Все фильмы Джеймса Кэмерона – от худшего к лучшему
Андрей Загудаев разобрал карьеру мэтра.
На этой неделе в мировой прокат выйдет «Аватар: Огонь и пепел» – десятый художественный полнометражный фильм в карьере Джеймса Кэмерона. В честь этого события я сел и пересмотрел остальные девять фильмов режиссера и выстроил их от лучшего к худшему, разумеется, по своему собственному мнению.
От «Жмурок» до «Крестного отца»: 20 лучших гангстерских фильмов в истории
9. «Пираньи 2: Нерест» (1982)

Дебют Джеймса Кэмерона, о котором мало знают даже некоторые фанаты режиссера. «Пираньи 2» – малобюджетный ужастик о том, как на небольшой курортный городок нападает стая генетически модифицированных рыб.
Кэмерон был не первым режиссером сиквела «Пираний», но несмотря на открытый конфликт с продюсером, увольнение и отсутствие доступа к монтажу, все же попал в титры. «Нерест» – не худший из трэшовых дебютов больших голливудских режиссеров. Здесь есть даже несколько смешных и пугающих сцен. Но в остальном, это это низшая точка в творчестве будущего постановщика «Титаника» и «Аватара» по всем метрикам.
Сам Кэмерон редко в интервью вспоминал режиссерский дебют. В то же время работа над второй частью «Пираний» стала для него не только поучительным, но и судьбоносным опытом. Съемки картины проходили в Италии, где Кэмерон в один момент подхватил лихорадку. Ему пришлось закрыться в номере отеля и несколько дней пролежать там в полуобморочном состоянии. По легенде в один из таких дней, во сне при температуре 39 ему в голову пришла история оригинального «Терминатора», который он снимет всего через два года после итальянской командировки.
8. «Бездна» (1989)

Кэмерон – не первый голливудский режиссер, которого «покусал» Стэнли Кубрик со своей «Космической Одиссеей». «Умную» фантастику под влиянием великого фильма 1959 года до него пытались снимать Джордж Лукас («ТНХ-1138»), Стивен Спилберг («Близкие контакты третьей степени) и многие другие. Но зачастую все подобные попытки заканчивались коммерческими провалами и холодной реакцией от аудитории. «Бездна», которая стоила почти $70 млн (большие деньги по меркам 1980-х), тоже не преуспела и стала первой (и пока последней) коммерческой осечкой Кэмерона в карьере.
Сам по себе фильм о том, как во время операции спасения затонувшей подлодки команда нефтяников сталкивается с представителями инопланетной расы. Ругать эту картину легко: в ней копеечная идея, слишком много болтовни и предостаточно иных проблем вроде совершенно неподходящей для меланхоличной напряженной картинки закадровой музыки (она тут похожа на все остальные блокбастеры на свете). Но несмотря на проблемы, «Бездна» – важный, переломный фильм в карьере Кэмерона, в котором как минимум угадываются черты многих будущих его картин – от «Титаника» до «Аватара».
7. «Аватар: Путь воды» (2022)

После оглушительного успеха оригинального «Аватара» Джеймс Кэмерон делает вторую большую паузу в карьере. Сиквел самого успешного фильма в истории выйдет только через 13 лет после премьеры оригинала. В «Пути воды» Кэмерон продолжает историю семьи Салли: здесь главные герои вновь сражаются с человеческими захватчиками, но теперь уже не в джунглях, а в одной из акваторий Пандоры. И если первую картину многие (в основном заслуженно) считают революцией в визуальном кино, то «Путь воды» (тоже заслуженно) –феноменально успешное и красивое продолжение, но, увы, не более.
Кэмерон, особенно после провала «Бездны», никогда не писал сложных витиеватых сюжетов. И оригинальный «Аватар» не был исключением. Но если оставить уже сейчас полузабытые шутки про «Покахонтас», история в первом фильме хоть и использовала многие приключенческие клише, все же несла определенный месседж – о силе природы и взаимодействии с ней человека.
В продолжении Кэмерон сосредоточился больше на визуальной составляющей и оставил попытки усложнить сюжет. В «Пути воды» сразу понятно, кто хорошие, а кто плохие, а предугадать примерный план развития события можно после первого получаса картины. Но отсутствие глубины, плоские персонажи и предсказуемая история не смогли помешать второму «Аватару» быть сверхуспешным в прокате. Картина сейчас занимает третье место в списке самых кассовых фильмов в истории.
6. «Правдивая ложь» (1994)

Шпионский боевик о надвигающейся на США террористической угрозе со стороны Ближнего Востока. Арнольд Шварценеггер в главной роли совсем не похож на главных представителей жанра – картины про Джеймса Бонда или приключения Итана Ханта. Вместо того чтобы сфокусироваться на мировых конфликтах, Кэмерон разворачивает с первых минут сюжет в свою любимую плоскость – в сторону семейных отношений. Поэтому «Правдивая ложь», если пристально вглядеться, это не столько фильм про спецслужбы и секретных агентов, сколько картина о родственных узах и проблемах внутри семьи. Более того, смертельное оружие, бандиты и шпионские игры появляются только во второй половине картины.
В этой неожиданной подаче – главная сила и главная слабость работы. Если вы хотите посмотреть чистокровное шпионское кино, то Кэмерон, конечно, вас немного разочарует. Основной террористический конфликт в фильме начнет разгораться только когда главные герои решат (пусть и не до конца) на экране свои семейные проблемы. Но если вы за эксперименты, то «Правдивая ложь» станет для вас одним из самых очаровательных фильмов про спецслужбы вообще.
Тут много юмора, подтрунивания над шпионскими клише, милый Арни в своей лучшей форме, а еще круче – Джейми Ли Кертис, которая заставляет историю по-настоящему искрить. Кэмерону так понравится играть на большом экране в шпионов, что он напишет позднее сценарий сиквела, который запланирует снять после «Титаника». Но события 11 сентября заставят его передумать – снимать легкомысленное кино про террористов он посчитает более неуместным.
5. «Аватар» (2009)

После феноменального кассового и профессионального успеха с «Титаником» Кэмерон сделал перерыв в режиссуре на 12 лет. Итог – революционный релиз «Аватара», к которому режиссер основательно подготовился. Он вместе с командой инженеров создал специальные камеры и усовершенствовал технологию захвата движений, чтобы создать уникальный визуальный облик «Аватара».
В мире тогда еще вполне популярного 3D фильм Кэмерона предлагал совершенно иной визуальный опыт. Пока остальные мастера объемного изображения пытались ошеломить зрителя, «выбрасывая» в зал предметы и другие вещи, 3D «Аватара» действовало в обратную сторону – добавляло глубину картинке, как будто визуально обволакивала тебя во время просмотра и втягивала в экран. Поэтому релиз «Аватара» взорвал зимний прокат 2009 года – билеты на фильм было просто не достать.
Видимо, все потому, что, как Кэмерон сам рассказывал в интервью после провала «Бездны», он уяснил вечный голливудский урок – чем глубже ты рассказываешь историю, тем меньше людей посмотрит твое кино. И «Аватар» в этом смысле – фильм идеальных пропорций. Это образцовое развлекательное кино – поверхностное, местами даже глупое, но невероятно захватывающее и красивое.
Даже сегодня оригинальный «Аватар» смотрится великолепно, хотя в 2009 году это была революция, ярчайшее событие, которое сильно встряхнуло мировой прокат. И до сих пор многие пытаются повторить «формулу Кэмерона», как ее кулуарно называют в Голливуде, но удалось это только финальным «Мстителям».
4. «Чужие» (1986)

Вокруг «Чужих» Джеймса Кэмерона до сих пор ходит много противоречивых мнений. Кто-то называет сиквел – тем самым фильмом, когда франшиза шагнула не туда, предав свои хоррор-корни. Другие рукоплескают Кэмерону, доказывая, что у него получилось не просто образцовое продолжение великого фильма Ридли Скотта, а самодостаточная работа. В ней продолжается история Рипли и при этом не повторяется стиль и почерк оригинала. Из-за этого даже сегодня аудитория фанатов «Чужого» обычно делится на два лагеря: одни считают величайшим фильмом франшизы нервный и тягучий хоррор Скотта, остальные – шумный боевик Кэмерона. И как это часто бывает, выявить однозначного победителя вряд ли когда-нибудь получится.
Кэмерону действительно удалось развернуть вселенную «Чужого» в сторону более жанрового народного кино. Первый фильм Скотта пугал своей недосказанностью и неопределенностью. Зрителя постепенно знакомили с героями, миром и только потом с главным монстром, который в оригинале был скорее пугающей стихией, чем персонажем. У Кэмерона люди уже вступают с чудищем в открытое противостояние, противопоставляя себя неизведанному – любимый сценарный ход режиссера, который он потом повторит почти в каждом фильме.
Сегодня «Чужие» смотрятся великолепно. Это образцовый фантастический боевик и, возможно, последний великий фильм франшизы на данный момент.
3. «Титаник» (1997)

Масштабы и размах никогда не пугали Кэмерона. Уже в конце 1980-х, сразу после успеха «Чужих», он уговорил продюсеров, чтобы те построили ему огромный резервуар для подводных съемок, который он использовал в «Бездне». Эксперимент провалился, но именно тогда Кэмерон познакомился с подводниками и влюбился в их работу. Плодом этих отношений спустя десять лет стал монументальный «Титаник» – выдающийся исторический фильм о молниеносной любви, которая стала жертвой большой трагедии.
«Титаник» – возможно, самый безупречный зрительский фильм в карьере Джеймса Кэмерона. Это кино для всех. В скоротечной истории любви Джека и Роуз кто-то подметит страсть чувств, другие увидят высказывание на вечную тему социального расслоения общества, третьи – грандиозную катастрофу, обставленную с визуальным фирменным великолепием Кэмерона и так далее. А рекордные 11 «Оскаров» в 1998 году – еще одно доказательство, что перед нами исключительное кино, штучное.
Кстати, та самая оскаровская церемония, на которой Кэмерон заявил, что он король мира, до сих пор – самая рейтинговая в истории премии.
2. «Терминатор 2: Судный день» (1991)

В списке лучших сиквелов всех времен обычно идет борьба между двумя фильмами – вторым «Крестным отцом» Копполы и продолжением «Терминатора». И я тут скорее на стороне Кэмерона. Если продолжение мафиозного эпика Копполы тонально и интонационно очень похоже на оригинал и во многом составляет с ним единую дилогию, то Кэмерон в «Судном дне» (во второй раз после «Чужих») переворачивает все устои франшизы с ног на голову. Вместо авторского пугающего сайфай-нуара про идеального убийцу из будущего он снимает пышный зрительский боевик о технологиях, которые могут уже завтра погубить человечество.
Достоинства «Судного дня» можно перечислять долго. Это и прекрасный сценарий, усыпанный вечными цитатами, ушедшими в народ, и точный каст на всех позициях – не только героев, но и злодеев (что будет сильно недоставать последующим фильмам франшизы). И великолепная хореография сцен погонь и перестрелок. И наконец общее ощущение надвигающейся угрозы не только на главных героев, но и на зрителей.
В 1990-е было немало научно-фантастических фильмов, которые баловались в предсказания, но «Судный день» всегда (вместе с, пожалуй, «Матрицей») был главным из них. Эталонный сиквел и просто великий фильм, который можно пересматривать бесконечно.
1. «Терминатор» (1984)

Несмотря на величие «Судного дня» и народную любовь к фильму, на вершину рейтинга я поставлю все же оригинальный «Терминатор». Картина 1984 года – безупречный авторский боевик, аккуратно залезающий также на сильно популярную в то время территорию киберпанка. Он был снят за копейки, но эта ограниченность бюджета сыграла и Кэмерону, и его фильму только на руку. В «Терминаторе» очень многое разжевывается в кадре, но больше остается за его пределами – и это тот случай, когда неопределенность, недосказанность происходящего еще сильнее давит на зрителя, делая его еще одним участником событий. А сам фильм местами превращается в почти хоррор по уровню напряжения и нервов.
Фильм, возможно, сегодня не так хорошо сохранился с точки зрения визуальных эффектов в нескольких сценах. Но это все еще произведение невероятной авторской мощи, холодного дыхания и саспенса 1980-х с его грязными мегаполисами и общим настроением судного завтра. И, возможно, это первый и последний фильм в карьере Кэмерона, где он не только развлекал аудиторию, но и не боялся ее сильно испугать, где-то надавить на нее, разозлить.
Кэмерон до сих пор остается большим голливудским режиссером, мастером кассовых сборов и человеком с большой творческой фантазией. Но только (или в основном) по оригинальному «Терминатору» видно, какой Кэмерон еще и большой автор – со своим почерком, злостью и фигой в кармане.
* * *


























