11/22/63 - лучшее, что когда-либо писал Стивен Кинг
Начать свою общую ленту хочу с цикла постов об одном из своих любимых писателей - Стивене Кинге.
Его по праву называют Королем ужасов, однако зачастую люди забывают, насколько многогранно его творчество. Здесь находилось место и драматическим эпосам, любовным романам, психологическим триллерам, да и просто небольшим рассказам о вполне себе обыденных вещах. В литературе под авторством Кинга мне всегда нравилось именно это разнообразие жанров - ты не был скован рамками и единым стилем, можно было выбирать все, что душе угодно.
И вот с вашего позволения я бы хотел устроить эдакий своеобразный цикл постов, каждый из которых будет посвящен моим любимых книгам, выпущенным из под пера Короля ужасов. И первым кладезем авторского ремесла Кинга я, разумеется, назову свое любимое произведение — 11/22/63.
Присущий автору стиль повествования здесь сходу погружает нас в круговорот событий без долгого и занудного введения в сюжет. В принципе, за это в том числе мне зачастую нравятся книги Кинга (пусть и далеко не все).

Главный герой — учитель английского языка Джейк Эппинг. Ему 35 лет, в нем живет нереализованная мечта писать книги (эта черта присуща абсолютному большинству персонажей Стивена, «о чем знаю - о том пишу»).
Один из его хороших знакомых — Эл Темплтон, владелец закусочной — просит Джейка о немедленной встрече. В закусочной тот видит невероятное — будучи молодым и вполне себе здоровым человеком, Эл буквально за день постарел и осунулся.
Эл объясняет, что в подсобном помещении его забегаловки он обнаружил портал в 1958 год. И после ряда экспериментов с краткосрочными побегами в прошлое на пару часов, Эл попробовал использовать портал для предотвращения гибели Джона Кеннеди, 35-го президента США, которое случилось 22 ноября 1963 года. Увы, Эл словил рак и попросту не смог дожить в прошлом до нужного срока. Посему бремя попытаться изменить прошлое ради светлого будущего ложиться на плечи молодого учителя.

Сложно поверить, но это лишь завязка перед дальнейшим развитием событий.
С момента повторного пересечения Джейком временного портала мы начинаем путешествие длиной в пять лет. В Америке 50-х ему приходится придумать себе новую личность: взять новое имя, создать новое «прошлое», найти работу и попытаться слиться с этим миром на правах «пришельца из будущего».
Здесь он впервые по-настоящему чувствует прелесть ушедшей эпохи: запахи и вкусы еды, дешевизну товаров, медленный ритм жизни, отсутствие технологий, к которым привык человек XXI века — и тут стоит отметить, насколько же шикарно Кингу даются приемы воссоздания атмосферы тех лет, будто бы ты вместе с героем повествования переживаешь их в реальной жизни. Но прошлое — не идиллия. Оно по-своему жестоко и консервативно, и за глянцевой поверхностью скрываются бытовое насилие, предрассудки, а заодно — социальная несправедливость.

В своей «новой» жизни Джейк встречает Сэйди Данхилл, школьную библиотекаршу. Их отношения развиваются сперва неспешно, но затем постепенно становятся центром всей истории. Рядом с Сэйди Джейк начинает забывать о своей первоначальной миссии, поскольку сама мысль о возможности бросить все в попытке убить другого человека во благо будущего означает отказ от собственного счастья в угоду чему-то мнимому и эфемерному.
В этой связи легко читается контраст между развитием сюжетной арки Джейка в его новом амплуа и его параллельной слежки за Ли Харви Освальдом — убийцей Джона Кеннеди.

В первом случае мы имеем возможность проникнуться тем счастливым забвением, в котором Джейк предпочитается находиться последние пару лет. В другом — пред нами предстает фактически документальное расследование жизни Освальда и его семьи на фоне того, что должно случиться в 1963 году. Отрешенность, с которой Джейку приходится проводить дни за наблюдением, передается и читателю. А доскональность, с которой Кинг опирается на реальные факты, протоколы, воспоминания свидетелей тех событий, окончательно стирает невидимые границы между вымыслом и настоящей историей, окончательно погружая нас в текущие события с головой.
Книгу категорически рекомендую всем любителям художественной литературы, независимо от жанровых предпочтений.
Здесь нет привычных для поклонников Кинга ужасов, но зато присутствует постоянная тревога перед неумолимой силой времени. Это масштабное полотно, где политический триллер соседствует с интимной историей любви. Кинг убедительно показывает, что даже грандиозная миссия «спасти Кеннеди» меркнет перед личным выбором человека, который однажды нашёл своё счастье.






















