Симулятор киностудии, или Как я фильмы вместо Копполы снимал

Рецензия на The Executive – Movie Industry Tycoon. 

The Executive – бизнес-симулятор владельца киностудии, привлек мое внимание возможностью пройти путь от небольшой независимой компании до огромной голливудской корпорации, штампующей блокбастеры и франшизы. Несмотря на отсутствие русского языка и «минималистичную графику и дизайн, «в основном положительные» отзывы в Steam и терпимая цена в 500 рублей настраивали на позитивный лад. Тем более у меня была цель, даже миссия – исправить ошибки великих.

Как я осуществлял мечту Лукаса и Копполы

Моей лучшей сделкой в жизни был обмен коллекции вкладышей Turbo на многоигровку Dendy. Уйдя на пике предпринимательской карьеры, никогда не интересовался разнообразными бизнес-симуляторами. Они казались уделом избранных, а меня приводила в замешательство даже попытка «эффективно» развесить только что постиранные вещи.

А потом мне попался The Executive, и если бизнесом я никогда не интересовался, то кино не просто любил — отдельной страстью было разбираться, как устроена киноиндустрия. Вместо биографий Масков и Джобсов я читал, как Paramount Pictures с помощью «Крестного отца» изменила систему кинопроката, почему у Сталина не получилось создать «советский Голливуд» в Крыму, как «Врата рая» Майкла Чимино убили Новый Голливуд, а Netflix из интернет-магазина проката DVD превратился в глобальную корпорацию.

«Саша, пришло твое время. Становились же тренерами задроты из Football Manager, может, и тебя в какую-нибудь захудалую Sony Pictures позовут», – подумал я и запустил игру. На выбор несколько уровней сложности (отличия в основном в количестве денег на старте) и два кинорынка для завоевания – Голливуд и Chinawood (все то же самое, только в Китае). Затем придумываешь название киностудии и имя ее главы, для меня выбор был очевиден...

В 1969 году два близких друга, устав от вседозволенности и жадности голливудских продюссеров, основали независимую киностудию American Zoetrope. Звали их Фрэнсис Форд Коппола и Джордж Лукас. К сожалению мечтам двух молодых режиссеров не суждено было сбыться, они не смогли победить бездушные корпорации. Джордж вскоре ушел снимать «детский сад про космос и роботов», как называла «Звездные войны» его бывшая жена и по совместительству монтажер трех эпизодов саги Марсия Лукас. American Zoetrope выжила только благодаря личным вложениям Копполы, со временем превратившись из амбициозного проекта в небольшой семейный бизнес. Сейчас ее возглавляют дети Фрэнсиса Форда – Роман и София.

Решено – учту все ошибки гениев, создам десяток кассовых франшиз, получу охапку местных «Оскаров» и передам всю власть над Голливудом в руки настоящих творцов. Задача казалась максимально простой – повторяй за Копполой, Лукасом, Спилбергом и не отправляй во время съемок «Апокалипсиса сегодня» личный самолет в Токио, чтобы привезти любимого шеф-повара.

Старт максимально аутентичен – 1970 год, студия American Zoetrope, CEO Фрэнсис Форд Коппола. Приятный и «опрятный» визуал, оформление простое и читаемое, одинокий продюсер в маленькой комнатушке задумал первый проект. Английский совсем не мешает – практически все понятно на интуитивном уровне, для остального будет достаточно пару раз включить экранный переводчик. Весь игровой процесс в окошках и табличках, а таблички я люблю.

Первый фильм, как и у оригинальной Zoetrope, – драма «Люди дождя»: Джеймс Каан, Ширли Найт, Роберт Дюваль, провал в прокате, культовый статус и приз фестиваля в Сан-Себастьяне.

Моя версия The Rain People безумно понравилась как критикам, так и зрителям. Картину Хенниса Доппера (такой у игры способ обойти авторские права) называли «эмоционально заряженным настоящим искусством» и «претендентом на лучший фильм года». Вот только ни одной награды фильм не получил, а бюджет принес минус 700 тысяч долларов.

Дальше была фантастика THX 1138 – между прочим, в реальности первый полнометражный фильм Лукаса. И минус еще 400 тысяч… Ну а когда релиз «Крестного отца» обернулся финансовым провалом, понял – надо что-то менять. Правда, тут сам виноват – тему «криминальный фильм» я еще не открыл, поэтому пришлось сделать Godfather семейным фильмом об убийстве, что не понравилось зрителям (хотя, казалось бы, оригинал тоже про семью и убийства?).

В общем, чтобы выправить дела, начал снимать все подряд – от откровенного эксплуатационного кино до заумных драм. Первые деньги принесла биографическая картина «Красная борода», конечно, про Карла Маркса!

И вроде бы дела пошли в гору, начал присматривать во дворе место для Ferrari, которую Sony мне подарит в качестве подъемных. А потом моя American Zoetrope обонкротилась после провала вампирской мелодрамы «Укус и поцелуй» от великого режиссера Полана Ролански (переставляйте буквы!). Все банально, слишком поверил в себя, набрал кредитов, чтобы снять свой первый среднебюджетный фильм. Подобрал молодой каст, жанр, как в «Сумерках», но видно вначале 1980-х девочек подростков еще не придумали. В итоге ушел в минус, а служащие банков перестали отвечать на звонки. Лишних миллионов от продажи вина у меня, в отличие от Копполы, не нашлось. Зато я неплохо разобрался в игровом процессе The Executive.

Снимай все, что хорошо продается

Игровой процесс The Executive – мечта Сарика Андреасяна: снимай коммерчески успешные фильмы, зарабатывай деньги, трать на развитие и наем новых сотрудников, чтобы снимать фильмы крупнее, которые принесут еще больше денег – и так до бесконечности. Ну а между делом можешь и пару премий зацепить.

У вашей студии всего три параметра:

  • Деньги – зарабатываешь со сборов, тратишь на производство фильмов, зарплаты персонала и расширение студии.
  • Престиж – начисляется, к примеру, за высокие оценки критиков и влияет на то, какие режиссеры, актеры и студии-дистрибьюторы согласны с вами работать.
  • Очки исследования – пассивно генерятся сотрудниками, работающими над фильмом. За них  в местном древе технологий, можно открыть, к примеру, новые темы для фильмов или возможность увеличить размер бюджета.

Процесс создания фильма максимально прост и состоит из нескольких этапов. На первом придумываем название, выбираем размер бюджета (вначале доступен только маленький), жанр, тему/сеттинг, рейтинг, нанимаем режиссера и главного актера, назначаем продюсера – и вперед. По мере развития появится возможность выбирать дополнительный жанр, второго ведущего актёра, а также создавать франшизу из сиквелов и приквелов.

В процессе производства будет две возможности повлиять на конечное качество картины. После завершения препродакшена нужно распределить ползунки бюджета между тремя категориями – сценарий, костюмы/макияж, декорации. За очки исследований открываются  улучшения, вроде, найма отдельного сценариста для диалогов.

Точно такая же ситуация на этапе постпродакшена: три ползунка – спецэффекты, музыка и саунд-дизай, монтаж. Опять же с «бустами» вроде «зеленого экрана» для CGI.

После завершения съемок выходим в прокат. В начале только на местном рынке и через стороннюю компанию-дистрибьютора. Потом откроется международный рынок и возможность заняться самостоятельной дистрибуцией – придется потратиться на маркетинг и рекламу, зато не нужно отдавать конские 40–50% от сборов. Перед релизом смотрим отзывы критиков и зрителей, а потом фиксируем прибыль или финансовый провал.

Реклама 18+

Главное в The Executive – коммерческий успех фильма, который зависит от достаточно ограниченного количества факторов. Вот основные:

  • Насколько между собой сочетаются характеристики будущей картины. Например, хоррор больше всего подходит рейтинг R, а фильмы про монстров лучше всего снимать в жанре фэнтези.
  • Правильное распределение бюджета. В боевиках лучше вложиться в спецэффекты, а для драм приоритетен сценарий.
  • Интерес зрителей к выбранным темам и жанрам в текущее релизное окно.
  • Характеристики актеров и режиссеров. Всего у кинематографистов их четыре: популярность на местном и международном рынке, отношение к ним кинокритиков, соответствие жанру и теме картины.

The Executive – классный генератор фановых историй, но посредственный симулятор главы киностудий

Кажется, что игровой процесс в The Executive слишком простой и скучный? Так и есть! Но сначала о хорошем.

Лучшее, что есть в игре, – отсылки к реальному Голливуду. Отзывы критиков и зрителей пародируют Rotten Tomatoes («Авакадометр» и «Содаметр»), переиначенные имена звезд и названия фильмов легко узнаются. Вроде «Патриарха» от Крандиса Форда Фополлы. Это не то чтобы шедевры юмора, но задает нужную атмосферу.

Но главное это возможность самому генерировать фановые ситуации. В одном из прохождений я совместил в CEO двух гениев кино категории B – Сарика Андреасяна и Роджера Кормана. Андреасян-Корман создал две великие франшизы: Zombie Stripper Cemetery Wedding и Vampires, Dragons and a Big Sword (особенно мне нравится название триквела — Vampires, Dragons and a Very, Very Big). Как же я собой горжусь!

К сожалению, кроме этого игре по сути нечего предложить. Потому что The Executive – посредственный симулятор главы киностудии, в нем неинтересно как создавать фильмы, так и строить собственную бизнес-империю.

Весь процесс кинопроизводства фактически сводится к подбору комбинаций жанров и тем, а также выбору правильного времени релиза. У тебя есть возможность повлиять всего на несколько перечисленных ранее характеристик. Все остальное недоступно. Ты не определяешь продолжительность фильма, не решаешь, сколько в нём будет экшена или диалогов, возраст персонажей, откровенность любовных сцен и прочее.

В The Executive слишком многого нет: от деления зрителей на аудитории и отдельной оскаровской мини-игры до госцензуры в Китае. Практически нет в игре случайных событий, которые должны разбавлять игровой процесс.

В The Executive нельзя выдать что-нибудь «эдакое» вроде философского артхауса в жанре sci-fi, в котором зомби сражаются с пришельцами. Игра не дает возможности пойти на риск и добавить постельные сцены в картину с рейтингом PG-13, надеясь получить больше прибыли от подростков, не разозлив консервативных политиков. Звезда не закатит истерику, а конкуренты не попытаются натравить на твой блокбастер про динозавров защитников животных. А в решении подобных внештатных ситуаций и заключается суть работы продюсера.

Абсолютно не чувствуется в The Executive прогрессия, как в плане масштабов картины – снимаешь фильм за 2 млн или за 20, делаешь одно и то же, так и в отношении развития индустрии. В игре никак не отображается, как в реальности менялось кино и мир – мода на экшен-героев в 80-е, появление интернета, доминирование стримингов, споры по поводу инклюзивности. Не всё, но хоть что-то из этого можно было реализовать за счёт дополнительных механик, условий, тем и прочего.

The Executive не позволяет по-настоящему погрузиться в процесс кинопроизводства – замени фильмы на подушки, а жанры на материалы – ничего не изменится. В этом квартале потребители предпочитают пуховые, а в следующем – ортопедические.

То же самое относится и к бизнес-части — все что ты делаешь снимаешь фильмы, никакого мерчендайза, собственных кинотеатров, открытия филиалов или механик, выстраивания производственных цепочек.

При этом The Executive – максимально неудобный бизнес-симулятор из-за отсутствия простого способа получить необходимую информацию (при том что важной совсем немного). Например, ты настроил характеристики будущей картины и хочешь проверить, будут ли в момент ее релиза популярны хорроры. Выход один – закрыть окно, открыть другое, запомнить информацию и настраивать все заново.

Главная боль – ползунки распределения бюджета. Например, сколько в комедиях тратить на монтаж? Вместо сводной отдельной таблицы со всей известной информацией, The Executive предлагает зайти в отчеты по всем снятым фильмам, найти комедию и надеяться, что там будут данные по монтажу. Иначе – листай список дальше.

При этом в самом окне со снятыми картинами жанры не указаны. Вспоминай, Fart Christmas – это комедия или триллер? Нет в The Executive и других таблиц с нужной информацией. Да, это тот вид бизнес-симуляторов, в котором не хватает таблиц. А к середине игры у тебя параллельно несколько фильмов в работе – всё в голове удержать невозможно. И таких мелочей, мешающих игровому процессу, слишком много.

В итоге The Executive – Movie Industry Tycoon – милое и фановое инди, которое не способно подарить хоть сколько-нибудь иммерсивный опыт главы настоящей киностудии. Игра вышла совсем недавно, и возможно, разработчики еще сделают игровой процесс глубже и разнообразнее. Впрочем, развлечь себя самостоятельно никто не мешает. Пойду сниму пару туалетных комедий от Тндрея Аарковского.

***

Креветки вместо цветов: что хотят получить девушки на 8 марта

Все об InZOI – корейской «убийце The Sims»

GTA 5 на ПК получила трассировку лучей и DLSS. Как преобразился Лос-Сантос?

+7
Комментарии
По дате
Лучшие
Актуальные
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий

Новости