Скотт Пилигрим – икона миллениалов. Объясняем, почему история об инфантильном бездельнике стала культовой
Статья Стаса Погорского.
В 2004-м Брайан Ли О’Мэлли выпустил графический роман «Скотт Пилигрим и его прекрасная маленькая жизнь», первый том одной из величайших историй взросления XXI века. За 16 лет Скотт Пилигрим стал поп-иконой миллениалов, персонажем, в котором многие увидели себя или, наоборот, парня, которым они никогда не хотят стать.
Sports.ru рассказывает о трех итерациях феномена: оригинальном комиксе, гениальной экранизации и ностальгической видеоигре.
«Скотт Пилигрим» – история о молодом парне, который берется за ум
Как обычно подаются истории взросления: если обобщить, это сюжеты о подростке, который борется со стеснительностью и ожиданиями общества, чтобы проявить свою индивидуальность и обрести гармонию. Таким героям по умолчанию сопереживаешь: они хорошие, им нужны силы, чтобы преодолеть какую-то преграду и стать лучше.
У Скотта совершенно иной типаж. Это аж 23-летний канадец-бездельник, у которого нет типичных проблем протагонистов жанра вроде стеснительности – Пилигрим даже не девственник. Первые же страницы комикса: друзья Скотта негодующе осуждают его за новые отношения с 17-летней старшеклассницей Найвз Чау. Непонятно, чего Скотт добивается: видно, что он не влюблен, а просто хвастает знакомством с «хорошей девочкой». И не в фетишах дело: герой рассказывает, что они с Найвз только один раз за руки держались, да и в дальнейшем никаких контактов он не форсирует.
Зато уже в конце первой главы выяснится, что Скотту одиноко, о чем он сокрушается во сне, посреди пустыни. Мимо на роликах проносится сиреневолосая девушка – Скотт тут же предложит ей «замутить» и проснется со внезапной обсессией отыскать загадочную фигуру в реальности.
Да, он займется этим, формально находясь в отношениях с Чау.
О’Мэлли сразу показывает Скотта как минимум антигероем, а то и бытовым злодеем. Он подводит друзей, фантазируя о девушке из снов во время репетиций, и ни во что не ставит искренние и чистые чувства Найвз к нему. Даже когда Скотт встретится с той самой девушкой – ее зовут Рамона Флауэрс, она недавно переехала в Канаду и работает курьершей, – то продолжит «встречаться» с несовершеннолетней китаянкой. Вопиющая инфантильность – определяющая черта характера Скотта Пилигрима вплоть до финала последнего, 6 тома.
На внутреннем конфликте героя строится вся история. Скотт постепенно разбирается с внутренними проблемами и токсичностью, накопившимися подобно его вещам, разбросанным по комнате в доме соседа-гея Уоллеса. Все негативные черты Пилигрима проросли из понятных и крайне обычных вещей: неудачный опыт предыдущих отношений, неуверенность в себе (которую Скотт пытается оверкомпенсировать, например, флиртуя с 17-летней), отсутствие своего места в жизни и, да, одиночество.
Именно из-за очень обыденной сюжетной основы «Скотт Пилигрим» нашел такой глубокий отклик у фанатов. Причем в отличие от своей дебютной работы «Потерянная» — о путешествующей с друзьями девушке, у которой «нет души» — О’Мэлли завернул тот же мотив о поиске себя не в подростковую притчу, а в романтический экшен. Ведь на поверхности центральный конфликт в том, что Скотту нужно одолеть 7 злых бывших Рамоны, чтобы с ней встречаться. Одолеть не фигурально: каждая встреча превращается в настоящую битву по правилам видеоигр.
Комикс изобретательный и смешной
Брайан Ли О’Мэлли хороший комиксист еще и потому, что умеет использовать формат оригинальнее, чем просто как «картинки с пузырями текста». Например, одна из лучших повторяющихся шуток оригинала – привычка Рамоны регулярно перекрашивать волосы в новые цвета. Это происходит внезапно для героев, а читателя еще и вводит в замешательство – комикс изначально был черно-белым.
Разворот, на котором рок-группа Скотта впервые репетирует при Найвз, тоже непрост. Тут аж три параллельных сюжета (сверху, снизу и центральный фрейм), растянутые по всей ширине слова песни с подписанными аккордами и даже призыв автора разучить мелодию с расшифровкой упомянутых аккордов. Да, О’Мэлли не поленился сочинить песню, которую нельзя было услышать.
Чувство темпа у автора тоже прекрасное. Например, в бытовых разговорах кадры мельчают и будто идут пулеметной очередью, а в особо эмоциональных сценах слова уступают напряженным крупным планам героев. Страницы с флэшбеками и снами обрамлены черными рамками – чтобы считывались проще и ощущались драматичнее.
Юмор «Скотта Пилигрима» – еще одно качество, за которое фанаты обожают комикс. Пересказывать все шутки было бы кощунством, так что поверьте на слово (или прочтите пару глав на пробу): О’Мэлли очень остроумен.
Это заметно и по тому, как он высмеивает стереотип, что Канада и канадцы – очень странные. После приезда Рамона поражается снегу в апреле. Она же с предельной серьезностью удивляется, что канадец Скотт не знает о существовании «подпространственных туннелей» – способа быстрого перемещения по путям, пролегающим, в том числе, через голову спящего Скотта.
Экранизацию ждали 6 лет – она повлияла на финал комикса
Почти сразу после выхода первого тома голливудские продюсеры принялись искать режиссера экранизации. Выбор пал на Эдгара Райта – если бы он не собирался сперва снять «Типа крутых легавых», фильм «Скотт Пилигрим» вышел бы раньше.
Но благодаря упрямству Райта съемки начались только весной 2009-го. На тот момент О’Мэлли успел выпустить только 5 томов истории из 6 – существовал только ранний черновик финала. Поэтому Эдгар Райт и Майкл Бакалл написали последнюю главу «Скотта Пилигрима» сами, а Брайан позже даже попросил у них разрешения использовать части сценария (включая отдельные конкретные реплики) для 6 книги.
Между фильмом и комиксом все же есть большое различие – в том, с кем Скотт остался в финале. Изначально для экранизации сняли каноничную концовку по задумке О’Мэлли, но затем решили, что зрителям больше понравится другой хэппи-энд, и поменяли ее.
В остальном экранизация получилась поразительно верной оригиналу. Понятно, что историю частично сократили – все-таки в оригинале суммарно около 2 тысяч страниц, – но в остальном Эдгар Райт передал все, что мог, причем в лучшем виде. Что не так удивительно для тех, кто знаком с фильмографией режиссера: Райт прославился как гений визуальной комедии.
«Скотт Пилигрим против всех» подчиняется не столько правилам художественных фильмов, сколько законам комикс-формата. Чего только стоит вступительная сцена и титры – не только практически покадрово воспроизводящие комикс, но еще и демонстрирующие безумный визуальный стиль.
Это не просто вступительный эпатаж, который испарится через пару минут. Нет, весь фильм на экране то и дело появляются комиксовые элементы вроде кричащих надписей-звуков, а камера энергично меняет ракурсы, будто торопясь от одного фрейма страницы к другому. Таким образом экранизацию «Скотта» можно считать лучшим кинокомиксом вообще – ни один фильм не передал суть и дух формата «книжек с картинками» настолько хорошо.
В целом мало какие фильмы (подростово-молодежные уж точно) могут похвастаться таким вниманием к деталям. Съемочная команда воссоздала декорации максимально близко к первоисточнику, а все исполнители ролей друзей Скотта из его рок-группы либо изначально умели играть на своих инструментах, либо научились ради фильма.
Ансамбль здесь один на миллион. Скотта сыграл крайне похожий на него Майкл Сера, Рамону – блестящая Мэри Элизабет Уинстэд. Также на экране засветились: Бри Ларсон («Капитан Марвел»), Обри Плаза (сериал «Легион»), Крис Эванс (всего через год он станет Капитаном Америкой), Анна Кендрик («Идеальный голос»), Брэндон Рут («Возвращение Супермена») и не только. Забавно, что многие актеры «Скотта» затем попали и в супергероику, но важнее, что все они были лишь немногим старше своих персонажей. Наконец-то молодежный фильм, где подростков играют не 40-летние!
В кинокартине есть пара особенно приятных оммажей оригиналу. Во-первых, флэшбеки, рассказанные Рамоной, показаны в виде комикс-вставок. Это не страницы из оригинала, а уникальные рисунки, нарисованные в его стиле братом Эдгара Райта. Во-вторых, в фильме есть камео О’Мэлли и его (теперь уже бывшей) жены Хоуп Ларсон – без реплик, но все же.
Еще «Скотт Пилигрим» – идеальный видеоигровой фильм, хоть на видеоигре он не основан. Каждое сражение со злыми бывшими поставлено как кинематографичный босс-файт, у Скотта есть счетчик жизней, а из поверженных врагов сыпятся монетки.
Фильм провалился, но стал культовым
Непонятно, мог ли «Скотт Пилигрим против всех» стать хитом, выйди он на несколько лет раньше, но судьба у картины не сложилась. При бюджете в 60 млн долларов (без учета маркетинга) она собрала всего 47 млн в мировом прокате. Студия не смогла продать идею зрителям: по трейлерам это была и комедия, и мелодрама, и странная супергероика. Чем «Скотт» в какой-то степени и является – как ни крути, проект довольно нишевый.
Зато рецензии от критиков были преимущественно положительными, да и фанаты остались в восторге. Кажется, лучше так, чем если бы Эдгара Райта заставили переделать фильм под нечто с более высоким коммерческим потенциалом.
Сейчас «Скотт Пилигрим» продолжает быть популярным и модным среди молодежи (и не только) – это уже такая же вечная классика, как «Гарри Поттер», пусть и в меньшем масштабе. Например, в России практически невозможно найти в свободной продаже тома комикса – издательство «Комильфо» не успевает его допечатывать.
А ведь с выхода черно-белой версии на русском языке серию несколько раз переиздавали. Сначала в цвете, затем со злыми бывшими вместо центральных героев на обложках. Летом 2021-го должно выйти делюкс-переиздание в большом формате – вероятно, и его сметут с полок очень быстро.
Видеоигру сняли с продажи, но вернули спустя много лет
Одновременно с выходом фильма в 2010-м Ubisoft выпустила Scott Pilgrim vs. the World: The Game – двухмерную игру, основанную и на комиксе, и на экранизации. Это пусть и типичный, но оттого не менее симпатичный beat ‘em up с рисованной графикой в стиле комикса О’Мэлли.
В игре Скотт ходит по заснеженным канадским локациям, нокаутирует врагов разным оружием, собирает оставшиеся после них монетки (стилизованы под канадские доллары), прокачивается и, конечно, сражается со злыми бывшими. Сюжет косвенно следует событиям комикса и фильма, но здесь, конечно, важнее геймплей.
Он прямо как в старых «Черепашках-ниндзя» для Sega Mega Drive или других классических представителях жанра. Можно играть в кооперативе до четырех человек: помимо Скотта можно играть за барабанщицу Ким, гитариста Стивена и Рамону. Найвз изначально доступна только как призываемая помощница, но ее сделали полноценным персонажем в DLC, как и Уоллеса Уэллса.
Разговаривать об игре, пожалуй, не так интересно – это скорее дополнительная (групповая) активность для фанатов «Скотта», чем самостоятельное произведение. Тем не менее в 2014-м, когда Scott Pilgrim vs. the World: The Game неожиданно сняли с продажи из-за проблем с авторскими правами, геймеры расстроились. Как правило, если игру по лицензии настигает такая судьба, издатель не пытается что-то исправить – это невыгодно и затратно.
Но в январе 2021-го случилось чудо, удивившее даже самого Брайана Ли О’Мэлли: Ubisoft вернула игру в продажу, выпустив на все актуальные платформы в комплекте с DLC. Непонятно, какую прибыль принес повторный релиз издателю, но жест, бесспорно красивый – в честь 10-летия фильма.
* * *
«Скотт Пилигрим» — полностью законченное произведение, которое вряд ли обретет новую волну популярности в будущем или получит хотя бы условное продолжение или переосмысление. Тем не менее этот комикс, фильм и, в меньшей степени, игра, наверняка останется не последним символом начала 2000-х даже спустя десятилетия.