CEO Activision Blizzard не любит игры и поссорился с кучей влиятельных лиц. Зато у него талант зарабатывать деньги

История Бобби Котика.

Деловая хватка Роберта «Бобби» Котика тянется прямиком из детства. Его мать вспоминает, что он продал ее пепельницу другу, который приехал на вечеринку, и заработал 3 доллара. После этого идея о зарабатывании денег крепко засела в его голове, и всю карьеру он занимается тем, что умеет лучше всего.

Роберт начал зарабатывать прямо в общаге. Он бросил учебу по совету Джобса

Уже в средней школе у Котика были собственные визитные карточки. Он руководил самыми разными предприятиями – доставлял бутерброды, менял теннисные ракетки, продавал кошельки. В старшей школе он взялся за ночные клубы: тогда Котики жили в Нью-Йорке, и Роберт руководил бизнесом по сдаче в аренду манхэттенских клубов на выходные.

В 20 лет он основал компанию по разработке программного обеспечения Arktronics вместе с другом Говардом Марксом. Они оба учились в университете Мичигана на курсе истории искусств и литературы и разрабатывали программы для Apple II прямо в комнате в общежитии.

На втором курсе Бобби познакомился со Стивом Винном – бизнесменом и коллекционером произведений искусства. Он заработал состояние в индустрии роскошных казино и отелей. Роберт предложил Винну инвестировать в Arktronics – и тот согласился, выделив молодым разработчикам 300 тысяч долларов.

Небольшое путешествие во времени – через два года компания потерпела неудачу после того, как Apple представила Macintosh, но Винн остался. Но пока Arctronics еще жила, Стив Джобс узнал о ребятах, встретился с ними в Анн-Арборе и предложил бросить учебу, чтобы сосредоточиться на бизнесе – сам Джобс тоже забросил учебу ради работы в Atari, так что он был уверен в своем совете. Котик послушался и оставил университет.

Трудолюбие и предпринимательская хватка Котика не дали ему затеряться без высшего образования. Он не разделял гедонизм подростков: «Я никогда не мог понять, как можно потратить сотню долларов на покупку кокаина или марихуаны. Я слишком много работал, чтобы заработать свое состояние», – скажет Роберт, когда повзрослеет.

Котик ничего не понимал в играх, но открыл в себе другой талант – он предсказывает потенциальный успех будущих игр

Одной из бизнес-идей Котика была покупка обанкротившихся игровых студий. Он не был ребенком с мечтой «делать игры», как создатель Electronic Arts Трип Хоукинс или основатель Atari Нолан Бушнелл – а у бизнесменов, которые не живут играми, в этой индустрии велик шанс провала. Но Роберт не побоялся.

Нолан Бушнелл, основатель Atari.

• В 1991 году Котик и его бизнес-партнер Брайан Келли купили 25% акций обанкротившейся компании по производству ПО Mediagenic, которую в 1979 году основали программисты Atari как Activision. Роберт провел реструктуризацию, чтобы вывести компанию из долгов – в том числе, перевез в Санта-Монику и вернул старое название Activision. В феврале 1991 года он стал генеральным директором компании.

• За 6 лет прибыльность компании восстановилась. Котик приобретал студии поменьше – в том числе создателей будущих хитов Guitar Hero, Call of Duty и Tony Hawk’s. За следующие десять лет выросла популярность MMO – они обеспечивают создателям постоянный доход за счет подписок и внутриигровых покупок, но ни у одной дочерней студии Activision не было опыта MMO.

• Первая по-настоящему крупная сделка Котика стартовала в 2006 году. Котик хотел получить суперуспешный World of Warcraft, который тогда принадлежал французскому медиа-конгломерату Vivendi, а точнее – их подразделению Blizzard Entertainment. Владелец Vivendi Жан-Бернар Леви предложил Котику объединить Vivendi Games с Activision с условием, что Vivendi сохранит контрольный пакет акций новой объединенной компании. Котик волновался, но генеральный директор Blizzard Майк Морхейм убедил его, что Vivendi поможет новой компании проникнуть на растущий китайский рынок игр.

Новую компанию назвали Activision Blizzard, ее центральная штаб-квартира находилась в Лос-Анджелесе. Vivendi получила 52% в доле компании, остальные акции принадлежали частным инвесторам. Blizzard сохранила автономность и корпоративное лидерство, а другие подразделения вроде Sierra пришлось закрыть – Котик посчитал, что они не соответствуют требованиям Activision. Роберт стал генеральным директором Activision Blizzard 9 июля 2008 года. В следующем году он привлек больше $40 млн в результате размещения акций.

На самом деле, у Котика талант – хоть он и не играет сам, но видит будущие хиты. Его репутация жесткого управленца возникла из-за того, что он без сентиментальной привязанности расставался с отжившими свое играми. Сделав на Guitar Hero $2 миллиарда, он закрыл ее; та же судьба постигла Skylanders – интерактивный ролевой экшен, к которому можно покупать настоящие фигурки персонажей, размещать их на специальном «Портале силы» и импортировать реального персонажа в игру. Skylanders принесла Activision около трех миллиардов и закрылась.

Жесткое расставание с руководителями Infinity Ward и начало вечной войны с EA

Вместе с финансовым взлетом у Роберта проявился заметный недостаток – он посчитал себя экспертом игровой индустрии и неоднократно ругался с другими разработчиках. Однажды он встал на сторону Xbox в вечном конфликте с Sony, заявив, что из-за цены PlayStation 3 Activision может прекратить поддержку консолей. По его мнению, игры на Xbox 360 быстрее отбивают вложения.

Но первый действительно крупный скандал с участием Котика случился в 2010-м. Немного предыстории: Activision выкупила Infinity Ward, чтобы обойти своего конкурента Electronic Arts, и Винс Зампелла создал коммерчески успешную CoD: Modern Warfare 2. Игра принесла более миллиарда долларов за три месяца с начала продаж. Бобби всегда говорил о том, что дает разработчикам своих студий творческую свободу, но с Зампеллой случился конфликт – из-за роялти (гонорара за каждое использование произведения). Роберт намекнул Зампелле на его эгоизм и скорое расставание, а потом и вовсе уволил Зампеллу и Джейсона Уэста, второго руководителя Infinity Ward.

Винс Зампелла, отец Call of Duty, основатель Respawn.

Роберт сказал, что Зампелле и Уэсту «будет очень трудно когда-либо снова стать успешными». Они основали Respawn Entertainment, а их издателем стала EA. Замкнутый круг вывел Котика из себя: «Самая неприятная штука в том, что я никогда не ожидал от этих парней того, что они сделали. [...] Вы не можете использовать компанию для личной выгоды, и не можете использовать рычаги давления для личной выгоды – вам не разрешено этого делать!». На место Зампеллы и Уэста пришло 5000 резюме. Тем временем Respawn подала в суд на Activision, требуя 36 млн и права на Call of Duty – дело закончилось миром, разработчикам заплатили, но неизвестно, сколько именно.

И на этом разборки с EA не закончились. Котик и представители EA забрасывали друг друга едкими комментариями, превратив новостные сайты в онлайн-версус баттл. Если вы еще не решили, где корпорация зла, а где жертва, то небольшой спойлер – в этом баттле все хороши. Котик задиссил Electronic Arts за обезличивание разработчиков, которые после покупки переименовываются в EA Florida, EA Vancouver, EA DICE и т.д. По словам Роберта, ключевое различие Activision и EA в отношении к работникам, которых EA не ценит – Activision не вмешивается в работу студий, лишь поддерживает, а в качестве доказательства привел примеры своих студий: все, кроме двух, возглавляют их основатели.

В EA недолго думали над ответом, и менеджер по связям с общественностью Джефф Браун уколол Роберта: «Activision базируется всего на трех франшизах: первый проект – фантастическая игра, никак не связанная с Котиком, вторая находится в упадке, а третья медленно умирает из-за гордыни Котика». Тут, наверное, стоит пояснить, о каких играх речь: первая это World of Warcraft, вторая – Guitar Hero, третья – Call of Duty. 

После этого скандала грянул следующий: Activision отказалась от экшена Brutal Legend Тима Шейфера (он успел поработать сценаристом, программистом, дизайнером и креативным директором над Monkey Island, Full Throttle, Grim Fandango и Psychonauts). Созданная Шейфером студия Double Fine унесла Brutal Legend под крыло EA – и Котика снова понесло. Дошло до личной перепалки с несколькими раундами.

• Еще до этих событий Шейфер прокомментировал увольнение Зампеллы и Уэста: «Злиться на Activision за такие вещи – все равно что злиться на обезьяну, которая кидается дерьмом. Именно так они и работают».

• Потом Шейфер назвал Котика полным придурком в интервью Eurogamer. «Он обязан своим акционерам. Ну, ему не обязательно быть таким придурком, не так ли? Я думаю, есть способ [договориться], не ведя себя как придурок».

• Котик взорвал Edge огненным интервью, но нам важна лишь часть о посредственном качестве Brutal Legend и критика Шейфера за то, что он не успевал в сроки.

• В ответ Шейфер проехался по личности Роберта. «Он не любит игры – я не думаю, что такой подход может дать что-то хорошее играм. Мы работаем не в индустрии виджетов. Мы не должны заниматься играми как кусками мыла, пытаясь сделать самый дешевый вариант. У Котика мышление, свойственное любому производителю товаров. Он отрицательно влияет на всю индустрию. Может быть, ему стоит пойти туда, где пытаются заработать больше денег? Туда, где он был бы на своем месте – шариковые подшипники, например, или в производство оружия».

Double Fine выиграла суд. EA выпустила Brutal Legend, но Шейфера предупредили, что сиквел не нужен.

Вечная битва за покупателя между EA и Activision однажды закончилась троллингом. Кто-то неизвестный выкупил домен modernwarfare3.com и сделал перенаправление на сайт Battlefield 3. А еще там была новость с таким содержанием: «Modern Warfare – дерьмо. 8 ноября 2011 года самая перехайпленная серия шутеров покажет копию CoD: Modern Warfare 2. Можете посмотреть геймплей демо-версии на E3 2011 с миссией «Черный вторник», чтобы лично убедиться в эпичном провале кампании. Закажите CoD MW3 сегодня для Xbox 360, PlayStation 3 и ПК, чтобы получить эксклюзивные бонусы, которые доступны только фанатам MW, не знающим о том, что Battlefield 3 лучше». Роберт подал в суд, и теперь сайт ведет на правильную страницу Call of Duty.

Война с EA – не главный источник конфликтов Котика. Собственные сотрудники его тоже недолюбливают

Внешние войны – это, конечно, здорово, но вы пробовали когда-нибудь воевать со своими фанатами? Котик как-то предложил продавать игровое видео отдельно от самих игр – речь о сюжетных роликах SCII: Wings of Liberty, которые длятся примерно час. Он сказал, что их можно объединить, назвать «фильмом по StarCraft» и продавать по 20 или 30 долларов поклонникам – и добавил, что Activision обязательно когда-нибудь так и сделает. К счастью, этого не случилось. А потом Роберт прошелся по недостаточно прибыльным проектам Blizzard – так закончилась киберспортивная поддержка Heroes of the Storm, несколько турниров по ней отменили. Все дело в низких просмотрах: в 2018 году было всего 188 тысяч зрителей на пике. Но Blizzard пообещала все равно поддерживать игру и добавлять новых персонажей.

И «Старкрафт» попросту не дает нужного выхлопа – киберспортивная дисциплина даже не в десятке приоритетов Blizzard. У нас уже был пост, в котором рассказано, как вымирают киберспортивные команды SC2: если коротко, то между командами и игроками полный хаос; команды почти не получают прибыль с турниров; реклама и другие способы заработать под жесткими ограничениями; кастеры имеют больше веса, чем организации, а коронавирус добил т2-сцену. 16 октября Blizzard перестала выпускать новый контент для StarCraft 2, при этом баланс-патчи и сезоны будут обновляться. Турниры забрала под опеку ESL.

Но SC2 и HotS – нишевые дисциплины. Главный повод недовольства фанатов – огромная зарплата Котика. Помните, как на анонсе мобильной Diablo на BlizzCon вся критика обрушилась на Уайатта Ченга, который заявил: «У вас что, нет телефонов?». Влиятельный журналист игровой индустрии Джейсон Шрайер считает, что люди зря обвинили его: «Почему люди злятся на Blizzard и Ченга, но не достают письмами Бобби Котика? Где масштабная рассылка емейлов в штаб-квартиру Activision: «Мы не хотим, чтобы CEO получал бонус в $28 млн из-за идиотских микротранзакций»? Меня злит не факт существования Diablo Immortal, а то, что Бобби Котик получает по $28 млн, пока его сотрудники живут в кранче».

В 2019 году Activision Blizzard уволила 800 сотрудников (8% от всего штата). Позже оставшиеся создали анонимный документ с таблицей зарплат – многие сотрудники недовольны своей зарплатой. Blizzard отреагировала и повысила выплаты – но из следующего документа стало понятно, что не больше, чем на 10%. Этого не хватает даже на еду – по анонимным признаниям, некоторым приходится экономить на еде, чтобы оплатить аренду жилья. Сотрудники также жаловались на огромную зарплату Котика – в 2019 году он получил $40 млн.

* * *

Роберт – эксцентричный человек с деловой хваткой. Кто-то посчитает это недостатком, но именно решения Котика вытащили Activision с самого дна на верхушку индустрии.

Игры, которые сгубила красивая графика — они ни у кого не шли

Гениальная атака сборной России в Age of Empires: прорубили дорогу через лес и ошарашили соперника

+10
4 комментария
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Многие ругают близзов в последнее время, но стоит понимать, что близзард 2010 и близзард 2020 - это две разные компании. Старых близзов уже не вернуть и во многом это заслуга человека, которому посвящена статья. А автор молодец!
+5
0
+5
Хороший материал. Было интересно прочесть ;)
+4
0
+4
Интересная ретроспектива интересного человека.
Спасибо!
+1
0
+1
За то, что АБ сделала со старкрафтом, для котика в аду существует отдельный котел.
0
0
0
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий

Новости