В S.T.A.L.K.E.R. нет женщин, а мужчины будто жаждут смерти. Почему?
От редакции. Вы находитесь в блоге «Ни слова про Гвинт», автор которого пишет про знаменитые и любимые игры. Подписывайтесь на него, чтобы не пропустить новые тексты!
* * *
Позавчера нам показали трейлер S.T.A.L.K.E.R. 2 – разрабатываемая игра приковала большой интерес аудитории и точно когда-нибудь выйдет, что определенно является хорошей новостью. Но некоторые вещи в этой вселенной не дают покоя далеким от серии игрокам и повзрослевшим фанатам.
Дебютный трейлер STALKER 2. Игра выйдет на Xbox Series X и PC
Зачем люди лезут в Зону?
Наверняка вы думаете, что в игре все хорошо объяснено или, по крайней мере, вам так всегда казалось. На самом деле разработчики стараются не углубляться в эту проблему и лишь в «Зове Припяти» с нами делятся подробной историей с датами. Вступление хоть и выглядит эффектно, но дает игрокам куда больше вопросов для рассуждения, чем до этого.
Нет, Зона появилась не вчера – события игр про Меченого происходят в 2012 (ТЧ) и 2011 (ЧН) годах, через 5 лет (!) после случившейся катастрофы. К тому времени абсолютно все люди, желающие попасть в это жуткое место, знают и про опасных мутантов, и про аномалии с радиацией. Кто-то слышал про Выжигатель мозгов – словом, авантюризмом тут просто так не отделаться.
Более того, не работает и аргумент про исключительно ценные артефакты. Они были таковыми в первые годы (тогда, безусловно, многие вполне могли не знать об опасностях, помимо очевидной радиации), но на момент действия любой из частей S.T.A.L.K.E.R. встреченные персонажи нам напрямую говорят, что «хабар уже не тот», а по-настоящему дорогие артефакты скрыты далеко и чуть ли не мифологизированы.
Единственные заинтересованные люди, которые могли там очутиться – это небольшие группы частных военных организаций, охотящиеся за отдельными артефактами после утечек от ученых или «высших чинов». Такие люди работают за огромные деньги и прекрасно понимают, какую работу выбрали. Стоит признать, что данный момент в лице «наемников» подан весьма достоверно. То же касается и простых солдат, блокирующих периметр. Очень сомнительно, что мировое общество могло бы допустить, чтобы Зону отчуждения охраняли нерегулярные войска одной-единственной страны, но на подходах они, безусловно, стояло бы. В данном случае разработчики лишь упростили детали, не пытаясь рассказать политическую историю о ситуации вокруг происходящих событий.
XIII – легендарная игра в стиле комиксов. Этой осенью она вернется
Сталкеры – кто они?
Маргиналы, преступники и психопаты – даже в рамках условностей тяжело представить в Зоне кого-то, кроме них. В реальности друзья, у которых не задалась жизнь после школы, не идут на убой, чтобы накопить зарплату на 1-2 года вперед – человеческая жизнь сейчас ценится дороже. Самый большой неудачник скорее возьмет кредит, чем додумается играть в классики над электрой.
Несмотря на то, что периодически нам намекают на нечистых на руку людей, у геймера остается впечатление, что в большинстве случаев это особо хитрые мошенники и воры, но никак не серийные убийцы. Более того, большинство сталкеров вне фракции бандитов воспринимаются как самые обычные люди (не говоря про легендарного Стрелка!), желающие заработать. Участники Долга представляются бывшими военными, а «свободовцы», кажется, просто ищут место, чтобы покурить. Чудовищно обманчиво и далеко от истины.
Можно лишь предположить, что подобная противоречивая ситуация, подающаяся отчасти как «просто игра», возникла отнюдь не на пустом месте. Как известно, при преобразовании СССР в Россию и ряд стран (бывших союзных республик) был совершен переход к частной собственности и рынку, что вследствие роста бандитизма на фоне сопутствующих факторов породило знаменитые «девяностые» и некую, возможно, неосознанную, романтику вокруг них. Разработчики S.T.A.L.K.E.R. наблюдали за всем этим в молодом возрасте, поэтому отпечаток, вызванный данными событиями, наложился и на них. Отсюда возникли близкие многим и одновременно сюрреалистичные картины, находящие отклик в душе даже у тех, кто никогда бы не поверил в такой мир.
Скриншоты и арты STALKER 2: та самая атмосфера
Женщины Шредингера
При быстром прохождении игр трилогии может показаться, что мир Сталкера вообще обходится без женщин – настолько их отсутствие в игре утрированно. Нет, слава богу, они все-таки существуют, о чем свидетельствуют единичные фразы, например, повстречавшегося зомбированного (парень, тебе сварило мозги, ты никуда не вернешься) и редкие плакаты с их изображением (они же правда есть?).
Парадоксально, но подобная ситуация не вписывается даже в консервативную систему мира. Можно допустить, что в большинстве своем женщины действительно не стремятся оказаться в таком чудовищном месте, однако они все еще совершают преступления, могут нуждаться в деньгах (в случае, когда это связано с детьми, иногда гораздо более яростно их добывая) и, наконец, могут быть попросту безрассудны ровно в той же степени, что и мужчины.
Задумывались ли вы когда-нибудь о такой очевидной вещи, что даже при определенной степени маргинальности мужчин, оказавшихся в Зоне, как минимум, половина из них имеет семью, которая каким-то невообразимым образом отпустила их туда? Мир не находится в состоянии ядерной войны, как в случае со вселенной Метро 2033, и такой нужды нет. Вероятно, самая лояльная к традиционному укладу женщина была бы в полном недоумении от того, что задумал ее избранник. Что ж, кажется, они уже в разводе.
«Сталкер» – культовая серия игр: атмосферно, есть сотни модов, и сделано с любовью к геймерам из СНГ
* * *
Атмосфера Сталкера умело маскирует эти проблемы (особенно если играющие не перешагнули подростковый возраст, когда личность еще не до конца сформирована). Да, в реальности Зона была бы пустой – даже преступник, на котором висит убийство, туда бы не полез. Все ограничивалось бы несколькими случайными жертвами в год, а ученых бы охраняли куда тщательнее. Но так ли это важно, если в S.T.A.L.K.E.R. увлекательно играть?..
Трудно сказать, отойдут ли сценаристы S.T.A.L.K.E.R. 2 от изначальной концепции. Скорее всего, мы увидим развитие старых идей, проверенных временем (и они имеют на это полное право). Вселенная Сталкера фантастична и далека от реальности, что никогда не мешало ей захватывать умы игроков. Поэтому если провал и случится, то явно не из-за (не)логичности происходящего. Настоящих фанатов, закаленных модами, кажется, не разочарует уже ничто.
Читайте также:
XIII – легендарная игра в стиле комиксов. Этой осенью она вернется
AAA-игра по Tower Defense может перевернуть жанр стратегий. Разработчикам лишь надо на это решиться
Иллюстрации: игры серии S.T.A.L.K.E.R., ArtStation/Kirill Bulgakov 1|2/.
Очевидно, что основные мировые игроки постараются нарастить свое присутствие в Зоне.
Причем, делаться это будет как обычно: на словах у нас запрет входа в зону, на деле лезем туда без мыла и обеспечиваем прикрытие ученых, исследований и вытаскиваний ништяков наружу.
Т.е. на официальном уровне закрываем Зону по периметру миротворцами, военными и "международным контенгентом", а внутрь запускаем резидентов-неофициалов (наши руки в тёмном месте).
Зона на границе РФ, значит, прямой государственный интерес: появляется "Долг", состоящий из бывших (а, возможно, и не очень) армейских вояк.
Западные "партнеры" делают ставку на "Свободу", которая, очевидно, снабжается снаряжением и оружием НАТО (а, как известно, кто кормит девушку, тот её и танцует).
Частный капитал и корпорации свой интерес проводят через ЧВК и наемников (здесь больше точечные операции, а не постоянное присутствие).
Естественно, в месте, где не действуют никакие законы, но есть возможность поднять бабла, появится криминал в виде больших и мелких банд.
Все вышеуказанные фракции будут жаться, в основном, к краям Зоны, ходить торными тропами и по исследованным локациям. У них будет связь с "головой" за пределами периметра и доступ к благам цивилизации (в т.ч. и к женщинам, если достаточно заплатить; но, естественно, глубоко в Зону их пускать не будут: проблем не оберёшься).
А кто же будет таскать каштаны из огня?
Конечно, обычные сталкеры.
Несмотря на официальный запрет в Зону отчуждения будут проникать романтики, маргиналы и пассионарии: люди, готовые к высокому риску ради высокой награды. Каждый раз, когда человечество подходит к краю Ойкумены, находятся те, кто готов заглядывать за край.
Появятся конторы, по-тихому рекламирующие возможности и готовые "провести за недорого" в Зону, организуется место приемки и ввода в должность "на той стороне" (деревня новичков) и главное дело остальных фракций: оставлять возможность входа внутрь периметра, но усложнить выход.
Так было во времена покорения Сибири, так было во времена "золотой лихорадки" в Америке, так будет во времена покорения Космоса. Не вижу причины, почему в Зоне должно быть иначе.
1) Хабар уже не тот? Я, как биолог, почти уверен, что даже кусок мертвой псевдособаки можно будет очень хорошо продать на "большую землю". Это штучный эксклюзивный товар, имеющий большой спрос - отличная почва для различных спекулянтов и посредников.
Что уж говорить про артефакты - их "распространенность" за пределами Зоны ограничивается в лучшем случае 5-10 учтенными штуками каждого артефакта. Полагаю, что по цене и востребованности на черном рынке среднестатистический артефакт эквивалентен как минимум человеческой почке.
2) Черт с ними, с артефактами и мутантами. Я уверен, что Зона может трудоустроить кучу отчаявшихся работяг без особого риска для последних. Насобирай таких-то цветов под таким-то мостом, отнеси такой-то датчик в эту деревню, принеси точно такой же датчик с той деревни, отфотографируй вон тот цех изнутри. По соотношению заработка к опасности это выглядит выгоднее, чем записаться в условный Французский Иностранный Легион.
3) Зона - территория, фактически не находящаяся в юрисдикции какой-либо страны. Что лучше: отсидеть 5-10 лет за убийство/грабеж/невыплаченный кредит или почилить пару лет в Зоне (каламбур не специально), пока пыль не уляжется? А ведь с Зоны Отчуждения еще и богачом можно выйти.
4) Сомневаюсь, что у сталкеров в большинстве есть семьи. Семьянин из мухосранска с женой и ребенком действительно предпочтет взять еще один кредит, устроиться на полставки на какой-нибудь комбинат или, в крайнем случае, разносить закладки. Зато остаются ветераны каких-нибудь войн, которые не могут найти себя в мирной жизни, неудавшиеся суицидники, которым нечего терять, дебилы из деревни, которым просто прикольно пострелять по живому - список можно продолжать бесконечно