Взлеты и падения Clocwerk на про-сцене. Как герой из мидера превратился в пятерку?
От редакции. Вы находитесь в блоге «Нестудия», автор которого разбирает игры и интересные моменты в Доте. Подписывайтесь на него, чтобы не пропустить новые тексты! И не забывайте про комментарии – они мотивируют авторов писать больше и делают их посты лучше.
* * *
Клокверк – персонаж с очень непростой судьбой. Любимец многих, он всегда считался неплохим героем, но часто выпадал из меты и оказывался забыт. Виной всему – про-сцена: вроде бы простого героя поняли далеко не сразу, а огромная доля его потенциала была скрыта еще три года назад.
Я проследил за эволюцией Клока – от самого TI3, где героя брали в оффлейн и даже в мид, до наших дней, где Ратлтрап – преимущественно пятерка. Его история – настоящие американские горки.
Отправная точка – TI3, так как по TI2 и TI1 на dotabuff нет данных.
TI3-TI6. Clockwerk – крепкий середняк в офлейне
Итак, давайте окунемся в дремучий 2013 год. Куда отправим Clockwerk? Конечно, в оффлейн – силовик, в теории может стоять один (хотя некто EvilArthas так не считал), имеет крутой стан со встроенной инициацией. Клокверку не нужен Blink Dagger и в принципе не особо нужны артефакты, что для старых оффлейнеров было огромным плюсом. В принципе, Клока можно засунуть и в мид – он с самого начала ведет игру и имеет много магического урона.
На TI3 думали точно так же, поэтому игрался Клок либо в сложной, либо – в 5 случаях из 23 – в миде. Герой стал 25 по популярности на турнире – ожидаемая средняя цифра для персонажа с винрейтом 48%. Самый популярный айтем – Aghanim’s Scepter, который значительно сокращал кулдаун ультимейта. Кроме него популярны были Force Staff и Ghost Scepter.
Геймплей мидового Клокверка не отличался от геймплея тройки.
Но у Клокверка есть огромная проблема – он совершенно не умеет фармить. Если оффлейнерам в то время еще позволялось быть бедными (хотя очень хотелось бы, чтобы тройка после линии камбекнула из леса, чего Клок не умел), то от мидеров хотелось бы видеть предметы. Ставить Клока в мид же означало играть без одного кор-героя. Ситуации доходили до абсурда – в матче LGD International против Team Liquid китайский коллектив пустил в мид Ратлтрапа, а тот к 38 минуте имел лишь два Bracer и Power Treads. Очень часто метовый Аганим не успевали дособрать до конца игры.
Магнус больше не Chad с кучей урона с руки. Теперь он лишь подстилка керри
Поэтому на TI4 Клокверки в миде не появлялись. Более того, Клок в принципе был непопулярным персонажем – всего 15 пиков за 140+ матчей на турнире. Винрейт героя был выше 50% (8 побед, 7 поражений), но проблема осталась той же: абсолютное отсутствие фарма. Только китайцы умудрялись сохранять нетворс Клокверка на более-менее приемлемом уровне, у остальных команд же Ратлтрап стабильно имел меньше денег, чем четверка, а то и чем пятерка. Как и на TI3.
Тем удивительнее возвращение Клокверка на TI5. Персонажа не просто брали, но еще и запрещали: 10 и 13 места по пикам (в групповой стадии и плей-офф соответственно), 15 и 16 места по пикам+банам. Винрейт героя на финальной стадии – 58%.
Вероятно, большое влияние на винрейт героя имели сборки. Самым популярным предметом на Клока стал Blade Mail, который еще и апнули за несколько месяцев до Инта и который прекрасно смотрелся на герое: дополнительные броня, урон и мана, а также активная способность, возвращавшая чистый урон. После БМа Клокверку собирали Force Staff либо Aghanim’s Scepter (менее качественный вариант из-за времени появления артефакта), а также Medallion of Courage/Solar Crest, Urn of Shadows или Mekansm. Как правило, Ратлтрап ограничивался 2 айтемами – ведь деньги герой так и не научился зарабатывать.
И полный игнор героя на TI6 отчасти с этим связан. Ноль пиков на турнире без единого нерфа за год.
Если сравнить с другими оффлейн-героями, которые были в мете на TI6, то можно обратить внимание, что Клок слабее каждого из них на линии: Timbersaw, Batrider, Slardar (особенно хорошо рыба заходила против топовых керри турнира типа Faceless Void, а также очень популярных на групповой стадии Juggernaut, Lifestealer, Alchemist), Beastmaster, Sand King.
Видимо, не умевшие доминировать линию офлейнеры тогда слабо котировались – тяжело было Dark Seer (более-менее игрался в плей-офф, но в группах имел 8 пиков и 25% винрейт), Doom (2 пика), Omniknight (1 пик) и некоторым другим. При этом многие выпавшие из меты офлейнеры могли хотя бы набирать нетворс. Как и, впрочем, метовые тройки (кроме Slardar).
Мы пересмотрели финал TI3 вместе с Фанником. Он объяснил принципы старой Доты
TI7. Появление Clockwerk-четверки на про-сцене
Clockwerk-саппорт упоминался в интернете задолго до его первого появления на про-сцене. Большого количества материалов с Клоком 4-5 позиций не найти, но на ютубе, например, есть ролик 2013 года, в котором Ратлтрап оказался на этой роли случайно. Уже в 2015 году можно было найти небольшую информацию об игре на Клоке-саппорте в гайдах на героя. Перед TI6 на Youtube уже можно было найти несколько видео с Ратлтрапом-саппортом; на одном из них якобы Xi исполняет на Клоке-четверке. Но на крупных турнирах до конца 2016 года Клок не игрался как саппорт.
После TI6 Клокверка неплохо апали. В патче 7.00 ему дали такие таланты, что их пришлось несколько раз менять к новому Инту; чуть позже Ратлтрапу подняли базовую силу и ее прирост.
И тогда к профессионалам пришла вроде бы простая, но инновационная на тот момент идея: почему бы не использовать Клокверка как саппорта на про-сцене?
У Клока-четверки есть несколько преимуществ над Клоком-тройкой:
– Персонаж не умеет фармить, но если для оффлейнера это огромный минус, то для четверки – просто недостаток. Зачем лишать команду одного кора, если можно сделать Клокверка саппортом;
– Слоты герою в любом случае не особо нужны – все, что надо, уже встроено, в отличие от многих других четверок;
– На линии Клокверк хочет контакта один на один. Герой спокойно может убивать саппорта в соло, но как тройка Ратлтрап при погоне за соперником либо теряет крипов, либо включает Battery Assault рядом с пачкой и теряет львиную долю урона. Клокверк-4 может кошмарить пятерку противника весь лейнинг. Учитывая, что мета в 2017 году сместилась от роуминга к сильным и стабильным 2v2 линиям, эта способность ценилась еще выше: теперь Клокверк мог гонять пятерку, которая в ином случае гоняла бы его офлейнера;
– При необходимости Клокверк все еще мог роумить: высокий мувспид и наличие способности, ограничивающей передвижение, позволяли ему ловить соперников на перетяжке.
Тем не менее, от появления этой идеи до ее частого применения на про-сцене прошло достаточно много времени. На Бостонском и Киевском Мэйджорах Клокверк преимущественно игрался как оффлейнер и имел низкий винрейт – 39% и 23% соответственно. При этом в качестве четверки на первом мейджоре Клока использовали Ad Finem (1-2, оба поражения от OG), а на втором – SG E-sports (1-1).
Звездный час Клокверка-четверки – Manila Masters 2017. На этом коротком турнире Ратлтрап стал самым популярным героем. В начале соревнования Клокверка все еще чаще брали как оффлейнера, и его винрейт был удручающим – 2 победы при 5 поражениях. Ближе к концу соревнования Клок превратился в четверку; результат – 5-1.
Хайлайты грандфинала EG против Newbee. Обратите внимание, что zai на Клокверке-четверке принимает участие почти в каждом моменте: ротации в начале игры, инициация в середине, контроль вражеских инициаторов (Tidehunter, Nightstalker) в конце.
Клокверк смог просидеть в мете до TI7. На групповой стадии он стал 18 по популярности героем, в 13 случаях из 31 он был саппортом. Но винрейт персонажа был крайне низким (22,5%, причем именно Клок-саппорт проигрывал чаще), из-за чего в плей-офф о герое практически забыли: два пика в 23 сериях, оба раза – в офлейн, оба раза – поражение.
Самым популярным предметом на Клокверка стал Force Staff: он позволял уходить из драки после инициации, а также вылетать из Power Cogs, не разбивая ни одной шестеренки и оставляя внутри соперника. На четверке Форс чаще делали сразу, на тройке перед ним собирали 1-2 слота (Blade Mail, Drums of Endurance, Urn of Shadows, иногда Hand of Midas). Урну и Medallion of Courage/Solar Crest также часто собирали и на четверку, иногда до/вместо Форса.
TI8-TI9. Внезапный взлет по ходу сезона и забвение на Интах
Несмотря на провал Клокверка на TI7, Valve решили методично нерфить героя вплоть до следующего Инта. Только в 7.07, когда Айсфрог решил поменять таланты всем героям, Клокверк стал лучше – во всех последующих патчах Ратлтрап только слабел.
Впрочем, таланты (и мета) перебили другие нерфы, и Клокверк оставался популярным на протяжении почти всего сезона 2017/2018 – и даже банить его на турнирах стали гораздо чаще, чем раньше. Вместе с этим Клок окончательно перевоплотился в четверку.
– ESL Hamburg 2017 (с учетом квалификаций): 31 пик (топ-17), 48% винрейт, 20 банов, 8 раз на тройку, 23 раза на четверку;
– ESL One Katowice 2018 (с квалами): 64 пика (топ-11), 50% винрейт, 119 банов (топ-5), 12-52 на 3-4 позиции;- PGL BUCHAREST MAJOR 2018 (с квалами): 39 пиков (топ-23), 59% винрейт, 128 банов (топ-2), 5-34 на 3-4;
– EPICENTER XL (с квалами): 54 пика (топ-19), винрейт 57%, 14-40 на 3-4. При этом ближе к концу турнира Клока стали гораздо чаще брать в офлейн, в основном команды из топ-3 – FlyToMoon, Liquid, реже PSG.LGD;
– MDL Changsha Major: 30 пиков (топ-2), винрейт 63%, 3-27 на 3-4. Даже OG, до этого не рейтившие героя, стали сажать Jerax на Клока-четверку;
– ESL One Birmingham 2018: 16 пиков (топ-7), винрейт 44%, 2-14 на 3-4;
– CHINA DOTA2 SUPER MAJOR (с квалами): 25 пиков (топ-27), винрейт 36%, топ-9 по банам, 6-19 на 3-4.
А на TI8 Клокверка пикнули… 8 раз. Четырежды как тройку (счет 1-3), еще четыре раза – как четверку (2-2).
Причин несколько:
– Начиная с патча перед Бирмингемом, Клокверка ослабляли четыре обновления подряд. Пусть по отдельности нерфы кажутся незначительными, но падающий винрейт говорит о заметно ухудшившихся позициях героя;
– Винрейт последнего крупного турнира перед Интом вряд ли вдохновил команды на выбор Клока;
– В мете были другие сильные четверки: Dark Willow добавили в CM за 5 месяцев до Инта, Tiny раскрыли как четверку в (15 пиков в качестве саппорта из суммарных 78), которая способна дать контроль и много магического урона (бурстом, а не постепенно, как Клокверк), Mirana, вечный Earthshaker;
– Постоянные ганги мида вернули актуальность– для этого отлично подходят перечисленные герои.
После такого провала на TI8 Клокверку необходим был баф – и он его получил: вплоть до TI9 героя только апали.
Но это не помогло. Вне зависимости от того, в мете ли Тини или нет, Клокверк весь сезон провел на задворках топ-турниров. Героя крайне редко пикали и практически не банили. Суммарно за 5 мейджоров сезона – всего 14 пиков с винрейтом 50%, из них трижды Клок был взят в оффлейн, 11 раз – на четверку (The Kuala Lumpur Major, The Chongqing Major, DreamLeague Season 11, MDL Disneyland® Paris Major, EPICENTER Major 2019, везде – без учета квалификаций).
Исход логичный – 0 пиков и 1 бан на TI9. Из вероятных причин непопулярности Клокверка на Инте, помимо исчезновения героя с радара на весь предшествовавший сезон, можно выделить следующие:
– Как четверка Клок явно проигрывал Тини, вечным Рубику и Шейкеру, а также Миране, которая не просто была сильна, но еще и здорово комбинировала скиллы с двумя самыми популярными героями на турнире – ШД и Элдер Титаном;
– После Гирокоптера самыми популярными керри турнира были Алхимик (в плей-офф его банили почти в каждой игре), Лайфстилер и Свен, а еще ВК, по популярности шедший после Сларка и Войда. Клок ничего не делает ни одному из этих героев – разве что станит сквозь БКБ ультом, но этого мало;
– В мете гангать мид.
Но весь потенциал Клокверка еще не был раскрыт.
А вы знали, кто придумал Маелштром на Джаггера? Форс и Лекс тогда офигели
Наше время. Возвращение Clockwerk на сцену и безбашенный rmN- на пятерке
После фиаско на TI9 Клокверка апнули в патчах 7.22g и 7.23: снизили кулдаун Hookshot на 10 секунд на каждом уровне, подправили ситуацию с маной, добавив интеллекта, и увеличили скорость передвижения. Изменение Аганима больше похоже на нерф, но в наши времена этот предмет на Ратлтрапе собирают только оптимисты, уверенные, что нафармят его за приличное количество времени.
Но главный баф Клокверка-четверки в 7.23 заключался в другом. Карту изменили, и теперь гангать мид стало тяжелее: площадь перед башней уменьшили (особенно со стороны Тьмы), подходы к миду тоже укоротили и сузили, башни поставили ближе к реке (плюс тавера и их ауры усиливали в последующих патчах). Роумеры, гангавшие мид, стали слабее, а значит Клокверк-четверка стал относительно сильнее. Из мелочей – узкие пространства в миде, в том числе и сузившийся подъем с реки по центральной линии, проще закрывать когами, если Клок все-таки вышел в ганк.
Впрочем, на топовых турнирах вплоть до Pushka League включительно Клокверк не был особо популярен: везде вне топ-30 по пикам. Если герой и брался, то преимущественно на четверку, а винрейт Клока-4 на этих турнирах болтался около 50%.
На ESL Birmingham и Beyond Epic (с учетом всех регионов) Клокверк внезапно выстрелил: топ-17 по пикам с винрейтом 57% и топ-11 с 67% винрейтом соответственно. Опять же, самая популярная позиция – четверка (на тройке играл в основном General из FTM). Из популярных предметов – Spirit Vessel либо Urn of Shadows + Blade Mail, а также Ghost Scepter и Force Staff; также на Clockwerk делали Vladmir’s Offering, Hood of Defiance/Pipe of Insight, Crimson Guard, Lotus Orb, Aghanim’s Scepter.
А потом на OGA Dota Pit rmN- заменял Kuroky в Nigma – и он показал нам Клокверка-пятерку. Лишь раз, но этого оказалось достаточно.
В чем преимущества Клокверка-пятерки над четверкой?
– Клокверку проще гонять саппорта на своей легкой, так как линия стоит дальше от чужой башни – это значит, что сопернику далеко бежать до Т1, и у Клока есть больше времени запинать оппонента. От Клокверка-4 проще убежать к башне, так как она ближе (не забывайте, что она дает дополнительный армор и ХП-реген);
– Зачастую современным четверкам хочется брать героев, которые хорошо отпушивают пачки крипов. Клокверк такого не умеет;
– Клокверку не нужны слоты, чтобы быть эффективным (аргумент подходит для саппорта в принципе, но для пятерки больше);
– Клокверк-саппорт (а иногда и тройка) после врыва с большой вероятностью умрет. Чем менее значительна потеря, тем лучше.
А еще комбинация Dark Seer+Clockwerk очень неплохо работает, но вместе на линии эта парочка практически ничего не делает вражескому керри, поэтому их лучше развести.
На Omega League Клокверк внезапно забрался в топ-3 по пикам (170, статистика по всем регионам, дивизионам и квалификациям). При этом, в отличие от топ-2 героев, Тини и Рубика, винрейт Ратлтрапа был выше половины – 54%. Также на героя стали чаще собирать Drums of Endurance и реже – Spirit Vessel. В тройку Клокверка пикали 15 раз (7 побед), в четверку – 100 раз (55 побед).
Клок-пятерка же появился 55 раз – и 30 раз выиграл. Четырежды на нем играл rmN- (счет 2-2), по разу – Puppey и Fly, еще несколько раз его брали SVG из Quincy Crew и PieLieDie из 5men. Возможно, винрейт мог быть и выше, но, во-первых, не все достаточно наиграли необычного героя, во-вторых, не все до конца понимали, когда стоит брать его на 5. Например, против толстых саппортов-четверок Клок, например, не очень хорош; также Клок слаб в матчапах, где нужно пытаться воевать с оффлейнером. Вместе с этим пара Клокверк-5 + керри – зачастую пара милишных героев на линии, что также не всегда здорово.
Тем не менее, потенциал у Клокверка-пятерки довольно высокий. Да и в целом, думаю, этого героя еще не раскрыли до конца.
Посмотрите, как rmN- находит убийства – дважды на мидовом Tiny (и не боится на него лезть, так как у него большой ХП-пул, Cloack и он очень мало отдаст при смерти) и один раз на Abaddon, а также танчит весь урон от керри-Io с волком, не давая Виспу уйти.
* * *
P.S.: подписывайтесь на этот блог и обязательно оставьте комментарий, даже негативный. Любой фидбэк важен!
P.S.S.: еще можно на мой твиттер подписаться :D