Обзор серии игр The Joy of Creation - спин-оффа Five Nights at Freddy's
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Видеоверсия
Вступление
Франшиза Five Nights at Freddy's (FNAF) берёт своё начало 8 августа 2014 года с выхода самой первой игры. Идея её разработки возникла в результате плохих отзывов к детской игре Скотта Коутона, разработанной и выпущенной в 2013 году. Главного героя бобра посчитали похожим на страшного аниматронного животного, а рецензент Джеймс Стерлинг назвал игру «непреднамеренно ужасающей». Разочаровавшись, Скотт Коутон после христианских игр решил сделать что-то действительно страшное. Five Nights at Freddy's произвела фурор в жанре хорроров. Как бы мне не нравились игры FNAF, у них огромная фанбаза во многом благодаря популярности у стримеров и летсплееров. Десять лет спустя у нас есть франшиза, состоящая из десяти оригинальных игр, восьми спин-оффоф, двух фильмов и десятков книг. В этой статье я расскажу о спин-оффе, который превзошел оригинальную игру и перерос в самостоятельную серию.
The Joy of Creation, 2015 года
The Joy of Creation (TJoC) - это фанантская игра по вселенной FNAF, созданная Никсоном. Этот парень работает в Glowstick Entertainment над кооперативной игрой Dark Deception, а в свободное время занимается разработкой собственной игры. Демо версия TJoC 0.6 впервые появилась 27 ноября 2015 года. В игре сюжет и основные персонажи взяты из игр FNAF с небольшими изменениями. Еще одним отличием является использование движка Unreal Engine 4, а не Clickteam Fusion. Сюжет раскрыт не полностью, так как это всего лишь демо. Но в общих чертах его можно изучить через внутриигровые телефонные разговоры и по информации разработчика. Если вкратце, то в 70-80 годы была открыто заведение «Пиццерия Фредди Фазбера». Там работали аниматроники: Фредди Фазбер, Бонни, Чика, Фокси. Через некоторое время серийный убийца Скотт, используя один из этих костюмов, заманивал детей в подсобку, где их и убивал. Тела прятал в этих же аниматрониках, в результате чего они стали одержимыми.
В конце 1987 года Скотт вместе с тем парнем, голос которого мы слышим по телефону, выкупают заведение и открывают вновь. Но аниматроники слишком поломаны для использования. Телефонный парень решает хранить их у себя и через какое-то время пропадает. Аниматроники, одержимые жаждой мести, следуют к дому своего убийцы с целью совершить правосудие.
В игре единственный режим игры - Выживание. При запуске игра начинается сразу же, никак не объясняя управление. Путем нажатия всех кнопок я понял, что W - двигаться вправо, ПКМ - светить фонариком, а меню открывается на Е. Такое вот выходит двухкнопочное управление. Геймплей построен очень глупо, так как всё сводится к последовательному вращению и включению фонарика. На шестой минуте я начал уставать и меня убили. Причём времени среагировать у меня по факту и не было. Оказывается, победить в ней невозможно. Аниматроники постепенно ускоряются и в конце концов начинают действовать слишком быстро, из-за чего ты так или иначе умрешь от атаки одного из роботов. Таким образом, месть - это единственный исход.
The Joy of Creation: Reborn
Спустя десятидневного молчания с публикации демо TJoC Никсон объявил, что в игре будут полностью изменены стиль и механика. Семь недель спустя он заявил, что устал от проекта и не будет его больше развивать. Однако через четыре месяца он запустил голосование возрождать разработку или нет. Более 500 человек проголосовали за возрождение игры. После чего Никсон начал разрабатывать новую игру под названием The Joy of Creation: Reborn (TJoC:R), которая стала доступна 7 апреля 2016 года.
В этой части сюжета ещё меньше. Некое здание, может и та самая пиццерия, было искажено под действием неизвестных сил, в результате чего помещения превратились в бесконечные лабиринты из коридоров без выхода. По этим лабиринтам перемещаются аниматроники, запрограммированные Майклом для убийства Скотта. Майкл - друг семьи Скотта, влюбленный в его жену. Цель игры - бегать по запутанным коридорам в поисках определенных предметов, связанных с франшизой FNAF, созданной героем.
Игра отличается от предшественницы тем, что в ней есть свободное перемещение. На главном экране на выбор даётся четыре сценария - по одному на каждого аниматроника соответственно. В первых двух мы убигаем от Фредди и от Бонни. За короткое время нужно найти все разбросанные по локации предметы. Причем при любом результате никакой концовки не будет. Чтобы закончить уровень, надо умереть. Если успел всё найти за время - в меню появляется галочка напротив соответствующего сценария. В третьем эпизоде локация меняется на огромный лес. Здесь уже времени даётся больше, но и записок нужно найти не 5, а 10. Механика здешнего врага Чикки тоже отличается. Слышим его сзади - поворачиваемся и недолго светим в глаза. Если долго светить, то он впадает в режим ярости и бежит за героем. В четвертом сценарии у Фокси схожая механика. Когда его глаза белые - светим и ослепляем. Если посветить когда красные - он впадает в ярость. Тупость заключается в том, что Фокси в начале эпизода ПРЯМО ПЕРЕД ИГРОКОМ. Замешкаешься на секунду - рестарт. Если пройти все четыре сценария, то открывается вкладка Экстра, представляющая из себя короткий Эпилог.
The Joy of Creation: Halloween Edition
Третья часть вышла 31 октября 2016 года. Геймплей представляет собой смесь третьей части FNAF и предыдущей части TJoC:R. Из третьей части FNAF взята локация Fazbear's Fright, антагонист Спрингтрап (обгоревший аниматроник с длинными ушами) и возможность смотреть камеры, только теперь с помощью мобильника. А из TJoC:R взята механика свободного перемещения и сбор/использование предметов. В телефоне при переключении камер можно использовать звуковые приманки. Цель игры - найти молоток, сломать 6 труб в здании, схватить зажигалку и прийти к выходу. Суть в том, чтобы поджечь заведение и высвободить духов, которые в нём находятся. При этом, естественно, избегая аниматроника.
Геймплей не выглядит захватывающим. В папке с игрой есть txt файл, в котором разработчик просит не судить строго, так как на разработку ушло около недели. Предметы, как я понял, появляются в случайных местах. Их нужно искать, блуждая по очень темным однотипным коридорам. Таким образом, вообще не понятно, где какое помещение и какая камера что показывает. Если Спрингтрап видит вас, то сразу начинает бежать. Убежать и спрятаться можно, но без заучивания расположения камер ты будто блуждаешь наощупь, никогда не зная, где он появится.
The Joy of Creation: Story Mode
Демо новой игры впервые появилось примерно вместе с предыдущей. Полноценный релиз состоялся 17 июля 2017 года. Это первая игра серии, имеющая каноничный сюжет и самая масштабная из всех предыдущих. События игры затрагивают разработчика франшизы FNAF - Скотта Коутона и его семью. А также происходят в двух разных промежутках времени: во вторую годовщину релиза первой FNAF - в ночь 8 августа 2016 года и когда Ник Коутон спустя много лет возвращается к себе домой. Пять игровых эпизодов происходят от лица разных членов семьи.
В первом эпизоде мы играем за маленького Ника Коуттона - сына Скотта. Идея напоминает четвёртую часть FNAF. Нужно следить за четырьмя сторонами. За окном подкрадывается Фредди. Когда он у окна, нужно задергивать занавеску. В дверь стучится Чикка и всегда появляется на третий стук. Иногда сбоку открывает дверь Бонни. А к кроватке постепенно крадется Фокси под скрежещащий звук крюка. От каждого аниматроника свой алгоритм спасения. При этом есть уровень потери рассудка, который обозначает датчик у двери. На красном уровне экран начинает трясти, видимость ухудшается и появляются галлюцинации. Пройти эпизод можно только, если четко выучить алгоритм действий и не ошибаться. Продержаться надо от полуночи до 6 утра, как и во всех классических FNAF.
Во втором эпизоде действие происходит в гостинной и мы играем за Вэлл, жену Скотта. В телевизоре можно посмотреть камеры от лица Фредди и Фокси. Их также можно остановить с помощью кнопки Паузы. Они выходят из боковых противоположных дверей гостинной. Суть в том, чтобы замедлить одного из них, чтобы они не вышли одновременно, так как спрятаться можно только за одной из дверей. Иногда из центрального входа выходит Бонни, но у него на это аж четыре фазы, которые можно проследить с помощью дверной щели или звука воя. Из под дивана появляется Чикка после характерного рычания. Спастись можно выработав алгоритм движения: прячься от одного, пока идёт другой.
В третьем эпизоде мы играем за Скотта, находящегося в офисе. Перед нами три камеры, отвечающие за три входа: окно, шкаф и главные двери. По камерам нужно отслеживать аниматроников. Фредди мы должны ослепить десять раз. Фокси надо оперативно прогонять, направляя камеру. С двух часов в комнате появляется Чикка и спавнит в случайных местах три кекса - это такие маленькие злобные шарики. Их нужно ослеплять с помощью фонарика. Иногда они появляются за дверями. И тогда при открытии есть риск наткнутся на Фокси и проиграть. Если вовремя не прогонять Фокси и не избавляться от кексов Чикки - проигрыш. С 3 часов появляется Бонни. Он уничтожает камеру, которая будет на него направлена. И тогда за этим входом нельзя будет прогнать Фокси.
Четвертый эпизод состоит из серии испытаний в подвале. В нём мы играем за Майкла, того самого парня, который предупреждал всех других Коутонов об опасности. Всего шесть испытаний. В каждом свои правила, понять которые получится далеко не сразу. Лично я смог только с помощью гайдов, потому что в пятом испытании ни с того ни с сего нападал некий механический эндоскелет. Зато при провале одного испытания тебе не надо проходить все остальные заново.
В пятом эпизоде мы вновь играем в роли главы семейства и сидим связанные на чердаке перед камерами. Это ещё один эпизод, механикой похожий на игры FNAF. Тут нужно быстро переключать камеры и иногда оборачиваться. И кликать предстоит МНОГО. По камерам мы следим за комнатами дома. В самой крайней появляется некое Существо и медленно движется к нам. Его замедлить можно вспышкой. Но вспышкой также надо ослеплять случайно появляющегося золотого Фредди. Иногда он появляется за спиной и на него смотреть нельзя. Ещё за спиной по бокам две двери, в которых постоянно спавнятся эндоскелеты. Нужно по камерам их отслеживать, по звукам определять, когда они нападут и в определенный момент закрывать одну из дверей. В общем, задач очень много.
При выполнении определенных условий самым внимательным игрокам будут показываться газеты. Некоторые из них можно найти в локациях. Все газеты можно посмотреть в меню Экстра, который открывается после прохождения всех эпизодов. В нем также можно просмотреть: всех аниматроников (со всех ракурсов), начальную и финальную кат-сцены, создание некоторых элементов игры, титры и пройти дополнительные испытания.
Испытания это отдельная степень Безумия. Первое испытание Bedroom Blind Mode - это тот же эпизод Спальни, ТОЛЬКО ИГРОКУ НИЧЕГО НЕ ВИДНО. Черный экран. Понять происходящее можно только сильно вслушиваясь в звуки. По нажатию F можно открыть глаза суммарно на три секунды за весь эпизод. Основано на «Слепом режиме» из FNAF 4: Halloween Edition. В Basement Run Mode нужно пройти Подвал за 8 минут. В Survival Mode надо пройти все эпизоды ни разу не погибнув. За прохождение каждого испытания в Экстра открывается золотая звезда.
Сюжет игры рассказывается или через телефонные разговоры или подаётся в виде катсцен между эпизодами. У смертей также есть катсцены, призывающие вновь попытаться. Скажу честно, ни один эпизод пройти мне так и не удалось. Мне не хватает интереса и выдержки заучивать механики и правила. И каждую ночь начинать сначала. Игра выматывает бесконечными наказываниями за малейшие ошибки. А некоторые элементы работают крайне спорно. Но я и никогда не был фанатом. Сама же игра, в свою очередь, создала огромную фанбазу и стала популярней первой оригинальной FNAF. И не удивительно, так как в команде Никсона было много талантливых людей, а в написании сюжета участвовал сам Скотт Коутон.
The Joy of Creation
В 2020 году у Никсона возникла идея сделать ремейк первых трех игр и выпустить их в составе коллекции The Joy of Creation: Ignited Collection. Он хотел переделать их с нуля, что означало «новые ресурсы, новый игровой процесс, всё новое». Спустя какое-то время, 1 сентября, он выложил предполагаемый новый саундтрек. 21 июля 2022 года показал видео обновлённого материала сожжения, на котором лучше выглядит урон. 25 марта 2024 года полностью отменил комплект и заменил его на The Joy of Creation - самостоятельную перезагрузку серии с новыми материалами и новой сюжетной линией, а также официальный спин-офф франшизы FNAF. Демоверсия игры вышла 2 августа 2024 года в рамках празднования 10-летнего юбилея франшизы. В первый день пиковый онлайн составлял около пяти тысяч игроков в Стиме.
В демоверсии доступен всего один уровень - Офис, похожий на третий эпизод TJoC:SM. Сразу видно, что графика была значительно переработана и стала более реалистичной благодаря Unreal Engine 5. В начале игра нас троллит синим экраном, который появляется у главного героя Скотта во время тестирования игры. Потом отключается свет и нас знакомят с базовыми механиками. Осматриваем ящики и шкафы в поисках предохранителей, которые нужно постоянно менять для поддержания питания разных элементов: камер, фонарика и основного источника. Затем на экране появляется текстовое сообщение с основой целью уровня: ослепить Фредди двеннадцать раз. Ах да, аниматроники здесь все в своих воспламенённых версиях. Остальные механики схожи с теми, что мы видели в эпизоде Офис из TJoC:SM. За исключением пары изменений.
Фокси теперь надо светить в глаза несколько раз, чтобы он исчез. И с течением времени светить придётся всё больше. Бонни появляется за любой дверью. Если посмотреть на него камерой - он её полностью обесточит. Если открыть дверь, то он ударит игрока несмертельно. Чикка выползает из потолка комнаты и спавнит от трёх до шести кексов в разных предметах. На них нужно светить фонариком, что его быстро обесточивает. Если не уничтожить всех за определенное время, то Чикка убьёт игрока. Помимо всего этого, нужно постоянно следить за питанием. Если в комнате пропадёт свет, то это тоже смерть. Если у фонарика мало питания и вылезет Чикка - смерть. Проигнорировать Фокси или открыть с ним дверь - смерть.
Таким образом, геймплей состоит из постоянной беготни от камер до коробки питания и поиска предохранителей, которые случайным образом появляются в ящиках и шкафчиках. К середине ночи это становится рутиной и надоедает, как по мне. Безусловно, всё стало гораздо логичнее, чем было в старой версии Офиса. В камерах лучше видно, но всё равно избежать удара Бонни очень сложно. Зато поврежденную камеру можно восстановить. Главное на протяжении ночи в руках всегда держать предохранитель. И в свободное время его менять на основном питании и на фонарике. Мне не понравилось, что вот ты видишь Фредди на камере, бежишь открывать дверь, светишь, а его там нет. Зато заряд фонарика просто улетучился. Ещё, оказывается, в окне можно посветить не в ту сторону из-за отзеркаливания камеры. После завершения демоверсии воспроизводится короткий видеоролик, раскрывающий безымянного нового антагониста - Источник. Именно он управляет всеми аниматрониками.
Эпилог
Никсон создал спин-офф, который является достойным наследником оригинальной серии игр FNAF, а во многих аспектах даже её превосходит. Сюжет, графика, новые интересные механики и элементы геймплея. А благодаря Unreal Engine 5 у Никсона и его команды гораздо больше возможностей для дальнейшего развития серии. Рекомендую начинать знакомство с TJoC:SM, если понравится - попробовать демоверсию будущего продукта. А потом мы все вместе будем ждать переосмысление The Joy of Creation.