«Мы жили в блаженном неведении, пока на нас зарабатывали бабки!» Нотейл – о важных уроках из начала карьеры
Перевод промо-ролика к автобиографии.
6 февраля на ютуб-канале OG вышло видео, в котором Йохан «N0tail» Сундштайн, в рамках промо-ролика к автобиографии «Характер важнее таланта», рассказал про одни из первых команд в Дота-карьере – Fnatic и Cloud9.
Двукратный чемпион TI рассказал о Fnatic и ее состоянии времен TI3-TI4, про токсичность в С9 и полезный опыт. Кибер публикует для вас самое важное из этого ролика.
Оригинальный ролик – по этой ссылке. Осторожно, в РФ откроется с трудом
Fnatic
Мое первое знакомство с Fnatic было, когда я был частью сторонних проектов менеджера, занимавшегося официальным составом Fnatic по Heroes of Newerth. Я был чем-то вроде эксперимента, который мог выстрелить.
Я не знаю, как и почему он занимался поиском талантливых игроков, потому что он не был особенно хорош в игре. Думаю, он и сам так же считает. Но у него, похоже, был наметанный глаз на талантливых людей, потому что он собрал действительно классную команду, классных ребят. Может, это было чистой случайностью.
В итоге наш состав объединился с Fnatic, потому что их команда играла хуже нашей. Думаю, они хотели сделать замены, а мы просто ухватились за этот шанс. Помню, что мы воспользовались возможностью перейти от игры без зарплаты к игре с зарплатой. Мы подписали первый контракт, по-моему, на $200 в месяц – это реальный грабеж! Тем не менее мне было что показать дома, ведь это было моей первой зарплатой. Но я был в блаженном неведении о том, что происходит, и счастливо отдавал большую часть своих призовых ни за что без всякой причины.
Fnatic одолжили нам ноутбуки для первого DreamHack, что было, типа, «нормально», ведь организация что-то делала для нас. На самом деле было хорошо перейти от 0 долларов до хоть каких-то денег за то, что ты делаешь. Это сильно помогло мне успокоить родителей и сказать себе, что я могу сконцентрироваться на игре и не переживать. Не стрессовать.
Думаю, что владельцы несут полную ответственность за все произошедшее с Fnatic. У них была идея как запустить бизнес и что делать. Но у них будто был довольно злой умысел, по отношению почти к любому, кого они нанимали.
Может, Сэм [Кибер: Самуэль Мэтьюз – СЕО и сооснователь Fnatic] был хуже, чем Энн [Кибер: Энн Мэтьюз – СOО и соосновательница Fnatic], но для меня Сэм был не более, чем плохим актером в тот момент. В наших отношениях с Сэмом и Энн все пошло не так, когда я обнаружил, что сам плачу себе зарплату из призовых, которые мы выиграли. Я отдавал им часть призовых, а потом обнаружил, что моя зарплата в год меньше, чем число призовых, которые я отдал. То есть я платил за то, чтобы продвигать организацию.
Когда мы попросили повысить нашу зарплату – настали сложные времена. Это произошло только потому, что мы недавно взяли Кая «H4nn1» Ханбукерса в команду, который спорил о повышении зарплаты. Потому что он пришел с большими знаниями и опытом, и явно большей самооценкой. Мы-то все жили в блаженном неведении, пока на нас зарабатывали бабки! А мы первое время даже не сверялись, ничего не считали.
Они зарабатывали хорошие деньги на организации, но со всеми обращались плохо, почти с каждым в организации. Думаю, где-то после первого года для меня все стало очевидным. С тех пор стало очень-очень сложно с ними разговаривать. Была куча моментов, где им было плевать на тебя и на твои чувства. Ты здесь, чтобы делать свою работу для них, а если не делаешь, то ты – расходный материал.
Но дело не только в этом. Они попросту не помогали игрокам, не делали ничего, чтобы облегчить жизнь игрокам, что организация обязана делать – упрощать жизнь игроков. И они делали многие вещи, которые все усложняли. Например, плохие буткемпы.
Буткемп в Англии перед TI4 был суперужасным опытом. Даже хуже, чем годом ранее, а тогда тоже было паршиво – мы ездили в Сербию, так как они пытались сэкономить деньги. Это был буткемп к TI3, где у нас было всего две комнаты с кондиционером. Так что мне пришлось спать в гостиной без кондиционера, и это продолжалось целый месяц. И все ради клуба, только чтобы они сэкономили бабки.
Они постоянно врали, не говорили правду и избегали вопросов. Было трудно получить хоть какую-то информацию. Это ужасно надоедало. Думаю, все в какой-то степени понимали, что происходит, ведь приходилось пререкаться и ссориться, чтобы получить хоть что-то. Но все, что мы получали, только разочаровывало.
Когда мы попали на буткемп к TI4, стало еще хуже. Одно из ярких воспоминаний – это просьба Сэма отключить Wi-Fi, потому что они устроили вечеринку с барбекю, а у нас в это время были официальные матчи. Он сказал, что эта вечеринка для нас, что, конечно же, было не так. Потому что у нас были матчи, которые мы играли ради него и организации! Но он был занят, ведь он был диджеем... Он был очень беззаботным и просто придурком.
Но это еще не все. Наша форма была плохой, ведь они забили на многие другие вещи, в итоге выставив нас крайними в глазах сообщества. Так что я очень счастлив, что не остался там на большее время. И я благодарен за уроки и за людей, которых я встретил во Fnatic.
Cloud9
Время в Cloud9... Честно говоря, с точки зрения организации все было довольно хорошо. Даже очень. Мне действительно нравился Жак [Кибер: Жак Этьен – СЕО и сооснователь Cloud9], он был очень честен и открыт. Когда я с ним общался, то никогда не чувствовал, что меня обманывают или происходит что-то стремное. Думаю, он был одним из немногих в то время, кто практиковал... Ну, не совсем прозрачный, но все же довольно прозрачный способ ведения бизнеса и общения с людьми.
Было очень приятно работать с Жаком. Я много рассказал в своей книге о пребывании в C9 и о том, на что это было похоже. Для меня это стало одним из самых больших триггеров. Это почти заставило меня бросить игру!
После того как мы вылетели с The International 2015, я думал, что это конец, что я больше не хочу этим заниматься. Это был такой токсичный опыт, и он был связан с людьми и их эго. Я думаю, это худшее, что соревновательная Дота может пробудить в вас. А если вы позволите этому процветать, то это перерастет в нечто еще худшее. Во что-то еще более токсичное, как новый уровень «хрупкого эго» и негатива в целом.
Мы пришли с другим датчанином – Расмусом «Misery» Филипсеном – в C9 в качестве новичков. И атмосфера там была настолько плохой, что не с чем сравнить. И становилось только хуже. И очень сложно в это не втянуться, когда это постоянно происходит вокруг тебя. И да, это сделало меня негативной персоной на какое-то время.
И, я стал ненавидеть все, что связано с игрой, она больше не приносила удовольствия. У всех ребят были свои проблемы, которые вместе выводили проблемы других на новый уровень.
Я многому научился в Cloud9. Чему-то – заново. Например, вещам, которые я говорил раньше и думал, что знал:
- Что атмосфера решает.
- Что то, насколько вы верите друг в друга влияет на то, как вы играете.
- Что межличностная связь и тому подобное напрямую переходят в игру.
Да, возможно это простые знания, но в той команде я говорил: «Нет, это ни на что не влияет. На меня это не влияет». И я понял многое о человеческих привычках. О том, что есть куча способов быть агрессивным или негативным, а не только кричать кому-то что-то плохое. Ребята в Cloud9 были мастерами пассивной агрессии. И это никак не пресекалось. Поэтому я никогда больше не смогу существовать в таком окружении – для меня недопустима пассивная агрессия.
Да, мое время в C9 было ужасно по многим причинам (внутриигровые вещи, люди в команде, атмосфера), но я счастлив, что я прошел через это. Я бы не был тем, кем я есть, если бы не все эти вещи.
* * *
Как законтрить метового Бладсикера? Вот 4 лучших предмета
Силовой Морф-керри – свежая идея меты. Крутое решение против Дума и Аппарата