Итоги 2023-го для российских видеоигр: ААА-игр стало больше, студий (кажется) тоже

Игры, тренды и явления уходящего года.

2023 год для российской игровой индустрии получился громким и противоречивым, но точно не скучным. Успех Atomic Heart и провал The Day Before, растущая роль государства и неверие в «Смуту», сакрализация «наших игр». Многие из этих событий определят будущее отечественной индустрии на годы вперед. Собрал главные игры, тренды и явления уходящего года.

Итоги года мы подведем 28 января на трансляции премии Кибер Best: вместе выберем лучшую игру. А всего будет 23 номинации.

Проверяй свои знания в новогоднем квиз-боте и получай призы!🎄

Atomic Heart

Главная отечественная игра года и первый за долгое время полноценный блокбастер от отечественных разработчиков. Многие не верили (каюсь, я в их числе), что «Атомное сердце» выйдет хотя бы в играбельном виде. Тем не менее проект Mundfish стал хитом Steam и Pornhub (что указывает на поистине народную любовь) и показал, что удел отечественного геймдева не только инди и мобилки – наши игры могут на равных конкурировать с лучшими западными. Для разных государственных деятелей Atomic Heart вовсе стал символом светлого будущего суверенной российской игровой индустрии.

Atomic Heart – это первая за многие годы ААА-игра от российских разработчиков <…> Я уже говорил, что российская культура и история – неисчерпаемый кладезь для отечественных разработчиков игр.

Антон Горелкин, депутат Госдумы

Влияние Atomic Heart оказалось столь значительным, что игра Mundfish еще не раз появится в этом тексте.

The Day Before 

На первый взгляд The Day Before и Atomic Heart – очень похожие проекты. Неопытная студия, огромные ожидания аудитории, агрессивная PR-компания, скандалы и переносы. Вот только результат получился полностью противоположным. Fntastic закрылась через 4 дня после релиза The Day Before, когда из 200 тысяч купивших игру половина оформила возврат, онлайн снизился с 38 тысяч до 700 человек, а положительных отзывов набролось целых 16%.

К сожалению, с финансовой точки зрения The Day Before провалилась, и у нас нет средств для продолжения работы. Вся выручка уйдет на выплату долгов нашим партнерам.

Из заявления студии Fntastic

О причинах провала The Day Before будут спорить еще долго. По словам разработчиков, делать игры сложно, и они выложились на полную. Согласно слухам и инсайдам разработка с первого дня была в аду, в команде было мало профессионалов, а все обещания «игры-мечты» были лишь пиаром. Например, The Day Before продвигали как ММО в открытом мире, но с первого дня делали ее как экстракшен-шутер в стиле Escape from Tarkov. Более того, согласно расследованию Yahoo, никаких долгов у Fntastic нет, а за 2022 год основатели студии заработали около $1 млн.

Как было на самом деле, уже не важно. The Day Before войдет в историю отечественной игровой индустрии как большой обман и огромное разочарование.

Вывод, помимо стандартного «…[плохое] случается»: молодым студиям стоит потренироваться на чем-то индиобразном, прежде чем браться за амбициозные проекты, а геймерам – не спешить верить.

Как умирала якутская The Day Before: от первого места в топе Steam до позорного провала

Русы против ящеров

Самое приятное: «Это что вообще такое?» года. Игра, основанная на популярном меме от двух разработчиков и созданная за несколько месяцев, вошла в топ-10 российского Steam и поселилась в сердечке каждого неравнодушного к отечественному геймдеву. Дальше полноценная франшиза: в 2024 году выйдет DLC и настольная игра.

Это очень крутой кейс – если прислушиваться к аудитории, работать на опережение и не бояться рисковать, то можно сделать успешный проект без господдержки и огромных рекламных бюджетов.

Обзор игры «Русы против Ящеров». Исторический экшен, который не понравится только рептилоидам

Амбициозные проекты

2023 год доказал, что предсказания о гибели российской индустрии как минимум оказались преждевременными. Те, кто релоцировался в другие страны, все равно воспринимаются как наши разработчики, успешные инди выходят, но главное – нам обещают неприлично много отечественных ААА-проектов.

Кроме уже вышедших Atomic Heart и The Day Before это:

  • экшен-RPG «Смута» с 500 млн рублей госинвестиций.
  • «Война Миров: Сибирь» от 1С Game Studios – проект, совмещающий видеоигры и кино о нападении инопланетян на российскую империю.

1С анонсировала новую ААА-игру. Здесь казаки борются с пришельцами

  • DISTORTION – «эпический блокбастер в жанре мидлпанк» с бюджетом более $100 млн от независимой студии Game Art Pioneers.

В России создают первую AAA-игру за $100 млн. Это как 4 (!) Atomic Heart

  • в конце года Lesta Games («Мир танков» и «Мир кораблей») заявила, что разрабатывает игровой блокбастер «не про танки» с бюджетом в $25-30 млн.

Кажется, это только начало. В 2024 году нас ждут еще больше анонсов ААА с отечественной спецификой. Впрочем, открытым остается вопрос: а смогут ли окупиться эти амбициозные проекты в условиях роста пиратства?

Серый рынок

В индустрии нет единого мнения о положении отечественного рынка видеоигр. Оптимисты считают, что он остался на уровне 2021 года и дальше будет только расти. Пессимисты говорят о падении почти в два раза до 100 млрд рублей. Однако все согласны, что основные деньги ушли в серую зону к посредникам, а большая часть геймеров «переехала» в Турцию, Аргентину и на ... Сартозу. 

В 2022 году, согласно исследованию XYZ School, 70% геймеров играли хотя бы в одну пиратскую игру, а 51% стали пиратить чаще. Нет никаких оснований полагать, что в 2023-м этот тренд изменился. Непонятно, как в таких условиях делать дорогие игры, ориентированные на отечественный рынок. Один из ответов – появление отечественных цифровых игровых магазинов, таких как VK Play.

VK Play

Большинство геймеров узнали о существовании отечественного цифрового магазина, когда Atomic Heart стал его эксклюзивом. В следующий раз о платформе вспомнили после начала предзаказа «Смуты». Нельзя сказать, что корпорация VK ничего не делает для продвижения цифрового магазина, но кроме Atomic Heart, «Смуты», отечественных инди и бесплатных онлайн-игр вы там вряд ли что-то найдете. Впрочем, главная задача VK Play – не конкуренция со Steam, есть более утилитарные цели: 

  • Во-первых, платформа служит средством непрямой государственной поддержки лояльных разработчиков. 
  • Во-вторых, VK Play – это превентивное импортозамещение. Вдруг Steam окончательно уйдет из России (что маловероятно) или российское государство ограничит доступ к иностранным цифровым магазинам (что возможно). Тогда от VK Play никто не откажется. Впрочем, это не единственный проект в области импортозамещения от VK.

Игровой движок Nau Engine

Популярность идеи создания отечественного игрового движка легко объяснить: она идеально соответствует концепции цифрового суверенитета, столь желанного государством. 

Когда мы говорим про компьютерные игры, нас заставляют играть в чужие игры, причем в прямом и переносном смысле слова. И на протяжении этих десяти часов вам качают чужую идеологию.  

Дмитрий Чернышенко, вице-премьер РФ

В феврале 2023 года корпорация VK объявила о начале работы над Nau Engine. Генеральный директор компании Владимир Кириенко заявил, что инвестиции составят 1 млрд рублей, разработка займет 3-5 лет, а бета-версия появится в 2024 году. При этом технология не будет принадлежать VK, компания лишь выделит средства и будет курировать проект.

Российский геймдев встретил новость о Nau Engine со скепсисом: у команды нет релевантного опыта, у проекта – четкой дорожной карты, а новая технология вряд ли способна конкурировать с Unity и Unreal Engine 5. Правда, постепенно разработка приобрела четкие очертания: Nau Engine сделают на базе Dagor Engine (движка War Thunder), в команде более 200 специалистов, а первыми доступ к технологии получат BERYOSKI («Партизаны 1941»), «Сайберия Нова» («Смута») и лаборатория ИИ-решений Наносемантика.

Хотя есть вероятность, что VK использует Nau Engine для монополизации игрового рынка. В сентябре 2023 года корпорация представила Правительству РФ стратегию развития игровой индустрии. Согласно документу, разработчики смогут получить господдержку только при условии использования Nau Engine.

Пообщался с создателями российского движка стоимостью в ₽1 млрд. Тестирование уже в ноябре, обучать движку будут в вузах

Госсподдержка

Уход иностранных компаний заставил государство обратить внимание на игровую индустрию. До этого она самостоятельно жила, развивалась и обеспечивала тысячи высокооплачиваемых рабочих мест.

Среди властных инициатив: налоговые льготы, продвижение на рынки Китая и Индии, подготовка профильных специалистов, создание цифрового магазина, разработка отдельной госпрограммы и многое другое.

Правда, все это в будущем, а сейчас единственное направление государственной поддержки – финансирование разработки игр. Ключевую роль здесь играет Институт развития интернета.

Институт развития интернета

В 2019 году Институт развития интернета неожиданно превратился в структуру, ответственную за выделение бюджетных средств на создание медийного контента, направленного на «духовно-нравственное воспитание молодежи и его распространение в сети». 

За 2022-2024 годы ИРИ поддержал свыше 900 проектов, среди которых сериал «Слово пацана» и Национальная премия интернет-контента. Только в 2022 году Институт выделил отечественным разработчиком около 1 млрд рублей. 

Правда, к качеству и критериям отбора проектов есть большие вопросы. Например, среди игр, финансируемых ИРИ, есть 40-минутный квест про русскую контрразведку или симулятор Нюрнбергского процесса, который, согласно заявке, будет популярен «среди подростков и взрослых, мужчин и женщин».

Впрочем, большинство геймеров будут оценивать деятельность ИРИ по «Смуте» от «Сайберия Нова».

12 российских игр, которые финансирует государство. Как они выглядят и кто разработчики?

Смута

«Смута» – амбассадор господдержки: рекордная сумма инвестиций – 500 млн рублей (больше, чем Фонд кино выделил на космический «Вызов»), патриотическая тематика и эксклюзивность для VK Play.

Началось все с нескольких PR-провалов: первые концепт-арты выглядели дешево, а история со сливами из-за потерянного ноутбука стала локальным мемом. Однако постепенно игра обросла мясом из промоматериалов, интервью и дневников разработчиков, а в ноябре «Сайберия Нова» озвучила дату релиза – 26 февраля 2024 года.

Немного смущает, что пока, по словам разработчиков, у них нет и получаса готового геймплея, но они обещают успеть в срок.

Геймплей «Смуты» слили в сеть. Подозревают самих разработчиков

Новые студии

Если в 2022 году все перечисляли студии, покинувшие Россию, то в 2023-м уже считали новые. Согласно данным «Организации развития видеоигровой индустрии» (РВИ), за последние 18 месяцев в России открылись 50 новых игровых студий. Все они, естественно, займутся амбициозными проектами. Абсолютно непонятно, как эти цифры сочетаются с тем, что в первом полугодии 2023 года количество вакансий разработчиков игр в России снизилось на 38%, доля пиратства выросла, а иностранные инвестиции все еще недоступны российским студиям.

Формирование суверенной игрой индустрии

Один из самых частых тезисов 2023 года: «Да, мы столкнулись с трудностями, но зато у нас наконец-то появится своя игровая индустрия».

Многие ключевые события года идеально ложатся в общий тренд формирования суверенной игровой индустрии: свой цифровой магазин и движок, господдержка, «наши игры».

При этом перспективы у этого процесса максимально туманны, идея создания суверенной игровой индустрии больше похожа на невыполнимый лозунг, чем на реальную программу действий. Китай – единственный пример успешной игровой индустрии, полностью ориентированной на национальный рынок. Сделать в России как в Китае будет очень сложно.

Во-первых, объем китайского игрового рынка $47 млрд, а максимум отечественного $2,4 млрд. У нас просто не хватит денег, чтобы обеспечить достаточное количество успешных больших и средних студий.

Во-вторых, главная причина успеха китайской игровой индустрии – цензура. Государство просто не пускает на рынок сильных западных конкурентов. В России пока абсолютно противоположная ситуация. Да, стало сложнее и дороже, но диски привозятся, а цифровые магазины не заблокированы. Чтобы появился суверенная российская игровая индустрия, нужно лишить возможности покупать зарубежные игры. Это ситуация гораздо апокалиптичнее и хуже, чем все, с чем наши геймеры сталкивались в последние два года.

Вряд ли кому-то нужно светлое будущее, где вместо God of War и GTA 6 будут «Смута» и «Русы против ящеров».

 

 

+5
Комментарии
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий

Новости