От Шанхая до Манилы. Как повлияла система Major турниров на другие чемпионаты
После Shanghai Major прошли следующие турниры: DreamLeague Season 5, EPICENTER: Moscow, WePlay Dota2 League Season 3, ESL One Manila 2016, StarLadder i-League Invitational, Dota Pit League Season 4. Все эти чемпионаты можно разделить на 2 категории, прошедшие до раздачи приглашений на весенний Major и прошедшие после выдачи инвайтов.
К первой категории относились ESL One Manila 2016 StarLadder i-League Invitational, Dota Pit League Season 4, по сути, все эти турниры стали битвами за поездку на следующий Major.
Хорватский чемпионат, на первый взгляд, не сильно повлиял на инвайты, а больше был похож на что-то типа межсезонных турниров в футболе. Но вот Natus Vincere попали в топ-4 там, и последующее второе место в Киеве, в итоге, в сумме привели к приглашению на Major.
Со следующими турнирами все куда более очевидно, победители ESL One Manila 2016 и StarLadder i-League Invitational получили слот на Major напрямую, хотя до этого их шансы на прямое попадание были практически нулевые. В итоге, достойных команд стало так много, что Valve уменьшили количество победителей на квалификациях на Major. Конечно, повлияли и факторы медийности и прошлых заслуг, особенно, для LGD. Но так уж устроен мир, что людям нужно больше стабильных, сильных коллективов и игроков, а в доте с этим есть проблемы. Об этом говорил Чарли Янг: «А еще сцена непредсказуема, она может измениться на ровном месте, и здесь так много неопределенности от каждого нового патча или смены игрока. Когда спонсор вкладывает свои деньги в эту сцену, как он может узнать, что он получит через 3+ месяца?»
В итоге получается, что у популярных клубов, приглашение которых под вопросом по спортивному принципу, есть около 2 месяцев показать, что они сильны. Это может быть 2 и 4 место Na`Vi на крупных турнирах, 4 место на OG на StarLadder i-League Invitational, там же 3 место LGD. А для свежесобранных составов и для команд без особых достижений, подобные чемпионаты превращаются квалификацией на Major. Все просто: завоевал трофей – попал на главный турнир сезона. Вот и получились те самые Lan-квалификации, о которых так много говорят игроки, комментаторы, и коммьюнити в целом.
Но существуют несколько проблем с таким подходом. Первая очевидная: такую систему никто официально не афишировал, и сейчас это больше похоже на объяснение, розданных инвайтов, а не на систему отбора. Более того, не известны даты раздачи приглашений, что сильно меняет планы организаторов. Тот же, WePlay вполне мог повлиять на список участников Major, если бы инвайты раздавали на пару дней позже. Также, со спортивной точки зрения получается не справедливо, одним командам нужно обязательно одержать победу на чемпионате, а другим хватит и топ-4.
В тоже время, есть мнение, что все нужно делать наоборот и увеличивать число слотов, разыгрываемых на региональных квалификациях. Приводят пример: Team Liquid, OG, CDEC, которые смогли попасть в топ-2 и без приглашения на турнир. Но забывают, что «жидкие» до успеха в Шанхае выиграли The Defense, и по начертаниям нынешнего отбора получили бы инвайт. OG заняли призовые места на MLG World Finals 2015 и D2CL Season 6 и в купе со своей популярностью могли бы тоже напрямую попасть во Франкфурт. История CDEC более уникальная, но они стали топ-2 Китая в промежуток между квалификациями на The International и квалификациями на него. Тут скорее, проблема слишком большого дилея между турниром и отбором на него.
Конечно, истории команд, пробравшихся через квалификации, и, занявшие высокие места - это то за что любят спорт и киберспорт. Но большинство таких историй заканчиваются 13-16 местом, если повезет 9-12. До The International 5 ни один коллектив, вышедший из квалификаций, не попадал в топ-8. И в этом смысле увеличение слотов в региональных квалификациях, поднимает вероятность того, что на чемпионат от Valve попадет слабый участник. Поэтому, увеличение инвайтов – это прибавка стабильности сцены и гарантия качества игр. При этом новые по-настоящему сильные команды могут доказать свою силу выиграв международный Lan. А когда их станет слишком много, стоит задуматься об увлечении числа участников.
О турнирах после инвайтов за прошедший месяц судить сложно, все-таки, многие крупные соревнования будут уже после квалификации на Ti. Но сейчас ясно, что они более статусные. Это подчеркивает отношение организаторов, например: Vici Gaming Reborn выиграли StarLadder i-League Invitational, но на следующий StarLadder их напрямую не позвали. ESL, куда больше рекламирует предстоящий турнир во Франкфурте, чем в прошедший в Маниле.
У таких чемпионатов больше времени провести квалификации, даже на ту же DreamLeague Season 5 перед Lan частью, около месяца шли отборы. Чем ближе Major, тем выше мотивация топ-команд играть официальные матчи. В итоге турниры до раздачи инвайтов не досчитываются грандов мировой доты. А после можно пригласить чуть ли не все лучшие клубы мира и провести свой Мини-Major, как сделал EPICENTER.
В итоге у организаторов турниров есть два варианта проведения чемпионатов. Первый – более дешёвый, проводишь квалификации на Major, скорее всего, без большинства грандов, но зато с напряженной борьбой, да и на призовом фонде и условиях можно сэкономить. В этом случае клубам турнир нужен больше, чем организаторам.
Или же проводить свой собственный чемпионат мира, это удовольствие дорогое, к тому же, часть команд будет рассматривать, как хорошую тренировку перед, по-настоящему, важным ивентом. Да и без большого бюджета или авторитета в сообществе такой турнир не проведешь. Но как не крути, теперь абсолютно все турниры рассматриваются с точки зрения предстоящего турнира от Valve, просто одни формируют участников, а другие формируют прогнозы в компендиуме.