Лучшие фильмы «Оскара-2025». «Анора» – в чем ее феномен и почему фильм заслужил победу
Пять статуэток, включая главную!
Перед «Оскаром» Кибер запустил серию публикаций, посвященных номинантам. В первом выпуске мы рассказали про самый русский фильм церемонии. Объясняем, почему «Анора» Шона Бэйкера – идеальный микс развлекательного и авторского кино.
🏆 «Оскар-2025»: все победители и главные моменты с церемонии
Хотите знать больше про «Оскар»? На RUTUBE собраны обзоры, мнения экспертов, нарезки и эксклюзивные материалы про главное событие в мире кино.
Прошлые выпуски:
- «Конклав»: почему триллер о выборах Папы Римского – не для всех
- «Злая» – за что мюзикл получил сразу 10 номинаций
- Почему «Дюна 2» не возьмет приз
- «Субстанция» – хоррор о красоте и критике массовой культуры
- «Эмилия Перес» – почему фаворита премии ненавидит целая страна
- «Бруталист» – главный фаворит «Оскара». В чем феномен фильма?
- «Боб Дилан» – слишком эталонный байопик с Шаламе
- «Я все еще здесь»: как трагедия одной семьи покорила Голливуд
- «Мальчишки из «Никеля» – красивое и экспериментальное кино о расизме
О чем и какой получилась «Анора»
Фильм можно разделить на три части, у каждой собственный темп, настроение и смысловая нагрузка.
Начало – классический и даже слишком сказочный ромком. Отсюда столько сравнений с «Красоткой». Стриптизерша Энни, по паспорту Анора (Майки Мэдисон), из Нью-Йорка бегло знает русский язык. Девушка знакомится с сыном русского олигарха Ваней Захаровым (Марк Эйдельштейн). Пара приватных танцев, наркотики, секс, гламурные вечеринки, чуть-чуть русского рэпа – и вот они женятся в Вегасе.
Середина фильма – экспрессивная, ситуативная комедия: герои постоянно куда-то бегут, перманентно оказываются в комичных ситуациях и в максимально колоритных местах вроде кафе Tatiana Grill (неожиданный привет из наших 90-х в центре Нью-Йорка). На фоне разворачивается трагедия: «американская мечта» главной героини рушится на глазах, родители Вани узнают о браке, бросающем тень на репутацию семьи.
Пока частный самолет готовят к вылету, чета Захаровых отправляет решить проблему своего нью-йоркского помощника, армянина Тороса (Карен Карагулян). Вместе с ним в дом молодоженов врываются две шестерки: несуразный Гарник (Ваче Товмасян) и русский гопник с бруклинского района по имени Игорь (Юра Борисов). Ваня, почуяв неладное, сбегает. А Энни вместе с троицей отправляется на его поиски.

Финал напоминает меланхоличную бытовую драму. Мечты Энни рассыпаются, и единственным ее защитником оказывается гопник Игорь, который то ли в нее влюблен, то ли видит в ней родственную душу. Впрочем, сказка кончилась, а в суровой, серой повседневности у стриптизерши и гопника, живущего с бабушкой, вряд ли есть шанс на счастье.
📌 «Анору» и Юру Борисова номинировали на «Оскар». Почему история о стриптизерше всех покорила
Несмотря на такую неоднородность, «Анора» ощущается цельной и законченной. Бэйкер снял провокационный, эмоциональный и жизнерадостный фильм с сильным социальным подтекстом, критикой неравенства и прекрасными актерскими работами.
У Мэдисон – лучшая роль в карьере и заслуженная номинация на «Оскар». На молчаливой, загадочной харизме и ранимой мужественности Борисова во многом держится вся вторая половина фильма. Эйдельштейн выдает несколько запоминающихся перформансов и максимально органичен в роли гламурного недоросля. Однако главный бриллиант фильма – Карен Карагулян в роли усталого, обреченного и комичного Тороса.
«Анора» – визуально очень зрительское кино: преобладание сочных и теплых оттенков, неожиданные ракурсы, постоянная динамика в кадре – все это придает фильму ощущение жизни и энергии.
Кто такой Шон Бэйкер?

У автора «Аноры» Шона Бэйкера – до смешного стереотипная биография американского независимого режиссера. Родился в маленьком городке, заболел кино в детстве, снимал короткометражки на Super 8 и мечтал превратиться в нового Спилберга. В киношколе влюбился в американское инди и европейский артхаус. Его кумиром стал защитник сирых и убогих, адепт красоты радикального реализма, поэт сурового быта люмпенов и пролетариев, левый активист и попросту гений – британский режиссер Кен Лоуч.
Начиная с первых полудокументальных работ, Бэйкер снимал исключительно бескомпромиссное и остросоциальное кино. Герои всех фильмов режиссера – маргиналы, лишние люди, выходцы с самого дна общества: проститутки («Мандарин»), бездомные («Принц Бродвея»), порноактеры («Старлетка»), нелегальные мигранты («На вынос»). Всю карьеру Бэйкер критиковал капитализм и американское общество, поднимал важные социальные проблемы: неравенство, расизм, нетерпимость, экономическую и социальную эксплуатацию.
Партизанский почерк Бэйкера далек от киномейнстрима: копеечный бюджет, реалистичность, тяга к экспериментам, полудокументальная стилистика и непрофессиональные актеры. Показательный пример – прорывной для постановщика «Мандарин»: бюджет в $100 тыс., снят на два iPhone, главную роль исполнила реальная проститутка Китана «Кики» Родригес, а в основе сюжета история, которую она рассказала Бэйкеру.
При этом картины режиссера мало похожи на работы фестивального зануды. Статичным кадрам, полным символизма и нравоучениям, он предпочитает юмор, клиповый монтаж, яркие цвета, живую камеру и легкость повествования.
К 53 годам Бэйкер выиграл несколько фестивальных наград, собрал команду единомышленников, добился признания как самобытный автор фильмов про аутсайдеров, но все же был далек от статуса звезды авторского кино. А потом случилась «Анора».
📌 Чилловый Адам Сэндлер, шутки про Борисова и другие мемы с церемонии «Оскар»
В чем феномен «Аноры»?
На первый взгляд, успех фильма Бэйкера – аномалия. «Анора» – феминистская, антикапиталистическая драма от режиссера, знакомого лишь фестивальным критикам и киногикам, без звезд и с преимущественно русскоязычным кастом.
Подобные картины побеждают на кинофестивалях, разбираются в киношколах, попадают в подборки «фильмов не для всех», но редко добиваются признания массового зрителя. Однако сначала «Анора» выиграла «Золотую пальмовую ветвь», затем заработала $33 млн в прокате (при бюджете в шесть), и, наконец, получила шесть номинаций на «Оскар» (на одну больше, чем у сиквела «Дюны»). Фильм Бэйкера понравился практически всем – на Rotten Tomatoes у него 93% положительных отзывов критиков и 90% одобрения от обычных зрителей.

Так как же это удалось маленькой независимой картине режиссера, чьи фильмы за предыдущие 20 лет в сумме заработали чуть больше $14 млн и удостоились одной номинации на «Оскар» (Уиллем Дефо за роль второго плана в «Проекте Флорида»)?
Секрет феномена «Аноры» в том, что у Бэйкера получился отличный микс зрительского и независимого, остросоциального кино.
Для массового зрителя «Анора» – яркая, как будто романтическая комедия, которая неожиданно превращается в драму о крушении американской мечты.
Для критиков, киноакадемиков и поклонников независимого кино «Анора» – фильм о лицемерии капитализма, стигматизации секс-работников, неравенстве, сексуальной и духовной эксплуатации, элегантно издевающийся над штампами коммерческого кино.
4 фактора, которые делают «Анору» особенной.
1. Бэйкер намеренно выстраивает «Анору» по канонам классической истории Золушки: стриптизерша превращается в жену наследника многомиллионного состояния. Этот сюжетный ход знаком и любим зрителями: «Красотка», «Моя прекрасная няня», «Постучись в мою дверь» и множества корейских дорам.
Когда сказка сталкивается с жестокой реальностью, раскрывается истинный смысл фильма. Настоящая трагедия Аноры не в том, что у нее отобрали «американскую мечту», а в том, что никто не воспринимает ее как полноценного человека. Для окружающих она секс-игрушка, эскортница, охотница за деньгами и так далее.
Единственный, кто проявляет к ней эмпатию, – Игорь. Но дело не в любви или особой душевности гопника. Просто он сам родом с того же социального дна, такой же человек-невидимка, как и Анора.
2. «Анора» – комедия о грустном.
Вслед за Линчем в «Твин Пиксе», Бунюэлем в «Скромном обаянии буржуазии» и Коэнам на протяжении всей их карьеры Бэйкер использует комедию как инструмент, помогающий донести его идеи до широкой аудитории. По плотности шуток, количеству гэгов и комичности ситуаций его фильм может соперничать с классическими ситкомами. Вторая половина «Аноры» и вовсе напоминает нечто среднее между водевилем и абсурдистской комедией. Эта буффонада делает разворачивающуюся на фоне драму еще пронзительней.

3. В «Аноре» нестыдные маргиналы.
Интересное измерение «Аноры» – ее сюжет напоминает заголовок таблоида: «Шок! Сын известного олигарха женился на стриптизерше». Осознанно или нет, но Бэйкер использует образы и стереотипы, хорошо знакомые массовому зрителю благодаря коммерческому кино и медиа.
4. Авторский стиль Бэйкера идеально вписывается в формат зрительского кино.
Юмор, экспрессивный монтаж, динамика, колоритные и легко узнаваемые персонажи, простая, но увлекательная история, шикарная Майки Мэддисон – «Анору» попросту приятно смотреть. Бэйкер изображает героев с явной симпатией, и это тоже подкупает зрителя.

Чаще всего независимое кино, которое затрагивает социальные проблемы, рассказывает о «лишних людях» и критикует устройство общества, стремится показать реальность во всей ее суровости. Но оператор «Аноры» Дрю Дэниелс избегает мрачных красок: в его объективе нет ничего уродливого, отталкивающего или откровенно грязного. Напротив, мир американской секс-индустрии и безумных вечеринок русских мажоров показан почти сказочно. Это вселенная беззаботного веселья и вечного праздника: дорогие отели, дизайнерские интерьеры, неоновый свет и люди с безупречными фигурами.
Каннский кинофестиваль разрекламировал «Анору», а победа там стала неожиданностью
Главным фаворитом конкурсной программы считалась иранская лента «Семя священного инжира». Особенно на фоне того, что ее режиссера Мохаммада Расулофа приговорили на родине к 8 годам тюрьмы, а также «порке, штрафам и конфискации имущества».
Считается, что триумф «Аноры» стал возможен благодаря председателю жюри Канн-2024 Грете Гервиг. Она, вероятно, увидела в «Аноре» историю, резонирующую с ее собственными работами. И решила отдать «Золотую пальмовую ветвь» Бэйкеру, который, как и она, принадлежит к американскому независимому «санданскому» кино.

«Золотая пальмовая ветвь» обеспечила фильму внимание СМИ и более широкий прокат в кинотеатрах. После сработал сарафанный маркетинг: оказалось, что авторское кино может быть зрелищным и увлекательным, а не только экзистенциальной драмой о сексе с автомобилями.
Какие были шансы у «Аноры» и Борисова на «Оскар»?
В 2025 году, в отличие от предыдущего, в категории «Лучший фильм» не было явного фаворита. СМИ считали главным претендентом «Бруталиста». Картину Брэйди Корбета о венгерском архитекторе, переехавшем после войны в США, называют монументальной сагой и голливудским эпосом, который ставит перед зрителями важные вопросы. Традиционно именно такие фильмы и получают главный «Оскар».
«Анора» в большинстве рейтингов делила второе место с «Эмилией Перес», также шансы на победу были у «Субстанции», «Конклава» и «Боб Дилан: Никому не известный». Еще пару месяцев назад очевидным фаворитом была «Эмилия Перес» – не зря у картины целых 13 номинаций. Однако затем фильм Жака Одиара попал в череду скандалов, которые явно подпортили его шансы.
В пользу «Аноры» говорили победы на Каннском кинофестивале и Critics’ Choice Awards 2024. С другой стороны, фильм Бэйкера провалился на «оскаровской репетиции» – «Золотом глобусе»: пять номинаций и ни одной победы.

Шансы Юры Борисова на «Оскар» за лучшую роль второго плана были вовсе близки к математическим. В этой категории есть очевидный фаворит – Киран Калкин («Настоящая боль»). У звезды «Наследников» однозначно самая яркая и запоминающаяся роль среди всех номинантов плюс победа на «Золотом глобусе».
* * *
В ночь на 3 марта состоялась церемония: «Анора» – лучший фильм 97-й премии «Оскар», фильм получил пять статуэток! Награду за «Лучшую женскую роль» получила Майки Мэдисон, а вот на Юру Борисова статуэток не хватило: приз в категории «Лучшая мужская роль второго плана» предсказуемо отошел Кирану Калкину.
🍿 Что еще снял Шон Бейкер, в каких фильмах и сериалах снимались актеры из «Аноры» – смотрите в подборке на RUTUBE.
Лысина Борисова – важнейшая часть его успеха. Объясняем почему
11 главных фактов о съемках Борисова в «Аноре»
Красота с ковровой дорожки «Оскара-2025»: Борисов в компании Сидни Суини и Деми Мур
Фото: © CAP/TFS, Global Look Press
Реклама, 18+. ООО «Руформ», erid:2SDnjcWo9zU
Но в остальном это очень поверхностно. Почему я должен сопереживать Аноре, когда у неё нет никаких проблем, она сама хотела лёгкой жизни и получила за это, зачем эта последняя сцена, как попытка вызвать какую-то жалость к Аноре? Фильм на 1 раз, без каких-то скрытых смыслов и социальной проблемы...Проститутка захотела лёгкой жизни и у неё не получилось...ппц социальная проблема.
Ни в чем. Фильм хреновый мягко говоря. С таким же успехом можно было в 95 раздать Оскары фильму Шоугерлз так там хоть девчонки покрасивше, та же Джина Гершон еще огонек была.
Кто такой Шон Бейкер?
Шон Бейкер это человек, который всю свою жизнь снимал фильмы о проститутках. Наконец очередная зарисовка о проститутке, попытавшейся поймать бога за бороду, принесла ему неожиданный и ничем не оправданный успех. Заверяю всех. Больше мы ни о Шоне Бейкере, ни о Майки Мэдисон не услышим. Во всяком случае как о больших режиссере и актрисе. Как давно уже не слышим об отхватившем на волне толерантности два Оскара подряд Махершале Али. Он снимается. Но где то там. Там где нет большого кино. А там где появляется Махершала большое кино внезапно исчезает. Вот так будет и с нашими калифами на час. Мне вот странно а чего Эдельштейна то не выдвинули? Он был не достаточно артистичен употребляя кокс? Или недостаточно шумно пыхтел в сценах секса? А так бы Анора все бы главные Оскары забрала.