В 90-е для тамагочи даже открывали кладбища. Игрушка учила детей любить и заботиться
Создательница получила Шнобелевскую премию.
Один из самых необычных феноменов, которые застали дети 90-х по всему миру – всеобщее помешательство игрушками Tamagotchi. Этот японский гаджет был размером с циферблат наручных часов, имел простой монохромный дисплей, несколько кнопок и выпускался в корпусах самых разных цветов. Практически у каждого был свой тамагочи, либо хотя бы один друг с такой игрушкой.
Хотя вернее называть Tamagotchi не «игрушками», а именно питомцами – дети относились к пиксельным зверям именно так.
Тамагочи придумала скучающая домохозяйка – теперь у нее Шнобелевская премия
Аки Маита
Идея оригинального Tamagotchi появилась еще в 1996 году и принадлежит японке Аки Маите. Она работала педагогом и обычно проводила досуг в одиночестве в своей тесной квартире. Ей хотелось завести домашнее животное, но из-за жилищных условий это было невозможно. Однажды она поняла, что может сделать более практичный аналог реальных питомцев – ее вдохновило то, как дети мечтают оживить собственные игрушки.
Годом ранее вышла компьютерная игра Petz, которая как раз дарила геймерам похожий опыт: в ней нужно было ухаживать за питомцами и общаться с ними. Главной проблемой Petz была платформа – в 90-х персональные компьютеры стояли далеко не во всех домах.
Для реализации своей задумки Маита связалась со знакомыми сотрудниками игрового издателя Bandai. Там ее познакомили с Акихиро Йокой – человеком, запатентовавшим похожую идею еще в 1987 году. В его версии питомцы жили вечно и просто были доступны для игры с владельцем в любой момент. Тогда Bandai не увидел явной перспективы в проекте, но после обращения Маиты вернулся к идее. К тому же компания переживала тяжелые времена и охотно ухватилась за шанс исправить свое финансовое положение.
Акихиро Йокой
Вдвоем будущие изобретатели создали то, что станет известно как Tamagotchi. Само название отлично описывает задумку: в переводе с японского «тамаго» означает «яйцо», а «очи» или «уотти» – это часы. Тут несколько смыслов: Tamagotchi по размеру и форме напоминает наручные часы, а также заставляет задуматься о течение времени, поскольку тамагочи не живут вечно. Их смертность – та самая фишка, которой не хватало оригинальной идее Йоко. По замыслу создателей, тамагочи были инопланетянами, оказавшимися на Земле – упаковка в виде яйца защищала их от местной атмосферы.
Тамагочи учили своих владельцев – преимущественно детей – ответственности и принятию неизбежности смерти. Виртуальные питомцы требовали не меньше внимания, чем реальные: их нужно было кормить, играть с ними, купать, лечить. Пиксельный зверек существовал по определенному распорядку дня, под который приходилось подстраиваться владельцу, а не наоборот: если тамагочи проголодается, пока вы спите, он начнет «плакать» раздражающим midi-сигналом и даже может умереть. Причем питомцы-младенцы часто просыпались от голода посреди ночи, как реальные новорожденные.
Естественно, вскоре все версии Tamagotchi стали запрещать в учебных заведениях: игрушки характерно пищали даже во время уроков, отвлекая школьников и их одноклассников. В некоторых городах даже стали появляться тамагочи-сиделки – люди, которые могли какое-то время последить за игрушкой за определенную плату.
Спустя 28 дней после рождения, даже при должном уходе, тамагочи умирали от старости – на экране появлялось надгробие. В других моделях предусматривалось более щадящая концовка: зверек улетал на родную планету. В любом случае, после счастливого (или не очень) финала гаджет можно было сбросить и попробовать вырастить еще одного питомца. Либо добиться того, чтобы предыдущий обитатель игрушки оставил после себя ребенка – тогда следующий жизненный цикл будет посвящен ему.
В 1997 году Tamagotchi, ранее доступный только в Японии, поступил в продажу в остальном мире и стал настоящим хитом: уже в 97-м отгрузили 10 млн устройств. Популярность очень легко объяснить: родители часто покупали детям Tamagotchi, чтобы не заводить реальных питомцев, либо для проверки ответственности их будущих владельцев.
MORGENSHTERN выпустил трек и клип про игру War Thunder. Все восхищаются
В том же году Аки Маита и Акихиро Йокой получили Шнобелевскую премию в области экономики (шуточную награду за «достижения, сперва вызывающие смех, а затем заставляющие задуматься») – их революционное изобретение спасло Bandai от, казалось, практически неизбежного банкротства.
Тем временем в психологии появилось понятие «эффект тамагочи»: так специалисты назвали феномен, когда человек эмоционально привязывается к неодушевленному объекту. И даже горевали об утрате друга, существовавшего исключительно в виде программного кода.
Кладбища тамагочи – это реальное явление
Японская игрушка доводила впечатлительных и юных владельцев до слез. Часто дети отказывались переигрывать после смерти своего первого питомца и по-настоящему скорбели. Особенно тяжело пришлось первой волне владельцев игрушек, которые ожидали получить еще один способ развлечения, а не душевную травму.
В 1996 году произошло событие, будто взятое из киберпанк-произведения: кладбище домашних животных в английской деревне Понтс Милл открыло отдельную зону для захоронения цифровых зверьков. Год спустя телеканал CNN сделал репортаж о необычном месте: по словам журналистов, местные жители прощались с умершими тамагочи так же основательно и эмоционально, как и с настоящими питомцами.
Вместо того чтобы сбросить устройство и продолжить играть или продать его (тамагочи были не самой дешевой вещью) дети и подростки клали игрушку в маленькие гробики, закапывали в землю и украшали могилу цветами и надгробием. Подобные ритуалы обретали популярность не только в Англии, но и по всему миру – в крайнем случае использовались обычные кладбища для домашних животных или, например, дворы. Правда, судьба таких кибермогил на настоящих кладбищах неизвестна – не исключено, что их давно убрали.
Другим, более простым способом проститься с любимым тамагочи были ритуальные онлайн-агентства. По сути, просто фанатские сайты, позволяющие добавить памятную запись в базу данных, заполнив поля вроде «кличка», «возраст», «причина смерти», «имя владельца» и «прощальное послание». Многие анкеты получались серьезными и искренними, но были и ироничные случаи: например, причиной смерти тамагочи мог стать «случайный сброс». Такое происходило, например, когда игрушку клали в задний карман джинсов и случайно на нее садились.
Tamagotchi уже не так популярны, но их наследие вечно
В 2017 году, на 20-летний юбилей игрушки, Bandai Namco отчиталась о 82 млн проданных Tamagotchi по всему миру – причем 6 млн устройств реализовали в промежуток с 2010 по 2017 годы. Игрушка получилась по-настоящему культовой: за почти 25 лет существования появились десятки официальных моделей тамагочи и сотни клонов. Производители добавляли новые функции вроде женитьбы питомцев, с похожей на Tamagotchi идеей выпускались многие игры, особенно популярные на портативных консолях вроде Nintendo DS (чего только стоит сверхпопулярная Nintendogs от самой Nintendo).
Новая версия Tamagotchi к 20-летию игрушки
Разные версии Tamagotchi можно без проблем купить до сих пор: их выпускают десятки компаний, включая саму Bandai. Понятное дело, в эпоху смартфонов (где полно приложений-аналогов тамагочи) такие игрушки пользуются куда меньшим спросом: в основном их покупают ностальгирующие взрослые и дети, узнавшие о феномене 90-х из интернета или от родителей. В среднем современные модели стоят 300-400 рублей, но и качество соответствующее: плохо нажимающиеся кнопки, отваливающиеся батарейки и прочие признаки дешевой подделки.
* * *
Влияние тамагочи на современную культуру сложно отследить, но эта игрушка, помещающаяся в детскую ладонь, доказала безграничную силу человеческой эмпатии. И, может быть, даже сделала нас чувствительнее к неодушевленным сущностям и не только.
Погорский прошел Resident Evil Village – первый хоррор в жизни. Влюбился в серию и жанр
Японцы получили ШНОБЕЛЕВСКУЮ премию, как можно такое перепутать...
Ужас, не ожидал такого сходства.Надеюсь, что случайность )