Ошибки геймдизайна: уровень топлива байка в Days Gone
Одна интересная идея и много очевидных проблем.
Статья написана Олегом Кочетковым, ведущим telegram-канала «Кодзима Гений», и публикуется с разрешения автора.
Days Gone – эксклюзив PlayStation 4 2019 года – целиком состоит из поддерживающих механик. Среди таких игровых возможностей как поиск расходных материалов, создание снаряжения, покупка навыков героя и комплектующих мотоцикла выделяется одна – учет расхода топлива в баке. По сравнению с другими спорными дизайнерскими решениями, эта механика сумеет испортить игровой опыт в первой половине игры. А это около 15-17 часов неспешного прохождения.
Что не так?
Механика работает следующим образом:
- Вы находите топливо и заправляете мотоцикл.
- При езде по игровому миру уровень топлива уменьшается.
- При достижении нулевого уровня топлива мотоцикл глохнет, а вы лишаетесь быстрого способа перемещения.
Цикл используется для реализации механики расхода топлива в большинстве игр.
Время расхода топлива – одно из самых быстрых в видеоиграх. Первый бак мотоцикла позволит ехать 6-7 минут реального времени, после чего опустеет. Соотнесем это время с длительностью игровых событий (на личном опыте):
- Перемещение к точке задания по максимально быстрой траектории – от 3 до 6 минут;
- Перемещение к точке задания с выполнением второстепенных заданий и посещением мест за пределами максимально быстрой траектории – от 4 до 10 минут;
- Выполнение задания (время на мотоцикле) – от 3 до 10 минут.
То есть даже наименьший геймиплейный цикл из первого и третьего пунктов подразумевает как минимум одну дозаправку байка. Поэтому быстрый расход топлива из вторичной механики превращается в то, что постоянно прерывает игровой процесс.
Игра предлагает считывать текущий уровень топлива по пиктограмме. У нее пять состояний: белый заполненный, белый полупустой, желтый, оранжевый и красный. Понять реальный уровень топлива невозможно:
Девять главных провалов игровой индустрии за прошедшие 10 лет
Быстрый расход топлива переключает внимание с текущего задания на рутинный поиск топлива и заправку бака. В зависимости от ситуации Days Gone предлагает два варианта развития событий:
- В баке есть топливо, а на пути к заданию нашлась канистра с бензином. В этом случае игрок не занимается поиском, отвлечение от основного цикла минимальное.
- В баке закончилось топливо в месте, далеком от населенного пункта или места с канистрой. В этом случае игрок остается без единственного средства передвижения и начинает искать топливо в наименьшем к байку радиусе. Отвлечение от основного цикла большое.
Так как большая часть ландшафта карты – это пересеченная местность, второй сценарий случается чаще.
Уровень топлива в Days Gone – важный показатель, который влияет на продвижение в игре:
- Топливом расходуется на быстрое перемещение. Если в баке бензина меньше, чем требуется для перемещения, то вы не сможете его использовать.
- Для некоторых заданий игра требует полного бака. Его необходимо пополнять самостоятельно. Серьезно.
Ситуация меняется ближе к середине игры, когда вы можете купить улучшенный бак для топлива, позволяющий не думать о дозаправке около пятнадцати минут.
Выбираем главное игровое событие 2019 года: крупные ивенты, шикарные анонсы и гигантский скандал
Улучшение становится приоритетной задачей. Для этого необходимо увеличить уровень репутации в одном из лагерей, выполняя задания и убивая зомби. Что подразумевает поездки на байке и расход топлива:
Выделенный контур является потребителем улучшенного бака мотоцикла. В то же время он влияет на то, как скоро игрок сможет купить новое улучшение. Частое повторение процесса дозаправки является внешней мотивацией к тому, чтобы переключиться с выполнения заданий и исследования мира на покупку улучшения.
Как исправить?
Для начала давайте выясним целесообразность наличия механики в игровом процессе.
Механика интересная? В рамках жанра – нет.
Механика развивается с течением времени? Нет.
Механика улучшает навыки игрока в прохождении? Нет.
Механика обосновывается в повествовании? Отчасти. В игровом мире присутствует культ мотоциклов, а главный герой – байкер со стажем. Сценаристы показывают, как он заботится о мотоцикле и каким беспомощным становится в его отсутствие.
Механика обосновывается другими игровыми функциями? Отчасти. Топливо нужно для передвижения по миру, но другие open-world игры спокойно живут с условностью бесконечного запаса. А вот использование уровня топлива как плата за быстрое перемещение – это интересно.
Механика обосновывает другие игровые функции? Да. Игра предлагает функцию развития мотоцикла через покупки улучшенных деталей. емкость бака можно улучшать с течением игры.
Из анализа можно сделать вывод, что исключение функции из игры повлияет на игровой процесс минимально. Тогда придется переделать системы быстрого перемещения и улучшения мотоцикла, что приведет к увеличению трудозатрат команды разработчиков.
Если функцию расхода топлива не исключать, то ее можно «вылечить» следующим образом:
- Увеличить время расхода топлива. Таким образом внимание игрока будет меньше переключаться на рутинное действие;
- Добавить запасную канистру. За ее счет у игрока появится возможность «совершить ошибку»: если у игрока помимо основного бака будет запас топлива, то при достижении нулевой отметки он мог бы дозаправить бак и отправиться на дозаправку;
- Убрать проверку уровня топлива перед запуском сюжетной миссии. Вместо этого автоматически пополнять бак мотоцикла.
Другие статьи автора можно найти в telegram-канале «Кодзима Гений».