Босс NAVI и Яна Медведева – что советовал Valve, почему составы в CS будут по 10 игроков, какие клубы кроме NAVI зарабатывают на киберспорте
Обстоятельный разговор.
Кажется, у нас с Евгением Золотаревым, CEO Natus Vincere, появилась хорошая традиция: в декабре мы встречаемся, чтобы обсудить итоги киберспортивного года. В этот раз основными результатами клуба он поделился в своем блоге, а после мы обсудили детали и мировые тенденции. За полтора часа беседы мы обсудили:
- почему NAVI могут писать посты, что ###### всех в следующем сезоне, а другие клубы – нет;
- сколько клуб можеет заработать, будучи партнером BLAST и ESL;
- что не так с анонсами Cloud9;
- как NAVI удалось зарабатывать на киберспорте, а не терять;
- можно ли верить рейтингу Forbes;
- что мешает BLAST запустить лигу в Доте;
- что изменят DPC-лиги для клубов;
- когда на самом деле закончился испытательный срок состава по Доте;
- что спасло команду по CS:GO от изменений;
- почему в составах по CS:GO скоро будет по 10 человек;
- сколько зарабатывают мобильные киберспорстмены;
- зачем NAVI рестайлинг.
– Благодаря стриму дня рождения NAVI мы знаем, что ты отдыхаешь дома с ковидом. Поэтому я и спрошу: как чувствуешь себя?
– Нормально. У меня не было никаких симптомов. В первый день болезни была температура 37 с копейками, из-за которой я сдал тест. А все остальное время просто болела голова, после стрима снова температура поднялась до 37, но в остальном ничего особенного уже 10 дней. Даже запахи чувствую.
Про деньги: C9 стреляет себе в ногу, СНГ-клубы жгут миллион в год, рейтинг Форбса – трэш
– Из-за болезни ты пропустил замечательное мероприятие, которое тебе пришлось смотреть вместе со всеми на стриме. Этот стрим – исключительно затея для фанатов или у него есть другой умысел?
– В прошлом году NAVI отмечали десятилетие, и мы сделали большую пати для всех друзей, партнеров и студий. Нас собралось, по-моему, 150 человек со всего СНГ. Мы даже устроили импровизационное награждение за сезон разных людей за контент и прочие достижения. Нам очень это понравилось, и в этом году мы планировали сделать подобное мероприятие, но уже приуроченное к открытию нашего нового офиса. Но так как ковид повлиял на стройку, открытие пришлось перенести. К тому же ковид в принципе повлиял на желание проводить такие массовые мероприятия. И как альтернативная идея родилась небольшая лан-пати и стрим.
Это и для нас, и для болельщиков. Как ты могла видеть, мы даже ничего не брендировали под спонсоров NAVI. Мы использовали это мероприятие разве что для кратенькой презентации беты нашей программы лояльности, которую мы планируем запустить в следующем году, – дропы, которые падали на стриме.
– Стрим, твои посты, интервью и подкасты – это совпадение или новая стратегия быть ближе к людям, быть более открытыми?
– Она не новая. Наверное, это необходимость, когда у тебя нет большого пиар-отдела, который об этом думает. Тогда руководство, я и Леха, должны как можно больше делиться информацией.
– Можно делиться информацией и сделать годовой отчет одной картинкой. А можно написать пост в твоем стиле и сказать «мы ####### в следующем сезоне».
– В NAVI нет пиар-отдела, поэтому все происходит нативно. Это может быть мое личное желание, может быть Лехино. Просто мы видим, что надо объясниться, надо рассказать, надо показать. Где-то я ловлю себя на мысли, что мы недостаточно подсвечиваем свои успехи.
Приведу в пример G2 – все построено на ######## Карлоса. Это круто. Но я не такой чувак. Не получится у меня быть Карлосом, и не надо пытаться. У каждого свой путь. Но определенно нужно рассказывать, причем где-то рассказывать не просто факты, а объяснять, почему это важно и почему нет, сравнивать. Давать людям больше информации для анализа. Я считаю, что мы должны это делать. И, наверное, раньше делали меньше.
– Например, ты там написал о том, что вы вышли в плюс, о том, что приносит деньги. Такими данными организации вообще особо не делились. Считалось, что это кулуарная информация, которую нужно держать под замком.
– Если и делятся, то в основном буржуйские организации. И некоторые делятся как-то, по моему мнению, бездумно. Если мы говорим об анонсах C9, то люди так себе по ногам стреляют. Результаты абсолютно не соответствуют тем цифрам, которые они озвучили. Я молчу о том, что эти цифры в принципе в CS:GO отбить ну очень сложно.
Если клуб участвует и является партнером и BLAST, и ESL (а таких клубов всего 10), если он и там, и там один из лучших по показателям перформанса, по продвижению партнеров этих турниров, по просмотрам, то цифра доходов будет близиться к миллиону долларов. Я знаю, потому что NAVI – это приблизительно та история. Мы первые в ESL, мы одни из первых в BLAST. А расход на одного игрока за три года в C9 – приблизительно два миллиона с учетом трансфера. А таких игроков 5. Окей, кто-то дороже, кто-то дешевле. Но весь этот проект стоит 6 млн. Как его можно отбить в реалиях нынешнего CS:GO?
Вот поэтому клубы и закрыты – в том числе чтобы не выглядеть так, как Cloud9. Второй момент: мы в СНГ готовы озвучивать свои цифры. Но мы знаем, что другие клубы не смогут. Им нечего показать, потому что большинство из них дотационные. Совсем. Показывать, что ты жжешь миллион-два долларов в год публично никто не будет.
Болельщики, как я уже писал в отчете, успешность оценивают чуть иначе. А все-таки надо помнить, что это бизнес. И поэтому, наверное, другие СНГ-организации не отчитываются в таком формате, потому что бизнеса там нет и близко.
– Год назад ты говорил, что вы в нуле держитесь – и это хорошо. А сейчас вы вышли в плюс. Что изменилось?
– В прошлом году мы запустили очень много проектов вроде академии и мерча. Это требовало разовых затрат, поэтому прошлый год практически невозможно было сработать в плюс. В следующем мы уже планируем очень существенный плюс.
– На следующий год у вас планы с гейминг-хаусами, офисами и ребрендингами. За счет чего будете выходить в плюс?
– У нас очень увеличилось количество партнеров, увеличились сами суммы контрактов, с некоторыми партнерами мы продлились на несколько лет с сильным увеличением. У нас растут доходы от лиг, и сильно вырос мерч по оборотам. И при этом не очень сильно растут затраты. Пока не буду говорить о цифрах, потому что с очень многими партнерами у нас есть устные договоренности, но пока нет подписанного контракта. Но задел на следующий год такой, какого еще не было в моей карьере. На текущий момент мы уже точно плюсовые в следующем году, исходя из только подписанных контрактов.
– Обычно считается, что гейминг-хаус – это дорого. Стройка, инфраструктура, оборудование. Это действительно выливается в такие большие суммы?
– Это дорого, конечно же. Но вот в моем понимании серьезный клуб не может существовать без инфраструктуры. Во-первых, контент. Во-вторых, у игроков клуб тоже должен с чем-то ассоциироваться, в том числе с каким-то местом. Если ты представляешь клуб, но при этом твои буткемпы в разных квартирах, разных местах, разных домах, разных городах – это уже не то.
В моем понимании инфраструктура – необходимость. Особенно когда у тебя столько составов, а в следующем году их может быть больше. Еще есть джуниоры, которых мы планируем часто отправлять на буткемпы. Возможно, летом мы проведем еще один NAVI Esports Camp, дабы добрать несколько игроков.
Поэтому в данном случае на дистанции это экономия. Тоже самое и с офисом: сейчас мы платим огромную аренду. А на дистанции это все окупается и с точки зрения контента, и с точки зрения имиджа.
– Они будут находиться в Киеве или вы планируете, например, российский гейминг-хаус?
– На текущий момент у нас есть дом в Берлине, он остается. Также у нас есть дом в Киеве, в нем мы провели последний буткемп, и в январе команды тоже съезжаются туда на буткемп. Мы пока не знаем, будем ли оставлять его.
Вместе с офисом у нас откроется три игровых зоны. Одна будет офисная, без жилой зоны. Еще две – это отдельные пентхаусы, которые находятся в том же комплексе, но в соседней секции. В итоге у нас будет 4 где-то полноценных буткемпа.
Все это в Киеве. В случае, если нам необходимо что-то в Москве, мы обычно обращаемся или к Team Spirit, или к Winstrike. К кому-то из знакомых.
– Вы когда-нибудь думали о том, чтобы команду просто поселить в гейминг-хаусе? Это сработает в СНГ или игроки поубивают друг друга?
– Конечно нет. Мы же тоже не первый день работаем, столько прошли этих буткемпов. Есть идеальный период – 2-3 недели. Все, что больше, – уже не во благо.
Составы всех команд из СНГ на первый DPC-цикл
– А что делать с DPC-лигой? Что-то из дома будете играть?
– Да, вероятно. В идеальном мире мы бы хотели, чтобы все работало как в футбольном клубе: чтобы наши игроки жили в том городе, в котором тренируются, и приезжали на базу. Но пока это сложно осуществить. В периоде 2-3 лет такая задача у нас есть, но сейчас надо подстраиваться под реалии. Поэтому что-то будет играться из дома, будем приоритизировать.
С дотерами сейчас чуть попроще, потому что все, кроме Вовы, живут в Украине, им не проблема съехаться практически в любое время. С CS:GO чуть сложнее. Например, последний турнир мы играли опять разрозненно, часть парней в Москве, часть в Киеве, потому что S1mple и B1ad3 не могут прилететь в Москву, потому что сейчас запрещено. А вот у Flamie закончились дни нахождения в Украине. Поэтому выкручиваемся.
– Ты упоминал, что в мире есть еще пара-тройка клубов, которые работают в плюс. Можешь сказать, кто еще может выдерживать этот процесс и зарабатывать на этом?
– Насколько я знаю, TSM, но у них больше контентная такая модель бизнеса, Что-то похоже на Faze, только Faze – это объединение ютуберов, которые очень слабо относятся к киберспорту, в моем понимании. Это классная орга, и их YouTube воспринимается как условно киберспортивный, но на самом деле таким не является. А TSM работают по той же модели, но с большим упором на Twitch. Монетизация в тех регионах позволяет зарабатывать, работая в таком формате. У нас, к сожалению, это невозможно.
Кто еще? Даже не знаю, я и насчет Faze не уверен. Все, кто работают не в медиа-модели, это венчурные организации типа Liquid, G2, Fnatic и прочих. У них очень высокие затраты: структура кастов раздута за счет их размеров, количества ростеров, персонала, высоких налогов. Нахождение в Лоле – это минимум 2-3 млн долларов расходов в год. Доходов не знаю, но они меньше. Поэтому эти клубы точно не доходные, но при этом дорожает их оценка. У них другая бизнес-модель: они работают на оценку, а не на операционную эффективность.
– Недавно выходил список Forbes, который пытался подсчитать стоимость клубов. Насколько это верные цифры, если посмотреть изнутри?
– Абсолютный трэш, как и любые рейтинги российского, украинского, американского Форбса. Это делается без глубокого анализа, с чьих-то слов. Как обычно американцы считают оценку? Они берут оборот и умножают на какой-то мультипликатор. Мультипликатор в Америке – 10-12 минимум. В Европе – до 8, в СНГ, наверное, 3-4.
Но в структуре оборотов не всегда находится доход. Это просто обороты. Поэтому, например, Cloud9 в моем понимании не может быть самым дорогим клубом в мире, учитывая весьма бездарный менеджмент. Их проекты типа FlashPoint тоже вышли достаточно провальными. Вот этот CS:GO-состав, да и в LoL они не блещут. То есть это однозначно не соответствует это действительности.
Из европейских клубов там, по-моему, только G2. Я однозначно считаю, что бренд суперкрутой, то, что им удалось за 3-4 года из ничего построить вокруг Карлоса – супербомба. Но это тоже не стоит 175 млн. Там минимум все надо делить на два.
Как работает аналитик в Доте? Поговорили со Sword Art: он работал в NAVI, Virtus.pro и Just Error
– Кого бы ты добавил в этот список на место тех, кто там некорректно находится?
– C9 я бы точно не ставил на первое место. А в остальном там все топовые клубы с франшизными слотами, которые добавляют тебе в стоимости. Потому что сам слот стоит денег. Кто-то в Call of Duty, кто-то в LCS, кто-то в LEC. А кто-то в Overwatch – хотя это скорее минус в ценник.
– Я начинаю забывать, что Overwatch вообще существует.
– Да, и учитывая заплаченные людьми деньги за слоты, это уже точно провал. Но, видимо, издатель каким-то образом перекрывает эти потери за счет собственных денег, чтобы это совсем не развалилось.
– Из твоего текста выходит, что чем больше составов, тем больше шанс на финансовый успех?
– Это не так чуть-чуть работает. Это больше диверсификация рисков. Чем больше у тебя составов, тем меньше у тебя рисков, потому что вероятность того, что у тебя все плохо будет везде, – невысокая. Где-то, например, у тебя спад в команде, это усложняет тебе создание контента. А где-то подъем – и ты делаешь контент там. Поэтому прямой связи с доходом нету. Есть прямая связь с оборотами: чем больше у тебя составов, тем больше у тебя оборот.
Про Доту: состав убирать нельзя, про-сцена – война стаков
– Все всегда говорят, что Дота – дисциплина, которая не окупается. Мы тратим больше, чем получаем. Есть ли ещё такие «дотационные» дисциплины?
– На текущий момент у нас таких больше нет, потому что издатели тех же APEX и PUBG начали помогать клубам, видя негативный тренд по просмотрам и игрокам. Видимо, еще и терять компететив клубы им не хотелось. Но и денег это не приносит. Это плюс-минус помогает закрываться в ноль.
Если взять голую экономику CS:GO без спонсоров, ты там тоже не отобьешься, даже если ты NAVI. Ты будешь близок, но не отобьешься. Но за счет спонсоров, которых ты привлекаешь под свой клуб, ты теоретически уже можешь выйти в ноль. Поэтому на текущий момент у нас все дисциплины плюс-минус в нуле, а те, которые не в нуле, находятся в зоне риска.
– Даже Дота?
– Дота минусовая, конечно. И минусовой будет всегда, пока Valve не поменяет свое отношение к клубам. Они в клубах ценности не видят, и вся дисциплина заточена под игроков. И поэтому, наверное, из 10 брендов в списке Forbes только у Liquid есть состав по Доте. И то только потому, что это Legacy, наследие, как у нас. Надо, нельзя убирать. Это ж наша история, корни!
Фактически Дота – как раз та дисциплина, где нет ни одного источника дохода у клубов, кроме призовых. А большая часть призовых уходит игрокам. Бизнес-модель строить на призовых тоже нельзя – это штука практически не прогнозируемая. Это казино. Но в этом году, учитывая, что Valve поотменяла все, турнирные организаторы, которые обращались к нам для участия в Omega League и прочих, чуть-чуть делились доходом с клубами. Была определенная гарантированная сумма для клуба – и это уже какой-то шажок, что-то больше похожее на в целом неплохую экосистему CS:GO. Даже учитывая, что Valve сильно ничего не делает, но хотя бы не особо мешает. Поэтому мы с турнирными организаторами придумали и создали рационально работающую модель. В Доте мы пока далеки от этого, но посмотрим, как будет выглядеть следующий сезон.
Рассмотрели работу Valve в Доте за год. Все довольно плохо
– CS:GO – это тоже Valve, своя система RMR-турниров и мейджоров. Но там турнирные операторы и клубы смогли собраться вместе и сделать свои лиги с блекджеком и ревеню. А что в Доте не так? Те же самые организации, та же самая Valve. Почему нельзя сделать так же?
– Модели разные. Фактически Дота – это такой любимый, младшенький ребенок. И то, что случилось с TI, – это для них очень важный момент. Само его существование и миллионы долларов – то, что раз в году приковывает внимание к их детищу, к ним как к издателю. А на самом деле это именно то, что эту экосистему ломает. Потому что эти призовые несопоставимо высоки, они никак не соотносятся к условной зарплате игроков. Поэтому влияние клубов на игроков ничтожно мало. Весь их фокус на направлен на TI. В CS:GO игроки уважают свои контракты, удельный вес зарплат в их общих доходах больше 50%. И поэтому это работает, поэтому есть уважение к клубам, к турнирным организаторам – ко всем. А Дота – это война стаков.
Может, сейчас это немного поменяется. Был ковидный год, мы пожили без TI. Может, что-то в головах перевернется.
– То есть, они просто не сорганизуются, чтобы запустить что-то подобное?
– Нет. И Valve не хочет убирать TI как таковой, потому что это ее уникальный проект. Я лично на встрече с Valve говорил: просто сделайте распределение призового, где, например, 30% обязательно идут клубу, а не игрокам. Но это для них не вариант. Клубы предлагали вернуть айтемы, чтобы таким образом мы могли сами монетезировать дисциплину. Это бы не решило проблему с игроками, которые все равно жили были бы от Инта до Инта, но это хоть как-то бы сделало нахождение в дисциплине экономически целесообразным. Но как видите.
И очень много проблем связано с анархической системой управления Valve: там нет руководителей, там все на одном уровне. Письмо пришло, кто-то захотел ответить – ответил, никто не захотел – никто не ответил. Поэтому я не особо верю в эту перспективу, и мне кажется, что когда Valve отдает что-то третьим лицам, – это гораздо лучше.
– Почему тот же BLAST не может прийти в Доту и сказать: «Мы сделаем то же самое?» Что помешает? Игроки не согласятся играть в это, потому что это не TI?
– Лига – это BLAST и 10 партнеров, которые с ним подписались, взяли на себя обязательства и т.д. Они элементарно не найдут этих 10 партнеров в Доте. От силы будет 5-6 клубов, остальные – какие-нибудь Vikin.gg. Даже Nigma – это не клуб, это не кто-то, с кем можно строить бизнес-отношения. Окей, Secret и OG уже превратились в какие-то клубные структуры, но в глобальных масштабах это маленькие игроки.
– Получается, нам не стоит ждать, что мы все-таки повзрослеем в Доте? Пока Valve не зачешется...
– Я не знаю. Я хочу верить, что все будет круто, я сам играю очень много, люблю Доту и смотрю Доту. Это интересная игра, супервариативная и разная, и она может меняться за счет патчей. Поэтому я надеюсь, что к DPC-лигам появится взаимодействия с клубами. Мне кажется, что этот год многое покажет.
– С точки зрения организации грядущая DPC-лига что-то меняет?
– Нет, не особо. Если это будет понятный сезон, понятные планы, мажоры – это удобно с точки зрения подготовки, планирования, тренировочного процесса и контента. Это плюс. Но глобально в экосистеме это ничего не поменяет, если не добавится какой-нибудь стикер или айтем.
Мне люди в комментах писали: мол, почему вам должны все платить? Клубы не говорят «Платите нам». Клубы говорят «Дайте инструменты зарабатывать, мы готовы тоже брать на себя обязательства».
– Как раз во время вашего стрима вышла новость о том, что вы подписали контракты с составом по Доте. Все это время у ребят был испытательный срок?
- Нет, мы давно их подписали. Привет сайберспорт.ру. Они прислали вопрос от кого-то из редакции к нашей медиа-команде: «Подтвердите, что они прошли испытательный срок». Мы подтвердили. Они написали об этом новость.
Но фактически испытательный срок они прошли больше месяца назад. В общем, эта новость высосана из пальца.
– Сколько макфлури чоколатов в день заложено в бюджет NAVI?
– Мне сложно посчитать. Неизмеримое количество, миллионы!
– Ты написал, что если бы было меньше мата, то ребята уже были бы амбассадорами Макдака. Действительно мат так сильно влияет на возможность «продать» игроков?
– В целом, нет, но конкретно с Макдональдсом – да. Есть очень много социально ответственных брендов с точки зрения позиционирования и пиара, которые по умолчанию не очень социально ответственные – ты же джанк-фудом кормишь людей. Мы не общались конкретно, но формат этих сториз не подойдет такому бренду, могу с 90% уверенностью сказать.
– У вас когда-нибудь были проблемы со спонсорами из-за фривольного поведения игроков?
– Прям проблем не было. Были забавные истории. Году в 17, когда представитель нашего партнера зашел на буткемп, один из игроков чуть ли не спросил: «Ну что, когда бабки заплатите?» Но на контракты это не влияло.
– Если говорить про этот состав в Доте. За достаточно долгое время это первый проект, который нельзя назвать твоим творением. Не твое детище, которое ты собирал, следил за процессом….
– И это к лучшему! Я Доту смотрю и понимал, что есть Fly to Moon и возможность подписать готовую команду. Но я почему-то всегда избегал этого. Мне казалось, что это такой какой-то временный эффект. Но, как писал в посте, я в данном случае не сопротивлялся вообще, потому что для нас особо нет рисков. Хуже было некуда. Учитывая испытательный срок, почему бы не попробовать дать парням шанс? Ну и с условными Витей и Вовой я работал. Я знал, что это очень сильные не просто игроки, но и такие командообразующие персонажи.
– А на твое отношение к команде это как-то влияет?
– Я в этом плане не эгоцентричный. Я нанимаю людей для того, чтобы они работали лучше меня. И так и происходит. Я не про дотеров, а про менеджеров.
Про CS:GO: в команде может быть 10+ человек, состав не поменяли из-за онлайна
– Ты писал, что вы планируете дальше расширять состав по CS:GO. А где предел? Когда нужно остановиться в количестве игроков?
– Это эволюция, так что не знаю, посмотрим. Я изначально был против шести человек, потому что сам играл в CS, и мне казалось глупостью создавать конкуренцию одному игроку. И до сих пор считаю это глупостью.
И в Astralis такая схема с 6 людьми не сработала. Там был один человек, который конкурировал и играл вместо другого. По сути, менялось всего два игрока. А Vitality применили другую ротационную схему: они начали использовать Ниверу на картах. Сначала на одной, потом на двух, потом на трех. И меняя там разных людей. Это уже справедливая, правильная ротация, где играет человек, который лучше готов, подкован или лучше себя чувствует на конкретной карте или мачапе.
Все быстро сообразили, как это работает и что это надо пробовать, так что я знаю, что все клубы активно готовят кадровый резерв. И мы хотим расширять дальше, потому что 8-9-10 человек делают твою игру еще более вариативной.
Важная проблема – это усложняет тренировочный процесс. И вот это как раз тот челлендж, который нужно решить. Второе – непосредственно турнирные организаторы и их лимиты. Сейчас мы в мире онлайна, мы можем хоть 12 человек в составе иметь и менять как хотим, ротировать. Но если мы вернемся к формату буткемп-лан, то тут многое зависит от того, сколько человек поселит турнирный организатор, сколько замен он разрешит, разрешит ли он замены прямо на сцене во время матча и т.д. Но точно это все идет куда-то в сторону баскетбола. 10+ человек, если мы говорим о CS:GO. Но не в перспективе года-двух, а лет 5, когда экономически мы к этому будем готовы платить не 5-6-ти людям, а 10-ти. И турнирные организаторы привозить не 5-6, а 10.
– Сейчас в финансовом плане сколько игроков можно содержать и не сильно уходить в минус?
– Сложно посчитать, ведь у игроков не фиксированный доход, это очень разные зарплаты. Если ты джун, то ты можешь зарабатывать 500-1000 долларов, а если ты топ-игрок, то 40-50 тысяч в месяц.
Но надо понимать, что те цифры, которые показывают те же Cloud9 – это цифры до налогов. Игрок-француз не будет зарабатывать 40 тысяч в месяц. Это больше такой месседж для СНГ-игроков: не все так сладко, и часто с меньшей суммой в контракте здесь, в NAVI, ты будешь в итоге получать больше, чем в Cloud9.
– Сейчас страшно представить и буткемп на столько человек. Даже не только в финансовом отношении, а человеческом.
– С одной стороны, да, сложно, если ты это представляешь как квартиру на 10 человек и два менеджера. Но если это две квартиры и вы просто вместе тренитесь, наигрываете какие-то ситуации, где, условно, основной состав играет с джуниорами Вертиго, то это звучит достаточно здраво и даже удобно. Поэтому посмотрим, как это будет. Пока никто не готов к такому ни с точки зрения затрат, ни инфраструктуры. Но к этому придет.
– Вы уже были близки к кадровым перестановкам после неудачного RMR. Колл оставить состав – это решение от команды или от руководства?
– Ну нас все командно. Если у нас неудовлетворительные результаты, то мы как менеджмент общаемся прежде всего с тренером, не с командой. Тренер в свою очередь понимает те или иные мысли тех или иных игроков. Их мнения, взгляды и т.д. Если надо что-то уточнить у игроков, мы также это делаем. Но конкретно какие-то изменения и их необходимость на начальном этапе обсуждались все-таки с тренером.
Наверное, нас по большей части остановила онлайновость этого сезона. Очень не хочется ломать или делать какие-то радикальные действия и выводы, учитывая то, что все это происходит в онлайне. Это как-то не совсем объективно, что ли. И мало того, в итоге оказалось, что этот спад, который нам казался упадком, был связан в том числе с использованием тренерского бага против нас. Поэтому хорошо, что никаких радикальных действий не предприняли.
Про NAVI: внимание китайскому рынку, фанаты смогут заработать на просмотрах стримов, лого менять не будут
– Давай отойдем от двух больших дисциплин. Вы делаете очень много контента по APEX: интервью, влоги. Вы делаете упор на этих ребят?
– Каких-то указаний вроде «делаем контент по Апексу, ребят» у нас нет. Контент делаем по всем дисциплинам. По Апексу, наверное, многое выходило в силу Импульса – он сейчас не в составе, но играл у нас в ростере. Он очень медийный чел, ему это нравилось, нам это нравилось – и все так срослось.
У нас есть контент-план, и мы приблизительно равномерно выпускаем все на всех каналах. Понятно, что если идет буткемп Доты – значит, надо в этот период выпустить больше. Особенно сейчас, учитывая пандемию, когда всем уже надоело смотреть однотипные зум колы в наушниках. Нам хочется сделать чуть больше.
– Почему из всех вариантов мобильных игр вы влетели именно в PUBG Mobile?
– Во-первых, это не конец. Мы однозначно будем смотреть еще на мобильные дисциплины. Почему именно в PUBG Mobile? Потому что нам сильно интересен китайский рынок в перспективе. Не в краткосрочной, а в среднесрочной. Мы уже сделали какие-то шаги, наш CS:GO-состав стримит на Huya. У нас есть определенные планы, связанные с мерчом в Китае, поэтому PUBG Mobile там очень популярен. И, возможно, даже первый момент – у нас была возможность собрать очень сильных ребят под флагами NAVI из разных команд, из разных ростеров. Но это не конец.
– Например, сейчас вырос Free Fire.
– Я же говорю, это не последняя наша мобильная дисциплина.
– У многих есть впечатление, что мобильный киберспорт – это дешево и сразу очень много просмотров и медийки. Действительно ли мобильные игроки намного дешевле, чем компьютерные?
– Нет. Я не буду озвучивать рамки, но они сопоставимы со всеми дисциплинами. Конечно, CS:GO и Дота выше, хотя и Дота бывает очень разная. В мобилках абсолютно рыночные зарплаты геймеров, скажем так. А просмотры хорошие, аудитория хорошая.
Я так понимаю, это тоже зависит от конкретно твоих игроков, конкретно твоего ростера. Сами по себе просмотры денег тебе не приносят. Это косвенно тебе приносит доход, потому что ты спонсорам-партнерам продаешь какие-то обязательства, связанные с ютубами и т.д. Но фактически прямой доход с ютуба – копейки даже у нас. Поэтому тут мало просто подписать ростер по мобильной дисциплине, тут надо и создавать контент, и монетизировать это за счет продаж.
Бразильцы перепридумали киберспорт: тренируются в бассейнах, а зрителей больше чем на Инте
– За мобилками будущее или это тоже стереотип?
– Сложный вопрос. Мне кажется, это всегда будет идти в параллель. Нет такого, что мобильный киберспорт съест ПК или консольный. Всегда будут консоли, ПК, мобильный киберспорт. То, что он будет точно развиваться, это факт, потому что это очень просто и практически ничего не надо, чтобы начать.
– А если это все просто, если все так растет и развивается, почему в СНГ все так медленно с этим идет, в чем наша проблема?
– Философский вопрос, не о киберспорте. Может, мы очень консервативные, будем всю жизнь играть в Доту и в CS:GO. Я, пожалуй, задоджу этот вопрос.
– Ты упомянул сотрудничество с китайской стриминговой платформой. Китайские контракты отличаются по параметрам от того, что предлагают, допустим, европейские платформы?
– Стриминговые? Да, сильно, конечно. Это не сильно отличается от какого-нибудь спонсорского контракта по сумме в год. А от того, что предлагает Twitch, – сильно. Twitch в принципе в определенный момент перестал партнерится с клубами и платить им деньги за эксклюзив. Мы с ними общались, у нас был оффер небольшой, но это было совсем не интересно серьезному клубу. Конкурентов у Twitch как не было, так и нету. YouTube может конкурировать технически, но, видимо, не хочет воевать. Все остальные умерли.
У нас был партнер Caffeine в прошлом году, но это все несерьезно. Mixer закрылся, Кофеин пошел в другое направление и будет больше работать с музыкальными селебами. А Twitch как жил, так и живет.
– Какие условия сотрудничества с Huya? Secret в свое время заключала контракт тоже с китайским стримингом, ушла с Твича и стримила только там.
– Игроки могут стримить либо просто на Китай, либо через Twitch. У нас нет ограничений. Все остальное – это уже часы, привязанные к определенным доходам в зависимости от того, сколько часов настримили, кто настримил, столько клуб и игроки заработали.
– То есть мы не потеряем Симпла на Твиче.
– Ну, если он не будет никого называть девственником.
– Еще оно ваше нововведение этого года – токены. Эту систему вообще можно монетизировать в СНГ? Или это, скорее, зарубежная, более платежеспособная аудитория?
– Я пока не знаю географии покупок. Я могу только сказать, что мы выпустили 300 тысяч токенов и все продали. Я не могу разглашать, какой процент от этого получаем мы. Но он большой. И тоже не хочу ссылаться на другие клубы, но, например, Alliance продали 150 тысяч OG, по-моему, 180. Я не знаю, первые мы или нет, но одни из лидеров точно.
Понятно, что футбольные клубы продают существенно больше. Но это крутой экспириенс, и в принципе это та сумма, которая опять таки сопоставима с каким-то нормальным, небольшим спонсорским контрактом.
– Многие жалуются, что, мол, мне продают голосовалки, я буду кликать на вопросик, а за что я плачу деньги? Что будет происходить с этим проектом?
– Токены – это про какие-то экшены, на которые может повлиять болельщик, не более. Они будут разные: дизайны футболок, что снять, что запустить и т.д. Болельщик может повлиять на наше решение.
Но у нас будет еще программа лояльности – и это уже более глобальная штука, которую мы разрабатываем. Это то, что вы видели тестово на стриме. Мы хотим создать экосистему, где болельщик за каждое действие, связанное с нами, будет что-то получать, зарабатывать. Это может быть и просмотр стрима – тут мы ограничены только фантазией. В зависимости от набранных баллов фанат сможет крафтить, получать, собирать что-то физическое. Например, диджитал айтемы, которые ему будут выпадать или которые он будет собирать, а потом превращать хоть в деньги.
– Наконец-то можно будет зарабатывать на комментах!
– Да. Тем более, что и так это делают очень многие и бесплатно.
Но это все очень не просто технически. Мы будем к этому идти в 2021 году, постоянно будем добавлять какие-то фичи. Но это точно гораздо прикольнее, чем то, что я видел в анонсах других клубов. Во-первых, мы будем предлагать не только эксклюзивный контент, потому что в 21-м веке платить за эксклюзивный контент в СНГ не очень хочется. Во-вторых, приложения, которые я вижу сейчас у киберспортивных команд, одинаковые и типовые. Они тебе разве что напоминают о матче. И обещают добавить эксклюзивный контент.
– Вы тоже привяжете свою программу к приложению?
– Технически, да. Для болельщика это будет выглядеть как приложение, но без эксклюзивного контента.
– Ты упомянул про футболки и дизайн. И в конце своего поста ты тоже писал о рестайлинге. Зачем NAVI это нужно, когда у вас настолько узнаваемое лого, настолько узнаваемый брендинг?
– Это история не про менять. Это больше про упорядочить и систематизировать, про дизайн-систему, айдентику, tone of voice. Чуть-чуть освежить логотип, которому все-таки 11 лет. Это не значит, что там будет что-то кардинальное. Скорее, это даже значит, что ничего кардинального с логотипом мы делать не будем. Потому что он узнаваем как с точки зрения цветов, так и с точки зрения угла наклона. И мы его любим.
Но нам нужно освежить все остальное, связанное с брендом, привести это к каким-то понятным нашим же внутренним дизайнерам стандартам. Я думаю, где-то на стыке 1-2 квартала уже что-то презентуем.
Как работает аналитик в Доте? Поговорили со Sword Art: он работал в NAVI, Virtus.pro и Just Error
Sword_Art поработал в NAVI, Virtus.pro и Just_Error. Здесь – все инсайды об СНГ