«Я удивился, что комментаторы еще и зарабатывают». История комментатора, который начинал с аматорок Starladder, а теперь комментирует для Maincast

От редакции. Вы находитесь в блоге Яна Щегельского, который рассказывает про CS:GO. Подпишитесь на него, чтобы не пропустить новые тексты!

* * *

Алексей «Deq» Пинаевский — комментатор дисциплины CS:GO. До 2012 года он ничего не знал про Доту и CS. Но гранд-финал TI3 изменил его представление о компьютерных играх и стал отправной точкой в мире киберспорта.

Алексей долгое время освещал матчи в свое удовольствие, потом около двух лет работал в UCC, а на данный момент сотрудничает с Maincast. Сегодня талант из Санкт-Петербурга рассказал мне, как он стал комментатором, почему ушел из UCC и чем занимается сейчас.

— Привет. Расскажи, как ты стал комментатором и попал в свою первую студию?

— Привет. Начало моей комментаторской деятельности было в 2013 году. Годом ранее я вообще не знал про масштабы киберспорта и ничего о нем не слышал, так как жил исключительно в реал-лайфе и увлекался совершенно другими вещами. В декабре 2012 одногруппник предложил мне сыграть с ним в Доту, хотя я практически ничего не знал о ней, и попытки поиграть в нее ранее отбивали у меня всякое желание продолжать после первой катки. На этот раз меня затянуло туда с головой.

Летом я услышал про The International и его невероятный призовой фонд. Решил посмотреть, и в итоге я не пропустил ни единого матча, смотрел все эфиры от начала и до конца! И тот самый легендарный финальный матч между NAVI и Alliance запал мне в душу. Ранее я никогда бы не подумал, что могу получить такие эмоции от просмотра турнира по компьютерной игре, но это был самый настоящий ураган эмоций! И после этого я загорелся стать комментатором и сделать это своим хобби, потому что как профессию данную деятельность я совсем не рассматривал.

Наблюдал тогда за v1lat и Casper, вслушивался в их подачу, что они говорят, как они это делают. Потом тренировался на турнирах, которые устраивали различные паблики VK. После пару месяцев практики я подал заявку на StarLadder как комментатор Dota 2. Ее рассмотрели, одобрили, и я стал работать на них в онлайне. Комментировал аматорку, семи-про и про-серии. Я начал расти, развиваться, и, когда мне стали поступать первые коммерческие предложения от различных организаторов турниров, я удивился, что комментаторы, оказывается, еще и зарабатывают.

«Для меня и вправду это все было в новинку, и я удивлялся любому небольшому открытию в сфере киберспорта»

Я начал работать уже на коммерческой основе, но не зацикливался на финансовой части, так как работы было немного, и работал я в удовольствие. Кроме того, у меня был заработок в реал-лайфе, и меня не особо беспокоил доход от комментирования. В мае 2014 года в связи с различными жизненными обстоятельствами мне пришлось оставить комментаторскую деятельность и уйти в инактив.

В начале 2015 года я начал активно следить за CS:GO, и она меня как-то сама затянула, я этого даже и не заметил. Подумал, почему бы не попробовать себя как комментатор в этой дисциплине. Но тут оказалось все сложнее. Открытых GOTV (серверов для просмотра матчей в клиенте игры — прим. ред.), как в Dota 2, не было. На StarLadder тогда уже закрывали аматорку, семи-про и про серии — выбора было мало.

Но! У нас в Санкт-Петербурге регулярно проводились ланы по CS:GO почти каждое воскресенье. Тогда я связался с организатором, попросился туда комментатором ради практики и начал познавать себя в новой дисциплине. Той весной проходил Comic Con в СКК (Спортивно-концертный комплекс — прим. ред.), меня пригласили туда поработать на финал студенческой лиги по CS:GO. Всем тогда очень понравилась моя работа, и я понял, что, кажется, это моя отправная точка. Однако я не мог совмещать основную работу и комментаторскую деятельность. Поэтому занимался вторым лишь в свободное от работы время, когда не был слишком утомлен.

Спустя год меня порекомендовали как комментатора на «Видфест 2016», где проходила битва блогеров по CS:GO. Организаторам понравилась моя работа, и мы продолжили сотрудничество. После, я посетил уже «VK Fest» летом, комментировал групповую стадию The International на «Одноклассниках» в августе, «Видфест 2016» в Москве осенью и Game Planet в ноябре.

Как вы разминаетесь перед катками в CS:GO? Обсуждение на Sports.ru

«После этого меня позвали в UCC»

Проработал в онлайне я до конца марта 2017 года. 29 числа я переехал в Киров, и начал работать уже в самом офисе. Собственно, эта компания и стала для меня моей первой полноценной студией.

— Ты работал в UCC с 2016 по 2019 год. Был комментатором первого плана, то есть освещал самые интересные матчи на основных каналах студии. Расскажи, что стало причиной твоего ухода?

Когда я пришел в компанию, она была совсем небольшой. Она мне стала на тот момент семьей, в прямом смысле этого слова. Мне дико нравилось, что я попал в то место, где все работают в сфере киберспорта, у всех плюс-минус схожие интересы, и тебе всегда найдется о чем поговорить. Во мне был огонь энтузиаста, мне нравился каждый матч, что я комментировал. Прошел год, два, компания выросла, качество трансляций улучшилось, как комментатор и личность я тоже поднялся.

Мое пребывание на студии стало под вопросом в конце 2018 года, потому что складывалось ощущение, что я достиг своего максимума в комментировании, и оно было далеко не самым лучшим среди всех. Но я резко бустанулся, изменил свой подход к трансляциям и работе, после чего остался и продолжил свою работу в следующем году. Начало 2019 было очень мотивирующим, было огромное количество положительных перемен в компании: отстроили крутейшое помещение студии, выросла техническая составляющая продакшна, был сделан ремонт (в не и без того современном бизнес-центре) во всех помещениях офиса, включая чиллаут-зону, где можно было в перерывах или при больших задержках между матчами поиграть в соньку или залипнуть на Twitch и YouTube.

Несмотря на улучшения всех условий, я увидел, по какому пути идет компания и в каком ключе будет работать студия. Хоть и разногласий у меня ни с кем никогда не было, и я ответственно подходил к выполнению своих обязанностей, все равно этот год был для меня в тягость, и весь тот огонь, с которым я приезжал, практически погас. В середине 2019 я уже начал осознавать, что, скорее всего, этот год может стать для меня последним… Так оно и получилось.

— Где работаешь сейчас?

Сейчас я иногда работаю с Maincast на удаленке и большую часть своего свободного времени уделяю моушн-дизайну и мувимейкингу. Я уже достаточно давно увлекаюсь монтажом, еще с прошлого десятилетия, поэтому подумал, почему бы не продолжить развивать себя в этом направлении.

Ниже примеры работ:

— Ты говоришь, что иногда комментируешь на Maincast. Хотел бы в будущем работать в этой студии на постоянке?

Да, конечно, сейчас это цель номер один для меня. Поэтому на каждом турнире, где я планирую работать от этой студии, буду стараться выкладываться на весь свой максимум!

— Назови, по твоему мнению, лучшие студии комментирования в СНГ на данный момент. В какой хотел бы работать и почему?

По моему мнению, на данный момент все очевидно. На верхушке Maincast, чуть ниже WePlay! — две, на мой взгляд, самые топовые студии, причем сравнивать их не хотелось бы, так как они (в плане продакшна) работают немного в разных направлениях, но и то, и то выглядит действительно круто.

Работать, конечно же, хотелось бы в Maincast. После того, как слетал в Киев и покомментировал на DreamHack Leipzig, я осознал, какие там (в студии — прим. ред.) работают профессионалы своего дела, начиная от операторов и заканчивая талантами. Стать частью такой крупной и известной компании было бы для меня огромной честью, но этого нужно заслужить.

Драма в CS:GO: игрок кинул Молотов в стену и лишил команду выхода из группы

— Чем занимаешься в свободное время от работы?

Его практически нет, потому что я сам его занимаю курсами по моушн-дизайну. Но в основном — это регулярные физические нагрузки. У меня все еще есть мечта начать играть в американский футбол, но для этого мне нужно набрать еще 15 килограммов (сейчас вешу 70). Так что стараюсь не пропускать тренировки и выкладываться на все сто. В начале марта стал входить в жесткий режим, чтобы больше успевать: ложиться в 9 вечера и вставать в 6 утра. И признаться честно, это реально помогает.

Deq c CyberFocus в зале.

—  Работа комментатора, особенно на студии, это значит просыпаться, когда дома уже никого нет, и возвращаться, когда уже все спят. Были ли у тебя проблемы со времяпровождением с родными и друзьями?

Тут я не совсем согласен, потому что на разных студиях — по разному. В UCC было большое количество матчей относительно других студий, это да. Но мне было все равно: в Киров я переехал ради работы, и первый год я все свободное время проводил в четырех стенах за компьютером. Иногда меня звали куда-нибудь сходить, съездить с компанией, и я был не против. Но, в целом, я все время сидел дома.

— Как вообще протекала твоя жизнь во времена работы в UCC? Расскажи о типичном дне комментатора студии.

Как правило, в рабочий день комментатора было два BO3 матча. Начинаются они примерно все одинаково, в 2-3 часа дня. Когда такой график стал стабилен, я выработал для себя определенный план дня:

9:00 — подъем.

9:00-10:00 — душ, приготовление завтрака и двух обедов.

10:00-10:30 — завтрак, сбор всей информации по грядущим матчам, на которых будешь сегодня работать.

10:30-11:00 — поездка в зал.

11:00-12:00 — занятия в зале.

12:00-12:30 — дорога до студии.

12:30-13:00 — обед.

13:00 — речевая разминка перед матчем и сбор каких-то данных для эфира + тест трансляции.

13:30 — мейкап.

14:00 — начало эфира

*тут где-то место для второго обеда*

20:00 — окончание эфира.

20:30 — ты дома, моешь всю посуду, идешь в душ и, возможно, если не утомился за день, проводишь время за компьютером, смотря фильм, сериал или еще что-то.

22:00-23:00 — отбой.

— Работа комментатора отдаленно напоминает работу ведущего радио. И тот, и другой сидит за микрофоном, главное оружие обоих – голос. Как думаешь, у тебя бы получилось работать на радио?

После ухода из UCC я думал об этом. Наши сферы схожи, особенно если брать в расчет современные музыкальные радиостанции. Я думаю, у меня бы неплохо получилось, только вот с людьми я не особо свободно общаюсь, это ключевая проблема.

— Пять советов о тебя тем, кто хочет прямо сейчас заняться комментированием и попасть в студию.

1. Не гонитесь за целью «стать комментатором», а задайтесь целью — стать лучше как личность. Здесь нужно мыслить шире, нельзя ограничиваться только знанием дисциплины (если, конечно же, вы не бывший профессиональный игрок).

2. Больше общайтесь в жизни.

3. Будьте более добры к людям.

4. Занимайтесь спортом, чтобы чувствовать себя в тонусе и с возрастом не было проблем из-за посиделок за компьютером 24\7.

5. И последнее, но самое важное! Взвесьте все за и против, прежде чем захотеть связать свою жизнь с киберспортом. В большинстве случаев, если есть возможность, знания, и самое главное — желание работать в другой сфере, — то стоит попробовать. Но в один прекрасный момент все может сложиться так, что вы останетесь и без работы, и без образования, и в принципе вся ваша жизнь пойдет под откос. Так что задумайтесь.

S1mple мертвым выиграл раунд для NAVI. Отвлек соперников на свой труп

Тест по CS:GO: затащил ли игрок этот клатч? Есть моменты от Симпла, Зевса и Флейми

Автор: Ян Щегельский

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
B-SITE BLOG
+8
Комментарии
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий

Новости