«Эдем»: фильм-провал с голливудскими звездами на тропическом острове
Андрей Загудаев морщится от нового фильма Рона Ховарда.
В конце 1920-х, предвосхищая приход нацистов к власти и устав от европейской городской жизни, доктор и философ Фридрих Риттер вместе со своей женой Дорой, решаются на радикальный шаг — отправляются на один из галапагосских островов Флореана на другом конце света, чтобы вести уединенный фермерский образ жизни. У Риттера, впрочем, есть и важная глобальная цель: он хочет, максимально далеко удалившись от цивилизации, написать ультимативный философский трактат, который должен, по его мнению, «спасти человечество от его самого».
Их идиллия продолжается несколько лет, пока в начале 1930-х на остров не приезжает семья Уиттмер (муж, беременная жена и 13-летний сын). Ее глава — давний фанат Риттера, который решает повторить судьбу своего кумира.
А вслед за ними на Флореане появляется взбалмошная эффектная баронесса со слугой и двумя молодыми любовниками. Узнав о популярности Риттера, она хочет открыть на острове фешенебельный курорт для богатых туристов из Америки.
Главное о фильме «Эдем»
Дата выхода: 4 сентября 2025 года
Жанр: драма
Режиссер: Рон Ховард («Игры разума», «Гонка»)
Актеры: Джуд Лоу («Шерлок Холмс», «Молодой папа»), Ванесса Кирби («Фантастическая четверка: Первые шаги», «Корона»), Даниэль Брюль («Гонка», «Бесславные ублюдки»), Сидни Суини («Белый лотос», «Эйфория»), Ана де Армас («Блондинка», «Достать ножи») и другие.
Где смотреть: в кинопрокате
О чем фильм: несколько групп людей оказываются на тропическом острове в 1930-х.
Как гласит легенда, режиссер Рон Ховард («Игры разума», «Код Да Винчи») узнал о настоящей истории Риттера и его соседей по острову Флореана, которая действительно произошла почти сто лет назад, когда сам путешествовал по тем местам. И тут же захотел снять об этом фильм. Запал понятен: события на Флореане — может быть и не самая известная история в летописи ХХ века, но одна из самых загадочных и неоднозначных. А в современную эпоху победившего во всех форматах тру-крайма она смотрится особенно выигрышно. Потому что, что точно произошло на острове в середине 1930-х (а на нем произошли некие, не будем спойлерить, трагические и даже криминальные события), никто уже никогда не узнает.

В «Эдеме», впрочем, Ховард однозначно расставляет все точки над «i». Дело в том, что события 1930-х на Флореане были по-разному описаны сначала в мемуарах жены Риттера, а затем — супруги Уиттмер. Ховард больше верит последней, поэтому финал фильма он списывает с ее книги. Но до него, боюсь, сможет досидеть не каждый.
«Эдем» презентовали на прошлом кинофестивале в Торонто, где его приняли достаточно холодно. Затем картина с таким именитым режиссером и таким звездным кастом так долго искала прокатчика на родном американском рынке, что успела выйти в Германии. Так в чем же причина? Дело в том, что Ховарду удалось превратить очень интересную таинственную историю в бесцветный и нудный фильм, в основе которого лежит инертный пересказ событий столетней давности. Без острых углов, без колоритно выписанных персонажей, без трукрайм червоточинки. «Эдем» — это большой провал знаменитого режиссера, кино упущенных возможностей.

А накрутить тут можно было много чего. Например, превратить, «Эдем» в философскую притчу о столкновении возвышенного и низменного, философии и быта, полета мыслей и тяжелого сельскохозяйственного быта. Идеи не новые и не слишком уникальные, но хоть какие-то.
Или вот: историю можно было бы повернуть в русло противостояния разных социальных слоев, для этого в «Эдеме» есть все. Философ Риттер — очевидно интеллигенция, семья Уиттмер — тихий народ, баронесса с любовниками — шумная элита. Эти противоречия как-то вырисовываются сами собой в фильме, но очень контурно, без вмешательства твердой авторской руки.
Наконец, можно было бы превратить «Эдем» в остросюжетный триллер, взяв за основу мемуары дам, но как следует запутав зрителя. Уединенный остров, нагнетаемые от сцены к сцене саспенс и градус безумия, уставших друг от друга людей, запутанный криминальный финал и безумная развязка — это тоже могло бы сработать. Я прямо вижу, как эта история расцветает в руках Финчера или праймового Шьямалана. Но нет — такое решение тоже авторов не заинтересовало.

И вместо все этого Ховард и Ко превратили «Эдем» с его уникальным сюжетным фундаментом в скучную жеваную драму без четких контуров, с неинтересными героями и наигранными конфликтами между ними, без внятного начала и с оглушительно плохим финалом.
Кажется, что «Эдем» снимали по газетным заметкам очень уставшие от производства фильмов люди, которым, к тому же, история Риттера была интересна только в плоскости то ли несмешного анекдота, то ли байки из позапрошлой жизни. Привести ее к какому-то внятному знаменателю в формате художественного фильма никто так и не смог.
Голливуд, конечно, на «Эдеме» не в миллионный раз забивает гвозди микроскопом, но особенно обидно в этот раз за актеров. Им тут абсолютно нечего играть, поэтому каждый старается привнести в фильм хоть что-то: Джуд Лоу сверкает вставной челюстью и гениталиями, Даниэль Брюль при любом удобном случае удаляется из кадра, девушки-жены пучат глаза за спинами мужей, молодые любовники — предсказуемо, как фотомодели, вьются вокруг баронессы, а она сама в исполнении голодной до сложных ролей Аны де Армас существует в рамках клише роковой, но не очень умной женщины.

В итоге это все похоже на первую репетицию амбициозной театральной постановки, в которой ни артисты, ни тем более режиссер со сценаристом, пока не понимают, как их спектакль должен электризовать и влюблять в себя зрителя.
Я часто говорю, что за провалами в кино, как и за большими успехами, очень интересно наблюдать. Разбирать на молекулы, пытаться получить ответы, почему все не сработало как надо. Но «Эдем» — уникальный случай, когда это делать совсем не хочется. Это уставшее бесцветное кино, которое стало жертвой авторского бессилия своих создателей. Даже в формате смешного камео в «Киностудии» Рон Ховард источал куда больше режиссерского задора, чем в последние 10 лет своей полноценной карьеры.


































