Киберспортивный инвестор о проблемах индустрии: мало профессионалов и нужны закрытые лиги
Обещает, что на московском Бласте будет весело.
В подкасте PwC Михаил Калашников, управляющий партнер фонда FunCubator, порассуждал о киберспортивной индустрии, оценил модель закрытых лиг и возможность появления новых киберспортивных дисциплин.
Компания FunCorp запустила FunCubator в мае 2017-го. FunCorp владеет популярным в США агрегатором мемов iFunny. FunCubator инвестировал в 2018 году 1,5 млн долларов в Winstrike. Средства вложены в обмен на миноритарную долю, ее размер не раскрывается. Инвестиции пошли на развитие международных проектов, в том числе и на открытие киберспортивной арены в Берлине.
О FunCubator
«Это инвест-фонд ранней стадии, специализируемся на развлечениях. У нас есть очень простое объяснение этому: пока все стартапы в мире занимаются тем, что освобождают человеку время и увеличивают количество денег. Чем больше у людей свободного времени и меньше необходимости думать, как прожить, тем больше они развлекаются. Все сферы развлечения, которые есть, они растут».
Вот как нужно играть в Rainbow Six Siege: парень одновременно перекусывает и тащит команду
О BLAST Pro Series: Moscow
«Насколько я помню, уже продана большая часть билетов. Причем все самые дорогие билеты и самые лучшие зоны были проданы почти сразу. Запрос на это есть. В России, например, на Эпицентр очень много ходят. BLAST как зрелище, думаю, – лучший турнир в мире, не считая финалов Лиги Легенд. Когда общались с представителями RFRSH, датской компании, которой принадлежит серия турниров, они были удивлены тем, как у нас все хорошо с киберспортом, как все хорошо в Winstrike с поиском спонсоров. Будут очень крутые активации, пока нельзя рассказывать, но будет очень весело».
О лигах и новых дисциплинах
«Есть запрос от рынка, чтобы все как-то упорядочилось, появились лиги, в первую очередь это интересует спонсоров, чтобы у них были понятные программы, чтобы они могли делать долгосрочное партнерство, на несколько лет. Были уверены, что игроки не разбегутся, а если разбегутся, будут новые, не хуже прежних. Меньше этого пока понимание у издателей, потому что у них пока и так все хорошо. Что касается дисциплин, вообще удивительно, что даже те игры, которые появляются, они не то чтобы сильно новые. Мне рассказывали, что в Overwatch есть проблема: редко выходят патчи, редко меняется мета, поэтому людям скучно смотреть. Есть какие-то отличия от традиционного спорта, действительно нужно за счет чего-то поддерживать.
[...] Попытки сделать новую киберспортивную игру редко получаются успешными. Все прекрасно знают историю с Artifact – люди хотели сделать новую киберспортивную дисциплину и не смогли с первого раза. Сложно сделать игру, в которую интересно играть и которую интересно смотреть, как другие играют. Это просто сложно. Плюс любые нормальные организаторы турниров и вещания не так сильно зависят от дисциплин. Ну сменится дисциплина, будут больше показывать одну и меньше другую».
Мерч Overwatch League ужасен: ошибки в названиях и именах, кривые логотипы и качество уровня мусорных пакетов
О World of Tanks
«Во-первых, все знают, что Wargaming очень хотела сделать WoT киберспортивной дисциплиной. Пыталась заходить с разных сторон, но что-то не получилось. Потому что аудитория хочет прийти домой после работы и всех убить. И не хочет смотреть, как другие это делают.
[...] WoT и FIFA не задумывались изначально как киберспортивные дисциплины. Главные киберспортивные игры – и Контра, и Дота – изначально были специальными модами, сделанными к другим, некиберспортивным играм, чтобы в них соревноваться. Fortnite, опять же, – мод изначальной игры. Они по-разному должны распространяться, продаваться. И вообще цикл производства другой».
О модели закрытых лиг
«Это даже не способная модель, это единственное, что гарантирует организации какой-то горизонт существования. Мы хорошо знаем, потому что у нас Winstrike, команда по Доте, проиграла финал квалификации и просто несколько месяцев ей не во что играть. Когда есть закрытая лига, у вас регулярные матчи, вы знаете, когда они проходят. Вы можете спонсорам предоставить гарантированное количество чего-то. Команда по Dota 2 не может сказать, сколько она сыграет матчей в ближайшие полгода, потому что она просто не знает. В лиге такой проблемы нет.
Во-вторых, в регулярных лигах очень хорошо со организациями, потому что сейчас очень многие организации почти не получают призовых. И я знаю команды, которые получают ноль призовых. В среднем по цифрам от 10 до 20%, иногда больше, но в целом большая часть денег идет игрокам. Расходы несет организация, доходы получают игроки. Это тоже не всех устраивает. С помощью закрытых лиг это можно будет поменять. Какие-то гарантированные доходы от лиги будут идти организации.
В киберспорте пока очень мало где есть запасные. Есть пять человек, и все пять всегда должны быть в идеальной форме, никто не имеет права болеть, ссориться с другими и так далее. Это постепенно тоже будет меняться. В Лиге Легенд уже есть. Возможно, более опытные игроки будут согласны на роль стендинов, которые будут заменять игроков в случае чего».
У WoW Classic переполнены серверы и сотни тысяч зрителей на Twitch. Все дело в ностальгии?
О людях из традиционного спорта в индустрии
«У них с окупаемостью все очень плохо. Во-первых, они все раскупили слоты в Overwatch League, которые финансово продать нельзя никаким образом. Падение резкое началось уже, потому что ее нельзя смотреть нормально. Болезненная история, когда они поймут, зачем они заплатили 20 миллионов долларов за этот слот.
Там другая проблема. Люди как раз думают, что все будет так же понятно, как в традиционном спорте. А там не так все понятно пока что. Там нет уже готовой аудитории, которая богата и готова за все платить. Она по-другому себя ведет.
Я согласен, что в киберспорте не хватает людей, которые что-то умеют. Это проблема. Большинство, кто туда попал, люди просто любили в игры играть. В принципе, часто ничего в жизни больше не умели. Потом им сложно, когда нужно какие-то вещи в маркетинге понимать, в менеджменте. У кого-то получается, видимо, случайным образом, но в целом уровень низкий, и все жалуются, что не хватает специалистов».
Игроки не имеют никаких мотивов совершенствовать свою игру, ведь вылететь из них нельзя. В итоге собираются коллективы из 5 бущенных тёлок, а нормальные игроки не могут попасть в про-гейминг
Скажи это ваевиктис, которые считают это фишкой их состава
Также же устанавливается определенный шаблон контрактов, которые обеспечивают и игроков защитой от "неожиданных киков за месяц до инта" и организаций от "неожиданных дисбандов на закрытых квалах". В результате, организации могут заключать более выгодные контракты с спонсорами, а СНГ-Т2 стаки, если бы существовала снг-лига, не решафлились каждый месяц, в надежде выстрелить и попасть на минор-мажор, чтобы заработать.
То есть, как вариант. Делаешь региональные лиги, которые идут несколько месяцев в плавном темпе, призовые ровным слоем размазаны между командами, без перепадов в несколько раз, а первые два слота каждой региональной лиги попадают на условный мажор, а 3-4 на условным минор без квал.
Получаем, отсутствие бо1 мясорубки для "стабильных коллективов".