Научное исследование о Доте: японец объяснил, чем дотеры-Титаны отличаются от Легенд
Природные данные и когнитивные способности ни при чем.
Нечасто Дота становится предметом изучения в научных работах. На днях студент из Японии выложил на Реддите итоги исследования, которое он начал еще год назад. Gecko_dota изучал повадки игроков с разным рейтингом в Доте – отслеживал работу глаз и быстроту принятия решений. Мы перевели его методологию и результаты эксперимента.
1. Принятие решений в игре
На первом этапе Gecko посадил дотеров с рангами Титан и Архон/Легенда играть Mid Only на Shadow Fiend. Японец установил камеры, отслеживающие направление взгляда на монитор с частотой 25 кадров в минуту. Обработка полученных данных заняла много времени, но результаты показали существенную разницу в сборе информации с экрана.
Вот куда смотрит средний игрок в Доту:
А это – тепловая карта взглядов Титанов:
Пока Архонты смотрят на своего героя (до 25% общего времени), Титаны собирают важную информацию с миникарты, инвентаря и статуса героя. Очевидно, Титаны лучше используют возможности игры.
2. Принятие решений по скриншотам
В этом эксперименте Gecko хотел отследить возбуждение зрительных органов, так что он использовал другой метод. Студент предложил фокус-группе скриншоты сражающейся пачки крипов на миде и задал им один вопрос: «Куда отпушится линия при такой расстановке сил?» Затем он отслеживал движение глаз, время на поиск ответа и процент точных ответов.
• Титаны смотрели на скриншот иначе, чем Архоны и Легенды. Они часто начинали с собственной пачки и заканчивали вражескими дальниками, акцентируя внимание на них.
Другие же игроки смотрели на скриншот хаотично, теряя время на перевод глаз с одного конца драки на другой.
• Титаны быстрее (где-то на 1-2 секунды) отвечали на вопрос и были немного точнее в предсказаниях.
3. Общее принятие решений
Заключительный этап – проверка принятия решений вне контекста Доты. Для этого автор исследования предлагал игрокам слайды с различными фигурами (Gecko не стал сильно расписывать методологию третьего этапа, отметив, что он использовал систему для работы с профессиональными спортсменами). С их помощью он определял следующие когнтивные показатели:
1. Избирательное внимание (способность выбрать нужный стимул несмотря на отвлекающие факторы);
2. Познавательная способность;
3. Прогнозирование;
4. Скорость реакции.
И вот здесь – самый интересный вывод исследования.
Выяснилось, что между игроками на разных рейтингах нет отличий в работе зрительных органов. Кроме того, разница в скорости ответов составила лишь полсекунды, а точность ответов Титанов и Архонтов одинакова.
Отсюда Gecko сделал следующий вывод: когнитивные способности человека сами по себе не являются фактором, определяющим успехи в игре. Для того, чтобы стать лучшим игроком в Доту, нужно изучать саму игру, смотреть реплеи профессионалов и знать, куда смотреть. Именно знание, а не быстрота принятия решений влияют на ваш уровень игры.
Японец собирается завершить в этом году обучение в университете и продолжить изучение проблемы. Он ищет профессиональных игроков для дальнейших исследований.
Liquid и Fnatic – короли киберспортивного мерча. В СНГ есть только NAVI и пустота
Virtus.pro почти не дерутся, но все равно побеждают. Как им это удается?