8 мин.

Контракты – поменьше, коэффициенты – пониже. Как новые налоги для букмекеров изменят киберспорт

Но от этого могут выиграть небольшие блогеры. 

Совет Федерации одобрил поправки в закон о налогообложении. По нему букмекеры теперь должны платить дополнительные налоги: 7% с GGR и 25% с прибыли. Для вступления закона в силу осталась только подпись президента.

Кибериндустрия очень тесно связана с букмекерами. Команды подписаны с БК и солидная часть бюджета зависит от этих вливаний. Стримеры, инфлюенсеры и целые кастерские студии получают деньги от игорного бизнеса. Наконец, даже турнирные операторы зависят от денег букмекерских спонсоров. А значит, этот закон напрямую влияет на киберспорт.

В этом материале постараемся разобраться, сколько теперь будут тратить букмекеры на налоги, как это отразится на киберспорте и на обычных игроках. Для этого мы опросили экспертов, и вместе с их помощью оценили возможное будущее.

Почему государство взялось за букмекеров

В конце сентября правительство одобрило проект трехлетнего бюджета. Вместе с тем Министерство финансов предложило налоговые корректировки для разных сфер. Так было анонсировано повышение НДС до 22%, снижение порога для обязательной уплаты НДС для ИП и другие инициативы. Среди них оказалось и предложение по изменению налогов на игорный бизнес.

Интересное мнение высказал генеральный директор Национальной юридической компании «Митра» Юрий Мирзоев: «Повышение выплат справедливо: букмекерский бизнес – источник социальных рисков (игровая зависимость, долги населения). Ужесточение налогообложения – это инструмент, который заставит бизнес нести часть затрат на нивелирование этих негативных последствий. По сути, это принцип «загрязнитель платит».

По данным РБК за 2024 год суммарный оборот десяти крупнейших букмекерских компаний вырос на 43% и достиг 1,7 трлн рублей. Игорный бизнес – один из немногих, что продолжает расти в последние годы.

В первом чтении депутаты предложили взимать 5% с оборота букмекерских компаний и 25% прибыли. Против выступили не только представители букмекеров, но и главы спортивных федераций. В своем письме председателю правительства Михаилу Мишустину они подчеркнули, что новые налоги приведут к сокращению целевых отчислений на спорт и прямых контрактов с федерациями.

Кажется, их просьбы были услышаны, и замминистра финансов Алексей Сазанов выступил с компромиссным предложением: заменить 5% с оборота на 7% с GGR (разницей между суммой ставок в БК и выплаченными ею выигрышами). 

После принятия такой формулы во втором чтении он отметил: «Было выявлено, что в случае установления тех налогов, которые предполагались в первом чтении, возможно сокращение рынка почти в 2 раза. Это автоматически привело бы к сокращению платежей в пользу спортивных федераций. <...> Понимая эту угрозу, было принято решение скорректировать уровень налогообложения с тем, чтобы объем рынка не изменился, но при этом правительство получило бы деньги, на которые рассчитывало». При этом он подчеркнул, что налоговая нагрузка букмекеров вырастет в 60 раз.

Какие налоги платят букмекеры сейчас

До принятия закона букмекеры платили фиксированный налог на объекты игорной деятельности. В каждом регионе он свой, но в Налоговом кодексе прописаны пределы, в которых можно взимать плату:

  • для пунктов приема ставок – от 10 000 до 14 000 рублей за один пункт;

  • для процессинговых центров (офисов компаний) – от 50 000 до 250 000 рублей;

  • для процессинговых центров интерактивных ставок (обрабатывающих онлайн-ставки) – от 9,5 до 10 млн рублей.

Кроме того, букмекеры обязаны делать целевые отчисления в Российский спортивный фонд. В 2024-м ставку повысили с 1,5% до 2% с каждой ставки. В 2026-м она вырастет до 2,25%, а в 2028-м – до 2,5%. В 2024-м букмекеры заплатили 35 млрд рублей целевых отчислений.

Помимо целевых отчислений, 3% с каждой ставки уходит в Единый центр учета и принятия ставок (ЕЦУПИС) в качестве комиссии за совершение платежей.

Если бы закон приняли в первом чтении, то это бы сильно ударило по букмекерам. Так, крупнейшая БК России – «Фонбет» вместо 37,44 млрд прибыли (по данным за 2024-й), получила бы всего лишь 5,28 млрд рублей. У Pari осталось бы всего 1,25 млрд из 8,31 млрд, а «Лига Ставок» ушла бы в минус на 3,5 млрд и не заплатила бы 25% налогов на прибыль. По расчетам Спортса”, 7 из 15 компаний стали бы убыточными.

Если взять новую формулу налогообложения, то у «Фонбета» останется 20,7 млрд, у Pari – 5 млрд, а у «Лиги Ставок» – всего 165 млн.

Коллеги со Спортса” подсчитали, что с каждой тысячи депозита букмекер зарабатывает 31,8 рублей. После введения новых налогов чистая прибыль упадет до 9,6 рублей: в три раза.

Насколько кибериндустрия зависит от букмекеров

Если в двух словах – очень сильно. БК спонсируют команды, турнирных операторов, кастерские студии, заключают амбассадорские контракты с игроками, стримерами и блогерами. На графике можно увидеть неполный список киберспортивных активов БК.

📌Кто спонсирует киберспорт? Исследование Кибера

Самые активные на рынке – BetBoom и Winline. Им принадлежит почти половина всех контрактов в кибериндустрии. Fonbet и PARI отстают, но у них есть свои козыри: студии, которые освещают крупные турниры по Доте и КС.

Как изменится киберспорт

Маркетинг – самая большая статья расходов у букмекеров, и едва ли не единственная, где можно сэкономить. По мнению шеф-редактора «Рейтинга Букмекеров» маркетинговые бюджеты снизятся на 20-30%. Компании перестанут разбрасываться деньгами и начнут меньше тратить на спонсорские проекты.

📌Как букмекеры меняют киберспорт в России: большое исследование Кибера

Андрей Нестеров, менеджер по работе с инфлюенсерами в одной из крупных БК и автор тг-канала «Молодой медиабайер», считает, что долгосрочные контракты никуда не пропадут. Это выгодно как компаниям, так и инфлюенсерам. Однако теперь больше внимания будет уделяться реальному привлечению новых клиентов и работе с уже действующими.

У небольших блогеров появится возможность поработать с букмекерами. Они лучше понимают свою аудиторию и лучше с ней работают, поэтому станут интереснее для компаний, учитывая цели букмекеров.

По мнению Андрея, конкуренция за самые эффективные активы никуда не денется, но переплачивать уже никто не сможет и не захочет. Дорогие спонсорские контракты ждет пересмотр условий в зависимости от показателей.

Что думают люди из индустрии

CEO PARI Esports Сергей Гламазда считает, что амбассадоры-стримеры останутся важными активами для БК. Стримеры вовлекают свою аудиторию, которая уже подготовлена и знакома с компанией. Классическое размещение рекламы никогда не будет давать того же эффекта, который зритель получает от живого человека.

Василиса «Vasilisa» Чернова, кастер и амбассадор BetBoom, ожидает, что из-за снижения маркетинговых бюджетов рекламного контента станет меньше. Однако он станет качественнее, потому что делать шаблонные вещи как раньше – не получится.

В новых условиях Василиса тоже видит шанс для небольших блогеров: так букмекерам будет проще достучаться до новой аудитории. 

Как новые законы скажутся на игроках

Еще одно изменение в законе, которое напрямую коснется игроков: теперь букмекеры обязаны вычитать налоги при выплате любой суммы. Раньше при выводах до 15 000 рублей пользователь должен был сам подавать информацию в налоговую. Этим часто пользовались игроки, разбивая выплату на несколько частей и не платя налоги.

Теперь такой возможности не будет. Букмекер будет вычитать 13% налогов с любой суммы вывода. 

Пока сложно сказать, как скажется новая реальность на игроках. Один из возможных исходов – сокращение линии, ведь обслуживать некоторые виды спорта и рынки ставок станет попросту невыгодно.

Еще один способ сэкономить для букмекеров – фрибеты. Вряд ли они исчезнут полностью, однако наверняка условия отыгрыша станут сложнее, а частота их получения и суммы снизятся.

📌«Видел исследование Кибера, оно немного помогло». Как выиграть 50 миллионов на Доте?

Наконец, самое важное и вероятное изменение: повышение маржи букмекера, а значит – снижение коэффициентов. На начальных этапах это может быть не так заметно, но на длительной дистанции, а тем более в экспрессах, общий выигрыш будет сокращаться.

* * *

В целом, все оказалось не так страшно: не будет массовых расторжений контрактов и отказов от новых интеграций. Для кибериндустрии это означает переход к более прагматичной модели.

Команды, студии и инфлюенсеры ощутят давление сильнее остальных, но рынок не рухнет. Наоборот, выживут те, кто способен показать реальную ценность и привести аудиторию, а не просто присутствует в медиапространстве. Вырастет роль тех, кто умеет работать со своей аудиторией.

Игрокам же придется привыкнуть к новой реальности: более жестким налоговым требованиям, падению коэффициентов и сокращению выгодных предложений. 

Адаптация к новым условиям может проходить болезненно, однако все будет зависеть от того, насколько быстро индустрия примет измененные правила игры.

TechiesTechies
TinkerTinker
BroodmotherBroodmother
HuskarHuskar
Arc WardenArc Warden
MeepoMeepo
Witch DoctorWitch Doctor
Shadow ShamanShadow Shaman
VenomancerVenomancer
ViperViper