Artifact – мертворожденная игра. Но сколько она дала лору Доты!
Углубляемся в мир Доты.
11 лет Dota 2 успешно развивается как киберспортивная дисциплина. Менялась карта, вводились герои, формировалась, балансировалась и разрушалась мета, чтобы каждый год на очередном The International игралась все та же, но и абсолютно новая игра. Но что на счет казуальной части игры? Ради чего простые игроки раз за разом идут ломать вражеского Древнего и защищать своего? Какой в этом глобальный смысл?
Вот тут у Valve и возникает проблема: в Доте нет лора, который и давал бы понимание того, что мы, черт возьми, снова и снова делаем в пабликах. Точнее, номинальный лор вселенной Доты есть, но его сверстали на скорую руку и спрятали все глубоко по темным закуткам. Что-то из истории мира мы узнаем из описания одного героя, что-то – из описания шапки на другого, а что-то – из редкой реплики третьего в сторону четвертого героя.
А ведь DotA изначально основывалась на не менее монументальном мире Warcraft. У игры настолько богатый и структурированный лор, что ролики с его пересказом растягиваются на несколько часов, но всю эту информацию внимательный игрок получает из геймплея. Если Warcraft – огромный многотомный роман, то Dota 2 – большая куча журнальных вырезок на стене безумного детектива.
В мире Доты полно мелких историй, но нет истории самого мира
Фанаты лора Доты в защиту часто приводят в пример Dark Souls. Мол, в этой серии тоже нет четкого повествования, а вся предыстория выстраивается по многозначительным репликам NPC и фрагментам описания доспехов и оружия. Но между этими играми огромная разница, и не только в геймплее.
В Dark Souls есть цельный мир со своими четкими правилами, с точкой становления этого самого мира и даже с точкой его падения. Лор «Темных душ» – это миф о божествах, демонах и скором конце света, перед которым даже сами божества не устоят. При этом миф намеренно и сюжетно оправданно неполный и запутанный, с кучей домыслов, иносказаний и лжи. Фиктивная история, которая как пропаганда рассказывается игроку и манипулирует им в интересах конкретных героев.
В Доте тоже есть мир с точкой создания… и все. Он просто есть. Упали два Древних на землю и поработили сознания рядом живущих существ, чтобы те воевали в интересах Света или Тьмы. Если убрать из этой формулы 122 уникальных героя и оставить только лайновых крипов, то ничего в истории не изменится. И существование этих самых 122 героев в лоре игры никак не оправдано.
Valve много раз пыталась пришивать историю к заплаткам
Компания понимала всю несамостоятельность истории и неоднократно пыталась что-то с этим сделать. Где-то у Валв получалось неплохо структурировать клочки информации о мире, но чаще всего разработчики плодили еще больше нарративных заплаток.
Удачной попыткой можно считать «Аркхроникус» – это книжка-сборник историй о мире игры времен дореборновской Доты, из нее мы и знаем о самих Древних и их вечной войне. Внутри «Аркхроникуса» также собраны древние летописи культур мира Доты. То есть это то же лоскутное одеяло, которым завесили совсем большие дыры в лоре – но оно хотя бы само не дырявое. В книге кроме истории о Древних были:
- «Хроника Тэзоса» – записка странника о двух мертвых драконах на окраине королевства. Это дополнение истории ДК, из которого мы узнаем его принадлежность еще к одному древнему ордену Рыцарей Уториана.
- «Чарующее море» – поэма о Геме и его страже – морском боге Мэльроне. Здесь мы узнаем ценность и важность Гема как артефакта в мире Доты, а еще кому поклоняется Тайдхантер и какие у него силы.
- «Цикл Солнцестояния» – коротенькая история об ученых древней цивилизации, которые рассчитали дату самой длинной ночи, в которую нежить восстанет из могил.
- «Ночь призраков» – рассказ о становлении Скелетон Кинга и о том, как король воспользовался той самой ночью восстания нежити, чтобы собрать достаточное количество душ и переродиться с силой призрака. Последние две истории – обширное дополнение лора ВК, которое объясняет механику его перерождения.
А вот другие попытки Valve развивать лор закончились неудачей: компания наплодила новые мелкие истории, связанные с другими лишь условно.
Эти бесконечные комиксы выпускались по поводу и без:
- Про торговцев боковых лавок и Demon Edge, а также механику влияния Древних на сознание;
- Про Оракла и аркану на Фантомку;
- Про Виверну и аркану на ЦМ;
- Про Имморталку на Энигму(!);
- Про похождения Акса и его барда-оруженосца;
- Про аркану и редизайн модельки Зевса;
- Про историю МК и его аркану (2 штуки);
- Про аркану на Квопу, политику мира демонов и взаимодействие с обычным миром.
Из всего этого списка хоть какое-то влияние на лор имеет только самый первый и комиксы про арканы на МК и на Квопу, все остальные – фансервис и мишура.
Еще в 2016 году запускалась манга по Доте, которая свернулась после первого же тома. А если забегать вперед, то в 2020 с двух ног ворвалась «Кровь дракона» с отдельным каноном, лишь частично основанным на лоре Доты. Вот только насколько дырявый лор в игре, настолько белыми нитками сшит лор сериала.
Кто такая Селемине и зачем она есть в мире? В чем смысл ее религии? Почему Гем так важен в этом мире, что даже Террорблейд согласен на все ради него? Кто такие эльфы в этом мире, и почему нам должно быть не все равно на них? Откуда взялись силы у Фимрин? Что за красный кристалл в пещере, окруженный зомби, и чей голос пробудил Мирану от его воздействия? Если это осколок Древнего Тьмы, почему тогда на небе до сих пор две Луны? Почему Марси не любит пиво? На все эти вопросы сериал забыл ответить, либо не посчитал это нужным.
Artifact стал недостающим звеном лора Доты – его основой
Когда структурированием лора вместо вас, разработчиков игры, занимаются блогеры вроде Слакса и Типичной доты, значит вы что-то делаете не так. И люди в кабинетах Valve это поняли. На TI7 состоялся анонс нового амбициозного проекта – многопользовательской ККИ во вселенной Доты, которая существенно обогатит и расширит лор игры.
28 ноября 2018 года долгожданный Artifact увидел свет и сорвался вниз с высоты своих амбиций. У Карточек было всего две задачи: быть хорошей игрой и превратить лор Доты из бесформенного чучела в красивую куколку в дизайнерском платье. Как игра проект оказался жутко несбалансированной деньговыжималкой, не получившей развития и замороженной через полгода после релиза. Разработчики совершенно не понимали, над чем работают и как должны функционировать подобные игры. Но сценаристы выполнили свою работу на отлично, хоть многие этого и не заметили.
Вселенная Доты наконец-то обрела форму и даже получила сюжетное объяснение основного геймплея с этой бесконечно повторяющейся войной. Оказалось, что в далеком будущем есть некая цивилизация, следящая за потоком времени, и при помощи игры в магические карты способная изменять события прошлого в свою пользу.
Все наши паблики – бесконечное количество возможных мультивселенных с разными битвами Древних, разными героями, событиями и результатами. Мы все еще не знаем мотивацию этого народа, и зачем мы раз за разом воюем за своего Древнего, потому что история Артифакта закончилась сильно раньше этого момента. Но зато мы уже знаем, в какую сторону будет развиваться объяснение – ККИ успела наметить сюжетный потенциал для обоснования Бесконечной войны.
Эта же цивилизация управляет и другими важными историческими событиями мира, которые планировались разбиваться в Артифакте на сезоны. Первый и единственный сезон – война при Розолисте между Красным Туманом (Акс – его бывший генерал), Бронзовым легионом (Легионка) и другими королевствами, землями, племенами и персонажами. Вместо абстрактных королевств и войн в мире Доты мы увидели конкретную историю с конкретными последствиями.
Помимо глобального сюжета Артифакт привнес в Доту и любимые Valve заплатки и местечковые истории. Но эти дополнения стали более масштабными и объединяющими. В Артифакте мы узнали больше деталей о тех связях между героями, о которых в Доте могли только догадываться и строить теории. Да и сами герои ожили, получили свою мотивацию.
Например, новые персонажи – жрица темных крипов Канна и ее мать, предводительница светлых крипов Прелекс.
Это не просто главные крипы, они повлияли на существующих героев. Если бы не Канна, мы бы называли Шейкера Рейгаром Каменным Копытом. «Меня не должно было быть, я рожден не от матери, а от скалы. Не скульптор дал мне форму. Усилием воли я облек свое сознание и материю. Долго скитался я в одиночестве и смятении, пока не встретил Канну. У меня не было цели – она дала мне путь. Я ничего не знал о жизни – она дала мне знания. Я был одинок – она стала моей спутницей. Но главное – она дала мне личность и имя Earthshaker» – вот так преобразовывается история Шейкера из-за одного героя. А ведь Канна не только на Шейкера повлияла.
И каждый новый персонаж имеет крепкую связь с огромным количеством старых героев. И даже может их связывать, как Крелла – верховная жрица собора Румуска (в котором служил Некрофос), который противостоял Мертвому богу (Андаинг – его главный глашатай и распространитель чар). Этот же орден чуть не убил Пуджа, изгоняя нечисть из поля прошедшей битвы. Но позже Пудж нашел волшебные цепи (свою аркану), которые поддались чарам Мертвого бога, хотя их выковала Крелла для борьбы с ним.
Хоть Artifact и прикрыли, его сюжетные наработки до сих пор живут
Кто знает, какие новые сюжеты мы бы получили в следующих сезонах, если бы игра не была такой слабой. Но и Valve с самого начала понимала огромный сюжетный потенциал своих карточек. Хоть Артифакт заморожен, его канон до сих пор живет и активно интегрируется во все проекты по Доте. В ход идут как конкретные истории и персонажи из игры, так и основная идея глобальных событий, объединяющих множество разрозненных героев.
Пример локального применения – город Белый Шпиль, на который часто в репликах ссылается Миреска (герой вышел в момент, когда шла активная разработка Артифакта). В Артифакте объяснили, что город управляется союзом преступных синдикатов с одним боссом города на верхушке власти и познакомили поближе с его законами. Сюжет Dota Underlords полностью развивается вокруг смерти Мамаши Иб – того самого босса – и борьбы боссов поменьше за главный криминальный трон города, логично продолжая сюжет из Артифакта.
Еще один город, который Миреска часто называет – Плачущая Роза. Артифакт объяснил, что это город волшебников, где правит Кворум (совет могущественных магов) и действует тюрьма для чародеев – поместье Тайлера, на которое работают Сайленсер и Антимаг. Ради будущей арканы Квопа отправлялась в Плачущую Розу к бывшему лорду демонов Ногху, которого поработила оккультистка Ванесса. Оба этих персонажа появились в том же Артифакте.
Глобальная же идея карточек Valve – большое событие в мире Доты, которое объединит героев. В первом сезоне Артифакта затрагивалась война, в которой участвовали оглоди (расса Акса), армия Легионки и племена, живущие близ города. Были и независимые стороны, которые втянулись в конфликт по личным целям: Трент как защитник леса, Миреска как мародерка и охотница за ценными артефактами, Бладсикер как миссионер своих богов и многие другие. Параллельно битве за Розолист Артифакт строил связи остальных героев между собой в других локациях (например, политические игрища в мире демонов или в том же Белом Шпиле).
Новые же герои, арканы и персоны в Доте развивают взаимодействия, начатые в Артифакте, а некоторые тизерят масштабный катаклизм, который будет важнее Бесконечной битвы и затронет всех существ на планете.
«Грядет что-то. Я не могу это назвать, но я знаю, что оно несет вражду в своем сердце», – говорит Шейкер с арканой. О приходе этого чего-то знает Войд Спирит, его скорое появление предчувствуют ОД, а молодой Инвокер поставил под угрозу некую роль, которую в будущем должен был сыграть взрослый Инвокер. Это что-то, по описанию арканы на Шейкера, «разрушило параллельную Землю, и направляется к нашей». Valve вводит глобальный сюжет в будущем, который объединит все мелкие истории Доты и разовьет в одну большую. Наконец-то в Доте появляется затравка на целостную историю!
* * *
Artifact намного важнее, чем может показаться. Это не просто неудачный проект, который не получил развития и не сыскал народной любви. Artifact – важное сюжетное дополнение к Доте, которое из вороха записок и описаний собрало целостный пазл истории, связало разрозненных героев в группы взаимного влияния, и выделило ключевые локации в мире Доты, помимо поля Бесконечной битвы.
Дота наконец получила идеи для формулирования вселенной, и направление для его развития. Именно эти идеи будут двигать зачатки лора в сторону полного группирования в целостный и продуманный мир. Конечно, если Valve не забьет на полпути...
Интервью с менеджером PuckChamp. Она в киберспорте всего 1,5 года, но вела сразу две команды!
Riot уничтожила Valve в аниме. «Кровь дракона» – пустота на фоне «Аркейн»
Да потому что когда Древние из неё освободились, они упали на землю, а не вся луна, только после этого вторую луну и стали называть Безумной. В аниме видно, что она расколотая. Она стала памятником освобождения Древних.