9 мин.

Что депутаты сделали для киберспорта? А что наобещали?

Фил Попов из места не для дискуссий.

Киберспорт все чаще обсуждается нашими политиками. В 2023 году президент Владимир Путин говорил: «[киберспорт] уже завоевал большую популярность во всем мире, причем наши киберспортсмены находятся на лидирующих позициях. Я прошу отечественные IT-компании и компании с госучастием обратить внимание на этот вид спорта и поддержать его».

Инициативу Путина подхватили и другие чиновники. Депутат Амир Хамитов настаивал, что развитие киберспорта как «самого популярного вида молодежного досуга» – задача государственной важности и вклад в будущее страны.


За последние полгода на повестке находились различные инициативы депутатов: от введения киберспорта в школах до учреждения официального дня киберспорта. 2026 год – последний для текущего созыва Государственной Думы. Самое время разобраться, что произошло с этими инициативами? Что удалось реализовать?

А теперь чуть подробнее. 

А что предлагали? Самые обсуждаемые идеи даже не вносились в Государственную думу

Текущий созыв Госдумы заседает с осени 2021-го. Первый полноценный год работы стал рекордным по количеству принятых законов. Киберспорт также был в фокусе депутатов. Основные инициативы отражали текущую политическую повестку.

Например, касались армии. В апреле 2022 года депутат Хамитов предложил ввести для киберспортсменов отсрочку, после истечения которой их бы отправляли в особые роты.

Инициатива широко обсуждалась. Ее цитировали ТАСС, РИА и зарубежные медиа. Но законопроект даже не был внесен в Госдуму. 

Кроме отсрочек и отдельных рот, предлагались и другие привилегии для киберспортсменов. На фоне отъезда IT-специалистов государство сохраняло кадры льготами. Депутат Дмитрий Свищев призвал приравнять к таким сотрудникам и киберспортсменов.

Льготы предлагались и в сфере образования. Звучали идеи внеконкурсного отбора киберспортсменов в ВУЗы или хотя бы добавления им баллов при поступлении. Такая инициатива не была внесена в ГД, однако президент ФКС Дмитрий Смит утверждал, что прецеденты уже есть. Речь идет о баллах, которые ВУЗы добавляют за звание КМС и МС (от 5 до 20 баллов) по компьютерному спорту, нормативы для которых в прошлом году утвердило Министерство спорта. 

Кроме высшего образования, у чиновников были идеи и для школ. В 2025 году они предлагали запустить программу «Киберспорт против буллинга» и утверждали, что уроки по киберспорту появятся в учебных учреждениях.

На самом деле у включения киберспорта в школьную программу длинная история, на которой хочется остановиться чуть подробнее. 

О киберспорте в школах говорил даже депутат Виталий Милонов. В 2021 году он предлагал включить его в программы дополнительного образования: «Пусть ребята совершенствуются, это же вопрос уже не в игре, а оттачивании навыков профессиональных». Уже в 2025-м депутат поменял мнение: «Киберспорт в школах – абсолютная ерунда».

Кроме образования предлагались и другие социальные инициативы. 7 июля 2025 года вице-спикер Госдумы Александр Бабаков предложил учредить этот день как День киберспорта. Новость также разошлась по СМИ, а ФКС даже подготовила пресс-релиз с поздравлением. Но инициатива не была рассмотрена. 

Также в июле 2025-го депутат Хамитов предлагал учредить инклюзивные турниры по киберспорту.

Что на деле? Формальности, Игры Будущего, награды самим депутатам

Одна из самых популярных киберспортивных дисциплин – CS. С признанием ее статуса всегда были проблемы из-за жестокости и возможности играть за террористов. Одна из инициатив была направлена на включение CS в официальный перечень видов спорта. И 25 мая 2022 года ее приняли. Это было сделано приказом министра спорта без внесения законопроекта через Думу. 

В ГД же вносился законопроект о закреплении статуса онлайн-соревнований. Большая часть игр в киберспорте проходит именно в интернете. На аренах проводятся лишь финальные дни крупных турниров. Поэтому предлагалось приравнять онлайн-соревнования с теми, что проходят оффлайн, в том числе и в других видах спорта. 

🗣«Такое решение может быть крайне полезно не только для киберспорта, но и для шахмат, шашек и даже для некоторых видов гимнастики», – высказывался депутат Хамитов.

Инициатива была внесена в ГД, но столкнулась с проблемой: в проекте использовались новые термины вроде «электронной информационно-спортивной среды» и «электронных спортивных ресурсов», которые не были определены в законодательстве и не имели согласованного толкования, из-за чего законопроект развернули.

Самой успешной инициативой стало проведение Игр Будущего. В отличие от истории с онлайн-турнирами, к Госдуме это уже почти не имело отношения. Проект появился на уровне правительства и администрации президента: впервые о нем рассказал Дмитрий Чернышенко в 2021 году, через год Владимир Путин подписал указ о проведении чемпионата в Казани, а Минспорт оперативно закрепил новый формат – фиджитал-спорт – в официальном реестре дисциплин. Все шло сверху вниз: создали федерацию, утвердили формат, устроили автопробег с трофеем, который символически хотели отправить на МКС. Дума лишь постфактум внесла законопроект о проведении Игр.

Следующее результативное действие случилось под конец 2022-го. Рабочая группа по развитию киберспорта депутата Хамитова устроила церемонию благодарности. Награждены были все – от заместителя министра спорта до руководителей университетских подразделений, от лидеров российских и узбекских киберспортивных организаций до президента ВФСО «Трудовые резервы». Вклад Хамитова тоже не остался незамеченным – он получил благодарность за проделанную работу лично от министра спорта Олега Матыцина.

А кто вообще все это предлагает?

Избранные в Госдуму депутаты должны записаться в один из профильных комитетов, через которые рассматривают законопроекты, относящиеся к той или иной сфере. Сейчас таких комитетов 32. Нас интересует только по физкультуре и спорту, в него входит 14 депутатов.

Внутри комитета – рабочая группа «развитие компьютерного спорта и спорта высоких технологий в РФ». Туда также включены другие эксперты из сферы, например, президент ФКС Дмитрий Смит.

Именно после заседаний рабочей группы в медиа появляется большая часть инициатив. Основной рупор – ее руководитель и депутат от «Новых людей» Амир Хамитов. До депутатского мандата он руководил букмекерской компанией Winline. 

Через рабочую группу он продвигал законопроекты о признании CS официальным видом спорта, что на языке бюрократии теперь называется «тактический трехмерный бой», а также законопроект о приравнивании онлайн-турниров к реальным соревнованиям. 

Инициативы способствовали получению статуса профессиональной лиги и финансированию – Российской киберспортивной лиге (РКЛ) – компании, созданной сыном Хамитова и другими близкими к нему людьми. Сейчас проект РКЛ заморожен.

Другой активный спикер думы по киберспорту – депутат Свищев. Он защищал киберспорт, оппонируя тем, кто называет подобное занятие дурью, а также признавался, что «активно интересуется и смотрит киберспорт». 

Свищев вместе с Хамитовым и другими депутатами вносил проект о проведении Игр Будущего и выступал с инициативой закрепления статуса киберспортсмена на законодательном уровне (на самом деле речь шла о расширении понятия). Однако конкретных инициатив внесено не было.

Дмитрий Свищев был главой комитета по спорту до октября 2024-го. В Думу он избирался по спискам ЛДПР и считался одним из самых опытных депутатов – работает в Госдуме с 2007 года. Пост главы комитета традиционно дает серьезные карьерные перспективы: Михаил Дегтярев, например, после него стал губернатором Хабаровского края, а сейчас возглавил Министерство спорта. 

До прихода в политику Свищев был бизнесменом. Он зарабатывал на торговле цветными металлами, владел модельным агентством Modus Vivendis, а позже создал горнолыжный клуб «Новая лига». Этот проект стал заметным в спортивной и светской жизни: «Новая лига» устраивала турниры в Куршевеле, а позже занялась крупными спортивными и корпоративными мероприятиями в России, получая госконтракты.

Хамитов и Свищев – самые заметные спикеры по киберспорту. Другие инициативы от депутатов: учреждение дня киберспорта или внеконкурсный отбор – единичные вбросы от чиновников Дмитрия Пирога и Александра Бабакова. 

***

Большая часть инициатив в отношении киберспорта от депутатов осталась на бумаге, но формальности соблюдались: награды, пресс-релизы, благодарности, цитируемость.

Цель «сделать киберспорт государственной задачей» сталкивается с бюрократией, непоследовательностью и общим популизмом. Проходят эти ограничения лишь там, где киберспорт превращается в технологический проект: не турниры и не индустрия, а БПЛА, киберразведка, соревнования с дружескими странами и личный интерес.

Если в классическом спорте без государства практически не проходит ни одна строчка бюджета, то здесь индустрия живет сама по себе: зарабатывает, развивается и адаптируется быстрее любых нормативов. Государство же интересуется лишь тем киберспортом, который можно вписать в отчет.

Депутат предложил праздновать «День киберспорта» 7 июля. Откуда взялась эта дата?

Как министерство спорта РФ представляет себе киберспорт? Я сходил на выставку в музей, чтобы понять

Телеграм-канал Фила Попова

Фото: Pavel Kashaev/Global Look Press, Sergey Elagin/Business Online/Global Look Press; РИА Новости/Владимир Федоренко

Дизайн: Аня Водчиц