мартином; продуманный визуальный стиль, где каждая область выглядит как самостоятельное художественное высказывание; открытый мир, что дарит ощущение настоящего приключения, а не уборки территории.
Подняться в этом рейтинге выше Elden Ring мешает лишь переодически возникающее ощущение вторичности: болота как в Dark Souls, враги как в Dark Souls, ассеты как в Dark Souls, босс, похожий на того, кого ты убил пару часов назад.
3 место. The Last of Us Part II

Год: 2020
Жанр: приключенческий экшен
Разработчик: Naughty Dog
Конкуренты на The Game Awards: Animal Crossing: New Horizons, Doom Eternal, Final Fantasy VII Remake, Ghost of Tsushima, Hades
The Last of Us Part II – самая обсуждаемая и противоречивая игра XXI века. Вне зависимости от того, любите вы ее или презираете, невозможно отрицать, что творение Naughty Dog разделило индустрию на «до и после». По сей день ни одну игру не критикуют так яро, не защищают так истово, не называют так часто «настоящим искусством», не обвиняют в пропаганде… И за всем этим медийным шумом и контекстом культурных войн потерялось самое важное – как видеоигра The Last of Us Part II практически совершенна.
Стелс – напряженный и умный, перестрелки – натуралистичные и честные, враги – почти живые, анимации – эталон индустрии. Каждый бой – полноправное приключение, каждый дом – маленькая история, каждая найденная записка – элемент погружения в сеттинг. Ни одна игра после не смогла даже приблизиться к TLOU2 по уровню кат-сцен, анимаций, саунд-дизайн и режиссуры.
Что же касается сюжета, то Naughty Dog пошла на осознанный художественный риск, действуя вопреки ожиданиям и желаниям фанатов. И, кажется, мы еще не скоро увидим настолько смелый блокбастер за 300 млн долларов. Вы знаете. кого винить за очередную историю про борьбу за все хорошее, против всего плохого.
О чем будет The Last of Us 3? Пять идей для триквела
2 место. Baldur’s Gate III

Год: 2023
Жанр: RPG
Разработчик: Larian Studios
Конкуренты на The Game Awards: Alan Wake 2, Spider-Man 2, Resident Evil 4, Super Mario Bros. Wonder, The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom
Baldur’s Gate III – лучшая RPG 2020-х, или лучшая RPG десятилетия, или лучшая RPG последних двадцати лет, или лучшая RPG в истории. Не так важно, какое из этих утверждений верно, главное, что ни одно из них не кажется неуместным. Для индустрии, которая погрязла в сезонных пропусках, сервисах и сиквелах в формате DLC, игра от небольшой бельгийской студии в нишевом жанре, «интересном только фанатам настолок», стала глотком свежего воздуха. После релиза BG III все – от разработчиков до обычных геймеров – задавали один и тот же вопрос: «А что, так можно было?».
Можно сделать классическую CRPG, не идти на компромиссы, не подстраиваться под массовую аудиторию и продать 15 млн копий? Можно сразу выпустить готовую и законченную игру, а не доделывать ее патчами и DLC? Можно с уважением относиться к первоисточнику, не переписывая лор в угоду современной повестке? Можно дать игроку полную свободу, а не ограничивать его выбором злого, доброго или нейтрального варианта? Можно не рассказывать, что игры теперь конкурируют с TikTok и Netflix, а просто делать игры? Геймерам нравится бросать кубики????
Baldur’s Gate III пусть и немного, но все-таки вернула веру в игровую индустрию. В эпоху, когда крупные издатели торгуют недоделанными релизами и монетизацией, Larian показали, что можно выпустить огромную игру работоспособную, щедрую и сделанную с любовью.
Обзор Baldur’s Gate 3. У каждой проблемы десяток решений, а убить врага можно даже шуткой
1 место. The Legend of Zelda: Breath of the Wild

Год: 2017
Жанр: приключенческий экшен
Разработчик: Nintendo
Конкуренты на The Game Awards: Horizon Zero Dawn, Persona 5, PlayerUnknown’s Battlegrounds, Super Mario Odyssey
Breath of the Wild – ключевой систем-сейлер Nintendo Switch, самой успешной консоли современности, но на первом месте она по другой причине. За последние 15 лет не было ни одной игры, которая настолько бы сильно повлияла на индустрию. Открытый мир в Elden Ring вдохновлен Breath of the Wild, как и визуальный стиль и многие механики Genshin Impact, Кодзима стремился в Death Stranding воссоздать то же ощущение путешествия по огромному загадочному миру, а Sucker Punch – чувство свободного исследования. И так далее.
Nintendo создала игру, в основе философии которой не ограничения, а возможности: нужно пересечь реку – разожги костер и перелети на параплане, сруби дерево и используй его как мост или плот, наконец, вспомни уроки физики – стань на один конец балансирующей доски, а на другой сбрось камень. Breath of the Wild – это песочница, которая дает тебе такой арсенал возможностей, что невозможно избавиться от мысли: эта игра меня явно переоценивает.
Breath of the Wild дарит детское чувство исследования, когда каждый холм хранит тайну, каждая гора манит, каждое озеро вызывает вопрос: «А что если туда нырнуть?». Здесь каждая случайная находка превращается в маленькую историю.
Breath of the Wild вернула индустрии жажду приключений. Она доказала, что открытый мир может быть не чек-листом активностей, а пространством для творчества. И что свобода в видеоиграх – не маркетинговый слоган, а философия взаимодействия с виртуальным миром.
Почему открытый мир «Зельды» настолько лучше конкурентов? Дело в психологической уловке
***










































