9 мин.

Прошел Dying Light: The Beast. Это «Ведьмак 3» с зомби

В хорошем и плохом смысле.

Dying Light – одна из жемчужин польского геймдева. Изначально это было переосмысление Dead Island, другой игры студии Techland. Но история о зомби-вирусе в турецком городе Харране стала настоящим откровением в жанре.

Идею экшена с элементами RPG довели до ума, облагородили отличной системой паркура, толпами зомби и густой, максимально серьезной атмосферой апокалипсиса в приморском мегаполисе. А сверху добавили тонну интересных идей: изменение геймплея ночью, борьба с наемниками за ресурсы, случайные события на карте, крафтинг и лутинг. В дополнении еще и появилась возможность управлять транспортом.

Сиквел фанатов скорее разочаровал. Если первая часть предлагала что-то новое в жанре зомби-экшенов, то Stay Human напоминала скорее очередной опенворлд от Ubisoft. RPG-элементы скатили игру в охоту за цветами и цифрами, боевая система стала пластиковой, а серьезный сюжет укатился в полный Marvel с суперлюдьми, полетами и чуть ли не магией. Были и хорошие идеи вроде темных зон и улучшенных систем сбора лута, но в целом Dying Light 2 во всем уступала первой части.

И вот вышла The Beast – изначально дополнение к Dying Light 2, которое расширили до полноценной номерной части. На роль главного героя вернулся Кайл Крэйн (впрочем, Эйден из второй части тоже появляется), неудачная система выбора фракций исчезла. Излишнюю цветастость и блокбастерность тоже убрали, хотя все же местами Marvel-размах с суперлюдьми и телепатией остался.

Получилась качественная игра – но все еще не та, что способна носить звание достойного продолжения первой Dying Light. The Beast мешают старые болячки сиквела, погоня за трендами, старомодность геймдизайна и последствия превращения простого DLC в большую игру за полную цену.

О чем The Beast

После событий первой части и дополнения The Following Кайл Крэйн попадает в руки некого злого ученого по кличке «Барон». В его секретной лаборатории герой в роли подопытной крысы проводит 13 лет бесчеловечных опытов. Из последних сил ему удается сбежать в открытые просторы горных Альп, где и находится прибежище Барона.

Кайл Крэйн понимает, что он уже не человек: еще до заточения он пережил ряд мутаций, а после опытов его ДНК тем более далека от нормы. Но что для других трагедия, для сурового Крэйна – возможность. Теперь он может вкалывать себе ДНК мутантов Барона, чтобы усилять «звериные» навыки. Таким образом он хочет стать достаточно смертоносным, чтобы добраться до ученого и отомстить за годы мучений.

Помимо охоты за химерами Крэйн также заручается поддержкой местных выживших: обычных жителей Старого города, а позже – зараженных-телепатов, которые каким-то образом умудрились не стать безмозглыми зомби.

В целом, если вы играли хотя бы в одну часть поздних Far Cry, знаете всю суть: где-то сидит жестокий диктатор, а вам нужно его победить с помощью прокачки и сбора союзников. Вокруг вас полный активностей открытый мир, который ограничивает лишь плашкой необходимого уровня персонажа.

Польская RPG

Забавно, что Dying Light удивительно сильно напоминает «Ведьмака 3». Посудите сами: герой-полумутант охотится на редких чудовищ, с которыми у вас происходят босс-файты на специально отведенных аренах (весьма неплохих по меркам серии!). В одном дополнительном задании вы даже охотитесь на «Ягу» – уникальную женщину-мутанта, что выходит есть людей только по ночам. К тому же главный герой – ворчун в годах, сражающийся с помощью оружия ближнего боя. Тут даже болота есть.

The Beast наследует у игры 2014 года еще и геймдизайн. Карта с «вопросиками», активности в виде местных логов (здесь это «Темные Зоны», где на куче лута спит стая зомби) и брошенных военных конвоев с патронами.

И если система помеченных вопросом неизвестных мест уже десяток лет показывает себя как удачное геймдизайнеркое решение, то от ролевых элементов хочется лезть на стену. Каждая свинцовая труба, бита, топор или нож обладают уровнем редкости и характеристиками, как в Diablo. И конечно же, бонусы совершенно незначительны: +5% урона двуручным оружием, +1% к находимому луту, +2% к выносливости.

Надо ли говорить, что как минимум на среднем уровне сложности вы никогда не смотрите на эти числа и берете оружие только по редкости и урону. Причем в последнем разницы почти нет: что у вас дрын на 232 очка урона, что на 250 – у зомби все равно 1000 здоровья, вы в любом случае будете бить его четырьмя ударами.

Из-за этой системы бои поначалу кажутся невыносимо скучными. Зомби выдерживают по 6-8 ударов, потому что у вашего огромного молота, что по-хорошему может разбить череп любому с одного удара, белый цвет редкости и не та цифра в описании. Приходится искать снаряжение не по вкусу, а по цвету и актуальности уровня. Где бы вы не копались, вы никогда не найдете дубину выше уровня вашего персонажа. А при получении нового вам придется или крафтить новый топор, или прокачивать старый.

Но все меняется после 11-го уровня – самого высокого в открытом мире. При этом у главного героя максимальный – 15-й. То есть потенциально вы можете быть на 4 уровня сильнее всей игры. Как только этот перевес появляется, игра вновь становится первой Dying Light: зомби убиваются с комфортных 2-3 ударов любым оружием, а вся система процентных бонусов и цифр попросту забывается за ненадобностью – особенно если вы нашли один-два легендарных орудия, которых вам с головой хватит до конца игры.

Так зачем тогда числовые характеристики, если они то мешают, то попросту перестают работать в последней трети игры? Потому что геймерам нравится качать цифру. Даже если она ничего не дает геймплейно. Поэтому эта RPG-зараза с нами надолго: прокачка будет и в зомби-экшене, и в новой DOOM, и даже в градостроительных симуляторах. MMO-расцветка и рост показателей слишком привлекательная система удержания, чтобы ей не пользоваться. Геймер, как собака Павлова, готов пускать слюну даже на самую скучную часть Assassin’s Creed, пока в ней можно что-то прокачивать, отключив мозг.

А еще есть вышки, как сюжетные, так и необязательные – вот уж чье возвращение геймеры не ждали в 2025-м! Да, это не совсем те самые, открывающие карту: лазить на башни, антенны и прочие высоты вас заставляют в угоду паркурного сеттинга. И все же как давно добрая треть игры не уходила на лазание вверх по подсвеченным уступам от первого лица! Даже немного пробивает на ностальгию.

Black Flag от мира зомби

Всюду заметно, что The Beast когда-то это был лишь сюжетным дополнением. Сама игра не то чтобы большая: открытый мир компактный, а сюжет в целом можно заспидранить за часиков 20-30. При этом состоит он во многом из  «побегушек»: почини то, занеси это, найди вот это. Интересных персонажей в истории почти нет, а каждое задание требует вас бегать из одного края карты в другой.

Иногда доходит до абсурда: вас выдергивают из центра карты в самое начало игры, чтобы поговорить о важном с персонажем. Можно возразить и вспомнить такой же подход серии Stalker, где заданиями вас заставляют бегать за тридевять земель, чтобы по пути вы исследовали мир, взаимодействовали с различными геймплейными системами, копили ресурсы. Но я склонен думать, что сделано это по той же причине, почему в Assassin’s Creed: Black Flag так чудовищно много однообразного контента – это бывшее DLC. Дополнение искусственно раздули ненужной беготней, чтобы набрать заветные 30+ часов прохождения. Главное – объем, а о качестве потраченного времени задумаются только те, кто уже наиграл больше стандартных двух часов рефанда Steam.

И все же хорошее есть

При всех недостатках The Beast – неплохая игра. Она оптимизированная (спасибо собственному движку Techland, а не вездесущему Unreal Engine 5), красивая и интересная. Основные геймплейные механики, унаследованные у бессмертной первой Dying Light, все еще работают. Годы идут, а делать пинок двумя ногами в прыжке все так же весело.

Разве что ночь совсем потеряла смысл. С наступлением темноты решительно нечем заняться, поэтому риск не стоит того – удвоенный опыт не так полезен, когда у вас каждую минуту есть шанс столкнуться с почти неубиваемым Прыгуном. В первой и второй частях ночью стоило выходить ради посылок с воздуха и пустых зон с лутом.

При этом в The Beast нашлось место и удачным находкам неудачной Dying Light 2: лутаться и собирать мусор в игре невероятно весело за счет постоянно обновляемых темных зон, конвоев и случайных событий. Вам всегда есть что собрать, карта полна секретов, а на пути всегда будет какая-то активность. Ну или толпа зомби, в которую можно метнуть коктейль Молотова ради быстрого опыта.

В итоге The Beast все еще не «тот самый сиквел Dying Light, который мы хотели», но при этом сама по себе — достойная игра. Отлично зайдет по скидке со всеми патчами и DLC, когда у вас в ближайшее время нет более интересных вариантов.

Dying Light: The Beast – отличное пополнение в списке удачных релизов Techland. Хотя она совершенно точно не заменит легендарную первую часть, самостоятельное дополнение все еще лучше большинства ААА-релизов 2025 года, которые попросту не работают. Спасибо на том, что хотя бы тут можно вечер-другой попинать зомби с кадровой частотой выше 60 FPS без страха сжечь видеокарту.