Расстановка линий – искусство. Похоже, им владеют только топ-5 прошлого турнира
От редакции. Вы находитесь в блоге «Нестудия», автор которого разбирает игры и интересные моменты в Доте. Подписывайтесь на него, чтобы не пропустить новые тексты! И не забывайте про комментарии – они мотивируют авторов писать больше и делают их посты лучше.
* * *
Заголовок получился кликбейтным, но одновременно и честным. Я проверил все игры плей-офф двух дивизионов Omega League: кроме Nigma, Alliance, Secret, OG и EG, расстановку линий меняли лишь в четырех случаях. Зато перечисленные команды меняют линии постоянно: Nigma и Secret – в каждом матче, OG и EG реже, но все-таки.
Этот прием вроде бы довольно прост, но по какой-то причине большинство команд на турнире забыли, что можно поменять героев на линиях местами, чтобы получить более выгодные матчапы. За счет простых свапов Secret выигрывают турнир за турниром – в большинстве игр Пуппея и компании они разрывают лайнинг и имеют 3-4 тысячи преимущества уже к 10-й минуте, и зачастую это происходит именно из-за выгодно поставленных линий.
В этом тексте я проанализирую необычные расстановки героев по линиям, которые произошли в плей-офф Omega League, и расскажу, как это влияло на игры.
Важно уточнить, что в тексте я не учитывал ситуации, когда команды просто берут флексовых героев типа Doom+Nature’s Prophet и затем ставят их в зависимости от матчапа, еще и не меняя при этом игроков на позициях. Гибко пикать тоже надо уметь, но конкретно в этом тексте интересуют ситуации, когда герои и/или игроки, которых меняют местами, обычно не стоят на тех линиях, на которые их отправили.
Veil of Discord опять уважают. Alliance пихают предмет даже Аксу
Расстановка линий и свапы вне топ-5
Как я уже сказал, перестановки на линиях в матчах плей-офф без участия топ-5 встречались лишь 4 раза, причем в обоих дивизионах. Дважды они случились в сериях FlyToMoon – 5men. В первый раз линии менял скандинавский стак – получилось совсем плохо. Команда взяла на 23-й пик Dark Seer. Увидев Kunkka на закрывающий, 5men, видимо, решили, что Puck доставит линии Phantom Lancer+Phoenix больше проблем, чем Dark Seer, а DS, в свою очередь, вынесет свое с линии против пирата.
В итоге Iceberg вышел с линии с нетворсом 5600, Phantom Lancer тоже имел под 5000 к 10-й минуте (разве что Phoenix трижды умер, но он разменивал смерти с Puck); при этом Dark Seer и Puck имели не больше 3800. Суммарное преимущество FtM к 10 минуте составляло 3500 золота, и 5men никак не могли отвечать на агрессию, имея бедного (=малополезного) Dark Seer.
FTM ответили 5men в грандфинале простой и обыденной, но эффективной перестановкой: когда соперники закрыли их мидового Silencer пиком Broodmother, они отправили Mars в центр. Да, Iceberg вынес с линии очень мало, но в миде он бы либо умирал по кд после 5-6-й минуты, либо отдал бы тир-1 примерно в этот же тайминг. GeneRaL же вышел с мида топ-нетворсом, оборонял центр до 13-й минуты, получил большой уровень и давал отпор вражескому пику. Хотя, конечно, основные вопросы здесь к Chessie – он долго не мог обогнать Mars по нетворсу.
В плане идей одной из самых необычных (не равно качественных) команд оказались HellRaisers. На одной из карт HR играли с пятеркой-Void Spirit и керри-Weaver, офлейн Tiny-Io и мидовым Morphling. Здесь совсем непонятно, какая была изначальная задумка и что пошло не так.
Скорее всего, HR в какой-то момент потерялись в драфте, и решили законтрить вообще все: поставить Morphling в мид, чтобы тот уничтожил Ember Spirit, взять Weaver, чтобы бить яйцо и иметь двух керри, а не одного, чтобы перебить Terrorblade. Tiny с Io пришлось запихивать в топ, потому что в легкую Висп пойти не мог – он не сочетается с Weaver.
Четвертый случай – матч Virus.Pro-Liquid в первом раунде сетки лузеров. Здесь ситуация пограничная: отправить Lycan в центр – не что-то необычное, тем более для мидера qojqva. Void Spirit-тройка, Enigma-четверка и Io-пятерка – тоже не новость.
И все же конкретно этот случай я со скрипом отнесу к перестановкам на линиях. Все-таки Liquid проводили обычный флексовый драфт (Tiny на 2-4, Void Spirit 2-3-4, Enigma 3-4), но в последний момент взяли Lycan, который, по их мнению, выигрывал эту игру с имеющимся темпом, и поставили его в мид, потому что:
– против Queen of Pain волк чувствует себя комфортнее, чем Tiny;
– при этом Lycan еще фармит соседние кемпы и сносит башню, когда QoP уходит на сайд-лейны;
– пара Tiny-Io – устаревшая, но классика, в то время как Lycan и Io не сочетаются вообще.
Лучший стратегический герой снова в мете. Как на про-сцене используют Веномансера?
Как ставят линии легенды
Чаще всего меняли линии в Team Nigma: 7 из 8 карт в плей-офф хотя бы два кора менялись местами. Несколько раз у Nigma на непривычные линии вставали все: Miracle шел в мид, w33 – в сложную, MindControl – в легкую. Rmn- и Gh, само собой, тоже не привязывались к лайнам. Команда старалась ставить максимально выгодные линии, особенно для Miracle.
Когда все идет слишком хорошо, Nigma забирает карты за 20-25 даже с мидовой Medusa. На примере ниже Miracle поставили в центр против Death Prophet – простой матчап для Medusa. Миракла вообще часто ставят в мид на ренжовых корах (Medusa, Drow, Arc) – они нуждаются в уровнях и легко стоят 1v1 против большинства героев. MindControl на NP отправили в бот, против самой сложной линии на карте – Phoenix+Leshrac. W33 по остаточному принципу ушел в сложную на Void Spirit.
В итоге Nigma имела почти 3к преимущества на 10-й минуте. Неудачно постоял только w33 в офлейне, но даже его Void Spirit имел больше, чем вражеская Death Prophet.
Понятно, что перестановки работают не всегда; все-таки в соперниках Nigma в плей-офф были серьезные коллективы. Например, на второй карте против OG в матче верхней сетки Nigma проиграла матч, хотя вроде бы правильно поставила линии и даже не проиграла их. Arc Warden пошел в мид, где его ждал не очень сложный матчап с Void Spirit, а Tidehunter, которого Nigma пришлось взять на 24-й после неожиданного (судя по банам) пика Beastmaster, ушел стоять на легкую – и BM для него далеко не страшный соперник.
Но, во-первых, w33 умудрился проиграть линию сочетанием Tidehunter+Treant Protector, во-вторых, Nigma по игре не смогла остановить агрессию OG и неудачно проводила драки, которые зачастую начинались со смерти Arc Warden, а заканчивались запоздалыми Ravage, после которых еще две минуты Miracle и компания не могли драться.
Периодически из-за желания поставить выгодные линии топ-команды бегают с лайна на лайн чуть ли не весь лейнинг. Nigma делала так против OG на второй карте финала лузеров. Против Alliance раундом ранее произошла более забавная ситуация: примерно на 4-й минуте, после смерти от s4, w33 понял, что ему тяжело стоять линию на Necrophos против Nature’s Prophet, и сделал телепорт на свою легкую линию, куда Alliance спрятали Morphling.
Спорим, вы играли в паблике с киберспортсменами? Проверяем за одну минуту
После перетяжки w33 Nigma попыталась воспользоваться численным преимуществом и убить Morphling, но Nikobaby вовремя перекачался и ушел. Dragon Knight покинул линию, и сразу после этого наверх прилетел s4, чтобы помочь убить Necrophos. W33 умер без телепорта, возвращался на линию пешком, затем умер еще раз – после этого игра Necrophos закончилась бы, если бы Alliance в один момент не переключили фокус на Arc Warden, забыв про верхнюю линию. Nigma не проигрывала много по нетворсу только за счет богатого Gh и более-менее фармящего несмотря на давление Miracle.
Team Secret тоже умеют реагировать на свапы от соперников. На второй карте гранд-финала OG взяли Tusk, Grimstroke и Troll Walrlord, а затем поставили эту триплу в сложную линию. Secret ответили на это, спрятав Lifestealer на сложной и оставив его один на один против Omniknight.
В теории Tusk, Grimstroke и Troll Warlord – грозная трипла. На практике эта троица ничего не сделала Earth Spirit, Enchantress и Bloodseeker. Fng вообще считает, что Tusk против триплы – плохая идея, а N0tail просто переоценил персонажа.
В итоге Lifestealer получил полный фрифарм против Omniknight, а Outworld Devourer стер в миде Tiny на Topson. У OG было мало шансов выиграть против OD на 24, но они попытались. Возможно, стоило до конца стоять на своем и пытаться находить триплой именно Lifestealer. Но это уже теория.
Secret, как я уже говорил, много переставляют линии и по своей инициативе. В отличие от Nigma, они редко заставляют zai покидать офлейн, зато на постоянной основе меняют местами Matumbaman и Nisha – финн имеет опыт игры в центре, а поляку дают героев, на которых он развалит с любой линии, например, Ember Spirit или Morphling (этому способствует игра Puppey, который здорово оставляет опыт на линии своему кору).
Впрочем, Nisha раскачает всю карту и на Void Spirit с легкой, как на примере ниже. На драфте перед заключительной стадией Secret оказались в ситуации, когда все, что нужно сделать для победы, это убрать Void Spirit от мидового Monkey King. Варианта было два. Первый – отдать Void Spirit в руки YapzOr и поставить в центр Windranger, которая точно вынесет MK, а затем добрать керри в легкую линию. Второй вариант стал очевиден после 23-го пика OG: линию Nyx Assassin+Rubick Void Spirit может отстоять чуть ли не в соло, помощь Chen нужна минимальная; Nisha получит свой уровень и пойдет качать карту. Осталось только выбрать керри в мид для Matumbaman. Troll Warlord – хороший вариант: может стоять против MK в ренжевой форме, а в драфт OG плохо справляется с героем.
Конечно, OG сами отдали эту карту Secret: Nyx Assassin-тройка совершенно точно не работает. Но нужно отдать должное гибкости Nisha в частности и драфта Secret в целом.
К слову о гибкости Nisha: на групповой стадии в матче против FtM поляку дали Slardar в мид после того, как стало понятно, что Doom идет в мид. На 24-й пик Secret взяли Nature’s Prophet в оффлейн против Drow Ranger; в итоге на 10-й минуте команда Puppey вела почти 5к золота.
Вернемся к OG, ведь нужны и положительные примеры расстановки линий от команды. На первой карте чемпионы TI взяли стратегию с Phantom Assassin и четырьмя ютилити-героями под нее, включая Magnus-пятерку. Но ставить пару PA+Magnus против Kunkka+Rubick – самоубийство, поэтому OG решили отправить MidOne в сложную, дав ему гораздо более сильного лайн-саппорта – Phoenix.
OG с треском проиграли две другие линии (хотя Ceb на Beastmaster мог и не умирать несколько раз), летели 4к нетворса на 10-й, но MidOne нормально пофармил на линии. N0tail и компания понимали, что с их драфтом можно выиграть, если у Phantom Assassin будут ключевые артефакты – все остальное сделают кнопки команды и пара вспомогательных предметов.
Про две другие команды скажу меньше, ведь до топ-3 они все же не доползли. Alliance переставляли линии реже всех из этой пятерки: в плей-офф у них только одна смена (почти победная против Nigma), и, если бы другие команды в плей-офф Omega League меняли линии чаще, Fng и компания не попали бы в этот текст. Хотя они выдавали забавные решения в группе – например, против все тех же Nigma закрыли сигнатурного Batrider w33 мидовым Abaddon на ластпик, заставив того уходить в сложную.
EG же меняли расстановку героев постоянно – чаще них на турнире этим занимались только Nigma и Secret. Но именно в плей-офф из 5 карт «злые гении» поменялись лайнами лишь раз – против Secret на первой карте. Тогда они отправили Arteezy на Naga Siren в оффлейн (классическое действие при наличии этого героя в драфте), приставив к ней Winter Wyvern и Tiny, а в легкую пошел Ramzes666 на Nature’s Prophet.
Выиграть триплу у Chen с Lifestealer (и Clockwerk для количества) Naga Siren никак не могла, но и проигрышем там не пахло – плюс со сложной линии Arteezy на этом герое мог фармить и эншентов, и линию (в этом, вероятно, заключается основной смысл в постоянном свапе Naga в сложную). Ramzes666 выиграл линию у Bloodseeker, причем с запасом, но Nisha уничтожил Gpk в миде (+2500 золота к 10-й минуте), а Puppey на Chen сам немного фармил, в отличие от Fly на Winter Wyvern, поэтому Team Secret имели +4к на 10.
* * *
Целью этого текста не является принижение остальных команд на фоне топ-5. О возможности переставить линии знают большинство профессиональных команд (оттого немного странно выглядит отсутствие смены лайнов от других коллективов в плей-офф). Цель – показать, насколько гибко, разнообразно и местами необычно мыслят лучшие команды и игроки в Dota 2.
P.S.: подписывайтесь на этот блог и обязательно оставьте комментарий, даже негативный. Любой фидбек важен!
P.S.S.: еще можно на мой твиттер подписаться :D