6 мин.

4 причины сыграть в «Спарту 2035» – нашу тактику для фанатов XCOM

Вероятность попадания 100%.

4 ноября в Steam и VK Play появилась полная версия пошаговой тактики «Спарта 2035» – спустя 8 месяцев раннего доступа. Релиз игры от Lipsar Studio сопровождали бесплатный пролог с 7 миссиями и дополнение «Море пиратов» с новым контентом.

Я поиграл в «Спарту 2035» и составил 4 причины, по которым ее стоит попробовать.

📌 «Спарта 2035» – отличная тактика в духе XCOM. Но контент душит однообразием

Главное о «Спарте 2035»

  • Жанр: пошаговая тактика, экшен

  • Разработчик: Lipsar Studio

  • Дата выхода: 4 ноября 2025 года

  • На что похоже: XCOM, Jagged Alliance, Desperados

  • Где играть: ПК

«Спарта 2035» была профинансирована ИРИ с договоренностью выпустить игру в течение пары лет. На разработку выделили 90 миллионов рублей – еще примерно треть от суммы добавили сами разработчики с накоплений от прошлых проектов. До пошаговой тактики и гранта команда занималась гиперказуалками и называлась Everplay.

Когда о договоре стало известно в медиа, игроки заметили подвох: Lipsar читался наоборот как raspiL («распил»). Хайп сыграл авторам на руку. Геймеры занизили ожидания от «Спарты 2035», и на фоне этого успех релиза в раннем доступе стал особенно заметным.

Нарратив по тонкому льду

Мир игры плотно рифмуется с современными реалиями, что в равной степени может заинтересовать или же оттолкнуть геймера. Действие «Спарты 2035» разворачивается в альтернативном будущем, где радикальная организация «Даамат» захватила африканскую республику. Для борьбы с террористами и боевиками местный президент нанимает элитную ЧВК «Спарта» из России.

Игрок берет на себя роль командира – курирует операции и управляет базой. Первые миссии проходят за лидеров «Спарты»: медика Умку, снайпера Грифа и штурмовика Шило с парой товарищей (один из них на постере – пулеметчик Симба). После захвата грузового судна и переоборудования его в штаб начинается расширение «Спарты».

На базе игрок нанимает уже других солдат удачи, строит отсеки и прокачивает снаряжение с навыками героев. А после комбинирует персонажей и отправляет их противостоять «Даамату» на материке. Там они добывают разведданные, зачищают территории, эвакуируют союзников и совершают несколько выборов в ходе конфликта.

Олдскульный боевик

Старомодность некоторых проектов придает им негативную коннотацию. В случае «Спарты 2035» олдскульность работает ей во благо – дело даже не в движке Unity или непопулярности тактического жанра. Решает тестостероновый дух из фильмов 90-х.

Игра не притворяется чем-то большим, чем является – это приземленная и душноватая милитари-тактика для любителей пошаговых систем. В «Спарте 2035» практически нет места философии, чем с разным успехом справляется каждый второй большой проект на заданную тему. В ней много от старых боевиков с Ван Даммом или Сигалом. Все персонажи – гипертрофированные вояки с чувством юмора и говорящими позывными (от Жатвы с Призраком до Шамана). Их мотивация проста и понятна: за своих стоим, чужих бьем. Пушки в случае критического удара эффектно делают бум, а вражеская толпа распадается от пулеметных очередей из укрытия.

Даже в меру олдскульный интерфейс играет на этом чувстве, что превращает такую эстетику в плюс. Особенно на поле коллег по жанру, что зачастую не справляются с амбициями и усложнением. «Спарта» же в этом плане смакует свой стиль. 

📌 Говорят, иностранных игр в России скоро не будет. Это правда?

Спартанский геймплей

Название отражает не только сеттинг. «Спарта 2035» – классическая тактика с пулом суровых механик. За каждое передвижение или выстрел игрок тратит по очку действий (всего 2 за ход), а на успех атаки влияет сразу несколько факторов. Укрытия имеют разный уровень защиты и прочности. Есть вероятность даже задеть своего «френдли-фаером», если тот стоял на линии огня. У каждого солдата-юнита есть классовая спецспособность – от спринта до шквального огня или повышения меткости.

Локации многоуровневые и продуманные. Есть лазы для сокращения маршрута, пути на крыши и взрывоопасное окружение. Для обхода с фланга предусмотрено сразу несколько маршрутов, контролировать которые дает взятие местности под прицел. С ним игрок задает траекторию, на которой при появлении врага незамедлительно начнет по нему стрелять. Как правило, чем ближе противник – тем выше шанс попадания. А если персонаж попал в поле видимости террориста, то любое его действие будет перекрыто ходом соперника. Шаги желательно просчитывать наперед.

Бойцов легко потерять навсегда, а непродуманный маневр заставит в темпе менять план. И перераспределить задачи со снаряжением для следующей миссии на базе. Как минимум – перестраховаться с комплектацией аптечек, не лезть на рожон и почаще выкуривать снайперов. И не отсиживаться вдолгую за деревянным паллетом.

От и для фанатов XCOM и Jagged Alliance

Создатели «Спарты 2035» не скрывают, откуда черпали вдохновение. Серия Jagged Alliance была заявлена референсом, а достижение размаха XCOM – целью внутри студии. Называть игру «нашим ответом» XCOM не совсем уместно, поскольку это интерпретация его формулы от фанатов и для фанатов. Самая успешная и качественная среди соотечественников со времен Silent Storm из нулевых.

Сама структура кампании знакома каждому завсегдатаю жанра: вербовка отряда, распределение ролей, вычисление процентов – в шарме «Спарты» определенно есть и ностальгический код. Все-таки мало сейчас выходит больших проектов, наследующих канон Jagged Alliance или XCOM. Тем более, которые смогли бы разрастись на несколько частей. Для Lipsar хотелось бы пожелать именно такого развития, поскольку к этому располагают фундамент игры и планы разработчиков.

Если XCOM: Enemy Unknown нередко заставлял игрока чувствовать себя заложником рандома (чего стоит только мем про промах в упор), то в «Спарте» игрок сам несет ответственность за провалы и успех. При этом тактика не переходит грань хардкора, позволяя даже новичкам в жанре разобраться с механиками и контролем. Чего не скажешь о большинстве других игр жанра с грудой кнопок, действий и менеджмента.

«Спарта 2035» – отличный и нестыдный способ скрасить ожидание нового XCOM.

📌 «Однажды мы сделаем игру лучше XCOM». Интервью с разработчиком «Спарты 2035»

* * *