Кризис личностей. 2 причины провала СНГ-доты
Квалификации на The International оказались провальными для СНГ. Команды, которые мы привыкли считать лицом региона, вылетели с турнира, заняв 5 последних мест.
Virtus.pro, Vega Squadron, Team Empire, FlipSide Tactics и Power Rangers (а есть еще Polarity и Team Spirit, которые не дошли даже до этого этапа) стали однозначно худшими командами региона, имея за спиной поддержку далеко не последних организаций, условия для тренировок, медиа и фан поддержку, участие менеджмента и какую-то стратегию развития.
Понятно, что в каждом отдельном случае есть сумма мелких причин, приведших к неудаче. Но учитывая, что все команды находились в равных условиях, это оправдание в пользу бедных. Fantastic Five больше других могут жаловаться, пройдя путь из открытых квалификаций. Это не помешало им показывать достойную игру.
Причина #1: игроки
Все команды, кторые провалились на этих квалификациях имеют одну яркую черту — отсутствие сильной фигуры лидера, чьи решения не подвергаются сомнению, готового взять на себя ответственность в случае неудачи и способного совершать поступки.
Большой спорт полон таких историй. Одна из самых ярких произошла на наших глазах совсем недавно. ЛеБрон Джеймс, самый известный и критикуемый баскетболист на планете вернулся в родной Кливленд, чтобы сделать его чемпионом НБА, пообещав это публично и ведя за собой команду. У игроков не было сомнений в своем лидере, который поставил на кон всю карьеру. И он выполнил обещание.
Сравнивать Dota 2 и баскетбол конечно слишком громко. Но и здесь есть свои примеры. Клемент Иванов является таким лидером. Питер Дагер является таким лидером. Они кикают игроков сразу после победы на Ti5 или шанхайском Major. Они устраивают трансферные войны и бьются за лучших. Они не боятся сделать замены, пройти открытые квалы и забрать свой слот на турнир года. Представьте, что про них говорили, если бы это решение привело к поражению?
Но это и отличает настоящего лидера от посредственности. Они принимают решения, за которые готовы отвечать самостоятельно. Не пытаясь разделить ответственность, как сделал это ФНГ знаменитой фразой «мы с Сережей решили».
В СНГ нет личностей, которые способны собрать вокруг себя чемпионскую команду. Здесь есть стаки друзей, команды в поиске лидера, наспех собранные составы и фарм-клубы, где играют те, кто не пригодился в других командах. Нет никого, кто может забрать в свою команду лучших игроков пообещав им титулы. Так, как это делает Puppey, Xiao8, PPD.
Причина #2: менеджмент
Менеджмент команд не способен принести порядок в этот детский сад, постоянно прикрывая игроков, совершающих глупости и также не отвечая за проступки. Они так боятся взять на себя ответственность за состав, что позволяют им манипулировать целой организацией.
И опять пример из большого спорта. Один из самых успешных футбольных тренеров, сэр Алекс Фергюсон, стал легендой благодаря умению принимать непростые решения и единолично отвечать за них. И он никогда не позволял игрокам ставить себя выше клуба. Когда Дэвид Бэкхем стал уделять своей прическе больше времени, чем тренировкам, то получил бутсой в глаз и вылетел из команды, хотя был самым ярким ее игроком. Когда супербомбардир Рууд Ван Нистелрой стал работать в ущерб развитию Криштиану Роналду, то был продан. Клуб всегда выше одного игрока, даже самого талантливого. Представьте, чтобы Фергюсон сделал с Алохой, узнав об истории с мошенничеством на The Summit.
Мощь спортивной команды проявляется в том, как она способна реагировать на провалы. Сейчас наступает момент, когда ведущие организации должны пересмотреть принципы своей работы с игроками. Что они могут им дать, как помогут развиваться, как выстроить отношения с рекламодателями и спонсорами, помочь реализовать его медиапотенциал.
В текущем виде большинство наших организаций совершенно не нужный придаток в экосистеме Dota 2, что успешно доказывает пример Team Secret и OG, где игрокам оказалось проще создать свою организацию, чем подписываться с существующими. И именно эти команды выиграли 3 Major-турнира из 3.
Позитивный пример такого подхода это Natus Vincere. Все (и я в том числе) так смеялись над анонсом «Новой эры», но за ним стояло четкое менеджерское решение. Выгнали игроков-пассажиров, обозначили ставку на Dendi и Sonneiko и поставили потенциальных новичков перед фактом, что они не смогут диктовать свою волю. И теперь игроки идут в Na’Vi за титулами, поддержкой организации и стабильностью, которые больше никто в СНГ предложить не способен.
А пока, в ожидании собственного Пуппея, мы смотрим за чехардой решафлов, перемещениями ветеранов из команды в команду, войнами между организациями и детским поведением игроков. Пора взрослеть.
№2. Про лидеров Puppey и PPD. С таким же успехом приведу примеры команд, которые существуют без ярковыраженного лидера, который был бы "а-ля Пуппей": OG и Liquid. Сколько форсилась тема о том, что вот она, сила дружбы OG, она дала им два чемпионства на Major! Они живут душа в душу, они все решают вместе и работают до последнего, ни кикая игроков при первой неудаче. Точно такие же успешные примеры. Дело в людях. Всем нужна разная обстановка.И не факт, что если посадить в VP Питера, они резко станут чемпионами. Universe не смог играть под управлением Puppey.Далеко не факт, что Miracle бы смог существовать под руководством PPD.
№3. "Свободные организации" а-ля Team Secret в конце концов сводятся к такой же структуре, как и обычные. С директорами, менеджерами, бухгалтерами, спонсорами и контрактами. Без организаций живут в Америке. Полхо живут, между прочим. Все, что собирают игроки, в итоге просто сходится примерно к тому же, что и в больших оргах, только под присмотром самих игроков.
№4. Есть множество примеров успешных команд, которые хорошо живут в составе организаций. И им вкусно и хорошо. И их больше, чем тех, кто ушел в свободное плавание. EG - организация, Liquid - организация, весь Китай - организации. Опять же, для всех все работает по-разному. Кому-то хочется, чтобы за него решали все левые вопросы, а кому-то - не стримить на Twitch по контракту.
И да, в большинстве этих команд (в том числе и китайских), решения об изменениях составов принимают игроки, тренеры и прочие. Но не организации и менеджмент. И это не мешает им достигать успехов на определенном этапе.
Вывод: киберспорт - это далеко не та сфера, которую можно равнять под одну планку. Есть примеры разных успешных подходов. И если у кого-то что-то не получилось - это не значит, что сама система неправильна. Скорее всего, она просто не подходит определенным 5-7 людям.
Вот значит у Пуппея могут быть ошибки, а всем остальным нельзя ошибаться. Хэштег сорян.
А важно иногда посматривать на то, что происходит за окном, там много полезных примеров и информации. Как раз от отсутствия этой информации и формируется неправильное мнение.
Косяки Питера и Клемента зачастую как раз в их решениях, которые они принимают, махнув с плеча, а не сев и поговорив и постаравшись наладить контакт.
Откуда вообще взялась мысль, что кто-то просто собрался пофанится. Кто из этих команд так сделал?
Система может не подходить одному игроку из команды - и от этого все полетит к чертям. Артуру не подходила система, которую избрал Питер - все сломалось. Это не значит, что она не подходит всем.
И да, каждый регион переживает свой момент провала. Зимой это был Китай. Что у нас там сейчас? Квалы покруче, чем в Европе и команды, которые претендуют на топовые места. Это нормальный циклический процесс, который проходит любая сцена, любая команда да даже любой конкретный игрок.
Провалившиеся СНГ команды никак нельзя обвинить в том, что они боялись принимать сложные решения, скорее наоборот. Имперцы пошли на возвращение Скандала в мид из инактива. ВП рискнули на очень небанальное изменения состава.
"И теперь игроки идут в Na’Vi за титулами" Ну это просто неправда. Как неправда и то, что менеджмент какие-то неординарные решения принимал. Это подгонка условий под ответ.
Если говорить о проблемах СНГ сцены, то в первую очередь это разброс талантов по разным командам. У нас есть куча команд с сильными игроками, но ни одной команды с кучей сильных игроков (по меркам топ3-топ5 команд мира).
Конечно где-то решил командный дух и кураж. (Ад Финем и Мадара), грамотные пики (Синдерен и Ескейпы) опыт (Альянс) харизма лидера (Пуппей и Сикрет). Но все прошло в очень жесткой конкуренции.