Первый турнир на миллион в киберспорте: игроки пили перед играми, ругались в кабинках и приехали неготовые
До начала TI9 остается всего три дня. Мы привыкли к гигантским призовым и размашисто организованным турнирам, но еще 8 лет назад все было совсем по-другому. В преддверии большой доты Sports.ru вспоминает главное о первом The International – турнире, который изменил современный киберспорт.
Призовой фонд был в три раза больше самого крупного в истории киберспорта. А за первое место давали в сто раз больше рекорда первой доты
В 2011 году киберспорт уже почти окреп. Прошло 10 мировых турниров World Cyber Games, в Европе активно играли в Warcraft, Starcraft и Counter-Strike, в Корее к киберспортсменам давно относились как к звездам и платили солидную зарплату. Но не было, даже близко не было таких призовых фондов, какой Valve огласила 1 августа того года.
Призовой фонд The International 2011 более чем в три раза превышал прошлый рекорд, и более чем в 100 раз – самый крупный призовой первой Доты. Сейчас значение того турнира для киберспорта очевидно; про него снято множество документальных записей и взяты десятки интервью. И только со временем подтвердились удивительные слухи: оказывается, игроки вообще не верили в получение таких денег, а поэтому кто-то даже не тренировался.
Kuroky, (чемпион мира 2017 года, один из двух игроков в мире, который прошел на все девять The International), вспоминал:
«О TI сообщили очень поздно. Мы думали – эй, это часом не развод? Много про-игроков из первой Доты думали сыграть только на этом турнире из-за крупной суммы, а потом вернуться к старой игре».
Обман со стороны организаторов турниров в те годы был распространен повсеместно. Поэтому китайская команда Team DK – одна из сильнейших в то время – вообще не поверила в реальность такого призового фонда и не явилась на турнир. А в нашем регионе – в отличие от Европы и Америки – имя компании Valve (авторов Half-Life, Portal и Counter-Strike) не было на слуху, и к анонсу турнира на миллион отнеслись еще более скептически.
Нет, открытого недоверия или прямых отказов от участия не было, но ощущение нереальности отбивало всю мотивацию тренироваться. Это был тот самый случай, когда цифра настолько велика, что представить ее невозможно; игроки будто впали в оцепенение и отложили мысль о миллионе в сторону. Кто-то играл в первую Доту, кто-то – вообще в другие игры. Команда Moscow Five изначально планировала тренироваться вместе 5 дней, а потом три из них отмечала день рождения своего игрока, Смайла. Игрок украинской Natus Vincere Дмитрий «LightOfHeaven» Куприянов не сыграл и десяти матчей; его тиммейт ХВОСТ вспомнил о тренировках только за 5 дней до турнира.
Александр «XBOCT» Дашкевич – справа
Через неделю Natus Vincere выиграли The International, а ХВОСТ стал миллионером – но даже тогда сомневался, что деньги выплатят. «Первоначальная мечта – купить квартиру, – говорил он в интервью в заказном лимузине по прилете в Киев. – Главное, чтобы они пришли. А то ребята такие себе бывают».
Две наши команды считались фаворитами – и пили вместе перед очной встречей
Несмотря на недоверие к турниру, обе наших команды – Natus Vincere и Moscow Five – сразу выглядели сильнее большинства противников. Почему?
Во-первых, они просто хорошо играли. Благодаря культуре компьютерных клубов, постоянной практике и обмене опытом, наши игроки изначально были среди лучших в мире. Сильнее – только китайцы, но их мы побеждали за счет нестандартных стратегий.
Во-вторых, среди наших игроков все-таки были те, кто максимально подготовился к турниру. Будущий капитан NaVi Клемент «Puppey» Иванов профессионально играл с 2007 года, капитанил – с 2009-го (когда ему было еще 19), ненавидел проигрывать, и начал подготовку сразу после приглашения – за две недели. NS, саппорт Moscow Five, вообще считал, что NaVi тренировались больше всех (и только лишь хвастались отсутствием подготовки), а сам одним из первых понял, что Dota 2 – серьезный проект. Его тиммейт God готовился сутками, делая только краткие перерывы на сон.
God и NS
И в-третьих: другие команды однозначно были готовы хуже. Китаец Faith (чемпион мира следующего года), на первом The International занял только 9-12-е место (из 16 участников). «Один из моих тиммейтов даже не знал как покупать предметы в игре. Стыдно было», – вспоминал Faith. Две других китайских команды с будущими чемпионами мира 2014 года заняли последнее и предпоследнее места.
Понять наверняка, почему так произошло, сейчас уже нельзя. Распространено мнение, что ключи на доступ к Dota 2 приходили разным командам в разное время, а Valve дополняли список участников в последний момент. Сама Dota 2 была жутко сырой, плохо прорисованной, содержала всего 46 героев (из 104 в первой Доте) и не понравилась вообще никому – тренироваться в нее можно было только через силу. И, главное: из-за недостатков оптимизации игра лагала даже на средних машинах – а в азиатских компьютерных клубах была очень слабая техника. Так или иначе, обе наших команды вышли из группы в верхнюю сетку и встретились в первом же матче плей-офф.
После первого игрового дня Valve пригласила все команды в ресторан – там накрыли шведский стол с красным и белым вином. Сидячих мест было немного, ровно под количество игроков. Хорошие друзья Moscow Five и NaVi быстро заняли четыре дивана, сдвинули их в квадрат и организовали уединенное застолье.
Artstyle, капитан NaVi, вспоминал:
«Я придумал правило стола – тот, кто не пьет, выходит из-за стола, а тот, кто выходит из-за стола, за него не возвращается. Я сидел в удобном месте, [диван стоял у стенки], и через один бокал выливал вино за диван. Русские скоро уже ничего не понимали, Santa на тот момент не понимал, что происходит – он просто пил. Smile, если не ошибаюсь, тоже пил, и NS. Только Dread сидел и злобно на меня смотрел».
Artstyle и Dread три года спустя
Сейчас из игроков M5 эту историю подтверждает полностью только Дред.
Смайл: «Еда халявная, бухло халявное. Все мы начали дико квасить, кроме азиатов. Накидались плотно. Именно после этого Artstyle пустил байку, что всех споил, а это неправда».
Санта: «То, что рассказывал Артстайл – это похоже на анекдот, как хитрый украинец споил глупых русских. Может, он и не пил со всеми, ну это на его совести. Давление перед матчами? От похмелья было давление, да».
Игроки сидели друг против друга в прозрачных кабинках, ругались и кривлялись
На следующий день NaVi и Moscow Five играли друг с другом из звуконепроницаемой кабинки, разделенной прозрачным оргстеклом; компьютеры противников стояли друг напротив друга. Настрой в кабинке перед матчем и состояние игроков можно оценить самим:
Дальше прошли NaVi – Артстайл говорил, что та игра была для них самой сложной на турнире. M5 упали в нижнюю сетку, где прошли две команды и вылетели от еще одного фаворита – китайцев из EHOME, которые в итоге сыграли в финале с NaVi. LightofHeaven вспоминал: «Прозрачные кабинки — это огонь! До игры с IG [полуфинал верхней сетки] все было прилично, а дальше началась дичь. Из-за переизбытка эмоций и агрессии в сторону противника — кабинки перестали быть прозрачными. До сих пор с улыбкой вспоминаю эмоциональный замес между Артстайлом и Zhou — такого сейчас на турнирах не встретишь».
Те кабинки – действительно уникальные. С одной стороны, они сталкивали игроков лицом к лицу и добавляли остроты; с другой – плотное стекло и отсутствие звука только усиливали ощущение безнаказанности. Игроки вскакивали, махали руками, били по столу и стеклу. Записи игр из кабинок сохранились только в архивах разработчиков, но комфортнее всего чувствовали себя китайцы: их часто сажали друг против друга на местных турнирах.
Уже на втором The International кабинки поставили параллельно; с пятого они снова стоят напротив друг друга, но на значительном расстоянии.
Турнир на миллион проходил прямо на игровой выставке – ограда на 50 квадратных метров, толпы народу
Но кабинок было мало, и там проводились лишь крупные матчи – а проходные шли прямо посреди игровой выставки Gamescom, где Дота с ее турниром на миллион занимала всего лишь один из стендов. Игрокам даже не выдавали звукозащитные наушники.
Игровая зона занимала примерно 50 квадратных метров и едва вмещала всех зрителей. Стульев не хватало, зрители рассаживались на полу; прямо в зоне можно было встретить главу Valve, Гейба Ньюэлла. Тут же, рядом с кабинками, стояли стеллажи с футболками, девайсами и прочими товарами. Комната для отдыха была всего одна на все команды – и вместо разбора матчей и обсуждения тактики игроки в перерывах между матчами бродили по выставке и смотрели стенды других игр.
А вот так обновлялась сетка турнира.
В будущем знаковый турнир для киберспорта подчинялся правилам выставки: с ее закрытием матчи доигрывать было нельзя. Матчи в группах и все матчи плей-офф проходили до первой победы на карте вместо традиционного формата «до двух побед» – как если бы в футболе не играли второй тайм. Более того – в спорном положении в группе место выше занимала команда, которая суммарно потратила меньшее игровое время на победы.
Про-игроки смотрят матч на полу
Не самое редкое правило в те времена (применялось, опять же, организаторами ради удобного расписания), но сейчас – совершенно дикое. Из-за него в какой-то мере пострадала и Moscow Five, которая надеялась занять первое место в группе и не попасть на NaVi, а в итоге осталась на втором из-за разницы в пару минут.
На русский стрим не хватило интернета: наш комментатор записывался на дешевый микрофон и стал легендой
Изначально турнир должны были освещать на четырех языках: английском, китайском, русском и немецком. Уже на самом турнире выяснилось, что перегруженные выставкой линии не справляются, и организаторы оставили прямую трансляцию только для английского и китайского стрима. Украинский комментатор V1lat вспоминал, что эфир прервался прямо во время матча.
«Было желание все забросить и сказать – да пошли вы подальше. Когда ты комментируешь не в прямом эфире... Да, я понимаю, я подписал контракт, мне платят деньги и я должен выполнять свою работу. Но в момент, когда играли NaVi и Moscow Five в четвертьфинале верхней сетки, и мне сказали что русского стрима таки не будет – я психанул, скачал XSplit (программа для захвата экрана и стрима), установил, и сам начал делать с компьютера Valve, прямо с выставки, пиратский стрим на свой личный канал.
После игры я спустился к парням из Valve и на повышенных тонах объяснил: «Нахрена вы тогда меня везли, если я не могу прокомментировать NaVi – Moscow Five в прямом эфире?». Кажись, меня поняли и сказали: «Ладно, сорри, чувак, вот такая получилась ситуация. Извини, в следующем году будет лучше».
К тому моменту Вилат уже 6 лет комментировал Доту, организовывал турниры, собирал лучшие команды мира в Киеве и был лично знаком со всеми игроками NaVi. Его комментарий не был профессиональным, но профессионалов тогда не было вообще – а Вилат выделялся неподдельными эмоциями, матерился от счастья и не жалел голос. После того финала, когда все наши болельщики прыгали у экранов вместе с ним, он окончательно запомнился как главный русскоязычный комментатор.
После The International в киберспорте выросли призовые. Но переход на вторую Доту затянулся
«Когда NaVi выиграли тот турнир – украинская команда,за которую мы все здесь переживали, за становлением которой я смотрел – та победа дала мне возможность полностью убедиться в том, что Dota 2 в СНГ – самая сильная в мире, и в том, что Dota 2 скоро будет самой популярной киберспортивной дисциплиной в СНГ, если уже ей не стала», – рассказывал Вилат.
Так и случилось. Турнир Valve был в какой-то степени ответом на анонс первого чемпионата мира по League of Legends в июне 2011 – с призовым всего в 50 000 долларов. Пример The International резко показал, что киберспорт созрел к большим деньгам и готов оправдывать их зрительским интересом. Уже в следующем году Riot выставят призовой фонд в два миллиона долларов и обойдут Valve, общее число призовых в Лиге Легенд вырастет в 7 раз по сравнению с 2011-м, а в 2013-м – уже в 10. Развивался и сосуществовал с Дотой и Лигой HoN (Heroes of Newerth): вплоть до 2016 года, когда конкуренция стала слишком сильна.
В самой Dota 2 переход из андеграунда затянулся еще на пару лет. Как вспоминал God, который упорно готовился еще к первому Инту, – даже после турнира на миллион не все относились к играм как к настоящей работе. Тренировок стало больше, росло мастерство игроков, но режим регулярно нарушали. Смайл, перешедший в следующем сезоне в NaVi, рассказывал, как вместе с тиммейтами они сметали весь джин с полок ближайшего магазинчика, а затем пили прямо во время тренировок по рюмке после каждой смерти. Еще долгое время матчи выигрывали дружба, доверие и чистый талант.
Призовые тоже взлетели не сразу. Без учета второго Интернешнла сумма призовых в 2012 году, по сравнению с 2010-м и первой дотой, была выше только за счет количества мелких турниров. Крупными все так же считались турниры от 15 до 30 тысяч; отметку в 35 тысяч пробил только один турнир за тот год. Параллельно в Китае вышла на пик перед самой смертью первая Дота, где было целых четыре таких турнира.
Действительно ощутимый рост произошел уже после исторического финала NaVi – Alliance в 2013-м; затем ускорился еще сильнее, когда Valve монетизировали любовь дотеров и собрали 10,5 млн призового на TI4. С того времени The International бил собственные (а значит, и мировые) рекорды каждый год.
***
Уже в четверг, 15 августа, стартует The International 2019. Команды будут бороться по меньшей мере за 32,5 млн долларов (призовой фонд будет пополняться до самого конца турнира).