Реклама 18+
CS 2Dota2
Коэффициенты предоставлены
Global Esports Tour Rio de Janeiro 2024. 18:15. Завершен
paiN Gaming
1614
Monte
Global Esports Tour Rio de Janeiro 2024. 23:30. Не начался
OG
MIBR
Реклама 18+
Global Esports Tour Rio de Janeiro 2024. 03:00. Не начался
Monte
TBA
European Pro League Season 17. 12:00. Завершен
Team Wkwkwk
02
Mouz
European Pro League Season 17. 15:00. Завершен
Marsbet
02
NAVI Junior
European Pro League Season 17. 21:04. Идёт
Asakura
01
L1ga Team
LIVE

Виталий Волочай — о конфликте между игроками и организаторами

Вчера на Cyber.Sports.Ru появился блог авторства Александра Заволоки на тему «Паузы на туалет и слишком высокие столы. Чем недовольны киберспортсмены», в котором он описал проблему излишней требовательности некоторых звезд мирового киберспорта. Для примера Александр взял бывшего игрока Cloud9, а нынче Team Secret — Envy. Я с мнением автора полностью согласен, но мои комментарии под блогом вызвали просто бурю негодования, в первую очередь, у англоязычного сообщества, которому кто-то не совсем правильно перевел и интрепретировал мой посыл. Попытаюсь обьяснить, что же я имел в виду.

Киберспорт сейчас — это самый быстро ростущий вид спорта в мире. Каждый день играть и смотреть матчи приходят тысячи новых людей, и каждый день популярность турниров, игроков, команд и, собственно, самих дисциплин растет. И абсолютно логично, что растут призовые, с невероятной скоростью увеличивается колличество рекламодателей, а еще с большей скоростью людей, которые пытаюстся срубить бабла. И почему-то в киберспортивном сообществе сложилось мнение, что именно турниры, и их организаторы являются теми самыми типочками, которые пытаются срубить бабла, и ничего не делают для сцены. Это закидывали Дримхаку, Старладдеру, ЕСЛу, MLG — в общем практически всем турнирам, которые сейчас существуют в мире доты.

Комьюнити на 100% уверено, что организаторы турниров отбирают все их бабло с билетов, немного отдают призовым фондом, все остальное загребают себе, а на игроков и команды просто ложили болт. Все организаторы просто купаются в "капусте", и посылают игроков, когда те у них просят элементарные вещи типа личной уборной, персональной комнаты в отеле каждому игроку или же стулья определенной высоты. Плохие, очень плохие организаторы отказывают простым игрокам, и просто плюют им в лицо. Плохие ESL, DreamHack, Starladder. А вот игроки хорошие, они об этом расскажут всему миру. Молодцы…

Я уже почти год как не занимаюсь организацией каких-либо турниров, начиная с января 2015 года я только комментирую турниры, но с 2008 и по 2014 год я активно занимался организацией, и я прекрасно знаю как все работает в мире киберспорта. Поэтому постараюсь Вам обьяснить как работает турнир, и на чем он зарабатывает. Давайте для примера возьмем турнир под названием «DreamSLTV One» c финалами в Дворце Спорта в Будапеште.

Для того, чтобы на вашем турнире играли команды хорошего уровня, вам нужно поставить действительно внушительный стартовый призовой фонд. Учитывая, что турнир DreamSLTV One проходит уже на протяжении 5-6 лет, и организаторы действительно хорошо разбираются в рынке, то они решают, что сумма в 150 000 долларов стартовых будет нормальной. Не слишком много, но и не слишком мало. Все-таки хочется, чтобы в Будапешт приехали команды из Китая, Америки, России, лучшие европейские коллективы! К тому же призовой увеличится за счет продаж билетов и сетов. 150 000 долларов стартового призового фонда записываем в затраты.

Дальше, самое важное!! Шмотки! Именно то, за счет чего все организаторы отдыхают на Бора-Бора и катаются на яхтах! Надо организовать сундук с сетами и продавать его вместе с билетом. Правда создателям сетов надо отдать процент, но это не большая проблема, все-таки продаж будет так много, что все будут в шоколаде. ОБЫЧНО создатели шмоток, забирают от 60 до 80 процентов от продаж своих сетов. Так как организаторы DreamSLTV One толковые, то они работают с хорошими воркшоперами и отдают 60% от продаж. Система Valve работает так, что со стоимости сундука организатор может отдать в призовой любой процент, и этот же процент Valve удваивают. То есть 100% цены сундука — 12,5% в призовой от организатора + 12,5% в призовой от Valve + 12,5 процентов лично организатору + 62,5 процента Valve.

Цена сундука 5 долларов. Итого с каждой продажи организатор зарабатывает 0,625 доллара. Но не забываем, что изначально 60% принадлежат воркшоперам. Поэтому по сути с каждой продажи сундука организатор зарабатывает 0,25 доллара. ДОПУСКАЕМ, что шмотки у турнира DreamSLTV One очень крутые, поэтому продалось больше сундуков, чем даже на третьем Саммите — 70 000 штук!!! Прибыль организатора — 17 500 долларов. Записываем в прибыль.

Поехали дальше. Надо провести онлайн часть турнира. Очень сложный процесс, так как обычно крутые турниры проводят квалификации по всему миру, начиная с Малайзии и заканчивая Америкой. Все эти матчи, конечно же, надо откомментировать. Чем больше матчей, там больше контента, тем больше зрителей на стриме и в Dota TV и, соответсвенно, тем больше ревенью с рекламы на твиче! Но тут минус… Организатор DreamSLTV One узнает, что с 50 000 постоянных ежедневных зрителей у 80% стоит адблок и рекламу по сути видят только 10 000, а из них лишь половина из регионов, где реклама стоит хоть каких-то денег на Twitch.tv. Через месяц онлайн сезона, организатор получает отчет о ревенью с твича — приблизительно (средний показатель для каналов топ-турниров) — 15 000 долларов в месяц. Турнира идет 2 месяца. Пишем в прибыль 30 000!

Турнир приближается к финалу! И организатор начинает работать над самим финалом. Точнее организатор начал над ним работать еще за 4 месяца до старта турнира, ибо по-другому сейчас арендовать толковое помещение, и подготовить всю нужную аппаратуру практически невозможно. Аренда Дворца Спорта в Будапеште на 4 дня, логистика техническая — то есть доставка всего оборудования. Что-то надо привезти из Бухареста, а вот эти вот большие LED-экраны, которые нам очень нужны, потому что мы хотим чтобы зрители все очень хорошо видели — надо везти грузовиком из Кельна. А еще нужно несколько киллометров кабелей, около 50 компьютеров для организации трансляции и бесперебойного вещания в зал. Также нужно 15 компьютеров для сцены (5 запасных), и столько же мониторов, также нужно 20-30 "компов" для тренировочной зоны, столько же мониторов. Нужны столы, нужны микрофоны, нужны камеры, нужны баннеры. Учитывая, что мы живем в цивилизованом мире — нужно нанять охрану, нужно нанять компанию, которая займется кейтерингом и уборкой после ивента! Так как DreamSLTV One профессионалы — они все это сделают, да придется немного потратить денег. Большая часть — это, конечно, аренда, но и логистика технической части турнира — это тоже немало. Затраты — 80 000 долларов.

Дальше нужно привезти команды и поселить их. Организаторы знают, что игроки очень недовольны были отелем в Йончепинге на DreamLeague. Игроков заставляли жить по трое в номере, и питание было только с утра, интернет в отеле был плохим, все жаловались. На ESL One Frankfurt тоже было много жалоб — номера были маленькими, в некоторых плохо работал душ, и интернет был платным. Надо все эти проблемы решить, и, конечно же, надо найти отель поблизости от Дворца Спорта в Будапеште, так как организатору очень хочется, чтобы игроки потом не жаловались на ежедневные проблемы с транспортом и пробками в городе! 8 команд со всего мира прилетают в Будапешт! На перелет каждой команды организатор тратит 4000 долларов для команд с Европы и России, 8000 долларов для команд из Китая и Америки. Пишем в затраты 48 000 долларов. Отель удалось найти только 4-х звездочный. Найти отель в Будапеште со 100 свободными номерами — нереально. Пришлось игроков селить в номера по двое, а некоторым даже придется жить с менеджером… Уже первые уколы от игроков полетели в сторону организаторов. 50 номеров в отеле на 6 дней — 40 000 долларов.

В первый день финала организатор не спит. Потому что всю ночь он и его компания доводят всю 3-дневную стройку до идеала. Интернет, вай-фай, комментаторские студии, студии аналитики, звук в зале, звук на стрим, картинка на большом экране, картинка на твич, запись матчей, тренировочные комнаты, интернет для тренировок, еда для игроков, еда для стаффа, охрана, связь между техниками, доставка игроков на их рабочие места, вода, много воды, бейджики для игроков и стаффа, разделение территории Дворца на зоны доступа. Тут возникают первые серьезные проблемы. Так как это Дворец Спорта, то все туалеты находятся на втором этаже, там где болельщики, логично, что туалетов на баскетбольной площадке нету. Организатор перекрывает одно крыло Дворца для доступа болельщиков и нанимает дополнительную охрану — фух-х-х, пронесло. Начался первый матч, первая карта закончилась, все кажется идет неплохо, правда упал интернет один раз, но админы у организатора хорошие поэтому интернет через 5 минут восстановили. После первой карты случился конфуз, так как один из игроков хотел покурить, и не 1 сигаретку, а сразу несколько, но судья ему запретил курить «еще одну», потому что расписание турнира довольно жесткое. «Игрок явно потом напишет твит об этом» — подумает организатор, но особо заморачиваться не будет, так как просто нет времени на это. Надо проконтролировать доставку еды, проверить, чтобы была отдельная еда для мусульман и для вегетарианцев, надо проверить чтобы доставили воду с газом и без газа. Нужны энергетики, и кофе. Для игроков нужны грелки для рук, и еще дополнительный кондиционер в тренировочную комнату, так как там жарко... А вот на сцене, наоборот холодно. С этим нереально что-то сделать, ну, вот такая Арена, ну, холодно там и все… «Пипец нам после ивента» — думаем организатор, заказывая по телефону обогреватели, которые не нагревают поверхности, ибо горячие мышки никто не любит. И так далее, и тому подобнее. Затраты на еду, воду, охрану, транспорт технического стаффа, комментаторов, аналитиков я просто упскаю, хотя это опять-таки прибзилительно 30 000 долларов, а это существенно. Организатор заработал на входе, продав 5 000 билетов по 5 долларов. 25 000 в плюсе!

Организатор закончил турнир. Победители получили свою награду. Супер. Пора собрать все, убрать Дворец, и ехать домой считать огромные бабки.

Итого плюсов — 30 000 + 17 500 +25 000 = 72 500. Затраты — 150000 + 80 000 + 40 000 + 30 000 = 300 000 долларов.

Да, у турнира есть спонсоры. И обычно спонсоры хорошие. Но под конец статьи, я Вам оставлю немного пищи для размышления, скажем так, домашнюю работу. Как Вы думаете, сможет ли турнир DreamSLTV One привлечь спонсоров на 227 500 долларов на 2 месячный турнир. И это только для того, чтобы ВЫЙТИ В НОЛЬ. А еще же надо в бабле искупаться, и на Багамы слетать всей компанией…

Так вот. Будучи на месте организатора, когда через 4 дня после турнира, ты читаешь твиттер или фейсбук игроков, которые жалуются на то, что Будапешт Арена не имеет туалетов возле сцены, на то, что после матча еда в тренировочной зоне была холодной и рядом не было микроволновки, на то, что возле сцены не было мини-холодильника, в котором не было нужного энергетика, на то, что в отеле интренет оказалсь плохим, а за хороший интрнет пришлось платить 5 евро, на то, что на сцене было слишком холодно, и на то, что охранник не пускал игрока в Арену без бейджика и на то, что...

Господа. Организаторы турниров делают просто титанический труд. И они его делают уже очень долго. Без ESL, DreamHack, StarLadder, MLG не было бы The International, не было бы команд, не было бы игроков, не было бы той популярности. Эти люди вкладывают душу и все время в свои турниры. Над организацией турниров в Далласе или во Франкфурте работают по 200-300 людей. И эти люди ТУПО не заслуживают того говна, которое на них выливает какой-то условный крутой игрок команды А, или менеджер организации В. Хочешь что-то поменять, напиши письмо организаторам, укажи на минусы, помоги организатору, а не уничтожай его в соцсетях, заведомо зная, что стадо школьников-фанатов пойдет изничтожать организатора, как только ты им это прикажешь сделать.

Надо иметь долбанное уважение. И только тогда тебя будут также уважать.

Оригинал статьи на v1lat.tv

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Блог Вилата о киберспорте
+107
25 комментариев
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Реклама 18+
Чет я не понял, а вход на лан турниры нынче бесплатный? А напитки/закуски тоже бесплатно раздают? Имею некоторый опыт в организации, так основной доход подобных мероприятий приносит именно эти 2 пункта. Или в киберспорте иначе дела обстоят? Опять же, что мешает иметь своего художника для дизайна пресловутых шапок? Что то лукавит Виталий. Но он по другому и не умеет, что с него взять.
Если повнимательнее читать "Организатор заработал на входе, продав 5 000 билетов по 5 долларов. 25 000 в плюсе!". А с продажи напитков/еды зарабатывает обычно собственник стадиона, а не арендатор.
+14
0
+14
Чет я не понял, а вход на лан турниры нынче бесплатный? А напитки/закуски тоже бесплатно раздают? Имею некоторый опыт в организации, так основной доход подобных мероприятий приносит именно эти 2 пункта. Или в киберспорте иначе дела обстоят? Опять же, что мешает иметь своего художника для дизайна пресловутых шапок? Что то лукавит Виталий. Но он по другому и не умеет, что с него взять.
+9
-1
+8
Ок. Т.е. организаторы - святые люди, которые организуют турниры ничего не зарабатывая? Более того, тратя чуть ли не собственные деньги?
+5
0
+5
Ага, в 8 сезоне призовой фонд был $50,000, и именно поэтому NaVi получили за первое место $61,000. Всё так, ты абсолютно прав. Команды не хотели ехать на турнир, потому что поездка окупалась только у победителя, остальные выходили в минуса, так как Starladder не оплачивал перелет, проживание и т.д.
Я не совсем понимаю откуда такая инфа. Я перепроверил все наши сезоны, всю нашу историю и так далее. У Старладдера НИКОГДА не было отказов приезжать из-за призового фонда.

И пока призовой был на уровне 40-50 тысяч, вытягивать за счет ревенью и платить зарплаты, обновлять студии - было просто.

Потом был рывок в 8 или в 9 сезоне, КОГДА ВАЛВЕ наконец-то разрешили добавить к билету шмотки. И за счет крутости шмоток призовой старладдера взлетел очень высоко. Как и всех турниров.

Хватит нести пургу о том, что команды НЕ ЗАХОТЕЛИ приезжать на старладдер из-за маленького призового. Люди в Киев ездили и за 15 тыс, и за 40 и за 200.

Призовой рос вместе с ростом индустрии. Ничего особенного в этом не вижу. На Дримхаке и на ЕСЛ он рос точно с таким же темпом. Один в один
+4
0
+4
"Надо иметь долбанное уважение. И только тогда тебя будут также уважать."- Это правда V1lat написал? Человек, который при первой возможности льет помои всем на головы не задумываясь? Чет не верится. А теперь вспомним, до какого сезона Starladder держал минимальную планку призового фонда. Дошло до того, что уже СНГ игроки подняли бунт. И, внезапно, призовой фонд был увеличен в несколько раз. Вау, вы же работаете в минус, ка вы смогли найти еще десятки тысяч долларов? И куда они уходили до этого?
я вот помню, что призовой вырос когда Starladder выпустил первый компендиум к 10 юбилейному сезону. А до этого у них была политика, что турнир важнее, чем шмотки. Но коммьюнити любит шапки.
+4
0
+4
V1lat, все в точку говоришь!!!

Я хоть и не кибер-ивентов, но организатор различных концертов, шоу и презентаций. И знаю на сколько это адский и затратный труд. И то с чего ты начал - киберспорт развивается семимильными шагами, растут призовые фонды, появляются "звезды" - в этом и есть проблема. Быть крутым "дотерам" это одно, а быть хорошим и ВЗРОСЛЫМ человеком, уважающим труд, это другое. Если бы в эту ситуацию засунуть не безызвестного Кокорина, Денисова и прочих "звезд" футболистов, то свистопляска началась бы адовая))) Итог таков, уродов и говна из их уст всегда много там, где много внимания, популярности и бабла. Оборотная сторона медали, так сказать.

Ну а лично тебе огромная уважуха за твой труд и опыт!!!
+4
0
+4
Я говорю еще про 7-8 сезоны. В 7 сезоне призовой фонд был около $20.000 и к восьмому сезону многие команды отказывались от турнира из-за того, что затраты на поездку превышали любой выигрыш. И бац, призовой фонд сразу повысился до $100,000. Чудеса, да? А вот куда уходили $80,000 до этого, в минуса?) "Но коммьюнити любит шапки." Напомнил о том, как V1lat назвал всех зрителей "шмотодрочерами", потому что их билет с ужасным сетом не хотели покупать. Уважение к другим, долбанное уважение.
уважаемый экономист и аналитик, в 7 сезоне призовой был около $25.000, на 8 сезон он стал $50.000 и будьте добры скажите кто же отказывался от турнира??
+5
-1
+4
Ответ Jaroslav Komkov
Владельцы команд точно да. Редко кто из них зарабатывает деньги, рискуя очень сильно. Зависеть от нестабильных игроков, которые могут поругаться в любой момент? Удовольствие ниже среднего. Организаторы наверняка тоже сильно рискуют
Владельцы команд понятно зачем все это терпят. Черепенников достаточно разумно рассуждает на эту тему - рынок растет, а в месте с ней и стоимость аудитории, бренда и т.п. Это - вложения. А организаторы? Сегодня - есть турнир, завтра нет. И в историю, что топовые турниры в раскрученных дисциплинах сейчас уходят в минус я как-то не очень верю.
+3
0
+3
Ответ Jaroslav Komkov
я вот помню, что призовой вырос когда Starladder выпустил первый компендиум к 10 юбилейному сезону. А до этого у них была политика, что турнир важнее, чем шмотки. Но коммьюнити любит шапки.
Я говорю еще про 7-8 сезоны. В 7 сезоне призовой фонд был около $20.000 и к восьмому сезону многие команды отказывались от турнира из-за того, что затраты на поездку превышали любой выигрыш. И бац, призовой фонд сразу повысился до $100,000. Чудеса, да? А вот куда уходили $80,000 до этого, в минуса?)

"Но коммьюнити любит шапки." Напомнил о том, как V1lat назвал всех зрителей "шмотодрочерами", потому что их билет с ужасным сетом не хотели покупать. Уважение к другим, долбанное уважение.
+3
0
+3
Пригорело?Из кирпичей пора дом строить.
+2
0
+2
Ответ facejke
уважаемый экономист и аналитик, в 7 сезоне призовой был около $25.000, на 8 сезон он стал $50.000 и будьте добры скажите кто же отказывался от турнира??
Ага, в 8 сезоне призовой фонд был $50,000, и именно поэтому NaVi получили за первое место $61,000. Всё так, ты абсолютно прав.

Команды не хотели ехать на турнир, потому что поездка окупалась только у победителя, остальные выходили в минуса, так как Starladder не оплачивал перелет, проживание и т.д.
+1
0
+1
В организации турниров обычно задействованы десятки людей, это неимоверный труд, а труд надо уважать!
+1
0
+1
Ответ WarDwarf
Владельцы команд понятно зачем все это терпят. Черепенников достаточно разумно рассуждает на эту тему - рынок растет, а в месте с ней и стоимость аудитории, бренда и т.п. Это - вложения. А организаторы? Сегодня - есть турнир, завтра нет. И в историю, что топовые турниры в раскрученных дисциплинах сейчас уходят в минус я как-то не очень верю.
Ну про минус вроде речь не шла, в ноль долдно получатся. И это также инвестиции. Турниры будут расти и собирать больше аудитории. В перспективе это должно окупаться, но не прямо сейчас.
+1
0
+1
Ответ WarDwarf
Ок. Т.е. организаторы - святые люди, которые организуют турниры ничего не зарабатывая? Более того, тратя чуть ли не собственные деньги?
Владельцы команд точно да. Редко кто из них зарабатывает деньги, рискуя очень сильно. Зависеть от нестабильных игроков, которые могут поругаться в любой момент? Удовольствие ниже среднего. Организаторы наверняка тоже сильно рискуют
+1
0
+1
Ответ WarDwarf
Ок. Т.е. организаторы - святые люди, которые организуют турниры ничего не зарабатывая? Более того, тратя чуть ли не собственные деньги?
Ты прав. Организаторы - добрейшие люди, делающие все для развития киберспорта. Если надо, последнюю рубашку продадут, чтобы поставить отдельный туалет для игроков. И ничего для себя. Не ради же денег работают, ради идеи.
+1
0
+1
"Надо иметь долбанное уважение. И только тогда тебя будут также уважать."- Это правда V1lat написал? Человек, который при первой возможности льет помои всем на головы не задумываясь? Чет не верится.

А теперь вспомним, до какого сезона Starladder держал минимальную планку призового фонда. Дошло до того, что уже СНГ игроки подняли бунт. И, внезапно, призовой фонд был увеличен в несколько раз. Вау, вы же работаете в минус, ка вы смогли найти еще десятки тысяч долларов? И куда они уходили до этого?
0
0
0
Каждый видит проблему со своей стороны. Виталий, будучи ближе к организаторам, защищает их, Енви думает, что важнее игроки, а болельщики просто завидуют всем из-за денег и поддерживают более "бедных" по их мнению.

Проблема конкретно ваша, судя по высказываниям в стиле "Призовой фонд $15 000 000 убивает киберспорт", в том, что вы скучаете по старым временам, когда все было лампово, и, видимо, не хотите смирятся с фактом того, что это превратилось в индустрию.

И всегда стоит помнить о том, что в любом спорте игроки стоят на первом месте. Можно сказать, что без организаторов не будет и турниров, но это будет правдой только для нулевых, сейчас время поменялось и на первое место вышли игроки, потому что нет второго Джекки Мао или Сумаила, т.к. они "таланты"(я искренне не понимаю, почему вы используете это слово в адрес комментаторов).
0
0
0
Самая главная проблема киберспорта, дота 2, это договорняки, тот цирк который устроили команды в финале Интернешнл никуда не годится, и поклонников турниру не прибавят
0
0
0
Правильно рассуждает Виталий! Надо уважать друг друга и тогда и только тогда киберспорт получит некое развитие, каждый должен начать с своего отношения к другим.
0
0
0
опечаток до фига. а так доходчиво и с посылом статья.
0
0
0
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий

Новости