Большая история фильмов ужасов. Часть вторая: эпоха монстров «Universal»
Золотая эра студии, первой подарившей нам сиквелы и кроссоверы
С первой частью большого рассказа об истории фильмов ужасов вы можете ознакомиться тут. А в этом тексте речь пойдет про 1930-е и начало 1940-х, когда в Голливуде в моду вошли хорроры про вампиров, зомби, призраков, оборотней и прочую нечесть. В этот период как раз складываются первые фабулы жанра, которые эксплуатируются и сегодня, хоть и с довольно большими изменениями.
На тот момент в Голливуде уже действовало несколько крупных кинокомпаний. Например, Warner bros. занималась в основном гангстерскими фильмами, 20th Century Fox славилась комедиями и приключениями, а Universal заняла нишу хорроров. Она стала родоначальником жанра именно в том виде, в котором мы привыкли его видеть.
«Дракула»

Первым полноценным фильмом ужасов от Unicersal c главным героем монстром стал «Дракула» (1931). Он вышел в период «Великой депрессии» и, как считается, помогал зрителям отвлечься от повседневных забот. Именно после его выхода зрители начали говорить о жанре хоррора как о самостоятельном направлении.
Фильм основан на одноименном романе Брэма Стокера, хотя сюжет для картины был сильно упрощен и опирается больше на одноименную пьесу 1924 года. Лента рассказывает об агенте по недвижимости Ренфилде, который отправляется в Трансильванию, чтобы заключить сделку с графом Дракулой. Граф оказывается вампиром и подчиняет его своей воле, следом они отправляются в Англию, где Дракула начинает подыскивать себе новые жертвы.
Изначально главную роль графа должен был исполнить Лон Чейни, звездный актер того времени, но перед началом съемок он скоропостижно скончался от инфекции. После этого на роль пригласили Бела Лугоши, уже игравшего Дракулу в бродвейких постановках.

Воспользовавшись своим театральным опытом, Лугоши провел огромную работу над образом: тренировался без отдыха и репетировал перед зеркалом. А еще отказался от грима: «Я и так мрачный и страшный. Мне лицо красить не нужно». В итоге актер создал образ, ставший классическим для хорроров – зловещий, безжалостный аристократ – вампир в черной мантии.
Срежиссировал фильм Тод Браунинг, а оператором стал Карл Фройнд. Именно благодаря их потрясающей работе удалось снять ряд эффектных сцен, например, сцену прибытия в замок Дракулы или сцену пробуждения графа в подвале замка.

Фильм получился не идеальным, его есть за что ругать: много статических кадров, неубедительные диалоги, невнятные сцены. Но благодаря операторским решениям и игре Бела Лугоши картина стала классикой и собрала солидную кассу в прокате.
«Франкенштейн»

В том же году, что и «Дракула», вышел «Франкенштейн». Картина так же больше опирается на пьесу, чем на оригинальную книгу.
По сюжету Доктор Франкенштейн одержим идеей создать жизнь из неживой материи и проектирует в лаборатории жуткое чудовище из частей тела, позаимствованных у мертвецов.
На роль монстра тоже пригласили малоизвестного актера Бориса Карлоффа – и от этого только выиграли. Чудище в его исполнении с плоским лбом, короткой стрижкой, впалыми щеками, а также болтами в шее навсегда сделали персонажа Карлоффа каноничным монстром Франкенштейна, вошедшим в историю кинематографа.
Во многом благодаря выдающейся работе гримера Джека Пирса.

Стоит отметить и актерскую игру Колина Клайва, который на долгое время стал олицетворением сумасшедшего ученого в кино и подарил культовые сцены.
В сравнении с оригиналом фильм сильно упростили: из него вырезали целые линии, которые влияли на развитие истории. Съемочная группа сделала ставку на устрашающий образ монстра и актерскую игру Карлоффа, который смог передать сложную натуру монстра, не произнеся за весь фильм ни слова.
Отличную работу проделал режиссер Джеймс Уэйл. Плавные перемещения камеры, крупные планы, позволяющие акцентировать внимание зрителей на эмоциях персонажей, и общие планы, демонстрирующие масштаб действия, стали его заслугой.
«Франкенштейн» стал коммерческим успехом, что позволило студии не сбавлять обороты и продолжать создавать свою киновселенную, которую так и назвали: «Монстры Universal». А открытая концовка фильма позволила студии заняться бесконечными сиквелами.

Во многом это не фильм ужасов, а трагедия, в которой к монстру проникаешься сочувствием. И на мой взгляд, он во многих аспектах превзошел «Дракулу».
«Мумия»

В 1932 году вышел новый фильм «Вселенной монстров» «Мумия» — первый хоррор Universal, снятый по оригинальному сценарию.
Здесь мумию египетского жреца Имхотепа случайно воскрешают археологи, и мертвец начинает искать возлюбленную, которая, по его мнению, переродилась в теле современной женщины.
Режиссером выступил Карл Фройнд, который уже успел зарекомендовать себя как талантливый оператор (работал, например, над «Дракулой»). А чтобы гарантировать коммерческий успех, на заглавную роль пригласили уже знакомого нам Бориса Карлоффа — после «Франкенштейна» его карьера пошла вверх.
Карлоффу удалось продемонстрировать Имхотепа ужасным, но в то же время романтичным персонажем, пытающимся во что бы то ни стало воссоединиться с потерянной возлюбленной.
Вообще, сюжет «Мумии» очень уж сильно похож на «Дракулу»: оживший мертвец, который хочет превратить любимую девушку в себе подобного монстра. Так Universal пыталась повторить успех фильма про вампира.

Если продолжать сравнение двух картин, на мой взгляд, «Мумия» и поставлена лучше, и сюжет здесь глубже. При всей харизматичности Лугоши и его Дракулы, Карлофф выглядит предпочтительнее, отыгрывая персонажа, вызывающего сочувствие.
Во многом благодаря его игре «Мумия» стала настоящей классикой кинематографа.
«Человек – невидимка»

Через год после премьеры «Мумии» вышел новый фильм в киновселенной. На этот раз выбор студии пал на экранизацию произведения Герберта Уэлса «Человек – невидимка».
По сюжету ученый Джек Гриффин изобретает препарат, делающий его невидимым. Однако, у него есть побочный эффект – безумие, из-за которого персонаж постепенно превращается в безжалостного преступника, терроризирующего окружающих.

Постановкой занялся режиссер «Франкенштейна» Джеймс Уэйл, и на главную роль планировали взять, кого бы вы думали? Разумеется, Бориса Карлоффа, но из-за ссоры между режиссером и актером было решено заменить Карлоффа Клодом Рейнсом, который до этого не играл в звуковых фильмах и не был знаком массовому зрителю. Несмотря на это, и почти полную невидимость на экране, Рейнс прекрасно справился с ролью, одним своим голосом производя мощное впечатление. Его персонаж жесток, безумен и неуловим.
«Человек – невидимка» стал настоящим прорывом с технической точки зрения. Из-за ограниченности спецэффектов создателям приходилось идти на многие ухищрения ради достоверной картинки. Использовали маски, работали с освещением, одевали актера в черный костюм и снимали сцену в комнате, целиком обитой черным бархатом. Негатив пленки обрабатывали так, чтобы черный цвет стал прозрачным, оставляя на ней только одежду персонажа.

Джеймсу Уэйлу удалось поставить запоминающуюся картину, которую на момент премьеры можно было с уверенностью назвать прогрессивной и новаторской. Она внесла большой вклад в жанр ужасов и научной фантастики, да и в мировой кинематограф в целом.
«Человек – волк»

Еще одной значимой картиной студии стал фильм про оборотня «Человек – волк» (1941). В центре сюжета – история Лоренса Тэлбота, который спустя много лет отсутствия возвращается в родовой замок в Уэльсе из-за смерти брата. Там он встречает девушку по имени Гвен, и они отправляются на местную ярмарку, где цыганка предсказывает Гвен несчастье. Вскоре после этого Ларри и Гвен подвергаются нападению волка. Ларри убивает зверя, но тот успевает укусить героя.

Актерский состав в фильме собрался по-настоящему звездный:
Заглавную роль сыграл Лон Чейни мл. (сын того самого Лона Чейни, который чуть было не сыграл Дракулу)
Отца главного героя исполнил Клод Рейнс из «Человека – невидимки»
Бела Лугоши в качестве камео сыграл цыгана по имени Бела
Режиссером же выступил Джордж Ваггнер. Ему удалось создать картину, которая пугает скорее не внешностью оборотня, а атмосферой, основанной на мифах, суевериях и легендах. Значимые жуткие события происходят ночью в лесу, окутанным туманом. Во многом такую атмосферу помог создать оператор Джозеф А. Валентайн. Он снял всю картину в статичных, но интересных ракурсах, которые позволяют насладиться декорациями в полной мере. Отдельно стоит отметить работу художников–постановщиков и гримеров, они создали облик оборотня, который и по сей день считается каноничным.

Стоит заметить, что этот фильм был не первой лентой про оборотня от Universal, в 1935 году выходил «Лондонский оборотень», но атмосфера, интересные ракурсы, музыка, драматичный сценарий и актерская игра позволили создателям сделать из «Человека-волка» один из лучших фильмов про оборотней в истории.
Время сиквелов и кроссоверов
Фабула фильмов тех лет была проста – крутилась вокруг интересного чудовища, зачастую оставляя прочих персонажей без занятной истории. Однако монстры были сложными персонажами, а не просто функциями, которые должны были пугать зрителей. Прекрасная игра главных актеров, спецэффекты и незамысловатые сюжеты стали визитной карточкой «Вселенной монстров Universal», фильмы которой пугали, несмотря даже на «Кодекс Хейса», принятый в начале 1930-х, который сильно ограничивал создателей в творческой свободе.
В 30е годы фильмы про монстров были не единственными хоррорами у Universal. Также выходили занятные «Убийство на улице Морг», «Черный кот», «Старый темный дом», «Ворон» и другие, но запомнилась студия в то время именно фильмами про культовых персонажей.

Успехи этих фильмов можно оценить сборами в прокате, а следовательно и интересом зрителей. Картины приносили создателям солидные деньги, что стало причиной появления бесконечного количества сиквелов. Также от недостатка идей создатели начали делать кроссоверы и объединять персонажей в одном фильме. Так на свет появились: «Франкенштейн встречает Человека – волка», «Дом Дракулы», «Дом Франкенштейна» и прочие.
Закат вселенной монстров Universal
Успех «Universal» продлился недолго. Со временем их фильмы для зрителей перестали быть страшными, стали развлекательными сказками и даже комедиями, например, вышла серия фильмов «Эбботт и Кастело встречают…».
В начале 40х у студии сменились владельцы, новые руководители изменили финансовую политику и урезали производственный бюджет. Время от времени продолжали выходить сносные картины, но их общее качество упало, фильмы ужасов начали восприниматься, как дешевые фильмы категории «B», также пагубное влияние на индустрию оказала Вторая мировая война, но об этом периоде жанра я расскажу в следующий раз.
Спасибо за то, что прочитали этот текст! Чтобы не пропустить новые материалы, подписывайтесь на блог ЗДЕСЬ
А если кому-то интересны мои мысли о кино/книгах/играх, буду рад всех видеть в своем новом телеграм-канале.





























