«Дурачье – как младший брат. Иногда приходится его отчитывать, но он хороший». Интервью с тренером GG

Галеев поговорил с Аске Ларсеном.

Удивительно, но о тренере, который выиграл все мейджоры сезона, в интернете практически нет информации. Так что интервью с Cy, тренером Gaimin Gladiators, стало для меня целью №1 на BetBoom Dacha. Мы смогли найти час свободного времени лишь в 2 ночи, после серии с TSM, но оно того стоило. За это время мы обсудили его камбэк в киберспорт с 2015 года, обязанности в команде, подготовку к мейджорам и немного – тиммейтов.

Подпишись на наш телеграм про киберспорт. Все новости и инсайды там!

– Ты не играл в соревновательную Доту с 2015-го. Как ты решил начать тренерскую карьеру после 7 лет перерыва?

– Это хороший вопрос. Даже тогда, в 2015 году, когда я играл в компетитив, я не был топовым про или что-то в этом роде. Я играл в тир-2 командах, разных стаках и так далее. 

Сейчас мне 27. А тогда мне было 17-19 лет, и я действительно очень старался. Но дело в том, что в какой-то момент в твоей жизни появляется что-то другое. Я учился, ушел из дома – это более простая жизнь, но тебе нужно искать работу. Другие приоритеты: я начал заниматься бизнесом и полностью посвятил себя ему.

Но я всегда играл паблики, у меня были друзья в Доте: я знал, например, Эйса, который играет в нашей команде. И последние несколько лет мы играли в пабах вместе, а поскольку он начал играть с Тофу – я тоже часто играл с Тофу. И всегда общался с ними в Дискорде в свободное время. Так что я все еще оставался связан с Дотой и не то чтобы потерял все, что я помню об этой игре.

После предыдущего сезона им понадобился новый тренер, и я предложил себя. Они об этом разговаривали и я беззастенчиво сказал Эйсу, что они должны рассмотреть мою кандидатуру, потому что я думаю, что могу привнести в команду что-то хорошее.

Он сказал, что согласен, при этом уточнив, что, так как мы друзья, его взгляд может быть не совсем объективен. Он сказал: «Я поговорю с кем-нибудь из команды», – и организовал встречу. Я поговорил на ней с Селери и Тофу, потому что Квинн тоже был новичком в команде, и он не так много говорит. А Антон... Вообще-то говоря, Дурачью было просто пофиг [смеется].

У меня было с ними небольшое собеседование, которое длилось пять часов посреди ночи. Помню, что на следующий день мне нужно было идти на работу [смеется)]. Я очень устал, но это того стоило, потому что они в итоге предложили стать их тренером. Я был очень рад этому.

– Что вы обсуждали в течение этих пяти часов?

– За это время мы обсудили очень многое. Прежде всего, мы много говорили о майндсете. В основном, чтобы понять, как я впишусь в команду, потому что в ней очень демократичное мышление по поводу чего-либо чего-либо, и что мы считаем хорошим. Каждый имеет свое мнение по любому поводу. Нет такого, что если ты играешь на оффлейне, то не можешь ничего сказать о миде или что-то в этом роде. Не так, что я должен знать все и никто не может сказать мне «нет», потому что я тренер – в нашей команде такого нет.

Они хотели кого-то с похожим мышлением, того, кто очень логично рассуждает об игре. Так что если кто-то приводит хороший аргумент – вы должны верить этому аргументу, потому что он имеет смысл. А не только потому, что кто-то «босс» или что-то в этом роде.

Потом они говорили о каких-то конкретных сценариях: «Как бы я поступил в этом конкретном случае? А в этом?», – и так далее. А потом мы просто много говорили (наверное, большую часть времени, часа 3-4) о Доте, просто о Доте. Об игровых вещах, таких как сборки и стартовые закупы. Я помню этот момент: «Вот как ты закупаешься? Gauntlets на силовых героях...» Мы долго говорили о стартовых закупах.

И мы просто обсуждали всякие геймплейные вещи. И все прошло очень гладко, я очень хорошо стакнулся с Селери и Тофу. Честно говоря, это было очень естественно – стать частью команды. Я чувствую, что отлично влился.

– Если не секрет, чем ты занимался до Gaimin Gladiators?

– У меня было что-то вроде команды в компании. В основном я занимался управлением людьми, руководил ими. Думаю, я многое почерпнул из своего реального жизненного опыта, чтобы привнести его в команду. Так что я не только имею опыт игры в Доту и просто хорош в игре. Я думаю, что я умею общаться с людьми, особенно когда речь идет о работе.

Люди могут быть очень разными. В нашей команде, например, люди очень разные. У меня один подход, например, когда я разговариваю с Селери, и другой, когда я разговариваю с Антоном, потому что эти два человека очень разные. Но мне все равно нужно от них одно и то же: мне нужно, чтобы они были счастливы, чтобы они чувствовали себя хорошо от того, как мы играем, и были уверены в себе. Разный подход к обоим – кому-то нужно больше, чем другому, например, поговорить, помочь и так далее. Я думаю, я привнес с собой много навыков мышления.

– Кстати, где и когда ты познакомился с Эйсом?

– Точно не помню, думаю, в 2018-м или 2019 году. Мы с Эйсом оба датчане, а датских игроков в Доту не так много, как, например, русских. Особенно если брать рейтинг Immortal или очень высокий рейтинг.

Мы играли пати впятером, и Эйс всегда играл на смурфах. Сейчас уже нет, но раньше он так делал. Эйс играл на каком-то смурфе, и я против него раньше часто попадался, но не был с ним знаком. Он мало говорил в Дискорде, когда мы играли в пати. Он просто играл на миде и жестко разваливал. И я подумал: «Этот парень довольно хорош. Я не знаю, кто это, но он точно хорош».

Естественно, я стал играть с ним больше и добавил его в друзья. В Дискорде он тоже не был подписан как «Эйс», не помню, как – как-то иначе. Поэтому я не задумывался об этом. И вот однажды кто-то сказал ему что-то вроде «Эйс», когда мы разговаривали, и я все понял. Я такой: «Ты что, Эйс?», – а он такой: «Ну да-а-а». И я такой: «Оке-е-е-ей» [смеется]. 

Мы очень хорошо стакнулись, у нас были очень похожие взгляды на игру, на то, как нам нравится игра и как в нее играть. И творческий подход к делу: тогда мы много чего придумывали, например, играли мидовым Котлом. Тогда это было очень ново, и мы начали это делать, потому что Котел был напрочь сломан. Мы любим много изобретать и придумывать – мы много этим занимались. Мы постоянно говорили про Доту. Так что да, мы знакомы уже несколько лет.

– До того, как вы с Квинном пришли в Gaimin Gladiators, это была сильная, но все же тир-2 команда. Какие проблемы и слабые места ты заметил, когда пришел в команду?

– Я не знаю, как было до меня. Я знаю, что у них было иное взаимодействие с тренером [Кибер: раньше тренером Gladiators был ImmortalFaith] и прочими вещами. И, зная игроков сейчас, я не думаю, что это им подходило.

В этом интервью Дурачье рассказывал о работе с ImmortalFaith и более жестком подходе

Еще я думаю, что Quinn – просто один из лучших игроков средней линии с точки зрения механики, и – особенно если мы говорим о мидерах – так и должно быть. Потому что мид – это так сложно, и есть огромное количество мелочей, которые имеют значение. Они определяют, сможете ли вы нормально играть или нет. Если вы проигрываете мид – команда не может нормально играть. Вы не можете никуда пойти, чтобы заганкать, вы не берете руны – игра просто становится очень тяжелой.

Я заметил, что для Квинна это было не так, когда мы только начали. Мы начали первый тур DPC, когда были в хорошей форме, и за это время мы сыграли очень много скримов. Я чувствую, что мы сильно улучшились, потому что в начале мы не были такой безумно хорошей командой, какой были в течение года. Это определенно пришло немного позже, я бы сказал, где-то после первого тура DPC.

Мы действительно развиваемся. В чем именно? Сложно сказать, потому что нам самим пришлось разбираться, как нам удобно играть вместе. Потому что Эйс, например, был керри и ему нравится фармить. Это очевидно, все это знают. Но хорошо и то, как он это делает: он не бывает супержадным, не идет в безопасную зону, где фармят керри. Да, он хочет быть большим, но при этом заигрывать наших героев и делать так, чтобы на карте что-то происходило. Вот как мы это понимаем для себя. И я думаю, что у нас это неплохо получается.

Но все же иногда выходят новые патчи, меняется карта – все это меняет то, как вы играете. Конечно, нам приходится снова и снова выяснять, как лучше играть. И это – главная вещь, которая нас объединяет. И из-за того, что в нашей команде все очень скилловые, это не вызывает проблем.

– А к какому типу тренеров ты себя относишь? Ты больше лидер, аналитик или голос со стороны? В чем твоя главная особенность?

– Я думаю, что больше всего я вовлечен в драфты. Думаю, одна из моих сильных сторон – понимание героев. Что хорошо? Когда? И почему это хорошо? Иногда мне кажется, что я это просто вижу. Это еще и потому, что я очень хорошо знаю своих игроков, знаю, как им нравится играть. Так что для меня это очень естественно. И я получаю много информации: например, Эйс рассказывает мне, какие герои ему нравятся, почему они хороши, когда они хороши и так далее. И мне нравится иногда спрашивать людей о том, что они считают хорошим. Я просто спрашиваю, например: «Эй, Дурачье, что ты думаешь о Гирокоптере?». Понятно, что герой очень хороший, но я спрашиваю вот так, просто чтобы понять: этот герой хороший для Антона или нет? Просто «что ты об этом думаешь?» и все.

И если Антон ответит: «Я думаю, что Гиро – мусор!» Я хочу его спросить: «Почему ты считаешь, что Гиро мусором?», «Что именно заставляет тебя считать, что Гиро – мусор?». И это помогает мне разобраться. Поэтому, когда мы драфтим, я могу лучше предлагать героев и понимать, какой драфт мы хотим. В этом я участвую больше всего.

За своими линиями игроки следят сами. Тофу и Эйс вместе смотрят на свой лейн, и если они плохо лейнят, то они сами решают, что делать. Я не могу читать Квинну лекции о том, как играть в миде – он гораздо лучший мидер, чем я. Так что он разбирается с трудностями довольно быстро. Люди в команде могут сами разобраться со своими линиями, это их опыт, они очень хорошие игроки. За это я спокоен.

– Если говорить о драфтах и о пуле героев. Можешь ли ты просто подойти, например, к Дурачью и сказать: «Эй, Антон, я заметил, что новая Урса с Октарином и Еулом просто сломана. Так что тебе стоит сыграть 15-20 пабов, а потом мы будем пикать Урсу на скримах и в официалках»?

– О, новый билд, да. Да, конечно, иногда так бывает. И не только у меня – мы все так говорит друг другу. Например, иногда я могу сказать Эйсу: «Я заметил, что в моих пабах Кентавр всегда тащит. Вот я смотрю пабы – он всегда тащит. Думаю, этот герой может снова быть хорош». А затем: «Ты должен попробовать его в паблике». И Эйс такой: «Хорошо, я попробую».

Или, если он не уверен, если он мне не доверяет, он может спросить: «Почему он тащит? Почему он крут? Что именно ты подметил?» Вот так это происходит в нашей команде. И кое-кто вероятно скажет: «Бро, мне пофиг, бла-бла-бла, я хочу играть на Гуле» [смеется]. Ты можешь сказать так в нашей команде, и вот в чем дело: ты должен понимать, хорошо ли что-то работает или нет. И надо пойти поиграть и понять.

– Поправь меня, если я ошибаюсь: у тебя сейчас где-то около 8K MMR?

– Да, что-то вроде того.

– Сколько пабов в неделю ты обычно играешь?

– На самом деле я играю довольно много: может, 30-40 пабов в неделю. Я люблю играть пабы, мне вообще нравится матчмейкинг.

– Как ты считаешь, должен ли тренер в Доте много играть матчмейкинг или достаточно просто наблюдать за игрой других и игрой команды?

– В каждой команде по-разному. Может, это зависит от того, какой ты тренер. Я могу говорить только за себя: мой ранг не так высок, как, например, у моих тиммейтов, поэтому я играю не в самых лучших пабликах. Но это все равно дает мне представление о том, в каком состоянии герои – это все те же герои. Конечно, некоторые герои лучше в пабликах, но это также дает мне понимание, хороши ли герои или нет в целом. Или, например, если есть какие-то матчапы, которые изменились и стали необычными – я остаюсь в курсе всего этого. Я думаю, что важно играть паблики и важно смотреть игры, смотреть много соревновательной Доты. Иногда я смотрю как разные про-игроки играют в пабах, наблюдаю за ними в Доте или смотрю видосики на YouTube. Да, я думаю, что нужно делать все это.

Я также считаю, что важно думать о том, как ты разговариваешь с игроками каждый день, какие слова используешь. Это мелочь, и, может быть, кто-то думает, что это не важно, но уверен в обратном.

– Gaimin Gladiators выиграли почти все турниры в этом году. Было ли легче или, может быть, труднее готовиться к каждому последующему турниру, зная, что вы – топ-1 команда?

– Определенно становилось все страннее и страннее. Мы выиграли Лиму и такие: «О, это здорово». Никто этого не ожидал: «О, вау, мы сделали это!». Мы были очень счастливы, очень горды собой. А потом мы играем Dreamleague, помню, что мы действительно разваливали эту Дримлигу, и Valve выпустила большой патч прямо перед финалом. И мы стали снова работать под нагрузкой. Это помогло нам понять, что мы уже не такие сильные. Да, может быть, люди говорили, что мы фавориты, но такой большой патч изменил наш майндсет, так что реакция [на победу в Дримлиге] была: «Окей, мы снова выиграли, здорово».

Мы чувствовали, что неплохо разобрались во всем, и на берлинском мейджоре были очень уверены в себе. После того как мы сыграли групповой этап, я подумал: «Чувствую, что мы выиграем этот турнир». Я бы никогда не сказал этого своей команде на турнире, но я это чувствовал. Я не знаю, просто у меня это было в голове. Было чувство вроде: «Не думаю, что кто-то может нас сейчас победить». Нет, некоторые команды пытались и очень серьезно, но я думаю, что мы в Берлине были очень сильны. Мейджор не был для нас проблемой.

А вот следующий сезон Dreamleague стал реальной проверкой. Сложность была в том, что люди устали от большого количества игр, а также в том, что когда ты выигрываешь турниры, то играешь каждый день. Если ты не выходишь из группы – то ты получаешь отпуск, верно? Или вы едете домой и можете просто отдохнуть. У нас такого не было: мы приезжаем домой, несколько дней отдыхаем, а потом Dreamleague или DPC, или что-то в этом роде.

Это очень большое напряжение, и люди просто устают. Поэтому ты меньше играешь пабликов, меньше думаешь о Доте, меньше говоришь о Доте, меньше общаешься в Дискорде с командой и обсуждаешь ее.

Ты хочешь пойти выпить и немного расслабиться – это нормально, я это понимаю. И, естественно, ты будешь становиться хуже, потому что другие команды работают над тем, чтобы победить тебя. И чем больше ты побеждаешь, тем больше они смотрят на твои игры, чтобы понять, как ты играешь. И ваших героев нерфят, потому что вы выигрываете турниры – вот как это работает: ваших героев – лучших героев, с которыми вы победили, – нерфят. И это с нами случилось.

Мейджор на Бали стал для меня сюрпризом. Я думал: «Если мы это выиграем – будет здорово». И следующий сезон Dreamleague тоже. Мы играли в финале с BetBoom, прошли туда из нижней сетки. Проиграли BetBoom матч в переигровках за верхнюю сетку. Нам надо было просто в следующий раз играть лучше.

Потом мы выиграли, каким-то образом выиграли другие серии, а потом мы сыграли гранд-финал с BetBoom – все 5 карт. Я думаю, что это было очень весело наблюдать: интересные игры и немного хаотичные.

Было немного странное ощущение: может, мы не должны были побеждать? Мы наверняка так не доминировали, как на протяжении сезона, но я все равно был горд. А потом перед Бали я сказал: «Нам нужно вернуться к Берлину, к тому, как мы были сильны в Берлине, как было в Лиме». И я не думаю, что на Бали нам это удалось, но, тем не менее, мы достигли своей цели и выиграли турнир. Не поймите меня неправильно: мы по-прежнему играли очень хорошо, но я не думаю, что мы вернулись к той форме, какая была в Берлине.

Антон в какой-то момент вечером, перед тем как мы легли спать (я всегда живу с Антоном в одном номере, когда мы путешествуем), сказал: «Мы выиграем этот турнир. Я это чувствую». Я такой: «Бро, цыплят по осени считают». Но мы его все же выиграли.

А потом в Эр-Рияде мы наконец-то проиграли. Это показало, что, возможно, мы не выложились на полную, потому что перегорели. И кому-то нужно было сделать визу для TI и на все время перерыва остаться в Индонезии. У нас просто не было времени, и к тому же мы были очень измотаны. В итоге результат получился таким. Примерно так все и произошло.

–  Что вы чувствовали, когда вылетели с Riyadh Masters?

–  Конечно, мы не были счастливы, когда проиграли. Кроме того, это была потеря больших денег – конечно, это тоже имеет значение. Но я не был супергрустным, не плакал или что-то в этом роде – это просто проигрыш. 

Меня это не устраивало, потому что я чувствовал, что мы достаточно хорошая команда: мы могли выиграть этот турнир, я искренне верил в это. Если бы мы разобрались с некоторыми моментами... Если бы раньше поняли некоторые вещи, я уверен, что мы могли бы выиграть турнир. Но что есть, то есть – надо просто отправляться на следующий турнир.

– Какая команда для тебя сложнейшая в плане подготовки к драфту?

– Это сложно... Мне почему-то не нравится... Tundra? Не уверен... Иногда ты знаешь, что будет дальше, но когда они в своей лучшей форме, то они очень быстро все понимают – я думаю, они очень умные. Ты можешь почувствовать это, когда драфтишь с ними: у них есть идея, они знают, что делают. Они не просто выбирают каких-то рандомных или плохих героев, плохие матчапы.

И даже если вы знаете, например, 33. У него есть свои герои, и он немного чередует их в зависимости от патча, и вы знаете, что ему нравится играть, но все равно... Он будет играть, и даже если мы сильно его прижмем, то у него все равно будет игра. Tundra бывает довольно надоедливой.

Но в остальном я чувствую себя довольно спокойно, готовясь ко всем. Драфт – это просто то, насколько вы облегчаете игру для себя. Теоретически вы можете выиграть любым драфтом, но все дело в том, насколько легко это будет сделать. Это не конец света, если вы ошибетесь в чем-то: например, залетит какой-нибудь Meepо на ластпик в хорошую игру... 

– Почему Liquid выглядит такой непобедимой ровно до встречи с вами?

– Не знаю, мне кажется, наш стиль игры... Это как с Team Spirit: я думаю, что у нас всегда хороший матчап с Team Spirit. Всякий раз, когда мы встречаемся со Spirit, я чувствую себя очень уверенно. Liquid играют очень агрессивно, в высоком темпе, они набирают много магического урона и тому подобного.

Вообще, мне нравится драфтить против Liquid, я чувствую, что мы их очень хорошо знаем. И не только я, но и все мои игроки: они знают их очень хорошо. Как нам лучше сыграть против Liquid и тому подобное. Они, конечно, могут обыграть нас, Liquid – очень-очень хорошая команда. У них есть такой надоедливый Monkey King, которого все видели, Эйс не любит против него играть. Micke – очень хороший Monkey King.

А еще они могут играть на рандоме: Micke может сыграть любым керри, если он действительно считает его хорошим. На мейджоре на Бали в финале они сыграли Виспом и Лешраком в легкой. Я этого вообще не ожидал, и это сработало для них в той игре.

– Знал, что на всех турнирах Gaimin Gladiators – лучшая команда по количеству стаков?

– Да!

– Как вам пришла в голову идея много стакать? Это было сделано специально?

– Нет, не то чтобы мы все сели и сказали: «Ребята, нам надо стакать кемпы!» Это не так. Скорее, нам не нравится, когда Дота кажется противоестественной. Допустим, вы играете на миде, и все говорят вам: «ТП! ТП! Прилети, заганкай!» Но ты не хочешь этого делать: это плохо для твоего героя: не то, что он должен делать в игре. Вот такое нам не нравится.

Когда мы хорошо играем и разбираемся во всех вещах, стаки как бы сами собой возникают в связи с таймингом наших перемещений по карте. Это не что-то особенное, на чем мы фокусируемся, но, конечно, мы немного думаем об этом. Я думаю, каждая команда так делает. Вот и все. И потом, если вы находите возможности подстакать – это хорошо.

– Есть ли у тебя тренеры, может быть, не из Доты, а из других видов спорта, которые служат для тебя примером?

– Я не думаю, что у меня есть кто-то такой. Я встречал много Дота-тренеров в разных командах, и они очень хорошие, мне нравится с ними иногда общаться. В том числе и потому, что у нас немного уникальное положение: не все мы так хороши, как те игроки, которые есть у нас в командах. Но сейчас я бы не сказал, что есть какие-то очень вдохновляющие тренеры или что-то в этом роде... Нет, я бы так не сказал.

– Последний вопрос: можешь ли ты одним предложением описать каждого игрока своей команды?

– Да, я могу это сделать. Quinn – уморительный, он очень-очень смешной. Больше смешной, чем злой, однозначно.

Дурачье, Антон... Антон – это как младший брат, которого у меня никогда не было. В нем чувствуется что-то от младшего брата. Иногда приходится его отчитывать, но он очень хороший и знает это.

Seleri – суперумный, он обыграет меня в шахматы в любой день недели, и еще он очень хороший парень.

– Часто играешь в шахматы?

– Сейчас уже не играю, в детстве играл много. Но Селери очень-очень хорошо играет в шахматы, он просто очень умный. Но я люблю играть в шахматы, это весело.

Ace – большой стоик, но в то же время очень рассудительный, очень умный и хороший собеседник.

А еще у нас есть мой мальчик Tofu. Тофу очень дерзкий, веселый и очень хорошо играет. Очень-очень хорошо играет в Доту, он очень умный и очень-очень творческий. 

* * *

Бир-понг, тусовки и ночи без сна. Как я провел сентябрь на Бетбум Даче

«Я хочу выигрывать турниры, а не приезжать на них». Говорим с Пуппеем!

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Daily Oracle
+18
6 комментариев
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Вы не поняли комментарий...
- Вы не поняли жизнь.
Этим фанатом был Роман Галеев.
+5
0
+5
как всегда генивально, Роман Галеев! Я ваш кумир ;)
+5
-2
+3
Кумир это Роман Галеев, а ты фанат
Вы не поняли комментарий...
+3
0
+3
Cy-: *давит 30-40 пабликов в неделю*
Boolk: "и так сойдет"
+3
0
+3
как всегда генивально, Роман Галеев! Я ваш кумир ;)
Кумир это Роман Галеев, а ты фанат
+1
-1
0
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий

Новости