«Много в видеоиграх сюжетов, содержащих агрессию и насилие». В Госдуме обсудят, как регулировать игры в РФ

Рассказываем главное.

В январе Госдума готовится принять решение по защите граждан от деструктивного контента в играх. Об этом рассказал председатель Госдумы Вячеслав Володин в своем телеграм-канале.

«Поступают обращения: много в видеоиграх встречается сюжетов, содержащих агрессию и насилие, пропаганду чуждых нам ценностей. В январе планируем принять решение о защите граждан, в первую очередь детей, от деструктивного контента. Поддерживаете?»

Спикер не уточнил, о каких играх идет речь, и не назвал конкретные действия, которые могут предпринять в Госдуме. Володин также разместил опрос: поддерживает ли его аудитория такие идеи? Голоса 113 тысяч человек распределились так:

  • 71% – поддерживают;
  • 26% – не поддерживают;
  • 3% – выбрали ответ «все равно».

Екатерина Мизулина задала на своем канале схожий вопрос: «Нужно ли ограничение видеоигр с деструктивным контентом – агрессией, насилием и пропагандой чуждых нам ценностей?»

Результаты отличаются от опроса Володина:

  • 22% – да;
  • 29% – нет;
  • 31% – возрастной маркировки достаточно;
  • 11% – решение об ограничении игр должны принимать родители ребенка;
  • 3% – лучше ограничить отдельные жестокие игры и игры с ЛГБТ* пропагандой (*экстремистское движение);
  • 4% – хочу посмотреть ответы.

Регуляция рынка видеоигр – поручение президента России

В мае 2024-го Владимир Путин поручил создать механизмы контроля за рынком компьютерных игр, чтобы не допустить искажения исторических событий и представлений «о месте и роли России в мире». Более подробно поручение президента России можно прочесть в указе «Об утверждении основ государственной политики РФ в области исторического просвещения».

В декабре 2024 года в Госдуму внесли законопроект, который регулирует распространение видеоигр в России: он обяжет цифровые магазины и издателей информировать покупателей о содержании игр и потребует обязательной авторизации пользователей. 

Заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин подчеркнул, что цель законопроекта – «не блокировка Steam в России»:

«Только что вместе с коллегами внесли на рассмотрение Госдумы проект федерального закона, регулирующего видеоигровую индустрию. Правда, накануне какую-то из промежуточных версий документа кто-то внес в редакцию газеты «КоммерсантЪ», что вылилось в череду громких заголовков вроде «Депутаты хотят запретить Steam».

На самом деле никакого запрета иностранных игровых сервисов законопроект не содержит, как и никаких невыполнимых требований. Мы хотим, чтобы распространители игр дали их разработчикам возможность предупреждать пользователей об особенностях игрового контента (сцены жестокости, насилия, употребления алкоголя и наркотиков)».

Что предложил законопроект: 

● исключить доступ российских пользователей к информации, запрещенной к распространению на территории страны;

● присваивать видеоиграм категории, информируя о жестокости, насилии или ненормативной лексике;

● ввести маркировку видеоигр знаком категории и/или текстовым предупреждением о возможных ограничениях на их распространение;

● обязать распространителей видеоигр использовать номер телефона, «Госуслуги» или Единую биометрическую систему для идентификации пользователей при авторизации;

● проводить экспертизу видеоигр для выявления наличия запрещенной к распространению в РФ информации.

Через несколько дней Володин и Мизулина еще раз высказались об инициативе – мнения разошлись

Сперва Вячеслав Володин подтвердил, что Госдума не планирует запрещать игры: «Ряд медиаресурсов заявил о возможном полном запрете видеоигр. Сразу хочу подчеркнуть – об этом речи не идет. Предлагаю продолжить разговор. За последние годы произошел ряд случаев нападений учащихся на учеников и учителей в школах. Действия были спровоцированы их участием в видеоиграх. Дети и подростки, совершая подобные поступки, зачастую думают, что продолжают находиться в виртуальном мире, так как грань между ним и реальной действительностью стирается.

Тема заинтересовала многих моих коллег. Планируем подключить к обсуждению законопроекта родительское сообщество, учителей, экспертов, представителей отрасли, психологов и всех заинтересованных. Решение, на которое выйдем, должно обязательно носить сбалансированный характер.

Еще раз подчеркиваю, речь идет именно о защите детей от деструктивного контента в интернете и видеоиграх, от пропаганды там информации, запрещенной на территории нашей страны, — совершения преступлений, смены пола, употребления наркотиков и ЛГБТ (деятельность движения ЛГБТ запрещена в РФ). Всего того, что крайне негативно влияет на неокрепшую психику подрастающего поколения.

И конечно, вы правы, нам необходимо разрабатывать и выпускать отечественный контент. Это вопрос, который предстоит решать».

Екатерина Мизулина вовсе не поддерживает законопроект: «Мы уже высказали свою позицию по законопроектам, регулирующим видеоигры, в конце прошлого года. В текущем виде законопроект поддерживать не будем. Он требует очень серьезной доработки.

Если кратко. Настораживает предложение об обязательной идентификации пользователей видеоигр распространителем видеоигры. Законопроектом не определено, какие именно персональные данные пользователей видеоигр подлежат сбору и обработке распространителями игр в целях идентификации. Даже в части маркировки видеоигр, которая безусловно нужна (и многими распространителями игр уже используется), формулировки неоднозначные. В целом по тексту вопросов много, все их опубликую».

 
Глава комитета по молодежной политике Артем Метелев тоже высказался – про игры, в которых есть механики онлайн-казино и внутренние валют:
 
«В известную компьютерную игру Roblox внедрены механики онлайн-казино, которые запрещены в России, а также [внутренняя] валюта. И вот буквально на днях 9-летний мальчик стал жертвой мошенников. Он перевел им 500 тысяч рублей, сняв их с банковской карточки своих родителей, чтобы якобы купить там определенную валюту. Это нужно блокировать».
 
Помимо Roblox, внутриигровая валюта есть, например, в FIFA. А под «механики онлайн-казино» наверняка попадает СS 2, где можно открывать кейсы и получать из них разные предметы.

Как реагирует игровая индустрия

РВИ, одна из четырех игровых ассоциаций в России, заявила, что текущая инициатива откатывает индустрию на несколько лет назад, а вся сумма усилий за предыдущие годы буквально «умножается на ноль»: «Законопроект несет в себе явные противоречия с указами Президента по поддержке индустрии, а также с работой Минцифры и Минэкономразвития РФ».

РВИ указали на самые проблемные пункты законопроекта:

  Авторизация через Госуслуги. Главный риск в том, что иностранные платформы откажутся выполнять эту часть закона – это приведет к блокировкам и создаст две «критические угрозы»:

1) Российские разработчики не смогут вовлекать в свои продукты людей по всему миру. В такой ситуации отрасль будет испытывать огромные трудности, и этот шаг может привести к оттоку человеческого капитала за рубеж.

2) Геймерам из России придется делать лишние шаги, чтобы играть в любимые тайтлы. В итоге инициатива публично вызовет лишь раздражение.

Обязательная негативная маркировка видеоигр. Это обяжет магазины и издателей предостерегать геймеров о негативном содержании игр. Несоответствие этим требованиям может привести к запрету на распространение, продажу и рекламу игр в стране. По мнению РВИ, стоит внедрить «Зеленую маркировку» – она расскажет о положительных сторонах игр и снимет негативный контекст о видеоиграх для неиграющей аудитории.

●  Экспертиза маркировки. Разработчики и издатели будут обязаны маркировать свои продукты. В случае сомнений необходимости этого действия они смогут запросить экспертизу за свой счет. Кто именно будет проводить такую экспертизу – пока неясно.

Реклама 18+

Запретительный и ограничительный характер законопроекта. Он не развивает индустрию и не поддерживает начинающие студии, а наоборот – создает дополнительные «костыли».

РВИ не отрицают, что в индустрии полно проблем, которые стоит решать. По их мнению, законопроект должен разрабатываться в тесном сотрудничестве с отраслью и профессиональными объединениями. Подробнее изучить позицию РВИ можно в этом документе.

Ярослав Мешалкин, управляющий партнер Heads’made отмечает: «Тонких мест в законопроекте я вижу два. Во-первых, это состав экспертов, которые будут давать свои заключения по играм. Очень бы хотелось, чтобы в их число вошли люди, понимающие специфику видеоигр в виде дополнительного контента, модов, побочных квестов и так далее.

Во-вторых, вопрос об авторизации и идентификации пользователей на зарубежных платформах через российский официальный инструментарий. Почему-то от тех же Apple или Netflix мы подобного не требуем».

Вячеслав Макаров, один из создателей World of Tanks, относится к законопроекту настороженно: «Можно предположить, что, в зависимости от сегмента рынка, регулирование окажет на рынок неравномерное влияние – от минимального до абсолютно разрушительного, но точное понимание результатов появится только после того, как прояснятся все детали».

К чему все это приведет на практике – сказать сложно. Непонятно, как будет устроен процесс, к кому конкретно относятся требования и захочет ли Steam сотрудничать с российскими властями. В невыгодном положении могут оказаться и некоторые российские компании, ведь им придется тратиться как минимум на проведение экспертиз.

Фото: Alexander Kazakov/Kremlin Pool, Pavel Kashaev/Global Look Press

Фото: Kremlin Pool, Akhmetov Vadim/URA.RU/Global Look Press

+4
2 комментария
По дате
Лучшие
Актуальные
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Габен, судя по новостям и слухам, активно сотрудничает с правительствами стран и придерживается их законодательства, но условную регистрацию через Гос Услуги даже он вряд ли будет делать.
+2
0
+2
Ответ заблокированному пользователю
Габен, судя по новостям и слухам, активно сотрудничает с правительствами стран и придерживается их законодательства, но условную регистрацию через Гос Услуги даже он вряд ли будет делать.
Коллаборация ГосУслуг и Стим - звучит небезынтересно
0
0
0
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий

Новости