«От счастья он пел серенады на весь отель!» Как GTA 3 помогла PS на годы обойти Xbox?
Вечер в пабе перерос в культовую сделку Sony и Take-Two.
PlayStation 2 – самая продаваемая консоль всех времен: огромная библиотека игр, DVD-плеер… Но одним из ключевых элементов успеха стала историческая сделка с Take-Two и Rockstar Games, благодаря которой Sony эксклюзивно выпустила три игры: GTA 3, Vice City и San Andreas. Что уж говорить, в 2000-е многие геймеры покупали PS2 только ради GTA.
В честь 25-летия PS2 журналисты IGN выпустили эксклюзивное интервью с участниками легендарных переговоров:
● Почему Sony решилась спонсировать GTA 3?
● Как Microsoft все профукала?
● В чем была выгода для Take-Two?
Ниже – пересказ самого интересного из материала IGN.
📌 Как создавали GTA 3: игру порезали после 11 сентября, здесь появилась фирменная обложка серии

Sony случайно заинтересовалась GTA 3
Оригинальные 2D-игры GTA продавались неплохо, но отзывы на них были средними. Крис Диринг узнал о GTA 3 на корпоративе в баре от Сары Томпсон, которая на тот момент руководила командой Sony по оценке игр сторонних разработчиков. Девушка уговорила обратить внимание на следующую часть серии, чья тестовая сборка «выглядела очень круто».
Зен Коласо (начальник Томпсон и вице-президент по связям с издателями и разработчиками SCEE) уверяет, что GTA 3 уже тогда была на изучении у Диринга и входила в шорт-лист игр, которые Sony хотела получить в качестве эксклюзивов на E3 2000.

В июне того же года Диринг отправился в Лос-Анджелес ради эксклюзивов, чтобы выиграть битву за звание лучшей консоли. Ведь на горизонте уже маячила Xbox от Microsoft, чей прототип в марте представил лично Билл Гейтс.
«Они получали миллиард долларов в год от лицензий Windows. Они могли делать что угодно – им стоило лишь захотеть, – вспоминает Диринг. – Как выбраться из этой ситуации? Эта мысль крутилась у меня в голове. Я не хотел, чтобы они пришли и забрали звание главной консоли поколения. Эта конкуренция была делом принципа, нам нельзя было проиграть».

Sony поверила в Take-Two и вложила в GTA миллионы
Диринг и Дэвид Ривз (руководитель маркетинга SCEE, позже сменит Диринга на посту президента) встретились с представителями издательств на вилле отеля Sunset Marquis. Среди приглашенных были и Take-Two, владельцы Rockstar Games.
На встрече присутствовало минимум шесть человек.
● Со стороны Take-Two: Келли Самнер, руководитель компании за пределами США и в 2001-м гендиректор; Гэри Льюис, главный операционный директор, а позже президент по международным связям.
● Со стороны Sony: Диринг, Ривз, Зен Коласо, Джон Браннинг из юридического отдела и, возможно, Джим Райан, который позже возглавил игровое подразделение Sony.

Каждый из присутствующих вспомнил собственную версию событий. Важно учитывать, что договор о неразглашении обязывает скрывать некоторые детали, а часть воспоминаний размылись за 25 лет.
● Коласо утверждает, что Самнер инициировал встречу под хитрым предлогом – выслушать возмущение Take-Two, ведь их игра State of Emergency из-за жестоких сцен не получила одобрение.
«Мы выслушали их жалобы, – говорит Коласо. – Я объяснил нашу позицию и идеи по достижению компромисса. Затем, чтобы смягчить ситуацию и подбросить наживку, мы спросили, можем ли заключить эксклюзивную сделку по GTA и еще одной игре. Мы уже знали, что GTA станет чем-то оригинальным».
● Самнер из Take-Two отвергает эту версию: «Обсуждение тонкостей State of Emergency никак не было связано со сделкой по GTA. Эксклюзивность никогда не использовалась подсластителем для Take-Two, потому что Sony нуждалась в GTA больше, чем мы в них». Льюис из Take-Two тоже отрицает версию Коласо.
● Диринг уверяет, что в любом случае хотел поднять вопрос об эксклюзивности GTA на той встрече.

По словам Коласо, основой предложения в любом случае был совместный маркетинг GTA 3:
● Sony обязалась выделить 1 миллион долларов на маркетинговые расходы Take-Two. Аналогичное предложение сделали и для другой игры Rockstar, но Зен не помнит ее название.
● Еще минимум два пункта Диринг и Самнер согласовали после предварительной встречи на E3: часть суммы выплатили авансом, а производственные расходы Take-Two снизили.
«В 2000-е себестоимость производства была невероятно высокой, – объясняет Коласо. – Право купить диск, упаковать его и доставить на склад стоило около $11 за экземпляр. Когда продаешь миллионы дисков, то любая скидка – серьезная экономия бюджета».
По оценке Диринга скидка составляла «примерно 3 доллара за единицу». GTA 3 продали тиражом в 8,5 миллионов копий на PS2 – это более 25 миллионов долларов экономии для Take-Two и Rockstar.
Также Sony заплатила «значительную сумму» авансом – Take-Two еще не была многомиллиардной компанией, поэтому «любые миллионы принимали с большой благодарностью».
● В обмен Sony получила от Take-Two права на продажу эксклюзивных игровых бандлов, которые включали GTA.
📌 Как создавали первые GTA: помог баг с копами, игру продвигали черным пиаром – сами издатели

Сделка Take-Two и Sony прошла в духе лучших друзей
Обе стороны согласны, что переговоры не были сложными. «Это не походило на дебаты в ООН. Никакого напряжения. Скорее, общение было в духе: „Хотите еще бокал вина?“», – говорит Диринг.
Sony и Take-Two хорошо ладили, уважали друг друга и разделяли общие взгляды на будущее игровой индустрии:
● Диринг хотел видеть на PS2 было больше «взрослых» игр, чтобы сделать консоль более привлекательной для зрелой аудитории – и Rockstar соответствовала этому критерию.
● Take-Two понимала, что мощь PS2 схожа с творческими амбициями Rockstar. Игры Rockstar были дерзкими и спорными с точки зрения цензуры, поэтому им нужна была компания, которая поймет их видение, но не будет вмешиваться в дела.
«Мы стремились подружиться с Sony и работать вместе. Они чувствовали то же самое. Все знали, чего хотят, – вспоминает Самнер. – Sony оказала огромную поддержку и мы просто им доверяли».
● Но Самнер не мог в одиночку отказаться от Xbox и подписать сделку с PS2, поэтому быстро заручился поддержкой своего гендиректора и Rockstar.

В итоге контракт о двухлетнем эксклюзивном владении GTA 3 заключили по телефону: «Я стоял у китайского ресторана в Виндзоре и вел финальные переговоры. Сделку завершили в кромешной темноте около 8-9 часов вечера».
Но можно ли считать ее справедливой? В интервью Eurogamer в 2013 году Дэвид Ривз намекнул, что продешевил. В ответ Самнер лишь посмеивается:
«Я думаю, либо Ривз говорит искренне, либо он лучший игрок в покер в мире. Конечно, Дэвид был немного взволнован, когда мы заключили сделку. В итоге обе стороны были очень, очень счастливы.
Да, оглядываясь назад, условия можно назвать дешевыми. Хотелось бы вернуться в прошлое, пересмотреть контракт и заработать еще больше. Но для Take-Two и Rockstar в целом все оказалось выгоднее, чем мы думали. Все остались в выигрыше».
Диринг со своей стороны утверждает, что контракт не был дешевым и соответствовал другим соглашениям того времени.

На Xbox игра могла выйти раньше, но офис Sony в США вовремя проснулся
Сделка обеспечила эксклюзивность только в Европе – в США Sony не так активно поддерживала игру. Была вероятность, что GTA 3 выйдет для PS 2 в октябре 2001 года только в Европе. Это позволило бы сделать релиз на Xbox в США гораздо раньше.
По словам Диринга, в США поначалу неоднозначно приняли игру, потому что недостаточно изучили франшизу: «Потом по индустрии разнесся слух, что это будет хорошая игра, – говорит он. – В самый последний момент американский отдел неохотно присоединился к нам».
Коласо вспомнил, что американский офис очнулся только после успешного выхода GTA 3 в Европе.

Ближе к релизу Xbox партнерство Sony и Take-Two снова подверглось испытанию
Microsoft подтверждала, что в 2001 году отклонила предложение Rockstar выпустить GTA 3 на их консоли. Самнер считает, что сделка не состоялась бы даже при заинтересованности «майков» и наличии крупного предложения:
«Были разговоры о том, чтобы как-то посотрудничать с Microsoft. Но нам это казалось неправильным. Они не проявили амбиций, да и нас устраивало положение дел. Sony создала ощущение теплых отношений, а с Microsoft мы чувствовали себя иначе. Их нельзя назвать отчужденными, но они будто не совсем понимали рынок. Обычно дела ведутся с людьми, которые вам нравятся или которым вы доверяете. Мы так и поступили, ведь абсолютно доверяли Sony».

Гэри Льюис отметил, что дружеские отношения сплотили Take-Two и Sony: «Можно было позвонить любому руководителю высшего звена – они отвечали на звонок, выслушивали любые проблемы. Я каждый день общался с кем-то из Sony».
Оббе Вермей, технический директор Rockstar North, вспомнил, как Sony помогала в разработке:
● Sony упростила переход GTA 3 с порта Dreamcast, предоставив 20 девкитов для разработки под PS2.
● В лондонской штаб-квартире Sony разработчики Rockstar могли тестировать игру: «Они находили слабые места и давали нам очень подробные инструкции по их устранению. Sony предоставляла все необходимое: компания поддержала нас куда сильнее, чем в разные годы Nintendo, Xbox и Sega. Нас будто обняли со словами: «Ребята, вы же часть команды».
Отношения Диринга и Самнера стали такими крепкими, что мужчины до сих пор могут вместе пропустить по пинте пива: «У меня остались очень теплые воспоминания о том, как Крис Диринг пел у входа в мой отель в Рейкьявике в четыре часа утра. Он исполнял серенады на все здание».
📌 5 эксклюзивов PS2, которые перевернули рынок

Доверие к GTA 3 помогло Sony добиться эксклюзивности для Vice City и San Andreas
По словам Коласо, успех GTA 3 превзошел ожидания: «Take-Two переживала, что после роста популярности GTA отсутствие продаж на других платформах идет в минус компании. Отчасти все верно, но Take-Two все еще была рада тесному сотрудничеству с Sony. Поэтому мы начали обсуждать возможность заполучить эксклюзивность будущих игр серии GTA».
● Диринг считает, что в первой сделке сразу были прописаны три игры по GTA.
● Самнер же уверяет, что каждая часть обсуждалась отдельно.
Детали контрактов по Vice City и San Andreas неизвестны, но полученные суммы 100% были гораздо крупнее цифр GTA 3. Из-за хайпа время эксклюзивного размещения для Sony сокращалось с каждой новой частью: два года для GTA 3, год для Vice City и всего семь месяцев для San Andreas.

После релиза GTA 3 многие паниковали: «Боже мой, дела идут плохо»
Влияние GTA 3 на гейминг и продажи PS2 не было мгновенными. Вермей помнит, как перед релизом Rockstar опасалась, что игра не станет хитом: «На выставке E3 за 6-8 месяцев до релиза она показала себя очень плохо и не особо интересовала аудиторию. Ребята из Нью-Йорка (Сэм Хаузер и другие) говорили, что дела идут так себе. Но мы знали, что Sony все контролирует в области продвижения и маркетинга».
Успех стал ощутим лишь спустя полгода после релиза: «Как правило, в те времена игра хорошо продавалась первые 3-4 месяца, а потом затухала. С GTA 3 все было иначе: со старта продавалась неплохо, со временем показатели не падали. Люди рассказывали о ней друзьям – интерес постоянно подогревался».

Самнер и Льюис признались, что Take-Two поддерживала ограниченный тираж: если спрос составлял миллион дисков, они отгружали лишь 600 000 копий.
«Люди распространяли слухи, что игру скоро запретят. На самом деле ее никто никогда не собирался запрещать, но геймеры в это верили. Поэтому мы удерживали тираж. Когда игроки видели диск в магазине, то покупали его, ведь завтра его могло и не быть», – вспомнил Самнер.
● Со временем Самнер переехал в Нью-Йорк, где посещал прайм-таймовые телешоу, продвигал GTA и защищал ее жестокость.
● Однажды он был готов потратить 600 000 долларов, чтобы выпустить диски с музыкой из игры, но Томми Матола (глава Sony Music Entertainment) все сделал бесплатно: «Сказал, что достанет нам все треки, ведь сам мечтает выпустить CD. В этом заключалась сила Grand Theft Auto».

Grand Theft Auto постепенно стала культурным феноменом и прокачала продажи PS2. «Конечно, консоли Sony продавались бы и без GTA, – сказал Самнер – Но были бы они так успешны? Вероятно, нет, потому что игра притягивала людей. Sony создала отличную технику, но без GTA была бы просто куском пластика. Так что наша игра сыграла важную роль в демонстрации возможностей PlayStation».
Диринг со стороны Sony подтвердил, что благодаря GTA в Европе продажи PS2 и PS3 выросли на 20%. Согласитесь, неплохие показатели для последствий посиделок на вилле?
Коласо до сих пор смакует ту встречу: «Задумайтесь, Take-Two пришли пожаловаться, а ушли с 2 миллионами долларов, на которые даже не рассчитывали. Да и мы заключили лучшую сделку всех времен!»

* * *
Еще по теме:
GTA в реальной жизни: бездомный угнал самолет и воткнул его носом в пляж!
GTA 3 – одна из важнейших игр в истории. Создатель рассказал, как делали открытый мир, ставший примером для всех
GTA 3 – лучшая в серии. Вот 4 доказательства





































