Интервью с совладельцем FISSURE: привел Стрейнджера в Empire, променял StarCraft на завод, мейджор – только начало
Роман Галеев узнал все о новых владельцах прав на мейджор.
«Кто такая FISSURE?» «Какой стрим мейджора нас ждет?» – вот какие вопросы пронеслись у всех, кто увидел анонс нового владельца прав на трансляцию на русском языке. Глава раздела Доты на Кибере Роман Галеев взял интервью у совладельца FISSURE Андрея Михеева и узнал:
• Зачем компании из Восточной Европы проводить турниры в Америке?
• Почему FISSURE не удалось купить права на DPC?
• Как Михеев пригласил Стрейнджера в Team Empire и тащил за Империю в Старкрафте.
• Почему променял StarCraft на завод (буквально) и затем вернулся в киберспорт?
– До вашего анонса о компании FISSURE практически никто ничего не слышал, интернет тоже не помогает. Давай познакомим тебя и компанию с читателями. Кто вы и откуда?
– Привет, я со-владелец казахстанской компании FISSURE. FISSURE – это международный киберспортивный проект, открытый в мае этого года. У нее два ключевых направления:
- Услуги по продакшну.
- Услуги по организации турниров и спецпроектов.
Все это – на международном уровне.
– Те немногие, кто следят за всеми турнирами, знают, что FISSURE – организатор турнира THUNDERPICK BITCOIN SERIES DOTA 2 для Северной и Южных Америк. Почему вдруг обратились к этим регионам?
– Ответ крайне простой. Почти все тир-2 турниры существуют за счет беттинговых компаний. Они и определяют, в каком регионе пройдет турнир. Если российским беттингам интересны турниры для российской аудитории, то международные сами определяют, где у них интерес. Компания THUNDERPICK тестировала Европу, сейчас начали американский регион проверять.
– Насколько сложно организовать турнир для региона в тысячах километрах от компании?
– Организовать турнир легко. Во многом благодаря тому, что мы знали всех нужных нам людей. Продакшн мы формируем своими силами и отправляем клин-фид непосредственно комментаторам. Мы работаем с BTS через их каналы, но весь продакшн на нас, они только комментируют.
Все, что касается спортивной части – тут важно лишь знание английского языка и наличие контактов команд. У нас большинство этих контактов было, какие-то спросили у других. Весь маркетинг и промо делались при участии THUNDERPICK. Мы предлагаем инструменты, а они уже определяют, что и как рекламировать.
– Как пришло желание получить права на мейджор? Были ли попытки до этого?
– Освещение мейджора – моя мечта и мечта моих партнеров. По CS мы, в принципе, турниры с тир-1 командами комментировали. Flashpoint, V4 Future eSports Festival, Funspark ULTI 2020 и iBUYPOWER Masters.
По Доте был только Galaxy Battle, и его тогда лишили статуса мейджора. Наш гештальт не был закрыт. Мы всегда хотели мейджор по Доте.
Мы договаривались с Beyond The Summit по поводу освещения THUNDERPICK на английском языке. Во время переговоров зашла речь о правах на DPC.
– На тот, который прошел недавно?
– Да. Сложив все паззлы, мы с моим партнером по FISSURE Николаем Весниным поняли, что в текущей ситуации на рынке у нас появляется уникальная возможность включиться в борьбу за права. Прогнозы были разные: никто не знал, что получится. Для нас это точно такой же приятный сюрприз.
– Это о вас NS рассказывал, что вы почти приобрели права на DPC?
– Да, мы говорили тогда с NS – теоретический состав кастеров укомплектовывали и связались с ним. Оттуда у него эта информация и появилась.
– Что помешало?
– Там были крайне сжатые сроки тендера и ряд мелких причин. По итогу, мы сделали оффер, который оказался менее привлекательным, чем у Maincast. Тут никакой магии не было.
– Чем еще занимается FISSURE, о чем мы не знаем?
– Сейчас мы на стадии подписания контракта с международным видеогигантом по обслуживанию и развитию их игрового направления. Уже готовимся к первому проекту. Подробнее сказать, увы, не могу.
Изначально компания «Фиссура» создавалась для работы с зарубежными заказчиками.
– Мы с тобой говорим, и при этом я говорю «FISSURE», а ты – «Фиссура». Как вы себя сами будете позиционировать на российском рынке?
– Хороший вопрос! (смеется). Прямо сейчас у меня нет ответа. Изначально мы видели себя только как FISSURE, потому что планировали работать на международном рынке. Вряд ли бы меня поняли, если бы я сказал «Фиссура». Мы будем стремиться к единому варианту «FISSURE», но, мне кажется, в народ уйдет «Фиссура». Люди читают слова на английском по-русски.
– В Доте все говорят «Фиссура».
– Может быть, поэтому я и сам говорю «Фиссура»?
– Освещение мейджора требует огромных человеческих усилий. Традиция киберспорта в Восточной Европе велит держать большое число талантов на контрактах, но это не ваша история. Как вы формируете список талантов?
– Я могу сказать так: список практически сформирован, но мы его анонсируем чуть позже. От себя могу сказать, что в трансляции примет участие ряд медийных личностей, в том числе таланты The International.
– А как насчет людей за кадром? Режиссеры трансляции, операторы, гримеры и так далее.
– В команду продакшна мы собрали людей из компаний-подрядчиков, с которыми работали долгие годы. У всей команды за плечами опыт разных тир-1 и тир-2 трансляций по всему миру. FISSURE выходила на рынок именно с продакшном. Для нас это самый простой вопрос, мы за него не переживали.
– Какие турниры именно ты имел в виду под тир-1 и тир-2 трансляциями?
– В 2018 году проходил FACEIT Major в CS. Тогда стриминг Douyu.tv выкупил права на освещение. В Китае своя фишка: там сама платформа выкупает клин-фид и дает всем контент-мейкерам, чтобы было как можно больше людей. И вот эти контент-мейкеры заказали у нас продакшн.
Помимо этого: LAN-турнир WCG под ключ организовывали и WESG. Там с 2018 по 2020 год мы полностью организовывали онлайн-квалификации для тех, у кого нет LAN-отборов. Более 50 стран и освещение на десяти языках.
– Одна из загадок над которой борются студии по всему миру – как увлечь зрителя в перерывах между матчами. Кто-то делает акцент на аналитике, другие – на развлечении. Как ты представляешь себе идеальную послематчевую студию?
– Идеальная послематчевая студия – это то, о чем я готов подробнее говорить на нашем следующем крупном ивенте. На эту трансляцию мы подготовили небольшие фишки, но искушенного зрителя ими не удивить.
– Как это обычно бывает с громкими инфоповодами, вокруг вас сразу появились слухи. Давай обсудим пару. Первый: официальная трансляция будет идти не на Twitch.
– Трансляция будет на Twitch и VK. С другими платформами у нас финального соглашения нет, но могу сказать точно, что на Twitch будет трансляция.
– Марк Авербух утверждает, что нашел сумму контракта на права – 280 тысяч долларов. Можешь подтвердить или опровергнуть?
– Мы в принципе никакие коммерческие истории не комментируем.
– В любом случае, права на мейджор – дорогая роскошь. За счет чего компания смогла совершить резкий скачок от проведения тир-2 турнира для Америки до мейджора?
– Нам удалось договориться с сильным партнером BetBoom – и вместе мы хотим повышать уровень освещения киберспортивных мероприятий.
* * *
– Как ты пришел в киберспорт?
– Я играл в шахматы, ходил в секцию. Потом вышел StarCraft – тоже стратегия, и она меня зацепила. На WCG2008 по России занял 9-16 место. Потом – студенчество, пьянки, гулянки… К киберспорту вообще не прикасался, да и StarCraft умирал. Когда вышел StarCraft 2, я вернулся и вошел в лидеры.
Тогда только формировалась Team Empire. В тот момент Саша Stranger менеджерил какую-то команду по Варкрафту, и я пригласил его стать менеджером в Империю, а Empire взяла меня капитаном. Я выступал за них два года, на WCG2011 занял 5-8 место и понял, что стриминг это мое. На тот момент меня смотрело от двух до четырех тысяч зрителей, правда, тогда не было никакой монетизации, а мне было уже 23 года на тот момент – понял, что нужны деньги. Пошел на завод.
– Метафорически или в прямом смысле?
– В прямом. Я по специальности инженер-конструктор, 2,5 года отпахал на заводе и параллельно ФКС России начала делать турниры в регионах. Мне надо было попасть на ЧР по киберспорту, и я организовал в Кирове турнир в компьютерном клубе. Знаешь, такая игровуха советская. Понял: «Блин, а это мне тоже нравится!». Уже не как игрок, а как организатор. В какой-то момент принял решение уйти с завода и заниматься тем, что мне нравится за меньшие деньги. Зарплата была в киберспорте – 10 тысяч, на заводе 25 получал.
– История прекрасная, но в ней – ни слова о Доте. Следишь ли ты за киберспортивной Дотой, играешь ли сам?
– Я большой фанат Доты. У меня сейчас Божество 4, и я планирую до конца года апнуть Титана. Помимо этого, мне удалось съездить на один The International. Мой партнер Николай Веснин такой же любитель Доты. Куча шмоток ненужных на героев, у меня есть фигурка Шейкера, сделанный под заказ. Собственно, название «Фиссура» родилось из любви к Доте.
Из трансляций я обычно смотрю только топовые матчи. Все-таки, у меня есть ребенок, бизнес и другие увлечения. Мотоциклы люблю и в волейбол активно играю. Кстати, Дота круче Старкрафта. Пусть старкрафтеры сгорят.
– Чем?
– В Старкрафте много лишних механик. Там крайне важен APM, а Дота ведь тоже экономическая игра. Я вообще считаю (и спорю со всеми по этому поводу), что Дота – RTS, а не как там… MOBA. Это чисто стратегия в реальном времени. Она выросла из Варкрафта и построена на тех же принципах экономики и прокачки героя, что и в Варкрафте. Для меня это следующий уровень RTS. Выделили в отдельный жанр? Ну, ладно.
* * *
– Мейджор – единичная история, или готовы бороться за DPC и другие мейджоры? А TI?
– В принципе, с учетом того, что мы боролись за предыдущие DPC, то, помимо основной деятельности «Фиссуры», мы полноценно включаемся в борьбу за все права. Могу сказать, что у наших партнеров тоже серьезный настрой.
– Среди зрителей крайне популярны «коммьюнити-стримы» – некоторые студии спокойно к ним относятся, другие буквально открывают против них крестовые походы. Видишь ли ты проблему в стримерах, отбирающих десятки тысяч зрителей?
– Сейчас есть сложившаяся история. Комьюнити-стримеры – это факт. Так живет Дота. Когда ты планируешь турнир, ты обязан брать это в расчет. Так что мы спокойно относимся к трансляциям, которые будут следовать правилам PGL. Если будут нарушители, мы будем применять санкции.
– Чем каст мейджора от FISSURE будет отличаться от других?
– Я скажу так. Вся наша команда – фанаты Доты. Мы делаем такой каст, который сами бы хотели смотреть.
Вот например, система пиков и банов на стриме. Баны обычно очень мелкие на экране, их плохо видно, особенно – с мобильных устройств. Мы сейчас на THUNDERPICK сделали свою систему пиков и банов, и там мы вроде бы решили этот вопрос.
Тут какие-то различия трудно назвать, да и я сам не все детали знаю, которые реализует команда продакшна, могу лишь сказать: приходите на эфир 4 августа и оцените сами! Делитесь обратной связью (change@fissure.pro) и вместе мы сделаем трансляции лучше.
– Какой ты видишь компанию через год?
– У нас есть глобальная цель: чтобы каждый пользователь наших продуктов, когда узнавал, что мы отвечаем за турнир или другой киберспортивный продукт, радовался бы этой новости.
Мы запускаем шоу по Доте «На фонтане»! Первый выпуск – о мейджоре в Арлингтоне