БКБ – самый сломанный предмет Доты. Мы привыкли, но его пора менять
Андрей Бадьянов ждет перемен.
Пару недель назад NS в своем Твиттере написал такую вещь:
А в чем, собственно, факт? Должен ли работать Рефрешер на Хекс, Еул или Линкен? Если да, то в Рефрешере ли проблема ли? Явно нет. Проблема – в БКБ.
В своем нынешнем виде это в принципе самый проблемный предмет Доты. Вот статистика самых используемых предметов в игре за всю ее историю:
Что останется, если убрать всю обувь, апнутый Стик и ТП-шку?
А вот тенденции за последний месяц:
Да, теперь БКБ обгоняет даже ботинки.
Почему так происходит?
Новые темповые предметы с Топором Огра – разбираются. Сколько раз вам на голову садился Баланар с БКБ на 19-20-й минуте, которое он собрал себе из куска Сабли? Или Луна приходила в драку с БКБ на 16-17 минуте, разобрав Драгон Лэнс, и просто всех вырезала?
БКБ не меняли 13 лет, а недавно еще и усилили. Последнее кардинальное изменение сборки датируется 7-м октября 2008-го года. 2008-го! Патч 6.55 (его вы можете глянуть вот тут, интересующий нас пункт Some Item Details: Old BKB и New BKB). Именно тогда он стал собираться из Молотка и Огр Акса, давать 24 урона и 10 силы. Больше 13-ти лет предмет существует в таком виде! Очевидно, Айсфрог все это время считал его образцом баланса.
Но в патче 7.29 БКБ... апнули. При виде этого ченджлога у меня полезли глаза на лоб: стало сразу понятно, что нас ждет в ближайшие патчи.
Герои в играх, где БКБ-шка мастхэв, рашат предмет и почти не наказаны за это к лейту. Мы видим Лину Тревела + БКБ, которая выносит всех, потому что ей не нужно больше ничего. Видим набравшего популярость Разора с Фальконом + БКБ или голым БКБ. Это тоже проблема Рефрешера или все-таки чего-то еще?
Люди стали лучше играть. И паблике, и в компетитив. Теперь все понимают значение объектов и пиков силы. Одно наличие БКБ способно перевернуть ключевую драку – ни один предмет не может дать настолько же сильного и, главное, универсального буста. Как пример, недавняя встреча Team Secret и Team Liquid, где Зай играл на оффлейн-Разоре и просто собрал себе БКБ-шку первым же слотом:
Сила кастеров выросла. Изменилась глобальная экономика – теперь у саппортов есть опыт и золото. Каждый новый герой имеет определенную форму контроля. Нейтральные предметы дополнительно усилили саппорт- и ютилити-роли. Поэтому БКБ сейчас – обязательный, важнейший предмет почти в каждой игре.
* * *
А важность в Доте означает силу – по этой же причине герои без изменений иногда врываются в мету как контрпики и взлетают вверх по винрейту.
Можно ли поменять всю экономику назад, ослабить саппортов, убрать магические предметы? В теории можно. Но куда проще будет изменить один предмет, не правда ли?
А если все-таки откатить часть изменений? Все равно будет плохо
БКБ было сломано всегда. Просто мы привыкли.
Давайте взглянем на статистику покупок БКБ суммарно на ланах всех TI, в финалах TI и на 3, 5, 7 и 9 Инте в отдельности. А также сравним количество БКБ с другими дорогими предметами. За сравнение берем итемы от 3000, а также – как исключение – Еул, Лотар и Башер. Эти 3 предмета часто берутся на кор-ролях до БКБ и предлагают альтернативное поведение в драке и на карте.
Красноречиво, не правда ли? И еще немного цифр:
- за 1629 матчей на ланах всех TI было куплено 3930 БКБ – 1-е место среди дорогих предметов;
- за 41 матч в финалах всех TI было куплено 67 БКБ – 1-е место среди дорогих предметов.
Источник: stats.spectral.gg
Вдумайтесь – БКБ стоит 4050 золота. Предметов в этой ценовой категории (около 4-х тысяч) совсем немного: БФ (4130), Е-блейд (4300), S&Y, K&S и Y&K (все – по 4100), Лотус (3850), Мун Шард (4000) и все. По идее, стоимость должна показывать примерную силу предмета, но влияет ли хоть один из перечисленных мной предметов на игру так же сильно, как это делает БКБ? Иммунитет к заклинаниям в Доте стоит всего 4050, а блокировка одного таргетного спелла раз в 12 секунд все еще 4600. Минимальная цена подобному – 5000. А возможно и все 5300 – как у Скади.
* * *
Во многом наше отношение к БКБ – сила привычки. Мы просто привыкли, что это ключевой артефакт Доты, и будто выносим его за рамки остальных предметов. Привыкли к тому, что БКБ необходимо, что герой с ним неуязвим, и это нормально. Но точно ли предмет заслуживает особенного отношения от Айсфрога? Разве не станет Дота интереснее, когда БКБ превратится лишь в один из возможных оборонительных предметов – а не обязательный?
В Доте уже есть гораздо более крутые с точки зрения дизайна примеры. Взять тот же Еул – предмет обоюдоострый. С ним можно как спасаться и снимать с себя различные дебаффы, так и нападать, цеплять, сетапить фраги и сбивать телепорты. А уж что можно вытворять с новым грейд-Еулом! Это пример хорошего предмета из Доты. И главная перелесть его в том, что он «один из», а не обязательный.
Очень хорошо, что баффают Линкен, и что все чаще покупают либо S&Y, либо K&S (в меньшей степени – Алебарду). Статус-резист оставляет хотя бы шанс нажать в героев какие-то спеллы или станы, внести импакт на ютилити-роли, а не гарантирует неуязвимость в 100 случаях из 100. (При этом Сатаник со статус-резистом прожил всего 2 года – а БКБ оставляют в неизменном виде 13 лет).
Точно никак нельзя оставлять БКБ в текущем виде: цена в 4050, 10 силы и 24 урона, 6 секунд в лейте. А оно, как заметил НС, еще и рефрешится. Сделать ограничение Рефрешеру? В эпоху, когда все ограничения в Доте уже давно сняты и мы можем купить Блинк Венге, Башер Войду, и Скади вместе с Молниями Антимагу, вводить настолько топорное ограничение никак не вариант.
Айсфрогу точно стоит потрудиться.
P.S. Отдельное спасибо Leamare и его ресурсу, откуда взята cтатистика с Интов: https://stats.spectral.gg
Nightfall, никогда не возвращайся на оффлейн! Ты – божественный керри
Срочно надо что то делать!
дота это супер стратежная игра с поломанными героями и итемами, где бкб чуть не центральную роль занимает, поменяй его слишком сильно и это может быть уже другой игрой станет
Хотите уменьшить популярность бкб? Ослабьте саппортов (может и не только их) в плане контроля, сейва и ресурсов. Они очень сильно переапались за несколько лет. Бабки за стаки, бабки за руны, экспа с книг, экспа с постов. Большинство новых айтемов с 2015 были для саппортов по большей части. Даже целая механика лесных шмоток по сути для них. 1-2-3 тиры слабо апают коров, но тот же эссенс ринг дают 4 или 5 позиции +20% хп в драке.
Так может не нужно трогать БКБ, а убрать возможность разбирать эти айтемы?