Реклама 18+
CS 2Dota2
Коэффициенты предоставлены
PGL Major Copenhagen 2024 . 19:00. Не начался
Natus Vincere
Eternal Fire
Реклама 18+
PGL Major Copenhagen 2024 . 22:00. Не начался
G2 Esports
MOUZ
Реклама 18+
Portal World Invitationals. 14:30. Идёт
Mouz
11
1win
LIVE
Portal World Invitationals. 14:32. Завершен
Night Pulse
20
NAVI Junior
Portal World Invitationals. 19:05. Не начался
L1ga Team
TBA

Почему среди девушек нет топ-игроков? Яна Медведева изучила 50 научных работ и нашла ответ

Тут много цифр и графиков.

Девушка, добившаяся серьезных успехов в киберспорте или компьютерных играх, – сейчас это аномалия. Китаянка Би «Axx» Ся, попавшая в закрытые квалификации на мейджор по Dota 2, стала инфоповодом на уровне киберспортивного чуда. Приезд женских команд по CS:GO на международные чемпионаты обязательно заканчивается гудением в социальных сетях или даже оскорблениями. Когда на GrandMasters по Hearthstone победу одержала девушка Сяомен «VKLiooon» Ли, вокруг только и говорили, что ей повезло. 

Почему так? Неужели девушкам от природы не суждено также добивать крипов, как Miracle, или раздавать хэдшоты не хуже Симпла

Этой проблемой увлечены не только обычные геймеры и зрители, но и психологи и социологи по всему миру. Я изучила около 50 научных работ (из них около 20 – действительно помогли), чтобы найти ответы, почему женщинам так тяжело дается киберспортивный путь:

• девушек в играх действительно так мало?

• существуют ли отличия в работе мозга, которые не позволяют девушкам добиваться успехов?

• как стереотипы отражаются на психологии девушек-игроков?

• игры про войну и убийства – не для девушек?

Внимание: данные всех исследований приводят средние результаты для конкретной выборки. Это не значит, что характеристики относятся к каждой девушке-игроку. 

Для женских команд проведут турнир по CS:GO на 100 тысяч долларов. Многим это не понравилось

Да, девушек в играх не так много, как кажется

Различные агентства и ассоциации с удовольствием приводят цифры и рассказывают, как растет количество женщин, увлекающихся видеоиграми. Entertainment Software Association в 2018 году поделилась ошеломляющей статистикой: 45% геймеров в США – женщины! Исследования финансового конгломерата Barclays спрогнозировали, что именно из кармана девушек поступит треть прибыли игровой индустрии в Великобритании. Получается, что каждый третий игрок в мире должен оказаться представительницей прекрасного пола?

Все не так просто. Цифры в исследованиях красивые, но не слишком показательные. Например, неизвестно, как именно проводились опросы респондентов и кого именно причисляли к геймерам. В этом списке вполне могли оказаться женщины, которые в прошлом году на работе запускали Косынку, когда в офисе пропал интернет.

В 2017 году Quantic Foundry провела более глубокое и осмысленное исследование. В их опросе приняли участие более 270 тыс. геймеров – и только 18,9% из них оказались женщинами. Опрашиваемых попросили указать до 9 любимых игр, чтобы составить рейтинг популярности жанров. И здесь вскрылся главный нюанс: большинство девушек, увлекающихся видеоиграми, любят казуальщину по типу «три в ряд», симулятора фермы или просто головоломок. Но их все равно (и вполне справедливо) причисляют к геймерам. В MOBA оказалось всего 10% игроков женского пола, в шутерах, а уж тем более спортивных симуляторах – еще меньше. Это значит, что в киберспортивных играх не каждый третий игрок окажется девушкой, а в лучшем случае каждый десятый. 

Подобные результаты ученые получали и раньше. В 2015 году Рабиндра Ратан из Университета Мичигана и Дмитрий Уильямс из Университета Южной Каролины опубликовали свое исследование, посвященное женской аудитории League of Legends. При поддержке Riot они провели опрос более 18 тысяч игроков американского сервера. И только чуть больше 4% из них оказались девушками.

Как правильно мансить в Доте? Девушка из китайских квал идеально развела врага

Здесь в дело вступает простая математика и пропорции. И среди женщин, и среди мужчин есть талантливые игроки. Допустим, каждый десятый из них имеет достаточный скилл, чтобы попасть на профессиональную сцену. Только парни лучших будут выбирать из 90 человек, а девушки – всего из 10. 

Почему же тогда в каждой второй или третьей команде не играет скилловая девушка? Здесь в игру вступает психология.

Да, девушкам сложнее даются игры. Но все не так просто

Пространственное мышление – та область, в которой в среднем женщины действительно отстают от мужчин. Ученые и исследователи не раз проводили эксперименты и доказывали, что даже в паре близнецов с задачами на пространственное мышление лучше справляются мальчишки, чем девчонки. Почему так получилось, пока официально не доказано. Кто-то считает эту разницу врожденной и сводит все к гормонам, кто-то – полученной с течением истории. Мол, мужчине с древних времен нужно было бродить по лесам, охотиться и строить планы атак, а женщине хватало уютного домашнего очага, тут не разгуляешься.

Но какой бы ни была причина этой разницы, она сильно влияет на то, с каким успехом начинают свой путь женщины и мужчины в экшен-играх. Ведь каждая из них предполагает именно пространственное мышление: передвижение по карте, предсказание действий соперника, планирование и многое другое.

Теорию о том, что женщинам сложнее на старте даются компьютерные игры, подтвердили исследователи из Флориды, изучавшие проблемы пространственного мышления. Они пригласили 50 участников до 30 лет (31 из них – женщины) и предложили поиграть в простую игру под названием Space Fortress. Она скорее напоминает тренажер, в котором игрок управляет небольшим самолетом, стреляет по вражеской базе и уворачивается от мин. Если не контролировать передвижение самолета стрелками, то он просто врежется в стену. Задача в этой игре максимально простая – набрать как можно больше очков.

Девушка-стример выбила PSG.LGD. Она вторая девушка в истории в закрытом отборе на мейджор

Участникам предложили сыграть 15 сессий по 2 часа. Каждую сессию они запускали игру 36 раз на 3 минуты и записывали не только результаты, но и движение самолета в игровом пространстве. Первичные результаты никого не удивили: в среднем женщины на старте действительно играли значительно хуже, чем их коллеги-мужчины. Но к последней сессии успевали подтягиваться практически до среднего уровня мужчин. 

  • Черные: мужчины
  • Фиолетовые: женщины

Однако интересней оказался следующий этап исследования. Ученые решили посмотреть, как справлялись с задачей самые умелые женщины. Оказалось, что они начинали с уровня самых слабых мужчин, а потом показывали результаты, почти равные лучшим представителям сильного пола.

К подобным выводам пришли и Ратан и Уильямс в упомянутом исследовании игроков League of Legends. Они сравнили рейтинг мужчин и женщин, которые провели в игре одинаковое количество матчей – и разница в скилле оказалась незначительной.

Да, девушкам действительно сложнее даются пространственные игры на старте. Но со временем они показывают куда более серьезный прогресс, а значит вполне способны добраться до мужского уровня исполнения. Только для этого нужно действительно приложить усилия и потратить время. Но и это работает далеко не всегда.

«Это лучший способ ответить тем, кто сомневался во мне». Мейджор по Hearthstone впервые выиграла девушка

Да, девушки играют не только ради соревнований

Сколько, как и зачем играют в видеоигры женщины – одна из излюбленных тем исследователей. И если с обычными мобилками и казуальными браузерными игрушками вопросов не возникает (тут женщины давно заняли лидирующие позиции среди пользователей согласно всем опросам), то жанры посерьезней вызывают споры и разночтения.

Все тот же Дмитрий Уильямс в 2009 году вместе с коллегами из университетов Монреаля и Дэлавера исследовал геймерские привычки пользователей, играющих в MMO EverQuest II. За два дня в опросе при поддержке издателей поучаствовали больше 7 тысяч игроков, в том числе 1 406 женщин. Оказалось, что девушки проводят в этой игре больше времени, чем мужчины! Причем разница в среднем составила от 4 и больше часов в неделю. И чем выше был рейтинг, тем больше оказывался разрыв между мужским и женским полом: девушки, входящие в топ-10 игроков, тратили на MMO уже на 8 часов больше своих коллег сильного пола. При этом женщины имеют тенденцию недооценивать количество времени, проводимое за компьютером: во время опроса они указывали в среднем на три часа меньше игрового времени в неделю, чем это было на самом деле.

А вот результаты исследования в League of Legends такую же теорию не подтвердили. Там игроки-мужчины в среднем наиграли 347 матчей, а девушки – только 275, причем независимо от ранга.

Но даже если девушки сидят перед монитором больше, чем мужчины, это еще не делает их хардкорными геймерами в привычном понимании. Все дело в том, что именно мотивирует их зависать перед экраном. Все тех же игроков в EQ II попросили по шкале от 1 до 5 оценить важность для них достижений и социализации в игре. Вполне ожидаемо для исследователей женщины намного выше оценили возможность общения (в том числе со своим романтическим партнером), чем ачивки или победы.

Подробнее вопросами мотивации среди геймеров в 2018 году занялась Quantic Foundry. Более 350 тыс. игроков заполнили небольшую анкету, в которой отметили, насколько для них важны сразу 12 видов мотивации: от доминирования над соперником до красивых скинов. Кроме того, исследователи попросили отметить, к какой категории игрок может отнести себя: играет ли он казуально, регулярно, но не серьезно, или действительно хардкорно.

Самые интересные результаты ученые получили, когда изучили данные женщин и мужчин-хардкорных игроков (то есть тех, кто играет серьезно или на соревновательном уровне). Для мужчин важными оказались конкуренция, соревнования и впечатления. А вот женщины массово выделили для себя категорию кастомизации (т.е. выражения себя). Как утверждают исследователи, для девушек-геймеров серьезная игра – это возможность выполнить все внутриигровые задачи, оставить свой личный след в истории игры и даже создание предметов искусства. Совсем далеко от того, что в обществе принято считать хардкорным «геймингом высоких достижений». 

Получается, что женщины готовы уделять видеоиграм достаточное количество времени, чтобы достичь достойных результатов. Но вот в среднем своей целью они видят далеко не соревновательную среду, а повсеместное саморазвитие и самосовершенствование. А конкуренцию они готовы оставить мужчинам.

Девушка 1,5 года играла в доту на тачпаде, а сейчас разрывает пабы на Инвокере. Мы с ней поговорили

Да, девушки действительно боятся стереотипов. И не только девушки

Сколько в мире существует стереотипов о девушках-геймерах? Им не место в киберспорте, они от природы не так талантливы, а на больших турнирах им и вовсе нечего делать. И если вы считаете, что от таких разговоров легко отмахнуться и не обращать внимания, то научные исследования готовы с вами поспорить.

В психологии и социологии существует понятие «угроза подтверждения стереотипа». Это те случаи, когда человек боится подтвердить сложившееся мнение, нервничает из-за этого, совершает ошибки и, в конечном итоге, ведет себя ровно также, как это и предполагается стереотипом. Этот феномен давно изучен и подтвержден наукой. Например, исследование 1999 года показало, как белые мужчины хуже справлялись с решением математических задач, если считали, что им нужно обойти азиата. 

Подобный феномен исследователи проследили и среди девушек-геймеров. В 2016 году Шарлотта Пеннингтон из Университета Западной Англии в Бристоле провела серию экспериментов. В первом из них принял участие 81 человек, среди которых 60 женщин, играющих в видеоигры хотя бы на казуальном уровне. Всем им предстояло сыграть в простую компьютерную игру. Разница состояла только в том, какие приветственное сообщение видели разные группы участников. 

Первой группе объясняли, что мужчины обычно играют лучше женщин. Исследователи хотят разобраться в причинах и будут сравнивать результаты девушек из эксперимента с показателями мужчин. Второй группе заявляли, что подобные стереотипы о девушках-геймерах существуют, но конкретно к участницам эксперимента не относятся. Для них, по легенде, исследование должно изучить разницу между опытными игроками (участниками исследования) и новичками. Третья, контрольная группа получала нейтральное сообщение о том, что ученые изучают результативность игроков.

После прочтения сообщения участников и участниц отправляли играть в простейшую игрушку по собиранию монеток. Результаты говорят сами за себя: хуже всего с задачей справились девушки, которых запугали стереотипом о неумелых женщинах-геймерах. А вот те, кого заверили, что к ним подобные высказывания не относятся, показали результаты, близкие к мужской контрольной группе.

Другой тип эксперимента в том же 2016 году провели в Бредском университете прикладных наук. Ученые привлекли к исследованию 87 участниц от 18 до 38 лет, которые проводят за играми до 35 часов в неделю. Им предстояло пройти небольшой опрос, а затем сыграть в Super Puzzle Platformer HD. Перед запуском игры участницам показывали таблицу лидеров, куда они и должны были попасть по результатам эксперимента, и просили оценить свои возможности. Вот тут и заключалась разница.

Первой группе показывали таблицу, в которой на лидирующих позициях находили игроки с мужскими никами и аватарами (то есть девушки считали, что соревнуются с парнями). Другой группе показывали список лидеров, состоящий из женщин. Контрольная группа видела таблицу с нейтральными никнеймами.

И снова стереотипы оказались сильнее. Девушки, которые видели перед запуском игры таблицы с мужскими именами, ниже всего оценивали свои возможности и показали самые слабые результаты. А вот те участницы, которые видели перед собой пример успешных женщин, даже улучшили счет по сравнению с контрольной группой и куда больше верили в себя.

Подобных экспериментов в научном мире прошло множество. И подавляющее большинство исследователей пришло к выводу, что дело не столько в скилле женщин-геймеров или природных талантах, сколько в навязанных стереотипах и страхе их подтвердить. И чем больше девушка вовлечена в сообщество и нацелена на результат, тем сильнее на нее оказывает влияние негативное общественного мнения. Да и примеров для подражания, которые могли бы мотивировать киберспортсменок тоже практически не наблюдается. Так что вырваться из этого замкнутого круга удается только самым психологически стойким девушкам-игрокам.

В Азии сильно развита женская дота. Все благодаря одной девушке

Да, игры про войну и насилие – это не всегда для девушек

В далеком 2008 году в Университете Висконсина исследователи пригласили для эксперимента 73 студента (37 мужчин и 36 женщин), которые раньше не играли в шутеры. Надели им датчики и манжеты для измерения давления и пульса – и заставили их играть в DOOM в течение 30 минут.

Первичный результат уже не удивителен: мужчины с игровыми задачами справились куда лучше, чем женщины (мы все еще помним про пространственное мышление). А вот физические показатели отчасти продемонстрировали причину таких итогов. У мужчин во время игры повышался пульс (особенно если играть нужно было со звуком), а у женщин – кровяное давление. Ученые это связали с тем, что парням понравилась игра, завязанная на убийстве и насилии, а саундтрек с криками и воплями только подстегнул интерес. А вот повышенное давление у женщин указывает на стресс, который вызван игрой про убийства и жестокость, объясняют исследователи.

«Попытка избежать жестоких игр – это способ организма защититься от стресса, так что девушки стараются таким образом защитить свое здоровье», – объясняют авторы исследования.

Склонность мужчин к играм про насилие и убийства ученые легко объясняют психологическими особенностями. В 2015 году Тило Хартман из Университета Амстердама вместе с коллегами наглядно продемонстрировал зависимость характерных психологических черт и увлеченностью жестокими видеоиграми.

Исследователи опросили 444 студента из Потсдама и Цюриха, чтобы узнать их игровые предпочтения и отношение к насилию. После заполнения анкеты участникам показали трейлер Battlefield: Bad Company 2, в котором содержатся актуальные сцены геймплея. А затем спросили, испытывали ли участники чувство вины или жалости и насколько получили удовольствие от просмотра.

Социальный опрос подтвердил прежние исследования: девушки чаще проявляли эмпатию, а парни были склонны к тому, чтобы оправдывать насилие. И на трейлер они отреагировали соответствующе: парней игра заинтересовала, а вот девушки чаще утверждали, что чувствовали бы себя виноватыми на месте главного персонажа. Некоторые из них даже отказались досматривать трейлер или запускать его вообще.

Причин такому поведению и реакции масса: тут и влияние тестостерона, и культурные аспекты, и воспитание. Но суть остается одна: множество исследований доказывают, что не всякой девушке по душе придется игра про необходимость уничтожить, раскромсать или застрелить. А значит изначально женщин, тяготеющим к жанрам FPS или даже MOBA, будет меньше, чем мужчин.

* * *

Но не стоит думать, что все эти причуды психологии, социологии и работы мозга закрывают путь женщинам в киберспорт. Результаты всех исследований – это средняя температура по больнице. А значит, всегда найдутся талантливые девушки, которые развили свое пространственное мышление, не боятся стереотипов и играют не чтобы исследовать, а чтобы побеждать. Просто найти их среди массы игроков оказывается куда сложнее, чем кажется изначально.

Впервые поиграл в «Героев 3». Очнулся через 10 часов

Как отличить тир-1 команду от тир-2? Сколько вообще тиров в Доте? Мы придумали формулу 

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Тян не могут в Доту
+87
46 комментариев
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Иногда мне кажется что Яна не с этой планеты. Такой объем перелопатить! Я когда диплом писал столько не читал.

Респект за такое.
+56
-1
+55
Проблема VAE была в том, что они были аматорами, набранными ради хайпа, а не в том, что женщины не могут в ЛОЛ из-за когнитивных способностей
+8
0
+8
Яна молодец! Статья просто зачитаешься.
+5
0
+5
Гейб, даёшь женский International в феврале! А потом, как обычно, ParaInternational в августе.
+4
0
+4
Кста в про доте и кс нет негров
+5
-1
+4
"ПАГАНЫЕ СЭКСИСТЫ, ШОБ ВАМ ХУДА БЫЛА, ЖЕНЩИН В КИБЕРСПОРТЕ ДОЛЖНО БЫТЬ 50%, УВОЛИТЬ ВСЕХ ЛИШНИХ МУЖЛАНОВ НАДА"
П. С. Это шутка
+3
-1
+2
Хорошая статья. Однако, даже если девушек-геймеров меньше в целом + все перечисленные в статье факторы, это все равно не объясняет, почему ни в одной дисциплине почти нет (как исключение - Ахх, упомянутая в статье) боеспособного состава с участием девушек или целиком из девушек. Значит за этим всё же стоит какой-то дополнительный фактор, который ещё не был идентифицирован
+3
-1
+2
Я конечно не изучал матчасть вопроса, но пять копеек вставлю.

>.Почему же тогда в каждой второй или третьей команде не играет скилловая девушка?

1.Какой процент всех девушек геймеров ПЫТАЛСЯ стать про? Он явно ЗНАЧИТЕЛЬНО меньше чем у парней (в статье идет причины этого, но главное что их меньше). Учтем это и что девушек и так 10% было от всех и кажется мне, что результат "4 заметных девушки - профи" будет отображать реальность без каких-то отклонений вызванных способностями мозга.

2. Среди всех геймеров только очень маленькая часть становится про игроком уровня ланов - на вскидку это точно меньше 1 про игрока на 10000 геймеров. То есть меньше 0.01%. Пусть у тебя есть набор всех геймеров мира и в этом наборе 10% девушек. Ты вытаскиваешь из набора 0.01% и делаешь их про игроками. Вероятность в результате среди про игроков увидеть 10% девушек очень мала (может кто-нибудь посчитает).
+2
0
+2
Яна, большущий респект за работу!)
+1
0
+1
Саня молодец, да.
+1
0
+1
"Почему среди девушек нет топ-игроков?"

Скарлетт негодует :)
+2
-1
+1
Я когда об этом говорю просто привожу в пример известную историю Уильямс - Брааш. Лишнее доказательство, что в игровых видах спорта решает не физика. Да и в игрулях всё то же.
+1
0
+1
Шахматы уже столько лет существуют, а мужчины и женщины отдельно друг от друга играют. Хотя я не слышал стереотипа, что шахматы чисто мужской вид спорта. Мне кажется дело в другом. Боязнь стереотипов это только часть объяснения.
+1
0
+1
Реклама 18+
Исходя из материалов - у девушек нет мотивации играть на про.
Мотивации не появится, пока не будет подходящих дисциплин (или существующие не будут делать больший упор на женскую аудиторию (кастомизация не в счёт, так как она не прибавляет соревновательного духа)
Хотя, если очень захотеть, то можно соревноваться - значит, не хотят.
(Бесконечный спор о первичности материи или сознания)
+1
0
+1
Однажды, пару лет назад, я включил какой то чемп по радуге и играла команда Ликвид. Я очень порадовался, что у них в составе играет тян с ником SexyCake, даже решил по больше о ней узнать. Ну вы понимаете что было дальше...
+1
0
+1
Много текста, но я в итоге так и не понял суть выведенного в заголовок вопроса.
+1
0
+1
Порадовала таблица, где девушки с "защитой от стереотипа" набрали 300 очков, а контрольная группа из мужчин - 340 😉
+1
0
+1
Был SK|Spawn с его невероятной игрой в свое время. И его дикий ниндзя дефуз на кобле
0
0
0
Просто вырезка из жизни.
Когда учился в школе(условно 16 год), в моем классе в игры играли только парни, каждую перемену все обсуждали, как некий "Макс вчера зарачил в доте или заруинил с авп в кс" . В это время девчонки смотрели на нас, как на пи**юков и задротов и такой симпатии к играм как мы, они не проявляли. Для них было интересно учится, обсуждать сумерки(и др фильмы) или различную музыку, некоторые занимались танцами, другие просто сидели по кд в соц сетях, причем время, которое они проводили за инстой, было сравнимо с тем временем, которое мы тратили на партию в циву V.
В классе, надо отметить, было поровну парней и девушек, была даже одна трансгендер (уже он, наверное). К слову о ней(нем), она тоже в свое время увлеклась играми и на сколько я знаю, она вроде играла в доту. Это можно объяснить желанием приобщится к нашим(парням) интересам, нежели сидеть в инсте или выходить в прямой эфир в перископе с подружками.
Так вот, к чему я все это пишу, что бы быть про в кибер спорте, тебе как и в любом виде спорта, нужно заниматься этим с детства. (Звучит стереотипно, но шансов у того кто играет в доту условно с 12 лет, больше чем у того кто в нее начал играть в 20). Парни могут спокойно свое детство тратить на игры с друзьями, им это идеально подходит, как развлечение. Девушки же в это время относятся к играм пренебрежительно, для них это забава для маленьких . Некоторые даже проявляют пассивную агрессию к играм, условно называя парней задротами без личной жизни или называя такое времяпровождение наркоманией и зависимостью.
И в таких условиях на данный момент, девушкам почти невозможно вырваться в кибер спорт, это аналогично вопросу, почему черные из африки еще не выиграли инт? Они живут не в тех условиях, в которых находятся парни, если для парней игры это крутое занятие, то для большинства девушек лучше потратить это время на что то другое.

Сорян за пунктуацию)
0
0
0
Но Скарлетт не девушка.
0
0
0
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий

Новости