Варды, фишки и геймплей. LeBron учит играть на Гримстроке и вообще в Доту
От редакции. Вы находитесь в блоге «Радио Валет». Его автор, Даниэль Ковтун, поговорил с Леброном, который на данный момент входит в топ-100 европейского ладдера. В этой статье вы узнаете:
- когда нужно брать Гримстрока, и как на нем играть;
- как правильно размениваться по здоровью;
- куда ставить варды и как забайтить соперника на сентри.
Подписывайтесь на блог и оставляйте комментарии, чтобы не пропустить новые статьи.
***
Великолепный игрок и просто хороший человек делится опытом игры на излюбленном герое пятой позиции.
Пики
— В каких случаях нужно брать Гримстрока?
— Гримстрок хорош почти всегда. Первый скилл дает возможность отпушивать лайны с безопасного расстояния, третий, вкачанный в два на третьем уровне, – дикая имба.
Ink Swell на втором уровне становится почти в два раза сильнее.
Второй скилл помогает контролить героев с эскейпом. В начальной стадии сайленс мешает им сбежать, а в комбинации с ультой проблемой становится просто банально передвигаться. Да и талант на десятом на золото в минуту просто великолепный. Дополнительный рендж на 15-м позволяет себя чувствовать комфортно в позиционной драке, к тебе не могут подобраться, ты с километра раздаешь скиллы во врагов.
— Окей, и когда же все таки его брать? С кем он хорош, против кого – слаб?
— Ну, откровенно говоря, герой не любит врагов, которые на мужика влетают тебе прямо в лицо. Всяких Баланаров, Кентавров, Шторма, может быть. Хотя я Шторма не считаю контрой Гримстрока.
Статистика Grimstroke на Dotabuff
Хорош в комбинации с любыми героями, у которых есть направленные способности. Заходит почти всегда, в особенности против тонких героев с эскейпом. Считается, что Оракл его контрит, потому что может снять третий спелл. Но, как и в случае со Штормом, – я так не считаю.
Пикать лучше в первой стадии, это не тот герой, которого будут специально контрить. Да и врагу зачастую непонятно, четверка ты или пятерка.
Начало игры
— Что покупаем? Что прокачиваем? Что даем мидеру?
— Я по дефолту даю мидеру вард и два танго. Даже если я считаю, что ему это не нужно. Ведь ты не знаешь, с кем играешь, что у него в голове. Может, ему так комфортно, может, он так привык. Мне и не жалко. В остальном всегда беру шесть танго и фласку. Фласка суперважна. Когда ты размениваешься на лайне, тебе может понадобиться резко восстановить запас здоровья, если ты будешь делать это с помощью танго – будешь терять время и золото, твоего керри будут душить, пока ты стоишь афк и ждешь реген.
Да и если твой керри подставился, если его прохарасили, ты можешь помочь. Когда с тобой милишник, он сразу захочет и щиток, и топорик, и веточки. Ну возьмёт он пару танго, а что в итоге? Его забертстят, не убьют, но он будет лоухп, будет также стоять афк и ждать, пока отрегенится. Или понесет себе курьером хил. А так ты его выручишь.
По ситуации беру, один-два манго, может быть, фэйри файр. Если есть потребность – один манго и один сентри. Второй вард может купить и второй саппорт, но, если внизу пассивная линия с фармящим керри, а на четверке не какая-нибудь Мирана/Шейкер/Тини, то второй вард, по большому счету, и не нужен.
Стартовый закуп
— Окей, что дальше? Куда идем?
— Идем на заход на хг в наш лес с мида. Если будет вардить оппонент – мы увидим.
Еще вражеский мидер может попытаться зайти к нам в спину на руну, мы его не пустим, еще и прохарасим. По хорошему, чекаем вражеский вижн. Побегать вокруг вышки врага в деревьях. Если вышка нас видит там, где не должна – ставим сентрю, ломаем обс.
Нун на Гримстроке в миде, Паджик от Сэйва: VP порофлила на Parimatch League
Лейнинг
— Что качаем в начале?
— Ничего. Держим скиллпоинт. Если будет шанс убить – вкачаем Ink Swell. Не будет – вкачаем первую, пропушим лайн, сделаем отвод. У врага может быть аналогичная стратегия – пропушить, чтобы потом отвести крипов на большой кэмп. Поэтому на 0:59 мы его блочим собой, а затем уже мы отведем слабый кэмп.
— Если мы отведем, разве лайн не пропушится еще сильнее?
— Да, если мы отведем всех крипов. Я много практиковался, и отвожу из всей пачки 2-3 крипа.
Тогда я смогу заденаить большую часть своих, зачистить весь маленький кэмп, а затем при надобности снова пройтись, заблочить большой, отвести свой маленький.
— Круто! Есть еще микрофишки?
— Если размениваешься с врагом, используй своих крипов, чтобы перехарасить врага. Просто зайди в них, и тогда они на него заагрятся. Плюс в начале игры всегда прокликивай слоты врагов. Из этого можно получить преимущество. Если у тебя есть фласка, а у врага нет – можешь с ним разменяться, затем резко отрегениться флаской. Враг стоять на линии не сможет, а ты сможешь.
— Как ведем себя на линии?
— Самое важное – выжимать максимум из всего. Фокусируемся на дальних крипах, враги не должны их добивать: не своих, не наших. Подставляются – убиваем их. Но не стоит всегда идти до самого конца. Если видишь, что враг уходит – не дайвим глубоко. Нет ничего плохого в том, чтобы не добить врага в начале. Если ты его не убьешь, то он будет лоухп и не сможет нормально стоять на линии. Так что в целом ничего страшного.
Тоже самое и с вышками. На пятой минуте появится катапульта, мы попробуем снести побольше хп вражеской вышке, но убиваться в нее не будем. Зачем? Не получилось – попробуем попозже еще раз. Если конечно у врага нету Трента. Ну и, само собой, к пятой минуте лучше пропушить лайн, чтобы мы забрали баунти, пока соперник выбирает между рунами и крипами.
Вардинг и вижн
— Что по вардам?
— На шестой обычно иду ставить вард на треугольник. Там всегда кто-то фармит, это дает тебе возможность и загангать врага, и понять, можно фармить лайн или же нет. Видишь кого то в треугольнике – можно чувствовать себя поспокойнее на линии. Но всё зависит от ситуации.
Одно из излюбленных мест Леброна для установки варда
Если, к примеру, в легкой у тебя уязвимый герой, которого очевидно попробуют загангать, лучше обесопасить вардом его, чем ставить на треугольник. Кто раньше поставит вижн, тот имеет преимущество при девардинге. Враг не увидит, как ты ставишь вард, а ты уже имеешь все шансы это увидеть. В любом случае, видят тебя или нет – варды на горку лучше стараться не ставить. Потому что это самое очевидное место, оппонент почти всегда будет пытаться проверить его и снять вард.
— Тогда оппонент впустую будет ставить сентри?
— Верно. Можно еще специально пытаться его обмануть на сентри. Если срубить дерево, то можно поставить вард, который не будет блочить лагерь, но будет давать вижн.
Как раз то место для танцев вокруг срубленного дерева
Место известное, потому можно устроить майндгеймс. Срубаешь дерево, а вард не ставишь. Оппонент потратит сентри, чтобы проверить, а обса нашего там и нет.
— Насколько сильно важен вижн?
— Я считаю, что это один из самых значимых аспектов игры. Вижн нужно всегда использовать. Даже тот что у тебя есть от крипов. Если ты не видишь врагов нигде на карте, то они могут идти гангать кого то, или они фармят лес. Эти вещи всегда нужно анализировать.
В Доту добавили «Быстрый поиск». Для доступа к нему придется играть на всех ролях
Мидгейм
— Где лучше драться?
— Глобально – лучше у врага, отжимать его территорию и драться у него. Но не под шрайном. Даже если проиграешь там драку, враг не сможет дальше быстро пропушить тебе вышки, забрать твой лес. А выиграешь ты – как раз это сделаешь. На своей территории тебе ошибаться нельзя.
— А как держать позиционку?
— За Грима стоять нужно всегда позади. Импакт который вносит герой достаточно большой, ренж скиллов – тоже. Нет никакого смысла стоять впереди. Тем более в начале берем Арканы, разбираем потом их в Линзу, берем талант на рендж скиллов. Кайфуем.
— Что еще обычно собираешь? Какие тайминги?
— Сапог собирается в арканы обычно на одиннадцатой. Неплохой тайминг. К 17-й на подходе уже линза. Из сапога собираем Транквилы, они дадут нам мобильности и хп-реген, иначе после замесов придется бегать лечиться. Остальные айтемы ситуационные. Может, нужен будет Форс, может, Глиммер, может, Вейл или даже Аганим. Иллюзия от него вообще имба, у нее 150% урона. Если есть Нага какая-нибудь, то Аганим = огонь. Но когда ты пятерка, не нужно привязываться так жестко к своим артефактам. Вижн для команды важнее.
Сборка за 8 последних матчей
— Когда заканчивать игру?
— Нужно понять, когда настал тот момент, что вы сильнее оппонента. Это не только вопрос артефактов, которые собрала команда, но и вопрос кулдаунов важных скиллов (хроно Войда, Блэкхол, Ревейдж), у кого уровни и скиллы в данный момент сильнее. Неправильно считать, что пик вашей силы – когда собираешь кучу слотов. Всегда нужно думать глобально, в какой момент игры ваш пик сильнее вражеского?
Это касается не только сборки, но и передвижений по карте, вардов… Да и вообще всей игры в целом.
— Какие советы дашь напоследок? Как улучшать свою игру?
— Будьте позитивными. А улучшать игру, помимо постоянных тренировок и просмотра реплеев, можно, например, с помощью OpenDota. Я часто проверяю там свою статистику. Банально можно посмотреть, сколько в среднем по времени стояли твои варды. Если меньше четырех минут – это плохой показатель, нужно обязательно смотреть, что было сделано не так.
— Окей, спасибо тебе большое. Хочешь сказать что-нибудь нашим читателям?
— Спасибо всем, кто меня смотрит и поддерживает! Фанаты, друзья, семья, всем привет!
***
Подписывайтесь на соцсети Леброна, чтобы следить за его играми и учиться новым фишкам: Группа ВК, инстаграм, твич, твиттер.
Друзья, пишите в комментариях, о каком герое вы бы хотели почитать и какого игрока услышать?
Ставьте плюс, если хотите больше контента и лучше :)