Большая история фильмов ужасов. Часть первая: как зародился жанр
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Первые фильмы, от которых мороз по коже.
От редакции: привет! Вы в блоге «Творческий кризис», где Александр Карпов пишет о кино и играх. Этим постом он открывает серию материалов о становлении жанра хорроров. Подписывайтесь на блог Александра, чтобы не пропустить новые тексты.
2024-й – год хорроров, самые яркие: «Ужасающий 3», «Собиратель душ» и «Субстанция» – собрали солидную кассу. «Собиратель душ» понравился критикам настолько, что его назвали одним из самых (если не самым) страшных фильмом за много лет. Но многие зрители, как и автор этой колонки, сочли фильм совсем другим. Для меня его кое-как спасает только липкая мрачная атмосфера и до безумия харизматичный маньяк в исполнении Николаса Кейджа.
Обдумывая свои впечатления после просмотра, я понял, что за редким исключением меня совершенно перестали пугать современные хорроры. Пытаясь найти для себя ответ на вопрос «почему?», я лишь глубже погружался в размышления.
- Почему люди смотрят хорроры и им нравится испытывать страх?
- Какой путь проделали фильмы ужасов от самого первого до наших дней?
- Как они пытаются нас напугать?
На эти вопросы я и постараюсь найти ответы в последующих материалах. Разумеется, описать все картины не получится, но постараюсь пройтись по наиболее ярким представителям жанра.
Почему нам нравится бояться?
Прежде всего, давайте разберемся, почему нам нравятся хорроры. По мнению некоторых экспертов, для одних ответ кроется в желании человека испытать чувство стресса в безопасной обстановке.
Просмотр хорроров дает возможность получить заряд адреналина и дофамина в ситуации, когда нам ничего не угрожает. Это возможность уйти от обыденности, забыть про бытовые проблемы и очутиться в доме с привидениями или в лесу с маньяком, подсознательно понимая, что фильм закончится, и ужас, который ты испытываешь, не продлится вечно.
Другие исследования говорят: хорроры помогают справиться с опасными ситуациями в обычной жизни. Зрители учатся контролировать негативные эмоции, побеждать страх, не поддаваться стрессу и панике.
Исследователи страха также считают, что хорроры помогают людям, пережившим травматический опыт в прошлом. При этом ученые ссылаются на работы Зигмунда Фрейда.
Австрийский психолог и невропатолог стал одним из первых специалистов, использующих катартический метод психотерапии, суть которого заключается в том, что человек заново переживает травмирующее событие.
По мнению Фрейда, катарсис – это длительный процесс острого негативного переживания, которое в итоге трансформируется в позитивное из-за того, что человек испытывает очищение от своего страха. То же работает и с хоррорами: во время просмотра испытываешь страх и чувство опасности, а после окончания фильма – удовольствие, что справился с ситуацией.
Теперь, когда мы ознакомились с возможными причинами нашей любви к хоррорам, давайте обратимся к истории фильмов ужасов и посмотрим, кем и чем кинематографисты пытаются напугать нас уже более века.
Жестокость на экране
В 1895 году вышел фильм «Казнь Марии Шотландской», в котором в первый раз в истории на экране показали жестокость и, как считается, впервые использовали технологию стоп-кадра.
Фильм заканчивался сценой казни: актер переодевался в платье королевы, ложился головой на плаху, а палач заносил топор. В этот момент съемку остановили, заменили актера на манекен и досняли сцену казни. А две получившиеся пленки склеили.
Получилось настолько правдоподобно, что первые зрители действительно считали: во время съемок убили человека. Фильм, кстати, показывали с помощью кинетоскопа: ранней технологии кинематографа для демонстрации движущегося изображения, изобретенной в 1891 году Томасом Эдисоном.
Самый первый фильм ужасов
История фильмов ужасов началась в 1896 году с немой короткометражки «Замок дьявола». Режиссером фильма стал один из новаторов кино Жорж Мельес.
В фильме впервые используются спецэффекты для изображения на экране фантастических событий. Помимо марионеток, Мельес использовал технологию стоп-кадра, когда необходимо было превратить один объект в другой. А декорации замка были выстроены прямо на заднем дворе режиссера.
Несмотря на комедийную интонацию, картина считается первой в мире в жанре фантастики и ужасов.
Русские хорроры
Первым отечественным фильмом ужасов стала экранизации повести Гоголя «Вий». Картина вышла в 1909 году, но на текущий момент, к сожалению, считается утерянной.
Параллельно с «Вием» снимался другой ужастик – «В полночь на кладбище» (также считается утерянным). По сюжету герои фильма заключают пари, согласно которому им предстоит посетить ночью кладбище. Это решение стало для них роковым. Режиссером обеих картин выступил Василий Гончаров.
В 1910 году вышла экранизация повести Пушкина «Пиковая дама». Это классический ранний хоррор, в котором мистическая история о сходящем с ума заядлом игроке в карты сочетается с появлением призрака в кадре.
В 1916 году вышла еще одна версия «Пиковой дамы». Эта экранизация сделала большой шаг вперед в техническом плане и считается одним из лучших дореволюционных отечественных фильмов.
Германия – родина хорроров
В начале XX века Германия сильно отставала в развитии кинематографа. Не было известных режиссеров, звезд первой величины, кассовых фильмов. Все изменилось в 1913 году, когда мир увидела картина «Пражский студент». Исследователи называют ее первым в истории полнометражным хоррором и считают прародителем нуара и самым ранним образцом германского экспрессионизма в кинематографе.
Сценаристом выступил Ганс Гейнц Эверс, за основу он взял историю Эдгара Алана По «Вильям Вильсон» и поэзию Альфреда де Мюссе. Фильм повествует о сделке с дьяволом, в ходе которой у главного героя, бедного пражского студента, возникает злой двойник.
Обе главный роли – и студента, и его двойника – сыграл Пауль Вегенер.
Эти двое нередко оказывались в кадре одновременно, в одной из сцен даже играли друг с другом в карты. В 1913-м «Пражский студент» выглядел чудом кинематографа. Картина стала первой, которую Германии удалось успешно продать в зарубежный прокат.
Более того, впервые на экране появилось серьезное рассуждение о расколе личности. Фильм заложил основы жанра ужасов и в какой-то мере повлиял на две самые важные картины ранних хорроров и немецких экспрессионистов: «Кабинет доктора Калигари» и «Носферату. Симфония ужасов».
Кабинет доктора Калигари
На фоне поражения в Первой мировой в немецкой киноиндустрии наиболее востребованы были истории безумия, предательства, заговоров. Этой теме следует и идейный последователь «Пражского студента» – «Кабинет доктора Калигари» (1920). Cюжет довольно прост и представляет собой рассказ в рассказе. Молодой человек Фрэнсис рассказывает ужасную историю, как его друг, девушка и он сам стали жертвами эксперимента некоего доктора Калигари.
В конце нам предстоит разгадать примерно такую же загадку, какую задал Мартин Скорсезе в финале «Острова проклятых»: главный герой сошел с ума или все происходящее – ловушка? Критики назвали фильм триумфом и шедевром немецкого экспрессионизма.
Все декорации и даже тени героев были нарисованы на холсте, как бы отражая безумие героев, а актерам наказали играть чересчур экспрессивно. Так задний план как будто выходил на передний. Острые углы, неправильные пропорции, искривленная перспектива передают зрителю чувство ужаса и беспокойства.
В фильме революционным было все: дизайн локаций, темп, сюжет, атмосфера безумия и страха. Он имел оглушительный успех и навсегда изменил жанр хорроров.
Первый вампир
В 1922 вышел другой шедевр: «Носферату, симфония ужаса». Немецкий немой фильм ужасов режиссера Фридриха Мурнау. Это вольная экранизация романа Брэма Стокера «Дракула». Макс Шрек сыграл самого известного в мире вампира.
Однако из-за отсутствия лицензии Мурнау пришлось изменить имена героев и детали сюжета. Так, Граф Дракула стал Графом Орлоком. Но даже это не помешало вдове Стокера подать иск... и выиграть: суд постановил уничтожить все копии фильма. Носферату спас только оглушительный успех, благодаря которому несколько копий все же сохранилось.
Картина примечательна не только сюжетом, но и новаторскими методами Мурнау для создания мрачной атмосферы. Например, в одной из сцен ночной лес виден в негативе, но экипаж и лошади темные. На самом деле, в негативе была снята вся сцена, а экипаж с лошадьми были одеты в белые полотнища.
«Носферату» на долгие годы вперед заложил в головах каноничный образ вампира.
Первый фильм, пугающий звуком
Первым хоррором, который использовал звук в качестве художественного инструмента, стал «Террор» Роя Дель Рута, вышедший в 1928 году. В основе – пьесы Эдгара Уоллеса 1927 года «О загадочном доме, который терроризирует убийца, сбежавший из сумасшедшего дома».
Катушка с пленкой фильма не имела звуковой дорожки, а реплики актеров и звуковые эффекты были записаны на отдельный диск Вайтафон (пластинку для воспроизведения на фонографе). Оператор включал диск одновременно с началом демонстрации фильма. На данный момент, к сожалению, фильм считается утерянным, но звуковая дорожка цела и хранится в архиве кино и телевидения Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.
К моменту выхода картины большинство кинотеатров еще не обзавелось оборудованием для воспроизведения звука, поэтому фильм вышел в двух вариантах: полностью озвученной и немой, в которой наиболее существенные актерские реплики передавались с помощью субтитров.
В звуковой версии ближе к концу фильма обитателей дома пугали странные шумы и таинственная органная музыка, которые можно назвать первыми звуковыми скримерами в истории кино.
***
С 1930-х хорроры расширяли границы: выходили фильмы про Дракулу, монстра Франкенштейна, Мумию, Оборотней. Тогда же мир увидел первый кроссовер – противостояние Франкенштейна и Оборотня. На экранах появлялись все новые монстры, которые не давали скучать. Но об этом этапе становления хорроров мы поговорим в следующий раз.
Спасибо за то, что прочитали этот текст! Чтобы не пропустить новые материалы, подписывайтесь на блог ЗДЕСЬ
А если кому-то интересны мои мысли о кино/книгах/играх, буду рад всех видеть в своем новом телеграм-канале.