«Грешники»: обзор стильного хоррора про вампиров от режиссера «Черной пантеры»
Андрей Загудаев – о новом фильме Райана Куглера.
США, 1932 год. В родной город в дельте реки Миссисипи возвращаются два брата-близнеца Дым и Пепел (отличный Майкл Б. Джордан в двух ролях). Оба стали ветеранами Первой мировой, а затем построили криминальную «карьеру» в Чикаго времен сухого закона. Благодаря жестокости и журналистам их слава докатилась и до родных мест, где их теперь встречают (даже знакомые) с определенным страхом в глазах.
Но планы у братьев вполне миролюбивые: они выкупают за приличную сумму денег местную лесопилку, чтобы устроить там джук-джоинт — т.е. недорогой бар с живой музыкой — для темнокожих. Для этого они привезли из Чикаго много импортной выпивки и немало кэша. Буквально за день братьям удается совершить невозможное: купить лесопилку, отмыть здание от прошлых хозяев, а также нанять персонал — открытие они планируют в день приезда. Главной же звездой вечера должен стать их кузен, который феноменально играет на гитаре и поет. И до определенного момента их план продолжает работать, пока на пороге бара не появляется трио странных белых музыкантов, которые настойчиво просят организаторов вечеринки пустить их внутрь.
Главное о фильме «Грешники»:
Дата выхода: 18 апреля 2025 года.
Жанр: вампирский хоррор
Режиссер: Райан Куглер («Крид», «Черная пантера»).
Актеры: Майкл Б. Джордан («Крид», «Черная пантера»), Делрой Линдо («Малькольм Икс»), Хейли Стайнфелд («Соколиный глаз», «Капитан Марвел 2»), Омар Бенсон Миллер («8 миля»), Лола Кёрк («Исчезнувшая», «Оставленные»)
Где смотреть: в кинотеатрах
О чем фильм: вампирский хоррор про расизм, блюз и юг Америки.
«Грешники» Райана Куглера («Крид», «Черная пантера») — еще один дорогостоящий продукт современной политики киностудии Warner Bros. Несколько лет назад, после (во многом неожиданного) успеха первого «Джокера», главы киноподразделения студии Майкл Де Лука и Памела Эбди изменили стратегию финансирования компании. И начали давать большие бюджеты именитым режиссером с надеждой, что они повторят достижения кинокомикса Тодда Филлипса.
Но как это часто бывает, благими намерениями вымощена дорога в ад. Некая свобода, которую дали в WB режиссерам, привела в итоге к нескольким большим коммерческим провалам. Сначала киксанул второй «Джокер», который пролетел не только мимо зрительских внимания и денег, но и мимо премиального сезона. А в начале этого года сначала провалился «Микки 17», $150-миллионная фантастика от автора «Паразитов» Пон Джун-хо, а далее в прокате тихо умерли «Мудрые парни» с Робертом Де Ниро — гангстерский фильм от режиссера «Плутовства» и «Человека дождя».
Это привело к тому, что WB в последние месяцы кардинально поменяли политику финансирования (привет, франшизы), но выкинуть или закрыть несколько больших фильмов от титулованных постановщиков, которые уже находились в производстве, они просто не могли. Впереди у WB много головной боли: как рекламировать новую работу Пола Томаса Андерсона, или, например, «Невесту» от Мэгги Джелленхол — вольный ремейк «Невесты Франкенштейна». А на подходе – несколько дорогих картин от больших режиссеров, которые непонятно как поведут себя в прокате.

У фильма уже более $170 млн собранных в прокате денег, а также потрясающий сарафан в США — фильм в первый и второй уикенд посмотрели примерно одинаковое количество людей, что в индустрии считается скорее аномалией. Многие это связывают не только с качеством материала, но и сговорчивостью Куглера. В отличие от того же Пон Джун-хо, который выиграл борьбу с начальством студии за финальный монтаж «Микки 17», Куглер шел на диалог и несколько раз доснимал нужные сцены и даже перемонтировал с продюсерами фильм. И это дало результат — аудитория все идет и идет в кинотеатры.
Более того, уже сейчас некоторые индустриальные издания называют «Грешники» первой картиной, у которой есть большие шансы засверкать на «Оскаре» следующего года. И это при том, что хорроры — мягко говоря, далеко не самый любимый жанр у киноакадемиков. Конечно, это все сегодня — авансы, но шансы у фильма действительно есть.

Куглер не сильно увлекается деталями (это все-таки не, например, «12 лет рабства»), но широкими понятными мазками рисует портрет южной части страны того времени. Темнокожие — рабы, у белых неограниченная власть, куклуксклановские костюмы и повадки еще в моде, в целом до равноправного общества еще очень далеко. И отчетливее всех это понимают не столько местные жители, которые в большинстве своем не выезжали никуда за пределы штата, а как раз Дым и Пепел, побывавшие даже в северном Чикаго, где должны быть уже другие порядки.

Но расизм и все, что с ним связано — лишь первый слой «Грешников». На втором, куда более любопытном, правит бал музыка. Фильм Куглера — один из самых мелодичных хорроров в истории. Здесь очень много блюза, музыки южных американских штатов, но не только. Главное, что музыка здесь — не декор, а важный элемент сюжета. В какой-то момент мы понимаем, что именно она становится катализатором событий второй — куда более кровавой — части фильма. И музыка здесь — важный ключ к понятию и сохранению идентичности главных героев (а далее — и всего темнокожего народа). И в этом месте «Грешники» Куглера отсылают к важной легенде о блюзмене Роберте Джонсоне, который прославился примерно в те же годы, и встраивают её частично в ткань собственного сюжета. Спойлерить не буду, но если хотите разобраться о чем речь, про Джонсона есть много документальных фильмов и культовый художественный — «Перекресток» 1986 года.
Еще с музыкой связаны, пожалуй, две самые впечатляющие сцены из фильма — блюзовое песнопения внутри бывшей лесопилки, которые стирают пространство и время вокруг себя, а также ирландские пляски (тут без подробностей).

Третий же слой «Грешников» — собственно, хоррор-часть, которая открывается как в видеоигре, как будто после «прохождения» (просмотра) первых двух. И тут оказывается, что Куглер в своем фильме вольно использует формулу «От заката до рассвета» Роберта Родригеса. С той лишь разницей, что в хоррор-классике 1990-х главные герои сами приезжали в логово зла, а тут в гости наоборот напрашиваются монстры.
И, честно говоря, развязка в «Грешниках» — эта двадцати (примерно) минутная сцена противостояния людей и вампиров, самое неинтересное, что есть в фильме. Да, она его логически завершает и здесь Куглер развязывает все сюжетные узелочки, которые были подвязаны с начала фильма. Да, в финале будут сюрпризы, много крови и мочилова, но после часовых сборов с героями в первой половине ты ждешь от кульминации фильма как будто чуть большего размаха. А если держать в голове $100-миллионный бюджет фильма, то вопросов будет еще больше.
И по финалу видно, как Куглера сильно волнуют вечные вопросы про расизм, самоидентификацию и угнетение темнокожего народа, блюз и музыку вообще, про жизнь липкого американского юга и все, что с этим связано. И как Куглера мало (или незначительно) интересуют вампиры. Здесь они — фигура речи, очень прямолинейный и понятный образ, который только дополняет основной месседж фильма, но не самостоятельная сущность. И тут уже важно просто для себя решить, насколько это важно для вас при просмотре фильма, но особо впечатлительные участники вампирского фандома, думаю, будут не очень довольны.

Но несмотря на все несовершенства (хронометраж, повторения в сюжете, несколько смазанный финал) «Грешники» Райана Куглера — это маленькое событие. Стильный, мелодичный, неглупый хоррор, который, уверен, окажется во многих списках лучших фильмов года от авторитетных изданий.
Для меня же важнейшее достоинство Куглера — неоднозначность его трактовки. Для кого-то это будет фильм про сегрегацию, для других — про музыку как часть души человека, для третьих — про вампиров южной американской полосы. Но это не конец. В одной из соцсетей я, например, прочитал, что «Грешники» — это вообще фильм о проблемах малого бизнеса. Прелесть, правда?
И когда картина вызывает такие умственные напряжения у зрителей, первое, что она заслуживает после просмотра — аплодисменты.
















