Почему Лига Легенд не станет киберспортом, а Дота станет
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Давайте честно — не все игры, по которым идут соревнования, можно назвать киберспортом. Но как понять? Оттолкнёмся от подобного, на какие виды спорта больше всего походят нынешние игры. С гневом отмету поедание сосисок. Скорее, тут что-то вроде хоккея или баскетбола: по пять человек на поле, зрелищность и соревновательность. Но вроде, и у ЛоЛа, и у Доты с этим всё впорядке, тогда чего же я вычеркнул лидера рынка из списка?
На эту мысль меня натолкнул сегодняшняя лента комментариев к этому посту Сибирь спорта. Вкратце — там обсуждают разные модели монетизации у Доты и ЛоЛа. Лига Легенд заинтересована добавлять новых героев и постоянно дисбалансить игру — у них монетизация на продажах чемпионов и метовые или новые герои продаются хорошо. Скандал с ребалансами у всех на слуху. А Дота тихонько идёт к 50% побед/поражений на всём пуле героев и каждый новый в таких условиях станет настоящей катастрофой. Потому и добавляют редко.
Любой здравомыслящий читатель должен сказать мне : «И чо?!». И будет совершенно прав — до спорта я ещё не дошёл, но уже близко. Для начала, что такое по настоящему успешный спорт, какой первый пример в голову приходит? Для меня это баскетбол в североамериканской интерпретации. Какая формула успеха у этого спорта? Ответ в видео:
По уму, надо было вставить видео с Майклом Джорданом, именно тогда НБА превратилось в суперорганизацию. Но видео тогда было паршивым, а мне нужно, чтобы вы обратили внимание на пару мелочей. Ну, что увидели? Вот что увидел я:
- Игра сама по себе понятная и правила в ней меняются редко. Но есть некоторые люди, которые творят в ней невообразимые вещи.
- Невообразимые вещи — результат таланта, генетики и труда.
- Люди, которые творят в игре невообразимые вещи, самое интересное в игре. Не новые правила и баланс сил (это интересно, но второстепенно).
- Люди, которые смотрят на невообразимые вещи и приносят лиге невообразимые прибыли, вряд ли берут баскетбольный мяч чаще раза в год.
Короче говоря, НБА не зарабатывает на баскетболистах. Она зарабатывает на интересной игре и звёздах. И так будет куда ни плюнь: футбол, хоккей, бейсбол и биатлон. Спорт зарабатывает и развивается не за счёт игроков, а за счёт зрителей. Сейчас в киберспорте этого помоему никто не понимает. CS:GO с видом от первого лица и бешенной динамикой, Rocket League со своим непонятным геймплеем. Далее по списку — все они интересны для игроков.
MOBA игры держатся особняком, смотреть их довольно интересно и полному профану за счёт неторопливости и вида от третьего лица (баскетбол мы тоже смотрим от третьего лица). Зрители здесь могут появится и, наверное, появились, раз уж я смотрю Доту, но не играю в неё. Тут и кроется демон Лиги Легенд — они не будут балансировать игру до идеала. Их модель диктует им другое поведение: регулярное усиление некоторых героев, дисбаланс, который мотивирует людей на покупки. Дисбаланс совсем неплох, игра постоянно открывается с новых сторон, становится интереснее. Но смотрибельнее ли?
Над Дотой же не висит меч монетизации, она хорошо зарабатывает на «шапках», билетах и компендиуме. Прошлый International, например, был весьма интересным, потому что Айсфрог нащупал (вроде бы) баланс. Сколько героев не пикали на турнире? 5? 6? Это из 111 штук. И дота растёт на киберспорте: аж на 18% выручки к 2015 году.
Для стороннего наблюдателя ситуация выглядит так: в ЛоЛ интереснее играть и он прекрасно монетизирует этот интерес, а Дота станет (должна стать) киберспортивным гигантом. У неё должны быть гигантские рекламные контракты (Coca-Cola, а не Intel с G2A), звёзды и болельщики, которые даже Стим не устанавливали. У неё великолепное будущее, если Valve всё не просрёт (как обычно).
Как всё на свете не просрать, читайте в следующей серии.
Если мы убираем Риот, то турниры по ЛоЛу прекратятся. С Дотой такая же ситуация на сегодня. Для Риот турнир — это такая BTL акция. Другими словами, если они считают отдачу от инвестиций от чемпионата, то это не спорт, а маркетинг (хотя очень и очень похожий).
Я о том и веду речь, у Доты есть шанс состоятся как спорту, то есть в какой-то момент Дота сможет стать абсолютно бесплатной (вместе с шапками и исходными кодами) и зарабатывать именно как зрелищный вид спорта, где не игроки несут деньги, а зрители. Турнирный ЛоЛ никогда не станет самостоятельным и будет существовать, пока обычный ЛоЛ приносит деньги.
Вполне вероятно, что недопонимание происходит на уровне словаря. Если смотреть на киберспорт, как состязательное шоу, то вы, Георгий, правы. Если смотреть на киберспорт как на самостоятельный от игры бизнес, то вроде как, я прав. Но писать заголовок, типа : « Почему киберспортивный ЛоЛ не станет самостоятельным, а у Доты станет» — глупо. Как иначе я соберу классы на этом сайте =)