Atari – компания-мем. Контроллеры-сиськи, джойстик «не стоял», а босс упустил сделку из-за похмелья

Из топов индустрии в небытие из-за глупости.

Компания Atari когда-то была великой. После основания в 1972 году Ноланом Бушнеллом она доминировала на рынке аркадных автоматов, создала одну из первых домашних приставок и зарабатывала миллионы на тогда еще совсем молодом бизнесе видеоигр.

Но в этой статье речь пойдет не об успехах Atari, а о ее поразительных фейлах. Если бы не они, компания сейчас вполне могла бы посостязаться с EA и Ubisoft

Абсурдные просчеты и алкоголизм президента компании стоили Atari миллионов

В 70-е рынок аркадных автоматов еще только укреплялся, а многие известные сейчас японские игровые компании были в зачаточном состоянии. Например, Namco (будущие создатели Tekken, Pac-Man, Ridge Racer и не только) в то время не делали собственных игр, а зарабатывали на распространении автоматов Atari в Японии. Все шло хорошо до момента, когда японский рынок аркадных автоматов заполонили клоны, которые производил крупный клан якудза.

Масая Накамура из Namco попросил Бушнелла срочно увеличить поставки, чтобы хоть как-то помешать захвату рынка, но глава Atari... Был в таком жутком похмелье, что совершенно не понял сути разговора. Соответственно, он так и не рассказал остальным руководителям о ситуации в Японии – Atari решила, что Breakout там провалилась, поскольку заказы от Namco неожиданно перестали поступать. На самом деле японская компания отчаялась настолько, что принялась собирать автоматы самостоятельно, по сути производя клоны Breakout. Так Namco поняла, что в состоянии существовать без Atari в качестве опоры и в итоге занялась собственными играми.

Если эта история кажется вам нелепой – зря, потому что мы только разогреваемся. В 1974 году Atari выпустила гоночную аркаду Gran Track 10 – настоящий бестселлер... Из-за неправильно посчитанной стоимости производства на каждой проданной машине Atari теряла 100 долларов. Общая сумма убытков не называется, но она, очевидно, гигантская. 

Автоматы Atari могли оставить вас без зуба

Даже когда игры получались не изначально убыточными, в них часто оказывались странные геймдизайнерские и инженерные решения. Самый невинный пример – симулятор американского футбола Atari Football. В нем спортсмены управлялись крутящимся трекболом – чем быстрее его раскручиваешь, тем быстрее бежит персонаж. Нюанс в том, что за 25 центов давалось только 90 секунд, то есть за имитацию полного полуторачасового матча пришлось бы заплатить 10 долларов: разумеется, игроки крутили трекбол с таким остервенением, что обжигали свои ладони.

(Gotcha)

Еще более мемным случаем стал аркадный симулятор лабиринта Gotcha 1973 года – между прочим, первый видеоигровой автомат с полноценной поддержкой цветных мониторов. Кто-то додумался выполнить его контроллеры в виде розовых силиконовых полусфер, через которые нужно нащупать джойстик для управления персонажем. В сочетании с официальным постером, на котором парень обнимает девушку сзади за талию, автомат, разумеется, прозвали Boob Game («Сиськоигра).

Но самый невероятный просчет инженеров случился с выходом Lunar Lander в 1979 году. Это векторный космосим, в котором игроку нужно совершить посадку на Луну, учитывая ограниченный запас топлива и гравитацию. Виртуальный шаттл управлялся огромным рычагом: его нужно нажимать от себя, а при отпускании он с силой возвращался на место. Подразумевалось, что это даст геймерам дополнительный челлендж, вот только низкорослых игроков (особенно детей) автомат ударял прямо в челюсть, иногда выбивая зубы. Это произошло из-за того, что компания тестировала все новые аркады с помощью своего двухметрового, 120-килограммового инженера Дэвида Стаббена, который пытался развалить машину, имитируя агрессивных игроков. О том, что нужны другие тесты, раньше никто не думал.

Activision – это изначально лучшие программисты Atari 

Нехороший тренд больших игровых компаний 70-80-х – не показывать должное уважение разработчикам. Вот и «Атари» после выпуска своей домашней консоли VCS (она же Atari 2600) так увлеклась выгодным портированием на нее хитовых аркад, что программисты заскучали. А когда компания провела исследование и выяснила, что из 30 штатных кодеров только 4 участвовали в создании главных хитов... Этот самый топ ушел, чтобы основать компанию Activision и делать игры для той же платформы – уже без участия бывшего начальства.

Это был уникальный прецендент: в Atari и представить не могли, что кто-то не только попытается заработать на ее консоли, но и создаст на ней конкуренцию –  а игры компании, как оказалось, не отличались высоким качеством. Она пыталась защитить эксклюзивность на выпуск игр для VCS, но суд принял решение в пользу Activision. Последняя быстро завоевала рынок с помощью игр вроде River Raid, Pitfall и Kaboom!, сильно потеснив владельца платформы.

Вместо того, чтобы поднапрячься и выпускать более качественные игры, Atari решила разыграть козырь — выпустить суперхитового Pac-Man для VCS. Компания заранее произвела 12 миллионов картриджей (это на 2 миллиона больше, чем было продано VCS на тот момент), заплатила отчисления программисту Тодду Фраю с каждого из них. Вышло ужасно: игра оказалась некачественной, с примитивной графикой и даже отсутствующим звуком «вака-вака». Новая версия Pac-Man в принципе плохо продавалась, но многие покупатели захотели вернуть деньги.

Игра по «Инопланетянину» Спилберга – провал, который буквально пришлось закопать

В 1982 году Стив Росс, глава Warner Communications — ей подчинялась Atari — заключил сделку со Стивеном Спилбергом. Компания предложила заплатить режиссеру 25 миллионов отчислений за игровую адаптацию фильма E.T. вне зависимости от ее успешности, чтобы Спилберг взамен снял еще несколько фильмов для Warner.

Сделку заключили в конце июля, а Atari, которой предстояло эту самую игру сделать, узнала о ней только после этого.

Игру E.T. планировали сделать к Рождеству, чтобы попасть на лучший сезон продаж видеоигр, что уже было плохой стратегией: фильм вышел летом, через несколько месяцев о нем подзабудут. К тому же на разработку игры для Atari 2600 требовалось как минимум 6 месяцев, что генеральный директор Atari Рэй Кассар и пытался объяснить Стиву Россу.

Но когда было слишком поздно что-то менять, на разработку игры у программиста осталось всего 6 недель. Она получилась отвратительной и просто скучной, но Atari все равно решила произвести пять миллионов копий. Пять миллионов копий вырвиглазно-зеленой игры с кривым инопланетянином и геймплеем, состоящим из падений и застреваний в ямах.

Atari, ожидаемо, не смогла продать несколько миллионов копий игры даже после того как ее начали отдавать по огромной скидке. В результате нереализованные картриджи решили закопать в гигантской яме посреди пустыни в Нью-Мексико. Это не шутка.

* * *

Это главные, но не единственные провалы в истории Atari. Вот еще несколько удивительных эпизодов:

• Вышедшая в 1982 году Atari 5200 — не некстген, а позор. Среди множества недостатков отличился комплектный контроллер, чей джойстик буквально не стоял: стоило игроку выпустить его из хвата, как деталь заваливалась набок. Консоль регистрировала это как нажатие в сторону: играть было, мягко говоря, некомфортно.

• В конце того же десятилетия у компании появился еще один шанс сказочно разбогатеть на чужом устройстве – на этот раз распространяя Sega Mega Drive (Sega Genesis). Но и тут сделка не срослась, а еще Sega увела одного из главных людей компании к себе.

• Наконец, в 1989 году вышла Atari Lynx — одна из портативных консолей, пытавших угнаться за суперуспехом Nintendo Game Boy. Вот только Lynx была на 50% тяжелее, использовала аж 6 AA-батареек вместо 4 и сжирала их вдвое быстрее. Еще у нее было очень мало толковых игр.

После грандиозных провалов с Atari 5200 и E.T. акции Warner Communications упали более чем на 30%. Вскоре у Atari начались смены владельцев, разделения и переименования. Технически компания существовует до сих пор и даже собирается вскоре выпустить ретро-консоль Atari VCS – коробку для эмуляции игр с Atari 2600, — но ее можно считать мертвой. Ни новых игр, ни активного влияния на индустрию.

Откуда взялся Марио – усатый водопроводчик? Герой задумывался моряком, его назвали в честь арендодателя Nintendo

Игры выглядят лучше на PS5 или Xbox? На самом деле, пока никто не знает

+16
Комментарии
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий

Новости