4 мин.

Dragon Age: The Veilguard провалилась. Bloomberg объяснил почему

Виноват менеджмент со стороны студии и издателя.

Журналист Bloomberg Джейсон Шрайер опубликовал новое расследование, в котором подробно рассказал о причинах провала Dragon Age: The Veilguard – игры, которую студия BioWare разрабатывала более десяти лет.

Релиз, на который возлагались большие надежды, не оправдал ожиданий Electronic Arts (EA) и привел к серьезным последствиям для студии: массовым увольнениям и внутренним перестановкам. Ниже – главное из материала.

В октябре 2024-го BioWare выпустила новую часть Dragon Age. После многих лет ожидания студия рассчитывала, что игра поможет ей вернуть прежнюю репутацию. Поначалу казалось, что все складывается удачно: игра быстро поднялась в чартах Steam, а отзывы критиков были положительными, хотя и без восторгов.

Впрочем, интерес к проекту стал быстро снижаться, а итоговые продажи составили всего 1,5 миллиона копий – почти вдвое меньше, чем рассчитывали в EA. Это повлекло за собой падение акций на 18% и заставило компанию пересмотреть финансовый прогноз на год.

Как сообщает Bloomberg, проект столкнулся с трудностями еще на старте. Изначально игра под кодовым названием Joplin задумывалась как камерная одиночная RPG в духе ранних частей серии. Но в 2017 году, когда на пике были онлайновые проекты вроде Destiny и Overwatch, EA решила изменить направление: из одиночной игры ее превратили в многопользовательскую с элементами live-service – с расчетом на регулярный возврат игроков и покупки внутриигрового контента. Шрайер пишет, что это вызвало недовольство в команде, и в том же году из студии ушел креативный директор Майк Лэйдлоу.

Новая версия под названием Morrison делала акцент на экшене и повторяющихся миссиях, а не на сюжете и выборе – традиционных чертах Dragon Age. После провала Anthem в 2019 году BioWare вновь изменила курс, а в 2020-м новый глава студии Гэри Маккей объявил, что игра снова станет одиночной. Однако времени на полноценную переделку студии не дали – команде пришлось в сжатые сроки адаптировать уже готовые материалы под новый формат, что сильно ограничило возможности.

📌 Что происходит с BioWare? Туманное будущее Dragon Age и состояние новой Mass Effect

По словам Джейсона Шрайера, один из главных упреков со стороны тестеров и игроков касался общего тона игры. Арт-директор Мэтт Голдман хотел сделать ее более легкой и ироничной – это подходило бы многопользовательскому формату, но плохо сочеталось с мрачной атмосферой, за которую игроки ценили серию. В 2023 году после критики со стороны тестеров студия попыталась переписать диалоги в более серьезном ключе. Однако из-за сжатых сроков и забастовки актеров озвучки результат оказался неровным, и игра так и не нашла цельного тона.

Еще один проблемный момент, выявленный в расследовании Шрайера, – ослабленная система выборов. В The Veilguard игрок почти не влияет на развитие сюжета, чего не хватило поклонникам, привыкшим к моральным дилеммам и последствиям. Хотя разработчики пытались вернуть масштабные решения – например, выбор, какой город спасти от дракона – они были добавлены слишком поздно и почти не отражались на истории.

В 2023 году к проекту подключили авторов следующей части Mass Effect, чтобы ускорить завершение The Veilguard. Команда, известная своим строгим подходом, переделала несколько важных элементов, включая финал, который по итогу очень понравился игрокам. Как пишет Bloomberg, внутри самой студии в то время росло напряжение: команда Dragon Age была недовольна, что их отстранили от ключевых решений, а их работу постоянно критиковали. При этом, как отмечает Шрайер, раньше им говорили, что на доделывание проекта нет средств, но для новой команде ресурсы все же выделили.

Дэвид Гейдер, бывший ведущий сценарист франшизы, прокомментировал ситуацию с Dragon Age так: 

«Всегда казалось, что когда на встречах с EA команда Mass Effect предъявляла свои требования относительно необходимых ресурсов, она получала желаемое. Но Dragon Age всегда приходилось бороться со встречными ветрами».

Bloomberg подчеркивает, что сложности были не только в разработке. Первый трейлер вызвал у фанатов тревогу: он напоминал яркий боевик в стиле Fortnite и не отражал духа серии. Это отпугнуло часть аудитории. К тому же с момента выхода предыдущей игры – Dragon Age: Inquisition – прошло десять лет. За это время многие фанаты отошли от франшизы, а конкуренция на рынке стала жестче.

Провал The Veilguard стал третьей подряд неудачей BioWare после Mass Effect: Andromeda и Anthem. В начале 2025 года EA уволила часть сотрудников студии в Эдмонтоне, а остальную перевела в другие отделы. Сейчас над новой игрой Mass Effect работает лишь небольшая команда. Будущее BioWare неизвестно – аналитики, цитируемые Bloomberg, не исключают, что студию могут закрыть, если она не вернет успех.

Тем не менее, как отмечает Шрайер, есть поводы для осторожного оптимизма: успех таких одиночных RPG, как Cyberpunk 2077 и Baldur’s Gate 3, показывает, что жанр остается востребованным. Возможно, EA решит, что сохранить и поддержать BioWare – все еще разумнее, чем строить новую студию с нуля.

* * *

Скандал в Ubisoft: боссы студии пукали сотрудникам в лицо, щипали парней за пенисы и издевались над девушками

Цири – имба? Почему она прошла ведьмачьи мутации в «Ведьмаке 4»?

Первые обзоры Switch 2: консоль теперь тянет Cyberpunk 2077, и это отвал всего