Киберспорт 5 лет пытался уйти из онлайна. Коронавирус заставил вернуться
Роман Дворянкин осмыслил переход в своем блоге на Cyber.sports.ru.
Киберспорт давно вышел из эпохи компьютерных клубов и полулюбительских турниров, которые комментаторы стримили с помощью веб-камер из своих спален. В последние пару лет киберспортивные турниры собирали аншлаги на знаковых спортивных аренах по всему миру, а фотографии хоть сразу бери – и в презентацию для инвестора.
Barclay’s Center в Нью-Йорке:
Lanxess Arena в Кельне:
ЦСКА Арена в Москве:
Смена формата с онлайна на офлайн – безусловный тренд для киберспорта, начиная с сезона-2015/16, тренд, который привел за собой хайп, ТВ и спонсоров. И этот тренд оказался под ударом из-за пандемии коронавируса и запрета массовых мероприятий по всему миру. На прошлой неделе победой российской команды Virtus.pro завершился самый масштабный турнир весны по Dota 2, который организаторы сумели оперативно перенести из Лос-Анджелеса в интернет. Как у них это получилось? А к каким результатам привело?
Уход из онлайна был неминуем. В офлайне больше денег
Киберспорт в современном его формате начал формироваться в начале 2010-х, и игры в онлайне, то есть когда команды играли либо с тренировочной базы, либо каждый игрок просто сидел у себя дома, всегда были важнейшей частью индустрии. Всем просто не хватало денег – венчурного капитала и рекламных контрактов – на организацию большого количества масштабных офлайн-турниров на крупных площадках.
Как правило, в календаре каждой дисциплины было 2-3 крупных турнира в год, еще несколько событий калибром поменьше, а подавляющее большинство игр проводилось онлайн. Это были и полноценные лиги, и отборы на те самые офлайн-турниры, где за каждую путевку боролись как за выход в АПЛ.
2016 год во многом стал поворотным – турниры все чаще стали выходить на большие арены: финальную стадию чемпионата мира по League of Legends принимали Staples Center в Лос-Анджелесе и Maddison Square Garden в Нью-Йорке, там же в Barclay’s Center прошел топ-турнир по CS:GO ESL One New York, а первые два российских турнира серии EPICENTER провели в «Крокус Сити Холле» и на «ЦСКА Арене» , которая за несколько месяцев до этого принимала финал чемпионата мира по хоккею. За год до этого один из главных европейских турниров по CS:GO, ESL One Cologne, переехал в Lanxess Arena, главную площадку чемпионата мира по хоккею 2017 года.
Параллельно с этим инвестиции IMG и TBS, материнской структуры канала CNN, в турнирного оператора ELEAGUE задали новый стандарт качества для трансляций. Посмотрите, как был отработан модный тогда Mannequin Challenge, на котором видна абсолютно топовая студия в Атланте, где проходили матчи:
Возможность показать эмоции игроков во время игры, их выход на сцену, рукопожатия и кучу других элементов, к которым мы так привыкли в традиционном спорте, создали совершенно новый уровень шоу и эмоциональной связи зрителей со своими любимыми командами. Два года назад те же ребята из Virtus.pro влюбили в себя Англию, выйдя на финал турнира ESL One Birmingham в кепках героев сериала «Острые козырьки»:
Кроме того, владельцы команд и турнирные операторы были озабочены перенасыщением рынка, когда одновременно могло идти несколько онлайн-лиг и топовые матчи – например, Virtus.pro – NAVI в Доте – проходили чуть ли не каждую неделю, что снижало эксклюзивность и ценность конечного продукта. Представьте, что у вас 20 класико в год – насколько вам будет интересно смотреть 10-е, 15-е?
В итоге к началу 2020 года матчи в онлайне проводились только в качестве квалификаций на крупные турниры или скоротечных лиг в перерывах между ними. Эти онлайн-турниры команды могли использовать как шанс набрать форму или отработать новые стратегии. На офлайн-формат перешла ведущая мировая лига по CS:GO ESL Pro League, а один из их главных конкурентов BLAST Premier изначально представлял из себя единую серию турниров в ведущих мировых мегаполисах.
Из-за коронавируса пришлось вернуться в онлайн. Пока результаты – супер
12 марта крупнейший в мире турнирный оператор ESL объявил, что стартующий 15 марта мейджор в Лос-Анджелесе (в Dota 2 и CS:GO это эквивалент теннисных турниров «Большого Шлема») будет отменен из-за объявленной пандемии и закрытия американских границ. К тому моменту большинство команд уже либо были в Калифорнии, либо находились на пути в США. За пару недель до этого тому же ESL пришлось провести без зрителей финальную часть старейшего и одного из самых известных киберспортивных фестивалей – IEM Katowice по CS:GO. Это был болезненный удар для компании и индустрии в целом, и от реакции ESL зависело очень многое.
25 марта объявили, что ESL One Los Angeles пройдет в онлайн-формате в 5 основных регионах мира (Европу и СНГ объединили в один, самый престижный) с 28 марта по 19 апреля. На русском языке трансляцию проводила киевская студия Maincast, которая в начале года обошла Ростелеком, «Газпром-Медиа» и своего главного конкурента, принадлежащую Mail.ru Group студию RuHub, в тендере на эксклюзивную покупку прав на все турниры ESL на 2020-2022 годы. На рынке до сих пор нет однозначной оценки экономической целесообразности этой сделки, но не вызывает сомнений, что в условиях дефицита качественного киберспортивного контента ESL и Maincast достигли впечатляющих цифр.
Аналитики Esports Charts, ведущей компании по изучению аудитории киберспортивных трансляций, специально для этого поста подготовили сравнительный анализ по показателям нескольких турниров этого и прошлого года:
Я попросил отобрать турниры, в которых российская команда Virtus.pro доходила до призовых мест (Epicenter Major, The Chongqing Major), а также офлайн-турнир, не имеющий официального статуса от издателя игры. Мы видим, что по пиковым показателям онлайн-турнир ESL One LA Online всего на несколько процентов не дотянул до Эпицентра, обогнав прошлогодний мейджор в Китае (там, правда, сыграл свою роль часовой пояс).
По итоговым часам просмотра и с учетом растянутого формата ESL One LA Online также удалось собрать сопоставимые с мейджорами цифры.
Для ESL успех турнира был крайне важен, так как позволил выполнить подавляющую часть спонсорских контрактов, в первую очередь с титульным партнером Mercedes Benz. Матчей было много, и турниру удалось показать хорошие итоговые цифры просмотров, а отсутствие конкурентов с точки зрения контента позволило не просесть по пиковым цифрам на отдельных трансляциях.
Но будущее за офлайном. Чем раньше он вернется, тем лучше
Конечно, проводить турниры в онлайне в разы дешевле: не нужно арендовать и обслуживать арену (мало какой турнир может окупиться на билетах, а киберспортивные фанаты пока тратят в разы меньше спортивных), не нужно оплачивать перелеты и номера в пятизвездочном отеле для ста с лишним киберспортсменов, 20 комментаторов и нескольких десятков технических работников.
Но я уверен, что с отменой ограничений и при оптимистичном сценарии развития событий в экономике киберспорт не вернется к полноценным онлайн-турнирам. Качество продукта слишком отличается – ты не видишь эмоций игроков, ведущие и студия аналитики стримят из дома.
Поначалу это даже забавно, но у зрителей нет ощущения профессионального спорта, чем киберспорт, безусловно, уже является. Как не станут новой нормой гораздо более эффективные с экономической точки зрения включения ведущих на ТВ из дома вместо полноценных студий. Кстати, генеральный директор киберспортивной команды Complexity, принадлежащей самому дорогому спортивному клубу мира «Даллас Ковбойз», Джейсон Лейк недавно в твиттере отметил, что сегодняшние эфиры новостных каналов очень напоминают ему трансляции киберспортивных турниров 7-8 летней давности, и это не та реальность, в которую ему хочется возвращаться.
Людям нужны зрелища, которые дарят им эмоции. Болеть за NAVI или Virtus.pro в Twitch-чате весело, но это не сравнится с ревом многотысячной толпы в Катовице, Москве или Нью-Йорке после каждого раунда. То же самое касается и брендов – да, можно поставить логотип на трансляцию или сделать видеоролик, но за возможность подвезти игроков к сцене на своих машинах, или присутствовать вот на таких хайлайтах спонсоры готовы платить намного больше.
Поэтому я надеюсь, что уже этой осенью мы сможем снова ходить не только в гастромаркеты, торговые центры, на концерты любимых групп и матчи любимых команд, но и на крутые киберспортивные турниры. Шанс открыть для себя киберспорт как раз есть!
* * *
Подписывайтесь на блог Романа Дворянкина и ждите новых постов про киберспортивный бизнес!
* * *
Еще три важных материала Cyber.sports.ru про деньги в киберспорте:
Вот этого не хватает киберспортивной журналистике - больших плотных разборов, анализов проблем и игр в том числе. А по большей части мы имеем вот эти новости с одной или двумя строчками текста, включая заголовок.
В общем большое спасибо!