Как выглядела бы игра от Хаяо Миядзаки? Знакомьтесь, Forgotton Anne

От редакции. Вы находитесь в блоге Smallgames, автор которого очень любит инди-игры. Подписывайтесь на него, чтобы не пропустить новые истории про теплые и ламповые проекты!

* * *

Если эта статья снова внезапно не поменяет название (не, серьезно, почему мы мне об этом не написать?) то перед тем как начать нужно прояснить, кто же этот странный японец, чье имя вынесено в заголовок.

Хаяо Миядзаки – режиссер-аниматор, сценарист, художник, однофамилец создателя Dark Souls и попросту легенда мирового кинематографа и аниме в частности. Его работы характеризуются неповторимой ручной рисовкой и поднятием важных социальных проблем в антураже ламповой сказочной атмосферы уникальных волшебных миров. «Мой сосед Тоторо», «Унесенные призраками», «Ходячий замок» – рассказывать о его картинах можно долго и если хотите то можете послушать о них здесь, я дальше углубляться не буду, тем более, что снова о нем речь зайдет только под конец.

Ну а об игре мне косвенно напомнил, как это ни странно, Стас Погорский, постом, в котором предлагал делиться малоизвестными крутыми играми. Чувствуете? Малоизвестная или забытая. Forgotton Anne. «Иронично!» – подумал я, и пошел смотреть как там дела у моего нежданного воспоминания из 2018-го.

А дела у него, честно говоря, так себе. 20-50 тысяч владельцев, на уровне Ash of Gods: Redemption и Lust for Darkness. В сравнении с GRIS (>500к) совсем уж грустно. Так что самое время постараться немного исправить эту несправедливость, и доказать, почему именно Forgotton Anne заслуживает вашего внимания во время текущего импровизированного отпуска.

Миссия с вертолетиком в GTA: Vice City – самое ненавистное и мемное задание в истории видеоигр

Первым делом игра знакомит нас с окружением. Итак, мы играем за Энн, рыжеволосую девочку, живущую в мире одушевленных забытых вещей. То есть потерянная вами на улице перчатка, упавший за шкаф студенческий и соточка, оставленная в кармане старой куртки, будут бродить тут, напиваться в баре, заводить отношения, участвовать в оппозиционных движениях, в общем вести себя как подобает сознательным гражданам.

Кроме главной героини людской род представлен здесь еще и мастером Бонку. Седовласым стариком, главным и единственным опекуном Энн и по совместительству единоличным правителем этого мира, мастерящим на вершине высокой башни портал, который позволит всем потеряшкам вернуться обратно в мир людей. И ровно в тот день, когда Бонку завершал строительство, группа повстанцев совершила диверсию на заводе по производству местной электроэнергии (анимы) и Энн поручается разобраться в произошедшем, найти виновных и восстановить порядок.

Forgotton Anne – это в первую очередь сказка, поэтому не стоит ждать от нее сюжета в духе Шьямалана. Наша огневолосая жрица справедливости, способна за пару секунд лишить жизни любого, кто встанет у нее на пути, но тем не менее все еще всего лишь наивная девочка. Которой по ходу истории придется познать чувство утраты, разочароваться в жизни, потерять и снова найти веру в собственные силы и просто повзрослеть.

После вступления мы переходим непосредственно к геймплею и, ура-ура, наконец-то есть повод поругаться. У меня есть ощущение, что, когда первый же тестер еще в 2016-м сказал геймдизайнеру ThroughLine Games, что у игры есть заметные проблемы с отзывчивостью управления и стоило бы порезать долгие анимации движения, то в ответ он получил что-то вроде – «Себя порежь, пес. Наши анимации – это произведение искусства!».

Не то, чтобы я с этим спорил, да и проблема далеко не новая, подавляющая часть квестов старой волны от нее страдала. Только вот Forgotton Anne – ни разу не квест, а полноценный пазл-платформер, в котором 80% времени мы бегаем, прыгаем и решаем разнообразные головоломки. И когда персонаж управляется так, будто вы запустили игру через облачный сервис, ближайший сервер которого находится в Копенгагене, а вы сидите в Уфе, в подвале, на соседском вайфае, используя бесплатный VPN – решение задачек с завязкой на таймингах становится настоящим кошмаром.

Благо разработчики были явно в курсе сложившейся проблемы и свели количество подобных пазлов к минимуму. Я бы даже предпочел, чтобы их не было вовсе. ThroughLine Games явно очень гордились своим проектом и крайне неохотно убирали из него какие-либо детали, которые были созданы непосильным трудом. Однако, если бы вместо получившихся семи часов игра длилась пять, то впечатление бы было только лучше. Под конец от игрового процесса банально устаешь, даже несмотря на его легкость и не проседающий темп повествования.

Но и это не все проблемы, которые у меня есть с геймплеем. Для описания этой, правда, нам потребуется пример для сравнения. Отлично подойдет вышеупомянутая GRIS. Это, вообще, похожие проекты. Пазл-платфомеры с уклоном в кинематографичность, яркой стилизацией и в главной роли с девочками настолько неопределенного возраста, что я даже не знаю, можно ли про них пошло шутить.

Так вот, если вы играли в GRIS, то наверняка помните это чувство, когда вам бы уже хотелось посмотреть на другие красоты, перейти к новому этапу, но игра зачем-то все еще предлагает решать логические задачки уровня пятого класса лингвистической школы. Ставь плюс, если тоже был пятиклассником. Это краеугольный камень всех проблем с «киноиграми» – конфликт темпа повествования и игрового процесса. Ощущение того, что одной из этих составляющих в проекте могло бы и не быть.

Я обещаю, по ходе прохождения вам захочется, чтобы в игре была кнопка «пропустить головоломку». Не потому что она сложная или занудная, нет. Потому что она лишняя. В такие моменты возникает логичный вопрос. А зачем здесь, собственно, нужны все эти задачки? Чтобы игру можно было назвать игрой? Такая себе отмазка, честно говоря. Геймплей в Forgotton Anne не так оригинален, чтобы он мог нести ценность сам по себе и при том недостаточно хорошо вписан в нарратив, чтобы не обращать на него внимания. Правда это мы лишь про большую его часть.

Три инди-игры на карантин: славянская RPG, кот-детектив и наследница The Binding of Isaac

Помните, где-то раньше в этом потоке сознания я говорил, что решение головоломок – это лишь 80% всего игрового процесса? Оставшиеся 20% приходятся на общение с местными обитателями. И надо отдать должное, там, где должное надо отдать, тут у игры все прекрасно. Отчасти в этом помогает общая простота и карикатурность происходящего, но и сами диалоги составлены просто отлично. Персонажи вышли выразительные и запоминающиеся, хотя и немного плоские, что простительно для сказки. Вы всегда поймете кто из главных действующих лиц говорит ту или иную фразу просто по тому, как она написана, даже не глядя на экран.

Делать вам этого, однако, не придется, ведь эти фразы еще и озвучены. Да, количество текста здесь не сравнится с той же Pyre, но диалогов в Forgotton Anne действительно много, и сам факт того, что небольшая инди студия, пусть и с издательской поддержкой Square Enix, смогла справиться с такими объемами, говорит о многом. Претензий к войсактингу у меня нет, хотя и восхитительным его тоже назвать не получится.

А вот что получится, так это здешнюю музыку. Главный продюсер ThroughLine Games Альфред Нгуен ранее работал в киноиндустрии и имеет немало связей среди творческих деятелей Копенгагена. Так он вышел на композитора Питера Дью, а вместе они смогли заинтересовать Датский государственный филармонический оркестр, который и исполнил весь саундтрек. Получилось круто и необычно, оценить можно здесь. Прекрасная атмосфера ламповой стимпанковской сказки как минимум на половину его заслуга.

На вторую же половину это заслуга местной рисовки. И если главный дизайнер студии в интервью говорил о том, что вдохновлялся стилистикой японской мультипликации в целом, то аниматоры обучались в Японии уже напрямую у аниматоров Studio Ghibli. Угадаете с первого раза, кто является основателем Ghibli? Конечно же, Хаяо Миядзаки.

Forgotton Anne буквально пропитана его духом. Это и общая эстетика – детализированная реалистичность образов вне зависимости от того, человек это или шарф с очками, акварельные краски и немного рваные анимации, ввиду ручной отрисовки каждого кадра. И персона главной героини, молодого и немного наивного подростка, опять вспоминаются те же «Унесенные призраками» или «Принцесса Мононоке». И даже общий тон повествования, когда за легким сказочным антуражем скрываются серьезные рассуждения о смысле жизни, гуманности и ценности окружающего нас мира.

При этом, в отличии от той же GRIS, Forgotton Anne нельзя уличить в неприкрытом самолюбовании. Знаете, эти моменты, когда дизайнеры демонстративно ставят кадр так, что из него прямо доносится – «Смотри! Смотри какая охренительная картинка! Это все мы нарисовали. Мы! Ну скажи, скажи, что мы крутые». Здесь этого почти нет. Пару раз за игру можно будет найти моменты, когда экран специально заполняется красивым видом, но даже тогда это обусловлено сюжетом и сыграет в дальнейшем некоторую роль.

Ну и напоследок надо упомянуть о вишенке на и без того вкусном торте Forgotton Anne. Игра бессовестно заявляет о себе как о «нелинейной» и пытается заигрывать с механиками выбора. По большей части это, как всегда, жалкая иллюзия. Никакой нелинейности тут и в помине нет, история от ваших действий едва ли изменится, а в определенные моменты вам и вовсе не будут давать контроля над ситуацией, когда хотелось бы. Это не ваша история, это история Энн.

Однако вашими будут выборы. И они, действительно, не окажутся забытыми. Их оценку преподнесут в самый неожиданный момент и в достаточно оригинальном стиле. Не буду рушить хрупкую магию таинственности, и отмечу лишь, что ThroughLine Games очень хорошо смогли указать мне на некоторую непоследовательность моих поступков.

И знаете, у меня никогда не получалось в должной степени расхваливать нечто шедевральное. Наверное, не время учиться и сейчас, тем более, что сегодняшний сабж не совсем подходит под звание шедевра. Скажу кратко, Forgotton Anne – это лучший вариант поиграть в «Ходячий замок». Как говорится, кто понял, тот поймет.

Кстати, по забавному совпадению, сейчас в стиме игра продается с 60% скидкой, 174 рубля вместо 435. Возможно, на момент выхода статьи это даже будет еще актуально. Еще увидимся, наверное)

Недооцененный инди-шедевр Pyre. Шикарный саундтрек, атмосфера и разнообразие цветов

Главные инди 2019-го: Disco Elysium, Katana ZERO, Мор

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Smallgames
+11
2 комментария
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
добавил в список желаемого, спасибо!
+1
0
+1
После каждого твоего поста мой бэклог пополняется. Игра правда волшебно выглядит
0
0
0
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий

Новости