7 мин.

«Битва за битвой» – претендент на все Оскары прямо сейчас

Обзор Андрея Загудаева.

Выход каждого нового фильма Пола Томаса Андерсона – событие. По крайней мере, в синефильских и фестивальных кругах. Автора «Магнолии», «Нефти», «Мастера» и других выдающихся картин некоторые называют главным американским режиссером эпохи, сравнивая с его кумирами – Робертом Олтменом и Стэнли Кубриком.

Но для широких масс Пол Томас Андерсон куда менее известен. Во-первых, потому что его фильмы хоть зачастую и переполнены звездами, но все же требуют от зрителя определенной подготовки – как перед чтением хорошего толстенного романа. Поэтому до сих пор при всей любви арт-публики, прессы и коллег сборы самого кассового фильма режиссера («Нефть») не приблизились к отметке в $100 млн.

Сейчас все может сильно измениться. В прокате выйдет «Битва за битвой» – потенциально главный арт-блокбастер года с самым большим бюджетом в карьере Пола Томаса Андерсона (по разным прикидкам – от $120 млн до $150 млн), с Леонардо Ди Каприо в главной роли и со злободневным сюжетом, в котором отражаются проблемы и противоречия современной Америки.

«Битва» уже сильно обласкана прессой: у нее высший рейтинг среди всех фильмов в карьере Ди Каприо и Андерсона. Монументальная, хаотичная и выдающаяся картина.

Главное о фильме «Битва за битвой»:

  • Дата выхода: 26 сентября 2025 года

  • Жанр: триллер про современные США

  • Режиссер: Пол Томас Андерсон («Нефть», «Магнолия», «Лакричная пицца»)

  • Актеры: Леонардо Ди Каприо («Титаник», «Выживший»), Шон Пенн («Харви Милк», «Игра»), Тейяна Тейлор («Поездка в Америку 2», «Белые люди не умеют прыгать»), Реджина Холл («Очень страшное кино»), Бенисио дель Торо («Город грехов», «Убийца») и другие.

  • Где смотреть: в кинопрокате.

  • О чем фильм: полковник армии США ищет революционера с дочкой-подростком на юге страны.

В центре сюжета «Битвы за битвой» – пламенные революционеры из ячейки «Френч 75» Гэтто Пэт (Леонардо Ди Каприо) и Парфидия (Тейана Тейлор), которые влюбляются друг в друга в перерыве между террористическими операциями, которые они устраивают в США. Во время одной из них банда проникает в армейскую часть, управляемую харизматичным полковником Стивеном Локджо (Шон Пенн), и унижает военного. Но этот случай вызывает в Локджо не злость, а страсть к Парфидии. Спустя время он ловит ее и заставляет с ним переспать.

Параллельно любовь Пэта и Парфидии не утихает: у пары рождается дочка. Вскоре молодая мама, уставшая от новой роли, опять с головой окунается в революционные движения. В одной из операций она убивает охранника банка, ее ловят и грозят 30 годами тюрьмы. Однако благодаря связям Локджо и признательным показаниям Парфидии, ей удается избежать тюрьмы, после чего она исчезает как из жизни семьи, так и полковника.

Пэт тем временем берет новорожденную дочку и переезжает по поддельным документами на юг страны, чтобы начать новую жизнь. Но спустя 16 лет прошлое вместе с Локджо их снова догоняет.

Наверное, уже по моему пересказу вступления «Битвы за битвой» становится понятно, что Пол Томас Андерсон снял немного хаотичное кино. Оно формально основано на романе самого трудно экранизируемого писателя Америки Томаса Пинчона «Вайнленд». Но из него ПТА взял лишь несколько сюжетных черт.

Буквально с первых минут фильм погружает зрителя в современный хаотичный мир США. И главное противостояние в нем разгорается между свободными радикалами, которые пронизывают страну сетью подпольных организаций, и капиталистическими элитами, прикрываемых армией. В «Битве» есть несколько однозначных сцен, в которых Андерсон и с издевкой, и с определенной долей страха показывает теневые, расистские и даже в чем-то фашистские собрания высшего американского общества, куда по сюжету хочет прорваться Локджо.

И такая тональность для Пола Томаса Андерсона и его фильмографии уникальна. Режиссер на протяжении всей карьеры избегал актуальной повестки и дотошно изучал историю – в основном своей страны («Мастер», «Нефть») и не только («Призрачная нить»). Если в его фильмах и были какие-то актуальные параллели с современностью, то их все равно разделяли десятки лет, что сильно сглаживало углы даже в самых громких работах режиссера.

«Битва за битвой» бьет в самое сердце проблем современной Америки (да и всего мира). Расслоение общества, которое чем дальше, тем больше принимает форму ожесточенных вооруженных стычек, покрывает карту мира волдырями противоречий. Андерсон в «Битве» сильнее симпатизирует революционерам, но как умный постановщик не до конца встает на их сторону, то тут, то там подтрунивая над их образом деятельности. Апофеоз всего – составная сцена с переговорами героя Леонардо Ди Каприо по подпольной линии с другим революционером, когда он просто не может вспомнить целиком пароль, чтобы получить поддержку коллег.

«Битва за битвой» на бумаге выглядела очередным актерским триумфом Леонардо Ди Каприо, который 30 лет мечтал поработать с Полом Томасом Андерсоном. Еще на заре карьеры актер отказался от роли в картине «Ночи в стиле буги», что было одной из главных его ошибок в жизни по собственным же словам. Но фильм живет не только за счет Лео.

В «Битве» Пол Томас Андерсон разделяет сольные партии на трех человек. Если нервом первой половины становится Ди Каприо, то ближе к финалу эстафетную палочку внимания сначала у него забирает одновременно демонический и смешной Шон Пенн в роли суховатого служилы с любовью к темнокожим девушкам. Сам финал остается в руках молодой Чейз Инфинити, которая вместе с прекрасным оператором Майклом Бауманом и самим ПТА становится звездой очень причудливо, но невероятно круто снятой погони по пустынным американским хайвеям.

Этот эпизод отсылает нас куда-то в 1960-1970-е, когда в Голливуде еще не существовало единой техники съемки похожих сцен, и каждый показывал их, как ему нравится. В «Битве» даже в одной этой сцене Пол Томас Андерсон как будто возрождает дух Нового Голливуда – эпохи, когда талантливые режиссеры снимали честное и жесткое кино, а публика их неистово поддерживала большими кассовыми сборами.

Ближе к финалу, когда все герои раскрывают карты, их примеру следует и сам режиссер. Он разворачивает фильм в сентиментальную плоскость, и оказывается, что это картина не столько про пульсирующий опасный современный мир, населенный радикалами, милитаристами и диктаторами, сколько о семье, ее ценностях и отцовстве. Один из основных секретов сюжета: кто – Пэт или Локджо – является отцом молодой Уиллы. И их дистанционная война – противостояние не столько классов, сколько двух мужиков, которые бьются за любовь и внимание дочери. Для одного – родной, для второго – приемной. 

И это завершение истории – штрих большого режиссера, который понимает, что сколько ни обрушивай на зрителя невзгоды сегодняшнего дня, сколько ни погружай героев в проблемы, рано или поздно все должно упереться в личное, которое в великом американском кино всегда перевешивало общее. Поэтому «Битва» показывает большой социальный конфликт как частную трагедию, только сильнее повышая градус развязки.

Многие сейчас называют «Битву» современной классикой, картиной в фильмографии Пола Томаса Андерсона не менее великой, чем этапные «Магнолия» и «Нефть». По версии авторитетного кинокритика издания IndieWire Дэвида Эрлиха, «Битва» – лучший студийный голливудский фильм за последние 25 лет. Но так ли это, настолько ли «Битва» будет откликаться у зрителя завтра и послезавтра, простите за клише, покажет время.

Сегодня же можно сказать, что Пол Томас Андерсон снял очередной выдающийся фильм, который нельзя пропускать ни в коем случае. Это громоздкая (150 минут хронометража), невероятно живая и искрящаяся картина. И если весной следующего года фильм соберет все «Оскары» (сейчас у букмекеров безоговорочный фаворит), то это будет долгожданным признанием режиссера, который своей блестящей карьерой уже давно заслужил войти в историю главной кинопремии мира. А если нет, то «Битва» точно хуже не станет. Я посмотрел фильм уже дважды и не могу перестать о нем думать. 

Пол Томас Андерсон, спасибо.