Лучшие фильмы «Оскара-2025». «Анора» – в чем ее феномен и почему фильм заслужил победу

Пять статуэток, включая главную!

Перед «Оскаром» Кибер запустил серию публикаций, посвященных номинантам. В первом выпуске мы рассказали про самый русский фильм церемонии. Объясняем, почему «Анора» Шона Бэйкера – идеальный микс развлекательного и авторского кино.

🏆 «Оскар-2025»: все победители и главные моменты с церемонии

Хотите знать больше про «Оскар»? На RUTUBE собраны обзоры, мнения экспертов, нарезки и эксклюзивные материалы про главное событие в мире кино.

Прошлые выпуски:

О чем и какой получилась «Анора»

Фильм можно разделить на три части, у каждой собственный темп, настроение и смысловая нагрузка.

Начало – классический и даже слишком сказочный ромком. Отсюда столько сравнений с «Красоткой». Стриптизерша Энни, по паспорту Анора (Майки Мэдисон), из Нью-Йорка бегло знает русский язык. Девушка знакомится с сыном русского олигарха Ваней Захаровым (Марк Эйдельштейн). Пара приватных танцев, наркотики, секс, гламурные вечеринки, чуть-чуть русского рэпа – и вот они женятся в Вегасе. 

Середина фильма – экспрессивная, ситуативная комедия: герои постоянно куда-то бегут, перманентно оказываются в комичных ситуациях и в максимально колоритных местах вроде кафе Tatiana Grill (неожиданный привет из наших 90-х в центре Нью-Йорка). На фоне разворачивается трагедия: «американская мечта» главной героини рушится на глазах, родители Вани узнают о браке, бросающем тень на репутацию семьи.

Пока частный самолет готовят к вылету, чета Захаровых отправляет решить проблему своего нью-йоркского помощника, армянина Тороса (Карен Карагулян). Вместе с ним в дом молодоженов врываются две шестерки: несуразный Гарник (Ваче Товмасян) и русский гопник с бруклинского района по имени Игорь (Юра Борисов). Ваня, почуяв неладное, сбегает. А Энни вместе с троицей отправляется на его поиски.

Финал напоминает меланхоличную бытовую драму. Мечты Энни рассыпаются, и единственным ее защитником оказывается гопник Игорь, который то ли в нее влюблен, то ли видит в ней родственную душу. Впрочем, сказка кончилась, а в суровой, серой повседневности у стриптизерши и гопника, живущего с бабушкой, вряд ли есть шанс на счастье.

📌 «Анору» и Юру Борисова номинировали на «Оскар». Почему история о стриптизерше всех покорила

Несмотря на такую неоднородность, «Анора» ощущается цельной и законченной. Бэйкер снял провокационный, эмоциональный и жизнерадостный фильм с сильным социальным подтекстом, критикой неравенства и прекрасными актерскими работами.

У Мэдисон – лучшая роль в карьере и заслуженная номинация на «Оскар». На молчаливой, загадочной харизме и ранимой мужественности Борисова во многом держится вся вторая половина фильма. Эйдельштейн выдает несколько запоминающихся перформансов и максимально органичен в роли гламурного недоросля. Однако главный бриллиант фильма – Карен Карагулян в роли усталого, обреченного и комичного Тороса.

«Анора» – визуально очень зрительское кино: преобладание сочных и теплых оттенков, неожиданные ракурсы, постоянная динамика в кадре – все это придает фильму ощущение жизни и энергии.

Кто такой Шон Бэйкер?

У автора «Аноры» Шона Бэйкера – до смешного стереотипная биография американского независимого режиссера. Родился в маленьком городке, заболел кино в детстве, снимал короткометражки на Super 8 и мечтал превратиться в нового Спилберга. В киношколе влюбился в американское инди и европейский артхаус. Его кумиром стал защитник сирых и убогих, адепт красоты радикального реализма, поэт сурового быта люмпенов и пролетариев, левый активист и попросту гений – британский режиссер Кен Лоуч.

Начиная с первых полудокументальных работ, Бэйкер снимал исключительно бескомпромиссное и остросоциальное кино. Герои всех фильмов режиссера – маргиналы, лишние люди, выходцы с самого дна общества: проститутки («Мандарин»), бездомные («Принц Бродвея»), порноактеры («Старлетка»), нелегальные мигранты («На вынос»). Всю карьеру Бэйкер критиковал капитализм и американское общество, поднимал важные социальные проблемы: неравенство, расизм, нетерпимость, экономическую и социальную эксплуатацию.

Партизанский почерк Бэйкера далек от киномейнстрима: копеечный бюджет, реалистичность, тяга к экспериментам, полудокументальная стилистика и непрофессиональные актеры. Показательный пример – прорывной для постановщика «Мандарин»: бюджет в $100 тыс., снят на два iPhone, главную роль исполнила реальная проститутка Китана «Кики» Родригес, а в основе сюжета история, которую она рассказала Бэйкеру.

При этом картины режиссера мало похожи на работы фестивального зануды. Статичным кадрам, полным символизма и нравоучениям, он предпочитает юмор, клиповый монтаж, яркие цвета, живую камеру и легкость повествования.

К 53 годам Бэйкер выиграл несколько фестивальных наград, собрал команду единомышленников, добился признания как самобытный автор фильмов про аутсайдеров, но все же был далек от статуса звезды авторского кино. А потом случилась «Анора».

📌 Чилловый Адам Сэндлер, шутки про Борисова и другие мемы с церемонии «Оскар»

В чем феномен «Аноры»?

На первый взгляд, успех фильма Бэйкера – аномалия. «Анора» – феминистская, антикапиталистическая драма от режиссера, знакомого лишь фестивальным критикам и киногикам, без звезд и с преимущественно русскоязычным кастом.

Подобные картины побеждают на кинофестивалях, разбираются в киношколах, попадают в подборки «фильмов не для всех», но редко добиваются признания массового зрителя. Однако сначала «Анора» выиграла «Золотую пальмовую ветвь», затем заработала $33 млн в прокате (при бюджете в шесть), и, наконец, получила шесть номинаций на «Оскар» (на одну больше, чем у сиквела «Дюны»). Фильм Бэйкера понравился практически всем – на Rotten Tomatoes у него 93% положительных отзывов критиков и 90% одобрения от обычных зрителей.

Так как же это удалось маленькой независимой картине режиссера, чьи фильмы за предыдущие 20 лет в сумме заработали чуть больше $14 млн и удостоились одной номинации на «Оскар» (Уиллем Дефо за роль второго плана в «Проекте Флорида»)?

Секрет феномена «Аноры» в том, что у Бэйкера получился отличный микс зрительского и независимого, остросоциального кино.

Для массового зрителя «Анора» – яркая, как будто романтическая комедия, которая неожиданно превращается в драму о крушении американской мечты.

Для критиков, киноакадемиков и поклонников независимого кино «Анора» – фильм о лицемерии капитализма, стигматизации секс-работников, неравенстве, сексуальной и духовной эксплуатации, элегантно издевающийся над штампами коммерческого кино.

4 фактора, которые делают «Анору» особенной.

1. Бэйкер намеренно выстраивает «Анору» по канонам классической истории Золушки: стриптизерша превращается в жену наследника многомиллионного состояния. Этот сюжетный ход знаком и любим зрителями: «Красотка», «Моя прекрасная няня», «Постучись в мою дверь» и множества корейских дорам. 

Когда сказка сталкивается с жестокой реальностью, раскрывается истинный смысл фильма. Настоящая трагедия Аноры не в том, что у нее отобрали «американскую мечту», а в том, что никто не воспринимает ее как полноценного человека. Для окружающих она секс-игрушка, эскортница, охотница за деньгами и так далее.

Единственный, кто проявляет к ней эмпатию, – Игорь. Но дело не в любви или особой душевности гопника. Просто он сам родом с того же социального дна, такой же человек-невидимка, как и Анора.

2. «Анора» – комедия о грустном.

Вслед за Линчем в «Твин Пиксе», Бунюэлем в «Скромном обаянии буржуазии» и Коэнам на протяжении всей их карьеры Бэйкер использует комедию как инструмент, помогающий донести его идеи до широкой аудитории. По плотности шуток, количеству гэгов и комичности ситуаций его фильм может соперничать с классическими ситкомами. Вторая половина «Аноры» и вовсе напоминает нечто среднее между водевилем и абсурдистской комедией. Эта буффонада делает разворачивающуюся на фоне драму еще пронзительней. 

3. В «Аноре» нестыдные маргиналы.

Интересное измерение «Аноры» – ее сюжет напоминает заголовок таблоида: «Шок! Сын известного олигарха женился на стриптизерше». Осознанно или нет, но Бэйкер использует образы и стереотипы, хорошо знакомые массовому зрителю благодаря коммерческому кино и медиа.

4. Авторский стиль Бэйкера идеально вписывается в формат зрительского кино.

Юмор, экспрессивный монтаж, динамика, колоритные и легко узнаваемые персонажи, простая, но увлекательная история, шикарная Майки Мэддисон – «Анору» попросту приятно смотреть. Бэйкер изображает героев с явной симпатией, и это тоже подкупает зрителя.

Чаще всего независимое кино, которое затрагивает социальные проблемы, рассказывает о «лишних людях» и критикует устройство общества, стремится показать реальность во всей ее суровости. Но оператор «Аноры» Дрю Дэниелс избегает мрачных красок: в его объективе нет ничего уродливого, отталкивающего или откровенно грязного. Напротив, мир американской секс-индустрии и безумных вечеринок русских мажоров показан почти сказочно. Это вселенная беззаботного веселья и вечного праздника: дорогие отели, дизайнерские интерьеры, неоновый свет и люди с безупречными фигурами.

Каннский кинофестиваль разрекламировал «Анору», а победа там стала неожиданностью

Главным фаворитом конкурсной программы считалась иранская лента «Семя священного инжира». Особенно на фоне того, что ее режиссера Мохаммада Расулофа приговорили на родине к 8 годам тюрьмы, а также «порке, штрафам и конфискации имущества».

Считается, что триумф «Аноры» стал возможен благодаря председателю жюри Канн-2024 Грете Гервиг. Она, вероятно, увидела в «Аноре» историю, резонирующую с ее собственными работами. И решила отдать «Золотую пальмовую ветвь» Бэйкеру, который, как и она, принадлежит к американскому независимому «санданскому» кино.

«Золотая пальмовая ветвь» обеспечила фильму внимание СМИ и более широкий прокат в кинотеатрах. После сработал сарафанный маркетинг: оказалось, что авторское кино может быть зрелищным и увлекательным, а не только экзистенциальной драмой о сексе с автомобилями.

Какие были шансы у «Аноры» и Борисова на «Оскар»?

В 2025 году, в отличие от предыдущего, в категории «Лучший фильм» не было явного фаворита. СМИ считали главным претендентом «Бруталиста». Картину Брэйди Корбета о венгерском архитекторе, переехавшем после войны в США, называют монументальной сагой и голливудским эпосом, который ставит перед зрителями важные вопросы. Традиционно именно такие фильмы и получают главный «Оскар».

«Анора» в большинстве рейтингов делила второе место с «Эмилией Перес», также шансы на победу были у «Субстанции», «Конклава» и «Боб Дилан: Никому не известный». Еще пару месяцев назад очевидным фаворитом была «Эмилия Перес» – не зря у картины целых 13 номинаций. Однако затем фильм Жака Одиара попал в череду скандалов, которые явно подпортили его шансы.

В пользу «Аноры» говорили победы на Каннском кинофестивале и Critics’ Choice Awards 2024. С другой стороны, фильм Бэйкера провалился на «оскаровской репетиции» – «Золотом глобусе»: пять номинаций и ни одной победы. 

Шансы Юры Борисова на «Оскар» за лучшую роль второго плана были вовсе близки к математическим. В этой категории есть очевидный фаворит – Киран Калкин («Настоящая боль»). У звезды «Наследников» однозначно самая яркая и запоминающаяся роль среди всех номинантов плюс победа на «Золотом глобусе».

* * *

В ночь на 3 марта состоялась церемония: «Анора» – лучший фильм 97-й премии «Оскар», фильм получил пять статуэток! Награду за «Лучшую женскую роль» получила Майки Мэдисон, а вот на Юру Борисова статуэток не хватило: приз в категории «Лучшая мужская роль второго плана» предсказуемо отошел Кирану Калкину.

🍿 Что еще снял Шон Бейкер, в каких фильмах и сериалах снимались актеры из «Аноры» – смотрите в подборке на RUTUBE.

 

Лысина Борисова – важнейшая часть его успеха. Объясняем почему

11 главных фактов о съемках Борисова в «Аноре»

Красота с ковровой дорожки «Оскара-2025»: Борисов в компании Сидни Суини и Деми Мур

Фото: © CAP/TFS, Global Look Press

Реклама, 18+. ООО «Руформ», erid:2SDnjcWo9zU

+17
19 комментариев
По дате
Лучшие
Актуальные
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
феномен Аноры действительно имеет место быть - как неплохой, но ничем не выдающийся фильм, умудрился получить столько престижных наград - Канны и Оскар, увы, прогнило что-то в синефильском королевстве)
+7
0
+7
Анора очень посредственное и поверхностное кино, да, там неплохие актёры, круто сыграл Борисов (там прям видно игру), забавный Торос, вроде как бандит, но не бандит, не типичный персонаж.

Но в остальном это очень поверхностно. Почему я должен сопереживать Аноре, когда у неё нет никаких проблем, она сама хотела лёгкой жизни и получила за это, зачем эта последняя сцена, как попытка вызвать какую-то жалость к Аноре? Фильм на 1 раз, без каких-то скрытых смыслов и социальной проблемы...Проститутка захотела лёгкой жизни и у неё не получилось...ппц социальная проблема.
+5
0
+5
это прям полный бред, что за деградация раз такой фильм выигрывает 5 статуэток оскара???
+3
0
+3
Юра? Он что, ребёнок, что ли?
+3
0
+3
В чем феномен Аноры?
Ни в чем. Фильм хреновый мягко говоря. С таким же успехом можно было в 95 раздать Оскары фильму Шоугерлз так там хоть девчонки покрасивше, та же Джина Гершон еще огонек была.
Кто такой Шон Бейкер?
Шон Бейкер это человек, который всю свою жизнь снимал фильмы о проститутках. Наконец очередная зарисовка о проститутке, попытавшейся поймать бога за бороду, принесла ему неожиданный и ничем не оправданный успех. Заверяю всех. Больше мы ни о Шоне Бейкере, ни о Майки Мэдисон не услышим. Во всяком случае как о больших режиссере и актрисе. Как давно уже не слышим об отхватившем на волне толерантности два Оскара подряд Махершале Али. Он снимается. Но где то там. Там где нет большого кино. А там где появляется Махершала большое кино внезапно исчезает. Вот так будет и с нашими калифами на час. Мне вот странно а чего Эдельштейна то не выдвинули? Он был не достаточно артистичен употребляя кокс? Или недостаточно шумно пыхтел в сценах секса? А так бы Анора все бы главные Оскары забрала.
+2
0
+2
Вы извините, но не стало великого спортсмена и отличного человека. Бувайсара Сайтиева. Вот это должно быть на главной. А не какой-то сранный фильм
+1
0
+1
С каждом годом все хуже и хуже.
+1
0
+1
Что это делает на главной Спортса? Или на ваш кибер совсем никто не заходит, что приходится туда выносить?
+1
0
+1
Юра? Он что, ребёнок, что ли?
Он сам просит так себя называть, мы рассказывали об этой истории: https://cyber.sports.ru/cinema/blogs/3296847.html
+1
0
+1
Фильмом, в прямом смысле, назвать тяжело, эту длиннометражку! Ужас, такое впечатление, что оскара перед пресуждением вытягивают на спичках, или сдают до туза. Ау, профессионалы, мастера кино, вы куда пропали!? Премией распоряжаются случайные прохожие!!!
0
0
0
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий

Новости