Пон Джунхо: гид по полнометражной фильмографии режиссера
От старта карьеры до победы на «Оскаре».
В мировой прокат вышла фантастическая картина «Микки 17» от титулованного корейского режиссера Пон Джунхо. Его предыдущий фильм, антикапиталистическая драма «Паразиты», покорила весь мир — главный приз Каннского кинофестиваля, «Оскар» за лучший фильм года и хорошие результаты в кассовом прокате.

Новый фильм режиссера основан на романе Эдварда Эштона Mickey7 — об одноразовом (буквально) сотруднике Микки, которого создали специально для сложнейших и самоубийственных операций. После того как одна его итерация умирает, новое тело регенерируется с большей частью воспоминаний. Такого сотрудника отправляют на ледяную планету Нифльхейм, где главный герой начинает что-то подозревать.
Центральную роль в «Микки 17» сыграл Роберт Паттинсон, который последние месяцы активно участвовал в рекламной кампании фильма. Однако, несмотря на масштабную рекламу, имена Пон Джунхо и Паттинсона на афишах, картина проваливается в прокате. В первый уикенд кинолента собрала почти $55 млн по всему миру, что было бы весьма неплохо для среднебюджетного кино ($50-70 млн). Но «Микки 17» стоил в производстве около $120 млн плюс $80 млн на маркетинговые расходы. Сможет ли фантастическая картина, которая заслужила в основном благожелательную прессу, окупиться (а это примерно $400 млн), покажет время.
В преддверии релиза мы загляную в фильмографию Пон Джунхо и посмотрели все его полнометражные работы в кино, которые он снял за последние 25 лет. Если вы хотите посмотреть что-то из прошлых картин, пожалуй, самого известного корейского режиссера современности, но не знаете, что именно, мы постараемся вам помочь.
От редакции: Материал написал Андрей Загудаев — автор телеграм-канала «Кроненберг нефильтрованный» и YouTube-канала «Андрей Загудаев». Больше текстов от него ждите на Кибере. Подписывайтесь на блог!
«Лающие собаки никогда не кусают» (2000)

Дебютная полнометражная картина Пон Джунхо появилась после десятилетия, в котором будущий оскаровский лауреат сначала учился в Корейской академии киноискусств, а затем снял поработал на съемочных площадках на проектах, за которые отвечали его друзья. Режиссер в интервью не раз рассказывал, что 1990-е были самым голодным и сложным периодом в жизни — в академии платили гроши, а чтобы получить финансирование для первого фильма, ему пришлось снять несколько короткометражек и изрядно поездить по локальным кинофестивалям.
Жанр картины «Лающие собаки никогда не кусают», которая вышла в 2000 году, назвать достаточно сложно. Номинально это бытовая криминальная драма о том, как в огромном многоквартирном доме в Сеуле, построенном к Олимпиаде 1988 года, бедный профессор пытается убить соседскую собаку, которая постоянно лает и портит тишину. Но как и в дальнейших в фильмах корейского режиссера, тональность и даже жанровый окрас в отдельные моменты будет сильно меняться. «Лающие собаки никогда не кусают» в некоторых сценах превращаются в откровенную комедию и даже сатиру. В других — местечковый детектив о поисках убийцы собак.
Несмотря на то, что «Лающие собаки никогда не кусают» — дебют, в нем уже чувствуется крепкая рука мастера. Правда, сейчас эта картина больше воспринимается как набор сцен: иногда блистательных, иногда — довольно проходных и причудливых.
Впрочем, уже в этом фильме Джунхо прикасается к своим излюбленным темам, которые он будет обыгрывать на протяжении карьеры — темная изнанка капитализма, социальные расслоения в обществе и проблемы маленьких людей в большом городе.
Сам режиссер этот фильм считает творческой неудачей и редко охотно о нем говорит.
Смотреть? Да, если вы уже посмотрели все остальные фильмы Пон Джунхо, и хотите узнать, с чего он начинал.
«Воспоминания об убийстве» (2003)

Криминальная классика корейского кино, которая за несколько лет до финчеровского «Зодиака» перетряхнула правила фильмов про серийных убийц.
В основе «Воспоминаний об убийстве» лежит реальная история, которая произошла во второй половине 1980-х в корейском городе Хвасоне. Там случилась серия убийств женщин, которая всколыхнула общество. Поиски виновного длились долго. В них участвовали несколько десятков тысяч работников правопорядка и простых граждан.
В «Воспоминании об убийстве» Джунхо мастерски путает зрителя и своих персонажей. По сути до самого финала мы не понимаем, есть ли в картине убийца, или главные герои, корейские полицейские, опять пошли по ложному пути. Такой же ход несколько лет спустя проделает Дэвид Финчер в своем блистательном «Зодиаке», которого с «Воспоминаниями об убийстве» не будет сравнивать только ленивый.
И как обычно, в своем фильме Джунхо интересует нечто большее. В «Воспоминаниях об убийстве» он показывает не только линию с расследованием, но и полицейский произвол, который творится за закрытыми дверьми участков, бытовую жизнь простых людей, общую беззубость национальных властей, которые не могут поймать преступника. И это все не просто так.
Сложные отношения у Джунхо с корейской властью в реальной жизни начали складываться примерно во времена хвасонских зверств — во второй половине 1980-х. Тогда, еще будучи студентом, будущий режиссер принял активное участие в том числе и в так называемой Июньской борьбе — митингах 1987 года, приведших к демократическим выборам в Южной Корее и созданию Шестой республики.
Смотреть? Да. Это один из лучших фильмов не только в фильмографии нашего героя, но и корейском кино.
«Вторжение динозавра» (2006)

После коммерческого успеха «Воспоминаний об убийстве» Джунхо становится звездой локального масштаба. И снимает свой первый, пусть и корейского размаха, блокбастер, который приносит ему еще больший успех.
«Вторжение динозавра» стоил в производстве $12 млн — внушительную сумму для корейского кино нулевых. В фильме рассказывалась вымышленная история неведомого монстра, который появился в реке Ханган из-за халатности военных докторов, выливших в канализацию около 200 бутылок формальдегида.
В центре сюжета — небольшая корейская семья, которая держит на набережной небольшой магазинчик с продуктами. Они сначала становятся свидетелями первого появления монстра на публике, которое приводит к похищению внучки чудовищем.
Пон Джунхо с детства был фанатом Гильермо дель Торо и его режиссерского стиля, в котором особое место отведено монстрам разного разлива. И его «Вторжение динозавра» ближе по почерку не к бездумным масштабным блокбастером про чудищ (например, японской Годзилле), а к более камерным, насколько это возможно, картинам, где злое существо не просто держит в страхе всех вокруг, потому что оно «злое», а имеет какой-то, пусть и весьма контурный, характер.
Конечно, на фоне схватки монстра и главных героев, Пон Джунхо опять рисует корейскую действительность сатирическими и критическими штрихами. Отсутствующая власть, плохие военные, коррупция, бандиты и не слишком богатый быт. Конечно, по современным меркам «Вторжение динозавра» — небольшой кустарный блокбастер со специфическим азиатским колоритом, который может оттолкнуть преданного зрителя более универсального американского коммерческого кино. Но даже в таком виде — это небезупречный, но очень напряженный фильм про монстра с ярким финалом и хорошими актерскими работами.
Смотреть? Да, если тебе интересны монстры в разном проявлении и фильмы про них.
«Мать» (2009)

«Мать» — еще один камерный детектив в карьере корейского режиссера, но как будто вывернутый наизнанку.
Главная героиня — мать средних лет, которая живет в городе со своим недалеким сыном и всячески его оберегает. Однажды тот напивается в баре и по дороге домой встречает знакомую местную девушку с плохой репутацией — она спит со всем районом. На утро её находят мертвой, а подозрение, разумеется, падает на молодого парня.
Мать, которая души не чает в сыне, решает искать выход из ситуации. Нанимает дорогого адвоката, а сама параллельно начинает собственное расследование, в своей грубости и дилетантизме, конечно, далекое от классических детективных романов.
«Мать» заряжает от первой до последней сцены опять, как и в «Воспоминании об убийстве», своей путаной криминальной линией, в которой до последнего Джунхо скрывает имя убийцы. Но если в романах Агаты Кристи или Конан Дойля подчас была изящная многослойная развяжка, то эндшпиль корейского фильма сокрушает и обезоруживает своей бытовой простотой.
Главная жемчужина кино — титулованная на родине актриса Ким Хед-жа, которая до Джунхо десятилетия играла куда более степенных и спокойных матерей на местном телевидении. Но постановщик в фильме проводит классическую деконструкцию образа актрисы, благодаря которому на родине «Мать» стала неожиданным хитом, несмотря на фестивальный привкус.
Смотреть? Да, если вам нравятся нестандартные детективы и вы готовы мириться в таких фильмах с небольшой азиатской чудинкой.
«Сквозь снег» (2013)

После нескольких корейских триумфов Пон Джунхо приглашают в Голливуд. Его первой картиной становится экранизация графического романа «Трансценденталист» 1982 года. В нем рассказывается история о постапокалиптическом мире, который после катастрофы погрузился в ледниковый период. Несколько сотен человек, которым удалось спастись, внутри стремительного бронепоезда катаются по кругосветной железной дороге. Машина не снижает скорость и не останавливается благодаря уникальному изобретению — вечного двигателя.
Сюжет фильма «Сквозь снег» стартует в преддверии 18 дня рождения катастрофы. Главный герой — Кертис, который живет, а точнее существует, с другими бедняками в хвостовой части поезда. Им приходится жрать протеиновые батончики, ходить немытыми в лохмотьях и ждать, пока элита, которая расположилась за семью замками и под охраной в начале состава, не выкинет очередной фортель.
«Сквозь снег» относится к типу фильмов, в которых смысловая и логическая конструкция сюжета и вселенной легко рассыпается, если въедливый зритель начнет задавать авторам слишком много вопросов. И потому единственными действительно негативными рецензиями на фильм стали тексты, в которых журналист занимали именно чересчур придирчивую позицию.
И действительно, если задавать Пон Джунхо и первоисточнику слишком много вопросов — об устройстве мира, законах внутри поезда, о приспособлениях, которые в нем используются, и многом другом — этот утопический фильм разваливаться на глазах. Но если отдаться действу, то сложно спорить, что Пон Джунхо удалось снять один из самых эффектных фильмов в постапокалиптическом жанре в 21 веке.
И если раньше корейский режиссер многие свои излюбленные темы — о пропасти между социумами, жестокости любых властей, четкой иерархии в обществе и невозможности бедных людей вырваться за пределы своей жизненной ячейки — прятал на задних планах, то тут они правят балом. И добавляют эффектному голливудскому блокбастеру несколько новых смысловых слоев и глубину, которая в коммерческом кино не всегда приветствуется.
Смотреть? Да, если вы любите кино про постапокалипсис.
«Окча» (2017)

После относительного успеха в Голливуде Пон Джунхо, как и многие его титулованные коллеги, принимает предложение от Netflix, от которого невозможно отказаться — снять эксклюзивное кино для стриминга с авторской свободой и хорошим бюджетом ($50 млн).
Результатом этого творческого союза становится причудливая картина «Окча», в которой рассказывается история о дружбе между 14-летней корейской девушкой и слонопотамом по имени Окча, выведенным в лаборатории специалистами злой корпорацией Mirando. В совсем юном возрасте животное попало в руки дедушки главной героини. Его выбрал один из 26 фермеров по всему миру для участия в конкурсе. Цель соревнования — вырастить за 10 лет самое крупное и безупречное животное и за это получить приз. Но когда Окча становится большим, девочка отказывается расставаться с ним. А когда сотрудники Mirando предпринимают-таки попытку вывести существо в США, она бросается за ним в погоню.
«Окча» — еще один мультитональный фильм Пон Джунхо. События в картине разворачиваются в Южной Корее и США, а главные герои разговаривают друг с другом и со зрителем на двух разных языка. Жанрово «Окча» — с одной стороны история дружбы и взросления, с другой — (опять) едкая сатира на капитализм. Пожалуй, самая ядовитая и прямолинейная в карьере постановщика.
В «Окче», по моему мнению, Джунхо впервые в карьере (дебютный фильм оставим за скобками) подвело мастерство создавать эклектичное кино. Взгляд на капитализм с одной стороны и на акционизм с другой — слишком плоские и навязчивые. Лозунги, которые сочатся из фильма, очень предсказуемы: убивать животных — плохо, а еще хуже зарабатывать на этом деньги. Корпорации — зло, а у тех, кто ими управляет нет ни стыда, ни совести, ни сердца.
«Окчу» не вывозит даже яркий набор артистов. Прекрасная Тильда Суинтон играет примерно такую же героиню, что и в «Сквозь снег», Джилленхол кривляется, а Пол Дано (смешно) строит из себя правозащитниках из организации «Либеральный фронт по защите животных». С последними связаны, пожалуй, самые уморительные и едкие сцены фильма, но их преступно мало.
Фильм могла бы спасти основная сюжетная линия про дружбу девочки и Окчи, но и тут есть проблемы. Милое животное показывают как будто значительно меньше, чем стоило бы, а молодая главная героиня просто не вызывает эмпатию, даже несмотря на понятный сюжет про разлуку.
В фильмографии менее талантливых режиссеров «Окча» могла бы стать яркой остановкой, но для Пон Джунхо это был, мне кажется, шаг если не назад, то точно в сторону.
Смотреть? Только отрывки с Окчей. Все остальное — нет. Пожалуй, это худший фильм в портфолио режиссера.
«Паразиты» (2019)

Как гласит клише: после темной полосы всегда начинается белая. И в 2019 году Пон Джунхо выпускает свой (пока) главный фильм в карьере — социальную драму «Паразиты».
В картине рассказывается история жизни двух корейских семей, судьбы которых неожиданно переплетаются. Первая — бедняки из неблагополучного района, которые обитают в полуподвальном помещении, воруют вайфай у соседей и перебиваются случайными заработками. Вторая — богатые интеллигенты из фешенебельного пригорода, чья жизнь протекает сыто и размеренно. Однажды совершенно случайно сын из бедной семьи получает возможность стать репетитором девушки из богатой. А следом за ним работу в доме постепенно получают все его близкие родственники. Но главное: новые начальники не подозревают, что их новые работники — одна семья.
Идею «Паразитов» Пон Джунхо вынашивал около 15 лет. Он в некоторых интервью рассказывал, что в свои голодные 1990-е сам был тем самым парнем, который выступал в роли репетитора в богатой семье. Но финально идея и сценарий сформировались уже немного позже.
«Паразиты» если и принято критиковать, то примерно так же, как и «Анору», в 2025 году. «И этот фильм получил «Оскар»?». «А что больше некому было дать приз?». «Да «Паразиты» — перехваленное корейское кино, которое победило только за счет своей экзотичности» — эти и другие претензии можно найти в комментариях под каждой рецензией или видеоэссе о фильме.
И действительно, «Паразиты» получили столько внимания и призов, что породили целую волну хейта и конспирологических теорий.

Но мне кажется, что триумф этой картины (главный приз в «Каннах», четыре «Оскара», включая самый важный за лучший фильм года и $250 млн сборов в прокате) легко объяснить — это чертовски талантливое кино, которое очень мощно и точно ударило по болевым точкам современного общества. И, наверное, главное достоинство «Паразитов» — абсолютно универсальная история, которая могла случиться практически в любой стране мира.
И это очень важно. Если в остальных, даже голливудских, фильмах Пон Джунхо позволял себе не вырезать из фильма отдельные детали азиатского колорита, то «Паразиты» как будто начисто их лишены. Это холодная, грубоватая, но предельно собранная картина, в которой Пон Джунхо не просто проговаривает свои любимые метафоры о социальном расслоении, а буквально визуально их в сюжете экранизирует.
Но самое важное: «Паразиты» — не просто фильм, о котором можно поспорить или который можно обстоятельно обсудить или разобрать. Это картина, которая не заставляет скучать. То, как умеет нагонять Джунхо саспенс, путать зрителя, пуская его по ложным следам и вообще развлекать своими фильмами, было понятно еще по не самому выверенному дебюту про собак. Но в «Паразитах» спустя 20 лет режиссер уже достигает совсем других вершин.
«Паразиты» — прекрасное, исключительное кино, которое дало Пон Джунхо ключ от всех киноиндустриальных дверей. И несмотря на то, что «Микки 17» вроде как проваливается в прокате, уверен, он еще себя покажет.
Смотреть? Обязательно.
нуууу эт вряд ли, что прям с детства)