6 мин.

Каким получился «Серфер». Николас Кейдж сходит с ума на пляже

Обзор Андрея Загудаева. 

Состоятельный брокер (Николас Кейдж) привозит сына-подростка на любимый пляж детства, чтобы вместе покататься на доске по волнам. А заодно устроить ему сюрприз: мужчина в шаге от того, чтобы выкупить обратно семейный дом на побережье, и готов сообщить об этом мальчику.

Но на пляже главные герои неожиданно сталкиваются с местной бандой подкачанных серферов, которые называют себя «бухтовики». Они с порога говорят чужакам, что это место только для своих, и просят по-быстрому убраться восвояси. Отец и сын слушаются хулиганов, но вскоре старший (почему-то) возвращается на побережье. Он начинает следить за серферами, возмущенный их поведением. И параллельно, буквально из салона назаглушенной машины, продолжает вести рабочие звонки и старается завершить сделку по покупке дома. Тут с главным героем начинают происходить самые разные приключения.

📌 «Грешники»: обзор стильного хоррора про вампиров от режиссера «Черной пантеры»

Главное о фильме «Серфер»:

  • Дата выхода: 1 мая 2025 года.

  • Жанр: психологический триллер

  • Режиссер: Лоркан Финнеган («Вивариум»)

  • Актеры: Николас Кейдж («Скала», «Угнать за 60 секунд»), Джулиан Макмэхон («Зачарованные», «РЭД»), Николас Кассим («Решала»), 
    Рахель Абдулрахман («Фуриоса: Хроники Безумного Макса», «Шантарам»).

  • Где смотреть: в кинотеатрах

  • О чем фильм: триллер про отца и сына, которых не пускает на пляж банда серферов.

По трейлеру и примерно первым 15 минутам «Серфера» кажется, что перед нами кино в благородном и любимом жанре – «плохие люди докопались до интеллигентного человека». Обычно такая завязка заканчивается горами трупов и ультражестокостью, вспомнить хоть «Крепкий орешек», хоть «Джона Уика». Но чем дальше развивается история, тем отчетливее фильм выруливает на совсем другую сюжетную траекторию. И оказывается, что перед нами не боевик про отчаявшегося мужчину, а психологический триллер про человека, который в любой момент жизни, оказавшись под грудой невзгод и проблем, может потерять связь с реальностью.

Тут важно знать контекст. Австралийский режиссер «Серфера» Лоркан Финнеган («Вивариум») в интервью не раз подчеркивал, что его фильм – это своеобразный и вольный ремейк «Пловца» с Бертом Ланкастером, культовой картины 1960-х, которую никто не понял на релизе из-за странной отрывистой манеры повествования, огромного количества абстракций и символов. «Серфер» во многом старается не отставать от фильма 60-летней давности, поэтому знайте, что легкой прогулки не будет.

📌 Боевик «Опустошение» снимали 3 года. Там эталонные экшен-сцены и странный Том Харди

Финнеган берет у «Пловца» (а вообще – у литературного первоисточника Джона Чивера) и основную мысль. Это фильм о борьбе мужчины средних лет с одной стороны со своим прошлым, с другой – с верхушкой среднего класса, самой опасной прослойкой любого общества. Ведь именно ее представители зачастую искусно находят трещины в законах, а также берут на себя слишком много, порой – чуть ли не мессианских, обязанностей. И поэтому «бухтовики» в фильме – это не просто банда хулиганов, а почти что секта людей с достатком выше среднего. И для них кусок пляжа не столько необходимость или дурость, сколько игра в нечто первобытное, чего они лишены в современной офисно-бытовой жизни.

«Пловец» 1960-х был еще фильмом о перерождении или крушении (кому как нравится) американского мужчины средних лет той эпохи. Напомню, что в 1960-е на США сваливается слишком много всего: Холодная война, Карибский кризис, первая половина Вьетнамской войны, убийства Кеннеди и Мартина Лютера Кинга. И это далеко не полный список. Трансформация героя Ланкастера в фильме 60-летней давности очень точно рифмовалась с изменениями в американском обществе. Сытое послевоенное время осталось позади, а впереди только мутное будущее. О 1960-х и этот самый слом сознания снято тоже немало понятных фильмов и сериалов – от «Взрыва из прошлого» до «Безумцев».

У «Серфера», несмотря на все современные конфликты, все-таки нет такой спайки с эпохой. И авторы фильма, погружая главного героя в почти сюрреалистическое параллельное изменение, не придумывают ничего умнее, чем выкрутить на максимум маргинальность. Белозубый Кейдж тут пьет ржавую воду, копается в мусорках, орет на всех и в одной из сцен даже ест крысу. Хоть из артиста к пенсии несколько выветрилось его фирменное душевнобольное обаяние (см. «Поцелуй вампира» или хотя бы «Воскрешая мертвецов»), никто в Голливуде до сих пор не может сыграть безумие точнее и эффектнее, чем Кейдж. «Серфер» – его очередной бенефис и одна из лучших ролей в карьере вообще.

Тут он очень аккуратно, шаг за шагом погружает своего персонажа в состояние, когда ему становится уже сложно отличить реальность от наваждения. Он теряет машину, телефон, деньги и как будто связь с настоящим. Но красота «Серфера» еще и в том, что фильм дает простор для трактовок. Когда кажется, что в истории все максимально однозначно, сюжет делает небольшой кульбит, и правила игры снова меняются. Наблюдать за этими переходами между сном и явью, между надуманным и реальным, порой вообще не понимая, что происходит, очень интересно.

📌 Обзор «Громовержцев». Джейк Шрейер снял один из лучших фильмов Marvel

По описанному выше будто складывается впечатление, что «Серфер» – это очередной бриллиант малобюджетного кино, который можно не заметить за спинами блокбастеров в прокате. Но это не совсем так, и у фильма Финнегана есть одна фатальная проблема – хронометраж. А точнее неспособность авторской команды забить его достаточным, как бы сейчас сказали, количеством контента.

«Серфер» длится не смертельные 100 минут, но куда острее и энергичнее эта история смотрелась бы в формате часовой серии, например, «Черного зеркала» или любого другого сериала, в концепцию которого бы вписался такой сюжет. Авторы категорически пытаются высосать из «приключений» главного героя, которые происходят примерно в радиусе ста метров, все возможное, но этого оказывается недостаточно. И когда очередная повторяющаяся аллюзия или идея всплывает на глади фильма, она начинает скорее бесить, а не восхищать. А когда количество повторов начинает превышать все мыслимые пределы, бесить начинает в «Серфере» все – даже прекрасный Кейдж, играющий здесь нужные эмоции и трансформации в три раза дольше, чем требуется, тоже растягивая фильм.

Но если закрыть на это глаза или, например, отвлекаться в раздражающие моменты на телефон, пропуская дублирующиеся рефрены, то от «Серфера» можно получить если не удовольствие, то очень необычный зрительский опыт. Это очень тонкая «бэха» – фильм, который одновременно не перегружает зрителя, но заставляет прочувствовать в кинозале очень широкий спектр эмоций. Это картина, которая путает, пугает, раздражает и восхищает примерно одним и тем же – своей чрезмерностью, очень специфическим тоном и подачей, маргинальным обаянием. Как и, если задуматься, Николас Кейдж – один из самых удивительных артистов своего поколения. Если вам Кейдж по духу, то вы уже, думаю, купили билет в кино, если же нет – обходите «Серфера» стороной.

* * *

«9 лет назад я жил в кредит, с зарплатой в 17 тысяч рублей». Искренний разговор с Дмитрием Чеботаревым

7 любопытных фильмов с Аль Пачино. Подборка Андрея Загудаева

Apple TV+ экранизирует главный киберпанк-роман